Гражданско-правовые отношения
Согласно п. 1 ст. 1538 Гражданского кодекса РФ юридические лица для индивидуализации принадлежащих им предприятий вправе использовать коммерческое обозначение (в данном случае - специально разработанный логотип) <*>.
Рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе"). В частности, объектом рекламирования согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона N 38-ФЗ может являться средство индивидуализации юридического лица.
Учитывая вышеизложенное, поскольку пешеходные дорожки, тротуары и парковки торгово-развлекательных центров являются территориями, которыми пользуется неограниченный круг лиц, размещение соответствующей информации на асфальтовом покрытии указанных территорий является рекламой. Такой вид рекламы, как нанесение информации на асфальтовое покрытие, в Федеральном законе N 38-ФЗ прямо не упомянут.
По разъяснениям эксперта Минфина России Е.В. Соснова, приведенным в консультации от 29.06.2011, в Федеральном законе N 38-ФЗ отсутствуют какие-либо требования к рекламе на асфальте, в том числе к получению какого-либо разрешения на размещение рекламы на асфальте.
Следовательно, при соблюдении общих требований к рекламе, установленных ст. 5 Федерального закона N 38-ФЗ, данная реклама не может быть признана ненадлежащей (п. 4 ст. 3 Федерального закона N 38-ФЗ) <**>.
Налог, уплачиваемый при применением УСН
При применении УСН рекламные расходы принимаются в порядке, предусмотренном для исчисления налога на прибыль организаций (пп. 20 п. 1, абз. 2 п. 2 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ, Письма Минфина России от 20.04.2010 N 03-11-06/2/63, от 07.04.2010 N 03-11-06/2/52, от 05.04.2010 N 03-11-06/2/48).
Поскольку расходы на размещение рекламы на асфальте относятся к расходам на иные виды рекламы, не указанные в абз. 2 - 4 п. 4 ст. 264 НК РФ, стоимость услуг рекламного агентства (без учета НДС) учитывается в составе рекламных расходов в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ (пп. 28 п. 1, абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ). Сумма НДС, предъявленная организации рекламным агентством (в части, относящейся к расходам на рекламу, учтенным в налоговом учете), также учитывается в составе расходов на основании пп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.
Указанные расходы признаются после их фактической оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
Бухгалтерский учет
Стоимость услуг рекламного агентства (с учетом НДС) включается в состав расходов по обычным видам деятельности в качестве коммерческих расходов на дату подписания акта приемки-сдачи оказанных услуг (п. п. 5, 6, 7, 16 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, пп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ). Данная операция отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 44 "Расходы на продажу" и кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).
Содержание операций | Дебет | Кредит | Сумма, руб. | Первичный документ |
Стоимость рекламных услуг отражена в составе расходов на продажу <***> | 44 | 60 | 118 000 | Акт приемки-сдачи оказанных услуг |
Оплачены услуги рекламного агентства | 60 | 51 | 118 000 | Выписка банка по расчетному счету |
<*> В соответствии с п. 1 ст. 1539 ГК РФ правообладателю принадлежит исключительное право использования коммерческого обозначения в качестве средства индивидуализации принадлежащего ему предприятия любым не противоречащим закону способом (исключительное право на коммерческое обозначение), в том числе путем указания коммерческого обозначения на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, если такое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории. При этом исключительное право на коммерческое обозначение, включающее фирменное наименование правообладателя или отдельные его элементы, возникает и действует независимо от исключительного права на фирменное наименование (п. 1 ст. 1541 ГК РФ).
<**> Заметим, что в 2011 г. Советом ГД ФС РФ был рассмотрен проект федерального закона N 489523-5 "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О рекламе" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", работа над которым в настоящее время еще не завершена. Данным проектом предполагается введение запрета на распространение рекламы на поверхности велосипедных или пешеходных дорожек либо тротуаров путем нанесения на них графических изображений или надписей. В качестве мер ответственности за нарушение указанного запрета предлагается внести изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях РФ, дополнив его соответствующей статьей, согласно которой размещение рекламы на поверхности велосипедных или пешеходных дорожек либо тротуаров путем нанесения на них графических изображений или надписей влечет наложение административного штрафа.
<***> Организация, применяющая УСН, вправе не отражать предъявленные ей суммы НДС на счете 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", если такой порядок учета закреплен в ее учетной политике.
Н.Э.Адамушкин, консультационно-аналитический центр по бухгалтерскому учету и налогообложению
"О рекламе"
Статья 1538 ГК РФ. Коммерческое обозначение
Статья 1539 ГК РФ. Исключительное право на коммерческое обозначение
Статья 249 НК РФ. Доходы от реализации
Статья 264 НК РФ. Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией
Статья 346.16 НК РФ. Порядок определения расходов
Статья 346.17 НК РФ. Порядок признания доходов и расходов
Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций
Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99
от 05.04.2010 N 03-11-06/2/48
от 07.04.2010 N 03-11-06/2/52
от 20.04.2010 N 03-11-06/2/63