175
Оставить комментарий Распечатать

Закон о метро легализует зонную оплату

Размер шрифта:
Общественное обсуждение проекта закона о метрополитенах закончится в ближайшее воскресенье. Документ запрещает брать с пассажиров плату за что-либо, кроме перевозки. При этом разрешается определять стоимость проезда в зависимости "от иных условий". Закон потребует принятия типовых правил пользования подземкой, правил досмотра в метро и других правовых актов.

23 сентября закончится общественное обсуждение проекта закона "О метрополитенах и других видах внеуличного транспорта...". Его разработали в Минтрансе. Предварительный вариант правового акта опубликован на Едином портале проектов правовых актов и результатов их обсуждения.

Закон устанавливает правовые, организационные и экономические условия функционирования метрополитенов и других видов внеуличного транспорта в РФ. Имеются в виду "легкое метро", "скоростной трамвай" и т.п. Документ регулирует гражданско-правовые отношения между гражданами и метрополитеном, между заказчиком и исполнителем транспортного обслуживания.

Согласно проекту, брать с пассажиров плату за что-либо, кроме перевозки их самих или багажа, запрещается. Причем багаж в пределах установленных норм перевозится бесплатно. Перевозку метрополитеном разработчики предлагают понимать достаточно широко. Для них это "пользование инфраструктурой, начавшееся и завершившееся проходом через пропускной пункт". Сама такая формулировка указывает на то, что момент выхода из метро тоже будет фиксироваться. Это открывает возможности для введения зонной оплаты проезда, о которой речь идёт уже давно.

Проект не запрещает вводить зонную оплату. В нём прямо сказано, что стоимость проезда может определяться в зависимости от категории пассажиров, количества оплаченных поездок и "иных условий". Таким образом, при желании стоимость проезда в разное время суток и дни недели тоже можно сделать различной.

Как уверяют авторы, набор прав и обязанностей пассажира и метрополитена остается неизменным. Так, перевозчик обязан предоставить точную информацию о работе транспорта и условиях перевозки. Пассажир вправе требовать получения оплаченных услуг и обеспечения безопасности (жизни, здоровья, имущества). Ответственность сторон за причиненный ущерб определяется в соответствии с законодательством.

В пояснительной записке указывается на несколько причин, по которым документ сейчас крайне необходим. В частности, метрополитен оказался без правового регулирования — ни к городскому, ни к железнодорожному транспорту он не относится:

Во-первых, в связи с ускоренными темпами автомобилизации крупные российские города столкнулись с необходимостью решения проблем организации дорожного движения, в том числе перевозок городским общественным транспортом. При этом те виды общественного транспорта, которые осуществляют перевозки пассажиров по автомобильным дорогам (улицам) в городах (автобусы, маршрутные такси, такси, троллейбусы), испытывают те же самые сложности в передвижении, что и личный автотранспорт, и не способны оказывать приемлемых по качеству транспортных услуг населению...

Во-вторых, при формировании федерального законодательства о городском пассажирском транспорте, метрополитен был исключен из сферы его правового регулирования, иные виды (в том числе и перспективные) внеуличного транспорта не получили какого-либо конкретного правового закрепления. В советское время метрополитен относился к сфере правового регулирования железнодорожного транспорта, однако, с формированием законодательства о железнодорожном транспорте метрополитен был исключен из сферы действия соответствующих законов...

Правовой акт потребует принятия типовых правил пользования подземкой, правил движения внеуличного транспорта, порядка досмотра в метро, системы знаков различия для работников и некоторых других документов.

Проект содержит противоречивую информацию о вступлении закона в силу. Статья 24 предусматривает, что он начнет действовать через 4 месяца после опубликования, но не ранее 1 января следующего за принятием года. Если эта норма сохранится, закон заработает не ранее 2014 года. Впрочем, статья 31 предусматривает вступление в силу со дня опубликования.

Напомним, чтобы законопроект стал законом, его должны одобрить Федеральное Собрание и подписать — Президент РФ, после чего документ должен быть официально опубликован. Федеральные законы вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Добавим, Правила пользования Петербургским метрополитеном в 1998 году утвердил Комитет по транспорту. С тех пор в них неоднократно вносились изменения. Ответственность за нарушения правил устанавливает городской закон об административных правонарушениях.

Недавно законодатели пересмотрели размер штрафов за нарушения в метро и ввели новые. С подачи градоначальника депутаты решили не наказывать за бег по платформам и препятствование организованным пассажиропотокам. Разрешили без опаски провозить в подземке легкобьющиеся предметы, а вот с режущими могут возникнуть сложности.

По закону, проезд и провоз багажа без оплаты обойдётся в 1000 рублей. За проезд в поездах, не осуществляющих или прекративших перевозку пассажиров, виновного оштрафуют на сумму от 500 до 3000 рублей. Такие же штрафы будут ждать тех, кто самовольно проник в кабины вагонов, на пути, в служебные, производственные помещения, в киоски вентиляционных шахт, тоннели и на огражденную территорию.

До 3 тысяч возрос максимальный штраф за следующие правонарушения:

  • езда на мотоциклах, велосипедах, самокатах, роликовых досках, коньках, лыжах,

  • использование без надобности связи "пассажир-машинист", открытие дверей вагонов во время движения, препятствование открытию или закрытию дверей, задерживание отправления поезда со станции,

  • нарушение правил поведения на эскалаторе,

  • подкладывание любых предметов на пути.

Вход и пребывание в подземке в пачкающей одежде, нарушение правил провоза багажа и домашних животных тоже "подорожали". Вместо 100-рублевого штрафа предусмотрено взыскание в размере от 100 до 500 рублей. Более строгая ответственность предусмотрена за курение в метро, нанесение надписей и расклейку рекламы.

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай