Предельную наценку на продукты питания первой необходимости могут ограничить. Её предложили зафиксировать на отметке 15%. В законодательстве может появиться постоянный механизм регулирования розничных цен на продовольствие. С такой инициативой выступили депутаты Госдумы от "Справедливой России". Сергей Миронов и Антон Беляков считают нужным скорректировать закон о торговле. В него народные избранники хотят добавить следующую норму:
На отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, торговая наценка устанавливается в размере не более 15% от цены реализации первому оптовому покупателю.
Соответствующий законопроект уже внесён в парламент. Разработчики отмечают, что сейчас власти могут заморозить цены лишь при их резком росте, и то на время. Другие механизмы для сдерживания розничных цен отсутствуют. Поэтому практически ничего не мешает спекулятивному повышению цен. Сейчас наценки достигают 100%, в несколько раз превышая европейские. И даже ФАС России недостаточно влияет на ситуацию, говорится в пояснительной записке:
На данный момент розничные наценки на продукты питания в Российской Федерации составляют до 100 процентов на отдельные группы товаров, а в среднем составляют 40-50 процентов, тогда как в странах ЕС этот показатель достигает максимум 25 процентов. Факты необоснованного повышения розничных цен на продукты питания российскими торговыми сетями уже неоднократно подтверждались в ходе проверок Федеральной антимонопольной службы России. Тем не менее, до сих пор в российском законодательстве отсутствуют какие-либо правовые механизмы ограничения торговых розничных наценок даже на социально значимые товары.
Пока действующая редакция Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» предусматривает лишь экстренные меры в виде «замораживания цен» на социально значимые товары в случае резкого их роста (часть 5 статьи 8), что не может служить постоянным механизмом регулирования рынка. Между тем, в мировой практике, как в странах ЕС, так и в США, цены на этот сегмент товаров находятся под жестким контролем государства на протяжении всей цепочки реализации товара.
Особенную актуальность проблема сдерживания розничных цен на продукты питания путем ограничения торговых наценок обретает в кризисные периоды, когда наравне с объективными экономическими факторами на процесс ценообразования на рынке потребительских товаров влияют и спекулятивные моменты. В качестве примера подобной ситуации можно привести гибель почти трети урожая зерновых в России вследствие аномальной жары летом 2010 года. Имевший место в указанном году во всех регионах России рост цен на муку, хлеб, крупы и молочную продукцию наглядно продемонстрировал неизбежность проявления также и спекулятивного фактора в виде наценок со стороны, как производителей, так и ритейлеров. Для предотвращения таких ситуаций у нас не создано никаких правовых механизмов, кроме проверок ФАС.
Напомним, основы государственного регулирования торговой деятельности в РФ определяет Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ. Он регламентирует отношения между органами государственной власти, местного самоуправления и хозяйствующими субъектами. Согласно ему, правительство может ограничивать на срок до 90 дней предельные розничные цены на важнейшие виды продовольственных товаров. Такое возможно в случае подорожания на 30% и более в течение месяца.
Перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости и порядок установления предельно допустимых розничных цен на них установило Правительство. В список социально значимых продуктов вошли:
- Говядина (кроме бескостного мяса)
- Свинина (кроме бескостного мяса)
- Баранина (кроме бескостного мяса)
- Куры (кроме куриных окорочков)
- Рыба мороженая неразделанная
- Масло сливочное
- Масло подсолнечное
- Молоко питьевое
- Яйца куриные
- Сахар-песок
- Соль поваренная пищевая
- Чай черный байховый
- Мука пшеничная
- Хлеб ржаной, ржано-пшеничный
- Хлеб и булочные изделия из пшеничной муки
- Рис шлифованный
- Пшено
- Крупа гречневая-ядрица
- Вермишель
- Картофель
- Капуста белокочанная свежая
- Лук репчатый
- Морковь
- Яблоки
Мы уже сообщали, что Госдума может ограничить размер торговых наценок на хлеб, молоко, мясо и некоторые другие товары. Для этого придётся исправить закон о торговле. Предлагалось ввести следующие ограничения:
...уровень предельных значений торговых наценок не может превышать для переработчиков — 15% от отпускной цены производителя сырья; для организаций оптовой торговли — 10% от отпускной цены производителя продовольственных товаров; для организаций розничной торговли, включая рынки — 15% от отпускной цены производителя продовольственных товаров или оптовой цены; для организаций общественного питания — 15% от отпускной цены производителя продовольственных товаров или оптовой цены.
Добавим, наказания за нарушения антимонопольных правил в торговле предусмотрены статьей 14.40 КоАП РФ. Штрафы достигают 5 млн рублей.
Чтобы законопроект о торговых наценках стал законом, его должно одобрить Федеральное Собрание и подписать — Президент РФ, после чего документ должен быть официально опубликован. Федеральные законы вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок.