191
Оставить комментарий Распечатать

Юридические лица тоже получат судимость

Размер шрифта:
Масштабные поправки в УК и УПК призваны противодействовать преступности юридических лиц. Регламентируются основания для уголовно-правового воздействия, виды мер уголовно-правового характера, сроки судимости юридических лиц.

В России появятся юридические лица с судимостью. Организации вскоре смогут испытать на себе, что такое меры уголовно-правового воздействия. Это предусматривает законопроект, разработанный Следственным комитетом РФ. Документ опубликован на сайте СКР. Речь идёт о масштабных преобразованиях в Уголовном и Уголовно-процессуальном кодексах. Их пополнят рядом новых норм. Регламентируются основания для уголовно-правового воздействия, круг организаций, которых оно может коснуться, виды мер уголовно-правового характера, сроки судимости юридических лиц и так далее. Среди подобных мер называются штраф, лишение лицензии, квоты, преференций или льгот, а также запрет на деятельность в России и принудительная ликвидация.

Требование о введении уголовной ответственности юрлиц содержатся во многих международных правовых актах. Среди них – Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, Конвенция ООН против коррупции, Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию и другие.

Разработчики проекта отмечают, что в Уголовном кодексе нет санкций за причастность компании к преступлению. Действующий же сейчас механизм неэффективен: по фактам причастности юрлиц к корпоративной коррупции за 3 года к административной ответственности привлекли примерно 20 организаций. Законодательство также не позволяет эффективно противодействовать противоправной деятельности фирм-однодневок. «В России сформировался новый вид преступности – преступность юридических лиц, - заявляют в СКР. - Этот вид преступности представляет реальную угрозу экономической безопасности государства, а также интересам добросовестных участников экономического оборота». В пояснительной записке ведомство подробно рассказывает о сути реформы:

…проект закона предусматривает правовую конструкцию, предполагающую отнесение уголовно-правового воздействия в отношении причастных к преступлению юридических лиц не к одному из видов уголовного наказания, а к предусмотренным разделом VI УК РФ иным мерам уголовно-правового характера.

…причастность к преступлению определяется как совершение преступления в интересах юридического лица либо как использование юридического лица в целях совершения, сокрытия преступления или последствий преступления. При этом причастность будет иметь место лишь в случаях совершения преступления специальным субъектом, в качестве которого предусмотрены физическое лицо, выполняющее в юридическом лице управленческие функции, либо физическое лицо, осуществляющее в нем фактическое руководство. К категории лиц, осуществляющих фактическое руководство, проектом закона отнесены лица, которые, хотя и не занимали должности в юридическом лице и не действовали от его имени на основании доверенности, однако фактически определяли решения, принимаемые юридическим лицом. Это положение сделает невозможным уклонение от уголовно-правового воздействия компании, в которых практикуются схемы номинального руководства...

В качестве исключительных предусмотрены такие виды мер воздействия, как ликвидация и запрет на осуществление деятельности на территории Российской Федерации, которые могут быть назначены только юридическим лицам, созданным в целях совершения или сокрытия преступления, то есть «фирмам-однодневкам». Для защиты и восстановления нарушенных преступлением имущественных прав потерпевшего в случае назначения этих мер воздействия проектом закона предусматривается право суда признать недействительными сделки, заключенные ликвидируемым юридическим лицом в целях совершения или сокрытия преступления, применив к таким сделкам предусмотренные гражданским законодательством Российской Федерации последствия недействительности ничтожной сделки.

Учет судимости юридического лица позволит добросовестным участникам коммерческого оборота проявлять большую осмотрительность при выборе контрагента. В том числе это обстоятельство может учитываться органами государственной власти и местного самоуправления при проведении приватизации или размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

Проектом закона предусматривается снятие в отношении юридических лиц с непогашенной судимостью ограничений, связанных с периодичностью проведения проверок юридических лиц органами государственного контроля (надзора), а также органами муниципального контроля. Деятельность таких юридических лиц, осуществляемая ими в сфере, в которой было совершено преступление, будет проверяться один раз в год.

Обвиняемое юридическое лицо в соответствии с проектом закона будет участвовать в уголовном судопроизводстве в качестве участника со стороны защиты. Права, обязанности и законные интересы от имени этого участника будут реализовываться его представителем.

Напомним, Следственный комитет Российской Федерации осуществляет в соответствии с законодательством полномочия в сфере уголовного судопроизводства. Основные задачи Следственного комитета прописаны в Федеральном законе от 28.12.2010 N 403-ФЗ. Положение о Следственном комитете РФ утверждено Указом Президента РФ от 14.01.2011 N 38.

Чтобы законопроект об уголовной ответственности юрлиц стал законом, он должен пройти несколько стадий. Его должно одобрить Федеральное Собрание и подписать - Президент РФ, после чего документ должен быть официально опубликован. Федеральные законы вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок.

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай