266
Оставить комментарий Распечатать

Расходы на обеспечение деятельности госучреждений: отнесение к расходам на госзадание

Размер шрифта:
Могут ли расходы, связанные с обеспечением деятельности учреждения: на разработку проектно-сметной документации при проведении капитального ремонта, техническое присоединение к сетям, проведение энергоаудита, установку охранной сигнализации, приборов учета энергетических ресурсов, обучение, повышение квалификации, профессиональную подготовку, стажировку работников учреждений, приобретение программных продуктов, аттестацию рабочих мест относится к расходам на выполнение учреждениями государственного задания на оказание государственной услуги?

В соответствии с п. 10 Положения о формировании государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.09.2010 № 671, размер субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг и нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным бюджетным учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду), а также на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается указанное имущество, в том числе земельные участки.

Порядок определения нормативных затрат устанавливается федеральным органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя федерального бюджетного учреждения, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ (далее – орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя), по согласованию с Министерством финансов РФ Министерством экономического развития РФ.

Согласно Методическим рекомендациям по расчету нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений, утвержденным приказом Министерства финансов РФ и Министерства экономического развития РФ от 29.10.2010 № 137н/527, в составе нормативных затрат учитываются нормативные затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда, нормативные затраты на приобретение материальных запасов и общехозяйственные нужды и нормативные затраты на содержание имущества.

Указанные нормативные затраты используются для расчета объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания.

При этом документом, определяющим направления расходов бюджетного или автономного учреждения, источником которых является субсидия на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, является план финансово-хозяйственной деятельности учреждения (далее - План), составляемый и утверждаемый в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, в соответствии с требованиями, определенными приказом Министерства финансов РФ от 28.07.2010 г. № 81н (далее – Приказ № 81н).

Положениями Приказа № 81н не установлено требование, что плановые показатели по выплатам, отраженные в Плане, должны соответствовать по объему и назначениям нормативных затрат, учтенных при расчете субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания.

Таким образом, планирование расходов бюджетного или автономного учреждения, связанных с обеспечением деятельности учреждения, таких как разработка проектно-сметной документации при проведении капитального ремонта, техническое присоединение к сетям, проведение энергоаудита, установка охранной сигнализации, приборов учета энергетических ресурсов, обучение, повышение квалификации, профессиональная подготовка, стажировка работников учреждений, приобретение программных продуктов, аттестация рабочих мест, может осуществляться в рамках задания, если такое условие будет предусмотрено в Порядке определения нормативных затрат.

Расходы на утилизацию списанных компьютеров: эффективное или неэффективное использование бюджетных средств?

Для утилизации списанных компьютеров учреждение прибегает к услугам сторонней организации. Услуги организации оценены в 50 тыс. руб. (вывоз компьютеров, отправка их в аффинажную организацию, стоимость аффинажа и т. п.), а стоимость драгоценных металлов, извлечённых в результате аффинажа согласно актам 5 тыс. руб. В результате возникает ситуация, что если следовать инструкции и правильно утилизировать технику, то бюджет получает ущерб в размере 45 тыс. руб. Не будет ли данный факт расценен контролирующими органами как неэффективное использование бюджетных средств?

Принцип эффективности использования бюджетных средств заключается в составлении и исполнении бюджетов участниками бюджетного процесса в рамках переданных им бюджетных полномочий исходя из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного объема средств (ст. 34 Бюджетного кодекса РФ).

Результативность и целевой характер использования выделенных из бюджета средств обеспечивают главный распорядитель и получатель бюджетных средств (подп. 1 п. 1 ст. 158 и ст. 162 Бюджетного кодекса РФ). Таким образом, если распорядитель утвердил в смете расходы на утилизацию компьютеров и своевременно довел средства до получателя, то ответственность за нецелевое их использование лежит на получателе бюджетных средств. В случае, если полученные средства были израсходованы получателем на цели, определенные в смете, то такие действия не могут быть квалифицированы как нецелевое использование бюджетных средств.

Кроме того, в отношении непригодной к использованию компьютерной техники следует учитывать, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Эти правила установлены ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения ".

Таким образом, расходы на утилизацию непригодных к использованию компьютеров (при наличии заключений об их непригодности от соответствующих организаций) также не могут быть квалифицированы как неэффективное использование бюджетных средств.

Более того, указанные действия учреждения не могут быть квалифицированы как нанесение ущерба бюджету. Ведь согласно п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса РФ под ущербом (убытками) понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб). В рассматриваемом случае при наличии подтверждающих документов утилизация списанных компьютеров не нарушает прав учредителя (собственника имущества).

Определение стоимости непроизведенных активов

В соответствии с п. 70 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных учреждений), утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н) к непроизведенным активам относятся объекты нефинансовых активов, не являющихся продуктами производства, права собственности на которые должны быть установлены и законодательно закреплены (земля, недра и пр.), используемыми в процессе деятельности учреждения.

Для впервые вовлекаемых в экономический (хозяйственный) оборот непроизведенных активов стоимость определяет рыночная цена.

Согласно положениям п. 1 ст. 66 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Иных способов определения рыночной стоимости земельного участка действующим законодательством не установлено. В соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее – Закон № 135-ФЗ) под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, т. е. когда:

  • одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;

  • стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;

  • объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки;

  • цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;

  • платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

Согласно ст. 65 ЗК РФ, статье 3 Закона № 135-ФЗ кроме рыночной стоимости земельных участков также применяется кадастровая стоимость участков. При этом согласно п. 3 ст. 66 ЗК РФ кадастровая стоимость может быть определена как процент от рыночной стоимости. Кадастровая стоимость земельных участков используется, в частности, для определения налоговой базы по налогу на прибыль.

Важно

Инструкция № 157н не предусматривает отражения в учете земельных участков и другого имущества по кадастровой стоимости на балансовых или забалансовых счетах.

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай