85
Оставить комментарий Распечатать

Негосударственные пенсии избавят от двойного НДФЛ

Размер шрифта:
Поправки, подготовленные Правительством РФ, касаются взносов в негосударственные пенсионные фонды, внесенных до 2005 года.

Пенсионные взносы, перечисленные работодателями в негосударственные пенсионные фонды за своих сотрудников до 1 января 2005 года, освободят от налога на доходы физических лиц. Соответствующий законопроект поступил на рассмотрение Государственной Думы РФ. Документ устанавливает, что НДФЛ, удержанный со взносов, подлежит возврату.

Проект закона разработан в соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ. Судебная инстанция, разбирая жалобу пенсионера, обнаружила, что положения статьи 213.1 Налогового кодекса РФ не соответствуют Конституции. Изменения законодательства, вступившие в силу с 1 января 2005 года, привели к двойному налогообложению. В постановлении КС говорится:

… до 1 января 2005 года налогом на доходы физических лиц - если общая сумма платежей превышала пять тысяч рублей в год - облагались суммы пенсионных взносов, вносимые работодателями из своих средств в негосударственные пенсионные фонды в интересах физических лиц по договорам негосударственного пенсионного обеспечения. При этом пенсионные выплаты, которые получало физическое лицо от негосударственного пенсионного фонда, как следует из пункта 2 той же статьи в прежней редакции, при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц не учитывались.

С 1 января 2005 года порядок определения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц в отношении договоров негосударственного пенсионного обеспечения изменился: согласно пункту 1 статьи 213.1 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, не учитываются суммы пенсионных взносов.

Таким образом, с указанной даты пенсионные взносы, уплачиваемые за физических лиц их работодателями по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц не учитываются, а суммы пенсий, выплачиваемые негосударственным пенсионным фондом физическому лицу в таких случаях, в силу пункта 2 статьи 213.1 Налогового кодекса Российской Федерации подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.

На практике (об этом свидетельствуют представленные гражданином В.Н. Кононовым материалы) это приводит к тому, что выплачиваемые негосударственными пенсионными фондами после 1 января 2005 года суммы пенсий включаются в качестве дохода физического лица в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц, притом что пенсионные взносы в такие фонды из средств работодателей в период до 1 января 2005 года также облагались указанным налогом, который перечислялся в бюджет, т.е. налог на доходы физических лиц взимается и с пенсионных взносов, уплаченных до 1 января 2005 года, и с пенсионных выплат после указанной даты, в то время как реальный доход в виде сумм пенсионных выплат физическое лицо получает лишь один раз.

Законопроект, внесенный Правительством РФ, призван исправить сложившееся положение.

Напомним, Конституционный Суд — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Согласно статьям 79 и 80 закона «О Конституционном Суде РФ», его решение окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

Отметим, что пенсионная сфера в РФ регулируется следующими законами:

  • "О трудовых пенсиях в Российской Федерации",
  • "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования",
  • "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации",
  • "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования",
  • "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации",
  • "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".

Добавим, чтобы законопроект стал законом, его должно одобрить Федеральное Собрание и подписать — Президент РФ, после чего документ должен быть официально опубликован. Закон, поступивший на рассмотрение Госдумы, вступит в силу со дня официального опубликования.

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай