218
Оставить комментарий Распечатать

Особенности раскрытия информации в учётной политике ~ для субъектов малого предпринимательства

Размер шрифта:
Критерии отнесения хозяйствующего субъекта к понятию «малого», приведён в пункте 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Чтобы организация гордо носило имя «малое предприятие», необходимо следующее:

  • суммарная доля участия в уставном капитале организации Российской Федерации и её субъектов, муниципальных образований, иностранных юридических и физических лиц, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, а также доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ - бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования) не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов);

  • средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек;

  • выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учёта НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 № 556 к субъектам малого предпринимательства относятся организации с годовой выручкой (без учёта НДС) свыше 400 млн. руб.

Таким образом, если по состоянию на начало года ваша организация отвечает вышеуказанным требованиям, то вы при составлении учётной политики можете использовать некоторые «льготы». Точнее – не перегружать учёт излишними сложностями, которые так любит придумывать на головы несчастных бухгалтеров Минфин.

В принципе, в предыдущих статьях колонки я уже касался некоторых вопросов, связанных с особенностями организации учёта на малых предприятиях, подлежащих раскрытию в учётной политики. Чтобы не возвращаться к ним лишний раз, вкратце напомню – это:

  • возможность личного ведения бухгалтерского учёта руководителем организации (согласно пункту 3 статьи 7 Закона «О бухгалтерском учёте»)

и

  • применение права на отражение в бухгалтерской отчётности последствий изменения учётной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты её деятельности и (или) движение денежных средств, перспективно (согласно пункту 15.1 раздела III ПБУ 1/2008).

Теперь обратимся к другим правам малых предприятий в части организации учёта.

  1. Малые предприятия имеют право на упрощённое ведение бухгалтерского учёта и составление бухгалтерской отчётности (Информация Минфина РФ № ПЗ-3/2012).

То есть в процессе ведения учёта и составления отчётности организация, относящаяся к субъектам малого предпринимательства, может вести учёт по упрощённой схеме (просьба не путать с упрощённой системой налогообложения (УСН) – это совсем разные вещи!) – использовать не все счета бухгалтерского учёта в рамках одной группы, определяя для этого только какой-нибудь один (например, вместо ведения всех счетов учёта безналичных денежных средств (51, 52, 55, 57) использовать только балансовый счёт 51 «Расчётные счета»; для ведения учёта расчётов применять только балансовый счёт 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами», отражая на нём и расчёты с покупателями, и с подотчётными лицами, и с учредителями и т.п.); применять вместо множества бухгалтерских регистров один в виде «Книги учёта фактов хозяйственной деятельности» (в бумажном или электронном виде) и др.

Можно и отчётность составлять по упрощённой схеме, формируя показатели баланса в разрезе групп статей без детализации. Так что если есть возможность и нет необходимости и желания вести учёт слишком детализировано, то можно использовать эту упрощённую схему. Только на мой личный взгляд это может быть актуально только для совсем уж маленьких предприятий, которые и не собираются никогда развиваться больше, чем уже развились. Впрочем, решение всё равно останется за руководителем. В любом случае, если выбирается упрощённый подход в полном объёме – об этом надо указать в учётной политике. В каком объёме эти упрощения будут приняты – также зависит от самой организации. Можно принять все рекомендации Минфина целиком, можно выбрать то, что необходимо.

  1. Применение права на исправление ошибок предшествующих периодов только в отчётном периоде вне зависимости от их существенности для отчётности (абзац 6 пункта 9 раздела II ПБУ 22/2010).

По общему правилу, установленному в ПБУ 22/2010 , организации обязаны исправлять существенные ошибки путём внесения изменений в отчётность тех периодов, в которых эти ошибки были совершены. Малые предприятия счастливо от этой участи избавлены – если они допустили какие-то ошибки в учёте и отчётности прошлых лет, вне зависимости от их размера они их исправление отражают в том периоде, в котором они были обнаружены. Прошу обратить внимание – это право организации, а не её обязанность. Следовательно, если организация малого бизнеса уж очень захочет всё делать всё, как «большие», то она это может спокойно делать (мнения бухгалтера по этому поводу могут и не спросить). Таким образом, об использовании этого «права на ошибку» нужно заявить (записать, в смысле). А где об этом удобнее всего писать, как не в учётной политике?

3. Право на неприменение в учёте отдельных ПБУ.

Целый ряд ПБУ содержит оговорки, что оно может и не применяться субъектами малого предпринимательства. Это:

  • ПБУ 2/2008 «Учёт договоров строительного подряда»;

  • ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»;

  • ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах»;

  • ПБУ 16/02 «Информация о прекращаемой деятельности»;

  • ПБУ 18/02 «Учёт расчётов по налогу на прибыль организаций».

Сразу предупреждение (ну, или просьба). Если вы – малое предприятие, не следует сразу с места в карьер отвергать все вышеперечисленные «необязательные ПБУ». Вдруг они вам всё же нужны. Ну, например, ПБУ 2/2008. Если ваша организация занимается строительством, всё-таки данное ПБУ лучше применять – как-никак, оно регламентирует порядок ведения учёта в такой специфической отрасли, как строительство. И если выполнение работ по договорам строительного подряда относится к вашей основной деятельности, то неприменение ПБУ 2/2008 может создать в учёте большие проблемы и сложности, чем его применение.

ПБУ 11/2008 и 16/02 регламентируют не учёт, а раскрытие информации в отчётности. Следовательно, если собственнику неинтересна информация о связанных сторонах (зачастую он этой информацией владеет даже лучше, чем бухгалтер) и о прекращаемой деятельности (а уж об этом – тем более), то можно смело писать в приказе по учётной политике о неприменении соответствующих ПБУ.

Аналогично, это касается и информации об оценочных и условных обязательствах, а также условных активах. Если для учредителей такая информация не представляет интереса, а Минфин даёт малому предприятию право не отражать такую информацию в учёте и отчётности, то и отражение таких операций в учёте и отчётности нецелесообразно. Раз так решили – значит так и будет. Точнее – не будет.

Отдельно остановимся на ПБУ 18/02, вот уже более 10 лет являющегося объектом неприкрытой ненависти со стороны бухгалтеров, в первую очередь тех организаций, которые по причинам чисто статистического характера (чуть-чуть превысили стоимостной или количественный критерий) выпали из числа субъектов малого предпринимательства. Непонятный, но по-своему логичный документ, предписывающий отражать в бухгалтерском учёте разницу с учётом налоговым. Поскольку учётную политику в организациях чаще всего пишут сами бухгалтеры, то они при любом удобном случае (а, точнее сказать, при единственном – если твоё предприятие является малым) ПБУ 18/02 стараются проигнорировать. Правы они с экономической точки зрения или нет – не важно, не это является предметом нашего разбора. Важно то, что право на подобное игнорирование имеется.

О том, что организация применяет или не применяет конкретное ПБУ, естественно, надо указать в учётной политике. А то, как же?

В заключение данной темы отмечу – поскольку льготы дарованы только малым предприятиям, то в году, следующем за тем, когда организация перестала быть субъектом малого предпринимательства, все они теряют силу. И придётся в таком случае вносить исправления в учётную политику. А что делать? Выросла ваша организация из коротких штанишек малого бизнеса (пусть только по статистическим показателям) и перешла в категорию средних. А для них уже всё, «как для больших» - бухгалтерский учёт на всю катушку, без всяких послаблений и облегчений…

Разумеется, в бухгалтерском учёте для предприятий малого бизнеса есть и другие упрощения помимо тех, что были рассмотрены в данной статье. Но о них мы поговорим позже – в заметках, посвящённых ведению учёта по конкретным группам хозяйственных операций.

Итак, мы с вами рассмотрели весь блок проблем, связанных с раскрытием в учётной политике организации общих организационных вопросов. Теперь перейдём непосредственно к бухгалтерскому учёту. И начнём с учёта основных средств.

Если у вас возникают вопросы, мнения, размышления — высказывайтесь и задавайте вопросы на тему — я вам обязательно отвечу.

До следующей встречи!

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай