Национальный платежный совет предложил установить срок возврата денег на банковскую карту в случае отказа покупателя от приобретенного товара. Так, средства, уплаченные клиентом по карте, должны возвращаться в течение 10 дней. Об этом говорится в письме президента НПС Андрея Емелина, направленном заместителю министра финансов Алексею Моисееву и директору департамента финансовой политики Минфина Сергею Барсукову, пишет газета «Известия». Эксперт предложил внести изменения в законопроект, над которым сейчас работает Минфин. Глава НПС уверен, что новое требование станет стимулом для безналичных расчетов.
Как мы писали ранее, Минфин предложил обязать торговые организации устанавливать оборудование для безналичных расчетов с потребителями. Исключение будет сделано для микропредприятий. В пояснительной записке к проекту авторы отметили, что в настоящее время продавцы сами решают, принимать ли от потребителей оплату в безналичной форме. По мнению разработчиков, это нарушает положения статьи 861 Гражданского кодекса РФ, которая закрепляет за гражданами право производить расчеты наличными деньгами или в безналичном порядке.
Глава НПС поддерживает концепцию законопроекта. Однако он считает, что финансовое ведомство не учло существенный момент при разработке документа. Речь идет о сроке возврата средств, уплаченных клиентом безналичным путем, в случае отказа от приобретенного товара:
Если покупатель, расплатившийся картой, сдает товар, то возврат средств осуществляется на основании соответствующей квитанции на банковскую карту. При возврате товара не в день покупки операции по выдаче средств проходят в соответствии с заключенным между банком и торговой точкой договором эквайринга. Поскольку единый срок для операций по возврату средств на карту не установлен, клиент может ждать возврата денег в течение неопределенно долгого срока.
Эксперт убежден, что предложенный им 10-дневный срок возврата денег станет дополнительным стимулом для расширения массовых безналичных расчетов.
При этом ответственность за возврат средств на карту клиента будет нести торговая точка. У потребителя, решившего вернуть товар, в данном случае один контрагент — магазин, заявил Андрей Емелин. Неисполнение требований по возврату денег будет грозить штрафом в 5–10 тысяч рублей единовременно. Но если торговая точка незамедлительно отправила банку поручение, а тот задержал оплату, то продавец вправе требовать от кредитной организации возмещения убытков, как в претензионном порядке, так и через суд. Разбирательства в арбитраже, в свою очередь, грозят более серьезными издержками.
Как пишут «Известия», торговые сети и банки перекладывают вину за задержку возврата средств друг на друга.
Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин отметил, что проблема с возвратом средств на карту есть — клиенты порой ждут денег месяцами.
По словам представителя одной из крупный сетей, ответственность лежит на банках. Компания незамедлительно дает кредитным организациям поручение по возврату средств, и сроки перечисления целиком и полностью зависят от банков.
В то же время банкиры обвиняют в медлительности торговые сети. Начальник управления пластиковых карт «Абсолют банка» Анна Зайцева сказала:
Если в конце рабочего дня, когда был проведен возврат, сотрудники торговой точки не произвели операцию закрытия дня, то информация о возврате не поступит в банк. В результате клиент не получит возврат средств на карту.
По мнению вице-президента СМП-банка Елены Дворовых, вопросы, связанные с длительным сроком возврата торговой точкой средств, возникают в случае некорректных действий кассиров или продавцов.
Директор департамента банковских карт банка «Стройкредит» Александр Белышков заявил:
Банкам-эквайерам задержки уж точно невыгодны, поскольку в конечном итоге можно столкнуться с санкциями (в том числе — штрафами) платежной системы.
Защитники прав потребителей в этом споре на стороне банкиров. Председатель ОЗПП «Общественный контроль» Михаил Аншаков отметил:
В задержке возврата средств виноваты торговые точки: им выгодно, чтобы деньги клиентов как можно дольше находились в обороте. Поэтому гражданам дается обещание, что средства будут перечислены и соответствующее поручение банкам дано. Хотя на самом деле это не так. Логика продавцов сводится к тому, что клиент успокоится, если ему пообещают вернуть средства, и будет ждать сколько угодно.
Напомним, банковская сфера в РФ регулируется законами "О банках и банковской деятельности", "О Центральном Банке..." и другими правовыми актами.
Добавим, порядок расчетов с использованием платежных карт регулирует постановление Правительства от 06.05.2008 N 359.
Отметим, чтобы законопроект стал законом, его должно одобрить Федеральное Собрание и подписать — Президент РФ, после чего документ должен быть официально опубликован. Федеральные законы вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок.
"О Центральном Банке..."
"О банках и банковской деятельности"
Статья 861 ГК РФ. Наличные и безналичные расчеты
постановление Правительства от 06.05.2008 N 359