258
Оставить комментарий Распечатать

Составляем учётную политику. С чего начать?

Размер шрифта:
Теперь обратимся непосредственно к составлению учётной политики. В принципе, прямых требований к тому, как её составлять, не существует. В действующем в настоящее время ПБУ 1/2008 предусмотрены только перечень необходимой для раскрытия информации (пункт 4 раздела II) и принципы её формирования (пункт 5 раздела II). Продолжение цикла:

В учётной политике организации необходимо утвердить:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учёта, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учёта в соответствии с требованиями своевременности и полноты учёта и отчётности;

  • формы первичных учётных документов, регистров бухгалтерского учёта, а также документов для внутренней бухгалтерской отчётности;

  • порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

  • способы оценки активов и обязательств;

  • правила документооборота и технология обработки учётной информации;

  • порядок контроля за хозяйственными операциями;

  • другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учёта.

В каком порядке и каким образом организация будет раскрывать данную информацию – это её личное дело. Тут главное – удобство пользования. Но, на мой взгляд, самое лучшее – это системный подход, то есть описание каждого раздела бухгалтерского учёта. При этом важно помнить – не обязательно расписывать ведение бухгалтерского учёта по группам хозяйственных операций, которые в вашей организации не встречаются. Ну, нет у вас, допустим, нематериальных активов, финансовых вложений или капитального строительства, и ваша организация не планирует в ближайшем обозримом будущем заниматься чем-то подобным. Раз так – не расписывайте об этом в учётной политике.

На то есть, как минимум, две причины. Первая – зачем описывать то, чего ещё нет, и когда будет – неизвестно. Может, к тому времени, уже и правила учёта поменяются. Всё равно придётся переписать. И, самое главное – способ ведения учёта, который вы придумали для хозяйственных операций, которых у вас ещё нет, может просто не подходить для вашей организации.

Вторая причина. Если у вас появляются хозяйственные операции, которые ранее в вашей организации не встречались, то вы можете описать правила их отражения в бухгалтерском и налоговом учёте в момент их появления (или непосредственно перед их появлением). Причём сделать это возможно в любой момент – хоть в середине года, хоть в конце. Утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации изменением учётной политики не является (см. пункт 10 раздела III ПБУ 1/2008).

Итак, разобрались – учётную политику пишем в разрезе разделов бухгалтерского (и налогового) учёта, при этом о том, чего в хозяйственной практике не встречается, не пишем вовсе (пока не появиться необходимость). Но прежде чем перейти непосредственно к разделам учёта, необходимо осветить некоторые общие организационные вопросы.

Если у вас возникают вопросы, мнения, размышления — высказывайтесь и задавайте вопросы на тему — я вам обязательно отвечу.

До следующей встречи!

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай