Перейти на мобильную версию
Помогаем преодолевать трудности

Комитет по образованию: изменения в образовательном процессе

/ Источник: Колонка "Вопросы власти"
Комитет по образованию: изменения в образовательном процессе

Смотрите также:

Предлагаем вашему вниманию полный текст интернет-интервью с главой Санкт-Петербургского Комитета по образованию Жанной Владимировной Воробьевой. Тема интервью: "Основные изменения в образовательном процессе в новом 2012-2013 учебном году".

- Жанна Владимировна, каковы, на Ваш взгляд, наиболее актуальные вопросы в региональной системе образования в настоящее время?

- Важной задачей, стоящей перед Комитетом по образованию, как и перед всеми учреждениями системы образования, является информационная открытость. Особое значение это имеет в период масштабных изменений, которые происходят в нашей отрасли. Это не только облегчит процесс взаимодействия школы и семьи, но и максимально сократит возможные слухи и спекуляции, происходящие вокруг образования. В конечном итоге это поможет согласованно и своевременно принимать правильные решения и решать возникающие проблемы.

На городском августовском педагогическом совете, который проходил в режиме прямой трансляции на канале «Санкт-Петербург», и каждый житель нашего города мог услышать, какие основные задачи поставлены на 2012-2013 учебный год.

Во-первых, это повышение качества образования, которое включает в себя обучение и воспитание. Одно без другого не может, не должно существовать. И если с обучением в петербургской школе в целом всё обстоит достаточно хорошо, то вопросы воспитания необходимо усиливать. Сегодня предъявляются серьёзные требования к воспитательной работе и ответственности каждого учителя и всей школы. Кроме воспитания через предмет в процессе обучения, новыми федеральными образовательными стандартами предусмотрено 10 часов внеурочной деятельности. Это время индивидуальной работы, тонкой настройки, если можно так сказать. Программа воспитания в образовательном учреждении – это программа согласованных действий школы, семьи и общества, направленных на воспитание Петербуржца, готового принять на себя ответственность за свое благополучие, благополучие своей семьи и общества.

Большую лепту в системную воспитательную работу вносят учреждения дополнительного образования, сеть которых широко развита в нашем городе. Это дома детского творчества городского и районного уровней, во многих школах созданы отделения дополнительного образования по самым разным направлениям. В этом учебном году более 80% ребят посещает такие учреждения, и мы ставим задачу, чтобы как можно больше детей посещали кружки. Ведь это ещё и профилактическая работа: дети должны быть как можно больше заняты, увлечены каким-нибудь делом.

Второе - это качество работы самого учителя. Петербургские учителя – очень сильный коллектив педагогов. Мы занимаем лидирующие позиции в России, что доказывается ежегодно на самых престижных конкурсах педагогического мастерства. Так, только в этом году наши учителя стали лучшими на двух всероссийских конкурсах: «Педагогические надежды» и «Учитель года». В конце ноября будут подведены итоги ещё одного всероссийского конкурса - «Директор школы», в финальную тридцатку которого вышли двое наших руководителей.

Нужно сказать, что времена, когда в школу могли прийти случайные люди, уже позади. Сегодня недостаточно быть только отличным предметником, важно быть хорошим психологом, с уважением относиться к каждому ребёнку, уметь выстраивать партнёрские отношения с родителями. Все дети разные, и для всех должны быть равные возможности раскрыть свои способности и таланты. Пожалуй, нужно идти по пути создания индивидуального плана развития ребенка.

Эти идеи заложены и в новые федеральные стандарты. Модернизируется материально-техническое обеспечение школы, совершенствуются методики преподавания. Интерактивные доски, персональные компьютеры, медиапроекторы и другие передовые технологии уже не являются чем-то уникальным, дополнительно мотивируют всех участников образовательного процесса и позволяют учителю индивидуально подходить к каждому ученику.

Ещё одна актуальная тема - открытость образовательных учреждений на основе организации государственно-общественного управления. В образовательном процессе участвуют три стороны - это учителя, ученики и родители. А значит, родители должны иметь реальную возможность влиять на этот процесс. И вот когда эти три стороны действуют сообща, получается эффективное управление образовательным учреждением.

Организации также могут принимать участие в жизни школы, и такие примеры есть. Скажем, если предприятие находится на территории конкретного района, почему бы ему не поучаствовать в развитии образовательного учреждения своего района. Вполне возможно, что кто-то из нынешних школьников придёт работать именно на это предприятие. И если есть заинтересованность в перспективах развития, в профессиональных кадрах, - нужно быть привлекательным и для детей. Пусть они растут и знают, что есть, например, «Кировский завод» на территории Кировского района, на территории Адмиралтейского – «Адмиралтейские верфи».

Правительство Санкт-Петербурга уделяет серьёзное внимание начальному профессиональному образованию: летом этого года были утверждены две ведомственные целевые программы по модернизации и материально-техническому обеспечению учреждений начального и среднего профессионального образования. В ведении Комитета по образованию сейчас находится 48 колледжей и профессиональных лицеев. Современное оборудование – порой такое, какого нет ещё даже на предприятиях! – установлено уже в 70% наших учреждений. Конечно, не всё ещё в идеальном состоянии, но мы целенаправленно идём к тому, чтобы модернизировать оставшиеся учебно-производственные площадки.

- Предприятия участвуют в процессе модернизации учреждений профессионального образования?

- Они участвуют тем, что предоставляют возможность проходить практику на своём предприятии, участвуют в разработке учебных программ профессионального образования, выдают сертификаты качества и трудоустраивают выпускников.

- Год назад проводился эксперимент по внедрению электронных учебников в ряде школ города. Каковы результаты эксперимента и стоит ли ожидать повсеместного введения новшества?

- В прошлом учебном году четыре школы Санкт-Петербурга принимали участие в проекте Федерального института развития образования по апробации использования электронных мобильных устройств в учебном процессе. Проект был рассчитан на один год и проводился с целью выяснения условий внедрения электронных учебников в школе. Каждая школа работала с устройствами разных производителей. Отзывы участников разные, много предложений и замечаний. Сейчас рано говорить о повсеместном внедрении электронных учебников. Думаю, и в будущем каждый должен иметь право сам решать, какой учебник ему использовать. Я лично поддерживаю мнение, что читать лучше с листа, а электронный учебник может дополнительно способствовать развитию и обучению. Мы говорим, что дети мало читают, а читать книги надо.

- Каковы Ваши пожелания участникам образовательного процесса на текущий учебный год?

- Я бы хотела, чтобы дети были счастливы в школе, чтобы они с удовольствием приходили в класс, учились и дружили. Чтобы выпускники петербургской школы читали много хороших книг, правильно говорили на русском языке, чтобы ученики и выпускники были культурными жителями нашей страны. Считаю очень важным, чтобы наши выпускники были всесторонне развиты, конкурентоспособны, могли максимально реализовать свои способности в различных направлениях.

Педагогам я хочу пожелать, чтобы у них не пропадало желание учить и учиться самим, чтобы они всегда умели понять и принять любого ученика, сидящего в классе. Чтобы с родителями было взаимопонимание.

Особо хочу обратиться к тем 700 выпускникам ВУЗов, которые пришли к нам в школу в этом году. Мы многое делаем, чтобы они остались в школе, полюбили свою работу. У петербургских учителей неплохие стартовые возможности при приходе в школу: это и материальная помощь каждому выпускнику с обычным дипломом – 38 778 руб., а с красным – 51 704 руб.,; ежемесячная денежная компенсация затрат на проезд во всех видах городского пассажирского транспорта в размере 50 % от стоимости единого месячного проездного билета, ежемесячная компенсация на приобретение книгоиздательской продукции и 1 раз в 5 лет компенсация затрат для организации отдыха и оздоровления; это возможность повышать квалификацию уже через год работы; возможность с первого года готовить учеников и побеждать на различных конкурсах и олимпиадах.

Молодые специалисты могут принимать участие в целевой программе «Жилье работникам учреждений системы образования, здравоохранения и социального обслуживания населения», которая действует с января 2006 года в Санкт-Петербурге. Её цель - ускоренное обеспечение жильем работников бюджетной сферы. За время действия этой программы были обеспечены жильём 1200 педагогов.

Я с большим оптимизмом смотрю на развитие петербургской школы. Нам с честью удалось пройти трудности предыдущего периода, мы всегда оставались лидерами Российского образования, и я уверена, что так будет и в дальнейшем.

Ответы на вопросы, поступившие на интернет-интервью

Школа не по прописке

Здравствуйте! Каков порядок подачи документов в школу в своем районе, но в незакрепленную по нашему адресу школу? Желаемая школа находится в шаговой доступности от места проживания. Идти 10 мин.

Ответ:

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.02.2012 № 107 «Об утверждении Порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения» и Методическими рекомендациями «Об организации приёма граждан в общеобразовательные учреждения Санкт-Петербурга» приём заявлений в первый класс общеобразовательных учреждений для закрепленных лиц начинается не позднее 10 марта и осуществляется до 31 июля, прием заявлений родителей (законных представителей) детей, не зарегистрированных на закрепленной территории, начинается с 1 августа.

Зачисление детей в общеобразовательное учреждение оформляется приказом в течение 7 рабочих дней после приема документов. Приказ о формировании первого (первых) классов издается по мере комплектования классов, но не ранее 1 августа. Приказы размещаются на информационном стенде в день их издания и в сети Интернет на официальном сайте общеобразовательного учреждения.

В случае отказа в приеме ребенка в общеобразовательное учреждение родителю (законному представителю) выдается уведомление, форма которого определена регламентом. Для решения спорных вопросов при определении образовательной программы и/или выбора образовательного учреждения в администрации района создается конфликтная комиссия.

При приеме граждан в общеобразовательное учреждение на свободные места соблюдаются требования действующего законодательства о первоочередном приеме детей отдельных категорий:

  • детей военнослужащих в соответствии с пунктом 6 статьи 19 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»;

  • детей сотрудников (сотрудника) полиции, дети сотрудников (сотрудника) органов внутренних дел, детей гражданина Российской Федерации, в случаях предусмотренных пунктом 6 статьи 46, статьей 56 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции».

Правомочна ли администрация школы покупать учебную литературу за счет средств родителей?

Прошу разъяснить, правомерно ли со стороны администрации школ покупать учебную литературу за счет средств, полученных от родителей? Что регламентирует статья 43 Конституции РФ в таком случае?

Ответ:

Образовательные учреждения приобретают учебную литературу для библиотечных фондов за счёт субсидий, выделяемых из бюджета Санкт-Петербурга на данные цели. В настоящее время укомплектованность школьных библиотек учебниками приобретенными за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, составляет в среднем 77%.

Средства, выделяемые на комплектование библиотек, расходуются школами самостоятельно, в соответствии с реализуемыми образовательными программами и потребностями библиотечных фондов. Выбор учебников из общего числа учебных изданий, рекомендованных к использованию в образовательных учреждениях Министерством образования и науки Российской Федерации, также относится к компетенции образовательного учреждения. В случае отсутствия учебных изданий в фонде школьной библиотеки решение о приобретении родителями учебников в личное пользование учащихся может быть принято только с согласия органа самоуправления образовательного учреждения. При этом принуждение родителей учащихся к приобретению учебников является недопустимым. В индивидуальное пользование учащихся приобретаются учебники-тетради, рабочие тетради и прописи, атласы, контурные карты и другие пособия, необходимые для освоения образовательной программы, но не подлежащие закупке в библиотечные фонды как дидактические материалами одноразово го пользования.

Могут ли родители влиять на выбор учебников для обучения?

Здравствуйте! В нашей школе (№ 689) учебники по английскому языку мы (родители) покупаем сами. В конце прошлого года, мы обратились просьбой к завучу о смене учебника в связи с тем, что он не устраивает нас по уровню подготовки наших детей. Нам было предложено выбрать учебник на этот год из списка, утвержденного Минобразованием. Мы выбрали учебник Вербицкой и после одобрения завучем его купили. Сейчас в нашей школе новый директор и она нам сказала, что якобы завуч (она уволилась летом) не утвердила этот учебник в РОНО нашего района. Однако на моё обращение в Рособрнадзор, мне был дан ответ, что программу утверждает сама школа и заставлять покупать родителей учебники она не может. Прошу Вас, всё-таки определенно нам ответить:

  1. Должны ли родители самостоятельно покупать учебники по английскому языку для своих детей.

  2. Если мы сами покупаем учебники, то можем ли сами выбрать те учебники, по которым мы хотим, чтобы учили наших детей (конечно, учебники приобретаются только из утвержденного списка)

Спасибо. Владислав Воробьев

Ответ:

Выбор учебников из общего числа учебных изданий, рекомендованных к использованию в образовательных учреждениях Министерством образования и науки Российской Федерации, относится к компетенции образовательного учреждения. В образовательном учреждении формируется и утверждается список учебных изданий, которые необходимы для реализации образовательной программы данного учреждения. Список утверждается руководителем образовательного учреждения и является основанием для приобретения учебников в библиотечный фонд школы. Участие родителей в выборе учебников не является обязательным, оно возможно до утверждения списка.

Учебники по английскому языку, включённые в федеральный перечень, должны приобретаться в библиотечные фонды. Родители приобретают в личное пользование рабочие тетради, грамматические материалы и аудиоматериалы.

Содержание школьных спортивных площадок и доступность их использования в неучебное время

Уважаемая Жанна Владимировна. Вопрос по школьным спортивным площадкам. Каков порядок их эксплуатации и содержания. Какая организация занимается ремонтом и поддержанием в исправном состоянии школьных спортивных площадок? На их создание и обслуживание используются значительные бюджетные средства. В связи с этим вопрос второй. Почему не сделать эти площадки доступными для занятий спортом в не учебное время, когда школа закрыта. Возможно это позволило бы сократить бюджетные расходы на создание и содержание дворовых спортивных площадок на территориях, где расположены школы и привлекать к занятиям спортом не только учащихся в учебное время, но и детей, подростков и их родителей в выходные, праздничные дни и дни школьных каникул там, где других спортивных площадок нет.

Ответ:

Ремонт и содержание имущества, находящегося в собственности государственного учреждения, осуществляется учреждением за счет субсидии на выполнение государственного задания, выделяемой из средств бюджета Санкт-Петербурга, в части содержания имущества.

Рекомендации по обслуживанию спортивных площадок с искусственным покрытием Комитетом по физической культуре и спорту были направлены всем администрациям районов Санкт-Петербурга.

Порядок использования школьных спортивных площадок определяют администрации районов Санкт-Петербурга и руководители образовательных учреждений с учетом рекомендаций Комитета по образованию и Комитета по физической культуре и спорту по обеспечению доступности спортивных площадок для жителей микрорайонов в свободное от учебных занятий время.

Почему учебники покупают родители за свой счет?

Здравствуйте, наши дети обучаются в 275 школе Красносельского района г. Санкт-Петербурга, Красное Село, п. Хвойный, который год подряд покупаем учебники за свой счет. В этом году комплект учебников обошелся в 3400 рублей,очень хочется узнать на что выделяются деньги. В школе наш директор объяснил, что в этом году финансирования не было, что бюджетных денег на учебники не хватило, а именно 2 и 4 классам. Но когда были опрошены другие родители из разных классов, оказалось, что каждый год какие-либо учебники они покупают. Интересно посмотреть как выглядит обещанное БЕСПЛАТНОЕ образование... Очень обидно, за наших детей, особенно за семьи в которых есть дети-инвалиды, за матерей-одиночек и многодетных, ведь им итак не легко, так где же оно бесплатное??? Телефоны: (812) 749-31-76

Директор: Эсаулова Надежда Владимировна

Ответ:

Образовательные учреждения приобретают учебную литературу для библиотечных фондов за счёт субсидий, выделяемых из бюджета Санкт-Петербурга на данные цели. В настоящее время укомплектованность школьных библиотек учебниками приобретенными за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, составляет в среднем 77%.

Средства, выделяемые на комплектование библиотек, расходуются школами самостоятельно, в соответствии с реализуемыми образовательными программами и потребностями библиотечных фондов. Выбор учебников из общего числа учебных изданий, рекомендованных к использованию в образовательных учреждениях Министерством образования и науки Российской Федерации, также относится к компетенции образовательного учреждения. В случае отсутствия учебных изданий в фонде школьной библиотеки решение о приобретении родителями учебников в личное пользование учащихся может быть принято только с согласия органа самоуправления образовательного учреждения. При этом принуждение родителей учащихся к приобретению учебников является недопустимым.

В индивидуальное пользование учащихся приобретаются учебники-тетради, рабочие тетради и прописи, атласы, контурные карты и другие пособия, необходимые для освоения образовательной программы, но не подлежащие закупке в библиотечные фонды как дидактические материалами одноразового пользования.

Добровольность выбора религиозной дисциплины

С этого года у четвероклашек начинается изучение основ религиозной культуры. Расскажите, как проходит выбор конкретной дисциплины внутри курса? Как методически выстроена работа по сбору данных от родителей, позволяющаю избежать злоупотреблений и навязывания всей школе одного и того же курса?

Ответ:

Выбор модуля для изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ) осуществляется родителями учащихся будущих четвероклассов в конце прошлого учебного года. На классных собраниях педагоги школ представляли особенности каждого из 6 модулей, после чего родители в письменной форме заявляли о своём выборе. Результаты фиксировались протоколами родительских собраний. Сведения направлялись в районные отделы образования, своды по районам – в Комитет по образованию. Комитет по образованию неоднократно обращал внимание руководителей органов управления образованием, руководителей образовательных учреждений о необходимости соблюдения принципа добровольности при выборе модуля курса ОРКСЭ.

В сентябре в школах Санкт-Петербурга проведены повторные родительские собрания для того, чтобы у тех, кто за лето передумал, была возможность изменить свой выбор.

Если у кого-то есть конкретные факты давления на родителей по выбору модуля – обращайтесь в Комитет по образованию, в т.ч. на горячую линию: 576-20-19.

Кто и как проверяет ответы на задания ЕГЭ?

Насколько объективен процесс оценки результатов ЕГЭ? Что делается, чтобы у учащихся и их родителей не возникало сомнений в полученных экзаменационных оценках?

Еще хотелось бы узнать, есть ли статистический данные о том, как введение ЕГЭ повлияло на процесс обучения и конечный результат

Ответ:

Проблема объективности результатов может рассматриваться в двух аспектах. Первый аспект – объективность выставленных баллов, второй – степень отражения в результатах ЕГЭ уровня знаний и умений учащихся.

По мере накопления опыта проведения единого государственного экзамена сомнений у родителей и учащихся в объективности выставленных баллов становится все меньше. Это связано, в том числе, и с большой работой, которую проводят Комитет по образованию, учителя и администрация школ по разъяснению процедуры проведения ЕГЭ учащимся и их родителям. Организационно-технологическое и информационно-аналитическое сопровождение ЕГЭ в Санкт-Петербурге осуществляет Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий Санкт-Петербурга (РЦОКОиИТ). На созданном РЦОКОиИТ сайте поддержки ЕГЭ (ege.spb.ru) размещается вся необходимая для учащихся и их родителей информация. Повышается открытость процедуры ЕГЭ. В Санкт-Петербурге выпускники могут посмотреть набранные ими баллы на указанном сайте, а с этого года – и электронные образы своих работ. Наиболее важная информация публикуется также на стендах в образовательных учреждениях и на школьных сайтах.

Проверку экзаменационных работ учащихся можно разделить на две части:

  1. проверка заданий частей А (задания с выбором ответа) и В (задания со свободным ответом), которая осуществляется методом компьютерной обработки;

  2. проверка части С, осуществляемая экспертами.

В первом случае сомнения в объективности могли бы быть связаны только с тем, что компьютер неверно распознал тот или иной символ. Для того чтобы этого не произошло, специалисты-верификаторы проверяют все неуверенно распознанные символы и сомнительные места.

Проверку заданий части С проводят эксперты, прошедшие специальную подготовку и сдавшие специальный зачет в РЦОКОиИТ. Эксперты набираются из числа учителей, имеющих высшую и первую квалификационные категории, а также преподавателей высших учебных заведений. Кандидат в эксперты сдает зачет ежегодно. Каждую работу проверяет два эксперта, которые назначаются компьютером и работают в разных аудиториях. Все работы обезличены, т.е. эксперты не могут установить автора работы, образовательное учреждение, в котором он учится. Критерии оценки каждой работы, порядок выставления баллов определяется федеральной комиссией. Эксперт не имеет права отступать от этих критериев. Для того, чтобы ребенок подготовился к ЕГЭ, точно понимал, что от него требуется уже в сентябре месяце публикуются демонстрационные версии вариантов по всем предметам, в которых указываются критерии оценки. Если оценки экспертов расходятся на 1 балл, то ребенок получает больший из выставленных баллов, т.е. оценка делается в польз у ребенка.

В том случае, если все же оценки двух экспертов сильно расходятся, работу проверяет третий эксперт. Подготовка третьих экспертов ведется особым образом. Они выбираются из числа наиболее квалифицированных учителей с учетом качества их экспертной работы в предыдущие годы. В этом случае ребенок получает оценку, выставленную третьим экспертом.

Безусловно, у каждого участника ЕГЭ есть право апелляции. Возможность участникам ЕГЭ посмотреть и скачать электронные образы своих работ создает условия максимальной объективности процедуры апелляции: выпускники могли заранее подготовить свои аргументы. Надо сказать, что абсолютное большинство апелляций не были удовлетворены, комиссии доказали их неосновательность.

Некоторые противники ЕГЭ утверждают, что самые талантливые дети могут не очень хорошо сдать ЕГЭ. У нас таких прецедентов не было. Победители всероссийских и международных предметных олимпиад чаще всего не нуждаются в сдаче экзамена по выбранному ими предмету, но если это им было необходимо, то всегда сдавали его на высоком уровне. Другое дело, что у так называемых «гуманитариев» могут быть проблемы с математикой, а у «технарей» с русским языком. Эта «проблема», безусловно, крайне редкая, но она есть. Поэтому и в соответствующих поручениях Президента по улучшению процедуры ЕГЭ она упоминается. Есть варианты введения профильного и базового уровней по обязательным предметам.

Конечно, говорить о каких-то статистических данных о том, как ЕГЭ повлияло на процесс и результаты обучения, невозможно. Обучение слишком многофакторный процесс, чтобы выявить «чистое» влияние ЕГЭ. Можно отметить, что по данным исследований с введением ЕГЭ явным образом повысилась ответственность учителей, особенно выпускных классов, за полноту изучения программного материала, выполнение его практической части. Формы деятельности на уроке стали более разнообразными, включающими элементы, необходимые для успешной сдачи экзамена. Для нас особенно важно, что это, в первую очередь, элементы, касающиеся формирования универсальных учебных действий: работа с текстом, иллюстрациями, графиками; умение выявлять и формулировать проблему, делать выводы, аргументировать собственное мнение. Это, безусловно, положительно.


Интервью провела С.Белоликова

Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Мы расскажем о последних новостях и публикациях. Читайте нас, где угодно. Будьте всегда в курсе главного!
icon-telegram-white Подписаться
Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Для этого выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и исправим её.

комментарии

Чтобы оставить комментарий нужно авторизоваться
Петербургский правовой портал

PPT.RU - Власть. Право. Налоги. Бизнес


Вопрос юристу
Связь с редакцией
Tweet
Поделиться
+1
Like!
Класс
Свернуть
Наверх

Вопрос-ответ

Помощь опытных
юристов и адвокатов

Экспертный совет

Решение бухгалтерских и правовых
вопросов в профессиональном сообществе

Лучшие специалисты
Более одного ответа
Вы можете задать вопрос бесплатно

ЗАДАЙТЕ ВОПРОС здесь и сейчас