173
Оставить комментарий Распечатать

Выкуп производителем скоропортящихся продуктов для их утилизации

Размер шрифта:
Как отразить в учете организации-производителя обратный выкуп для утилизации скоропортящихся продуктов по истечении срока их годности? Организация - производитель скоропортящейся пищевой продукции (салатов) поставляет в торговую сеть свою продукцию. Согласно договору поставки нереализованная продукция с истекшим сроком годности подлежит возврату по стоимости, соответствующей стоимости реализации данной продукции. После обратного выкупа данная продукция подлежит утилизации производителем. Организация реализовала торговой сети продукцию на сумму 29 500 руб. (в том числе НДС 4500 руб.). Фактическая себестоимость готовой продукции равна 20 000 руб., что соответствует сумме прямых расходов на ее изготовление в налоговом учете. По истечении срока годности организация приобрела обратно и оплатила свою продукцию на сумму 590 руб. (в том числе НДС 90 руб.).

Гражданско-правовые отношения

Оборот пищевых продуктов может осуществляться по договорам купли-продажи или поставки (ст. 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", параграфы 1, 3 гл. 30 Гражданского кодекса РФ).

ГК РФ не содержит прямой нормы о возврате поставщику не реализованного в течение срока годности товара.

Навязывать контрагенту условие о возврате поставщику продовольственных товаров, не проданных по истечении определенного срока, за исключением случаев, если возврат таких товаров допускается или предусмотрен законодательством РФ, запрещается (пп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации") <*>. В то же время, по мнению Федеральной антимонопольной службы, добровольное включение условия о возврате хозяйствующему субъекту, осуществившему поставки продовольственных товаров, товаров, не проданных по истечении определенного срока, не является нарушением запрета, установленного данной нормой Федерального закона N 381-ФЗ (Письмо ФАС России от 15.07.2010 N ИА/22313). Такой порядок согласуется с нормами ст. 421 ГК РФ.

Данная позиция поддержана судебной практикой (Постановление ФАС Уральского округа от 21.09.2011 N Ф09-5588/11 по делу N А47-10047/2010).

Бухгалтерский учет

Выручка от продажи пищевой продукции признается организацией доходом от обычных видов деятельности на дату перехода права собственности на нее к покупателю - розничной торговой сети (на дату реализации). Данная операция отражается по кредиту счета 90 "Продажи", субсчет 90-1 "Выручка", в корреспонденции с дебетом счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками". Одновременно в дебет счета 90, субсчет 90-2 "Себестоимость продаж", со счета 43 "Готовая продукция" списывается учетная стоимость (фактическая себестоимость) продукции (п. п. 5, 12 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н, п. п. 5, 9, абз. 2 п. 19 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

Выкупленная обратно пищевая продукция (салаты), предназначенная для утилизации, очевидно, уже не может использоваться в дальнейшем в производстве и реализации. Следовательно, расходы на обратный выкуп являются прочим расходом, подлежащим отражению по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 91-2 "Прочие расходы", в корреспонденции со счетом 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" на дату обратного выкупа (п. п. 11, 15, 16 ПБУ 10/99).

Налог на прибыль организаций

Доход от реализации в налоговом учете определяется исходя из суммы выручки за проданную пищевую продукцию без НДС (п. 1 ст. 248, п. 1 ст. 249, п. 3 ст. 271 Налогового кодекса РФ). Расходы на изготовление продукции учитываются в порядке, установленном соответствующими нормами гл. 25 НК РФ <**>.

По мнению Минфина России, расходы на обратный выкуп у торговой сети пищевой продукции с истекшим сроком годности могут быть признаны при налогообложении прибыли, исключительно если такой выкуп предусмотрен нормативно-правовыми актами, в частности при выкупе хлеба и хлебобулочных изделий (Письма Минфина России от 10.09.2012 N 03-03-06/1/479, от 19.10.2012 N 03-03-06/1/561, от 04.02.2010 N 03-03-06/4/8, от 14.09.2010 N 03- 03-06/1/587). В остальных же случаях, и в частности при обратном выкупе салатов, такие расходы, считает Минфин России, экономически необоснованны (Письма Минфина России от 16.08.2011 N 03-03-06/1/491, от 06.09.2010 N 03-03-06/1/580, от 27.06.2008 N 03-03-06/1/373).

Однако следует отметить, что существует судебный прецедент, когда суд встал на сторону налогоплательщика, указав, что действия по выкупу и дальнейшей утилизации продукции с истекшим сроком годности направлены, в частности, на поддержание имиджа общества и его репутации, как у оптового покупателя, так и конечного потребителя, а также стимулируют покупателей к приобретению его товаров в дальнейшем, включая новую продукцию. Следовательно, такие расходы являются экономически обоснованными, так как связаны с деятельностью, направленной на получение дохода, и могут быть учтены в целях налогообложения прибыли на основании пп. 20 п. 1 ст. 265 или пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ (Постановление ФАС Московского округа от 03.04.2012 N А40-44303/11-116-125).

В данной схеме исходим из предположения, что организация приняла решение руководствоваться позицией Минфина России и не учитывать расходы на обратный выкуп продукции с истекшим сроком годности при налогообложении прибыли.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Реализация пищевой продукции признается объектом налогообложения по НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). При отгрузке салатов организация с суммы продажной цены (без учета НДС) начисляет к уплате в бюджет НДС по ставке 18% <***> (п. 1 ст. 154, п. 3 ст. 164 НК РФ). Также при обратной реализации салатов торговая сеть предъявляет организации НДС по ставке 18%.

Так как при обратном выкупе салатов с истекшим сроком годности они подлежат утилизации, очевидно, что эта продукция не будет использоваться в облагаемой НДС деятельности, следовательно, нет оснований принять НДС, предъявленный торговой сетью, к вычету, поскольку не выполняется одно из условий для его применения (пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ, Письмо Минфина России N 03-03-06/1/587).

Не принятая к вычету сумма НДС в бухгалтерском учете на основании п. 11 ПБУ 10/99 относится к прочим расходам организации, а для целей налогообложения не учитывается (п. 1 ст. 170, п. 49 ст. 270 НК РФ).

Применение ПБУ 18/02

В данном случае сумма расходов на обратный выкуп продукции с истекшим сроком годности (включая не принятый к вычету НДС) в бухгалтерском учете учитывается в составе прочих расходов, но не учитывается при исчислении налога на прибыль. В связи с этим в учете организации возникают постоянная разница и соответствующее ей постоянное налоговое обязательство (ПНО) (п. п. 4, 7 Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н).

Содержание операций Дебет Кредит Сумма, руб. Первичный документ
Признана выручка от продажи салатов торговой сети 62 90-1 29 500 Договор поставки, Накладная на отпуск продукции
Начислен НДС по реализации готовой продукции (салатов) (29 500 / 118 x 18) 90-3 68 4 500 Счет-фактура
Списана фактическая себестоимость проданной продукции (салатов) 90-2 43 20 000 Бухгалтерская справка-расчет
Получена плата от покупателя 51 62 29 500 Выписка банка по расчетному счету
Стоимость выкупленной обратно продукции с истекшим сроком годности отражена в составе прочих расходов 91-2 60 500 Отгрузочные документы контрагента
Отражен НДС, предъявленный торговой сетью (500 x 18%) 19 60 90 Счет-фактура
Отражена оплата торговой сети части салатов с истекшим сроком годности 60 51 590 Выписка банка по расчетному счету
НДС, предъявленный торговой сетью, отражен в составе прочих расходов 91-2 19 90 Счет-фактура, Бухгалтерская справка
Отражено ПНО (590 x 20%) 99 68 118 Бухгалтерская справка-расчет

 


<*> Например, прямая норма о возврате поставщику продовольственных товаров по истечении сроков годности предусмотрена для хлеба и хлебобулочных изделий (п. 3.11.8 Санитарных правил и норм СанПиН 2.3.4.545-96 "Предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности. Производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий", утвержденных Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 25.09.1996 N 20, ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").

<**> Формирование суммы расходов на изготовление продукции не является предметом рассмотрения данной консультации. Напомним лишь, что перечень прямых расходов устанавливается налогоплательщиком самостоятельно в учетной политике для целей налогообложения (п. 1 ст. 318 НК РФ). Прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены, в соответствии со ст. 319 НК РФ (абз. 2 п. 2 ст. 318 НК РФ).

<***> Обращаем внимание на то, что ставка 18% применяется при реализации салатов и тогда, когда реализация ингредиентов, из которых сделаны салаты, облагается НДС по ставке 10% в соответствии с Перечнем кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при реализации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 908. В указанный Перечень продукты переработки овощей не включены.

Так, по ставке 18% облагается реализация салата из огурцов и помидоров, несмотря на то что реализация каждого из элементов по отдельности облагается НДС по ставке 10% (Письмо Минфина России от 03.03.2009 N 03-07-07/11).

Л.В.Гужелева, консультационно-аналитический центр по бухгалтерскому учету и налогообложению

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай