118
Оставить комментарий Распечатать

Штрафы за ущерб памятникам достигнут 60 миллионов

Размер шрифта:
Правонарушения в области охраны объектов культурного наследия будут караться гораздо строже. Граждан ждут штрафы до 500 тысяч рублей, должностных лиц — до 15 миллионов, организации — до 60 миллионов.

За повреждение или уничтожение объекта культурного значения виновные расплатятся сполна. Правонарушения в области охраны исторических и культурных памятников вскоре будут караться гораздо строже. Гражданам грозят введением штрафов до полумиллиона рублей, должностным лицам — до 15 миллионов, организациям — до 60. Наказываться будет уничтожение или повреждение памятников истории, культуры, природных комплексов или объектов, взятых под охрану государства, а также предметов или документов, имеющих историческую или культурную ценность. Кроме того, вводится ответственность за нарушение порядка включения объектов культурного наследия в Единый госреестр.

Всё это предусматривает законопроект, который разработала Валентина Матвиенко. Председатель верхней палаты парламента уже внесла документ в Госдуму. Речь идёт о поправках в Кодекс об административных правонарушениях.

Путь законопроекта начинался из Петербурга. 17 октября к Валентине Матвиенко обратился губернатор культурной столицы Георгий Полтавченко. Он предложил своей предшественнице выступить с законодательной инициативой — подготовить проект об усилении ответственности за урон памятникам истории и культуры.

Сайт Совета Федерации приводит [X=http://www.council.gov.ru/inf_ps/chronicle/2012/11/item20726.html;T=слова Матвиенко] о будущем законе:

«В настоящее время на территории нашей страны находится 140 тысяч памятников истории и культуры, 25 тысяч из которых — федерального значения, 13 входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО... Теперь прежде чем умышленно нанести ущерб памятнику культуры или довести его до аварийного состояния, застройщик задумается, понимая существенные финансовые последствия для компании. Такая мера станет серьезным предостережением для недобросовестных людей».

В пояснительной записке спикер СФ называет ряд цифр, характеризующих остроту проблемы. Если верить Матвиенко, Россия теряет безвозвратно до 200 памятников истории и культуры ежегодно. При этом ответственность юрлиц за повреждение или снос объекта культурного значения до сих пор не предусматривается:

Сегодня каждый третий памятник находится в неудовлетворительном состоянии, а каждый двенадцатый — в аварийном. По некоторым оценкам, в год Россия теряет безвозвратно до 200 памятников истории и культуры... за последние 10 лет в России утрачено 2,5 тыс. памятников истории и культуры, а больше половины нуждаются в срочной реставрации.

Установленные в административном и уголовном законодательстве санкции ничтожно малы по сравнению с тем ущербом, который наносится в результате уничтожения объекта культурного наследия, и той прибылью, которую получают недобросовестные предприниматели в результате хищнического использования и несоблюдения мер охраны объектов культурного наследия.

Не предусматривается ответственность юридических лиц за повреждение или уничтожение (снос) объекта культурного значения.

...вводится ответственность юридических лиц за уничтожение или повреждение памятников истории, культуры, природных комплексов или объектов, взятых под охрану государства, а также предметов или документов, имеющих историческую или культурную ценность. Совершение указанного деяния в отношении особо ценных объектов или памятников общероссийского значения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двух миллионов до шестидесяти миллионов рублей.

Кроме того, законопроектом существенно расширяются полномочия субъектов Российской Федерации по установлению штрафных санкций за нарушение требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального и местного (муниципального) значения. Закрепляется правомочие регионов устанавливать административный штраф в тех же размерах, которые предусмотрены в отношении объектов культурного наследия федерального значения.

Напомним, формы деятельности члена Совета Федерации перечисляются в Федеральном законе от 08.05.1994 N 3-ФЗ. Среди них:

  • внесение законопроектов в Государственную Думу;

  • внесение парламентского запроса;

  • обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан.

О полномочиях Совета Федерации и его председателя говорится в статьях 101-102 Конституции РФ, а также в Регламенте верхней палаты.

На счету Валентины Мативенко как сенатора два законопроекта, разработанных вместе с Борисом Грызловым и Сергеем Нарышкиным. Один документ устанавливает день российского парламентаризма, другой уточняет вопросы о полномочиях членов верхней палаты. Оба проекта подписаны президентом и стали законами.

Напомним, чтобы законопроект стал законом, его должно одобрить Федеральное Собрание и подписать - Президент РФ, после чего документ должен быть официально опубликован. Федеральные законы вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок. В данном случае предусматривается вступление в силу через 90 дней после официального опубликования правового акта.

Заметим, раньше Валентина Матвиенко не демонстрировала большой любви и заботы об объектах культурного наследия. Защищая проект 400-метрового небоскреба "Охта-центр", она сказала, что "Петербург не может быть археологическим музеем-заповедником". Слова относились к результатам раскопок на Охтинском мысу: там ученые обнаружили ряд археологических памятников. Сейчас там еще остаются неизученными участки культурного слоя и сооружений эпохи Средневековья и неолита. Впоследствии Верховный Суд запретил сооружение более ста высотных доминант в охраняемых ЮНЕСКО исторических районах Петербурга, в том числе "Охта-центра". Высший судебный орган фактически признал незаконной градостроительную политику губернатора Матвиенко последних лет.

Добавим, вопросы охраны объектов культурного наследия регионального и местного значения в Санкт-Петербурге регулирует специальный городской закон. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1204 утверждено положение о государственном контроле в области сохранения, использования и охраны памятников истории и культуры народов РФ.

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай