Залогом счастья приёмного ребенка станет число 13. Именно столько разделов насчитывает программа подготовки для желающих принять малыша в семью. Министерство образования и науки утвердило требования к содержанию такой программы. Этому посвящен приказ от 20.08.2012 N 623, опубликованный сегодня в "Российской газете". Он также устанавливает форму свидетельства о прохождении подобной подготовки.
Предусматривается проведение с каждым из кандидатов в приемные родители индивидуального собеседования. Специалисты выяснят мотивы, ожидания, проверят понимание правовых и прочих последствий приема ребенка на воспитание в семью. Уделят внимание и ресурсам семьи (материальным, социальным и психологическим). Кандидатов в приемные родители ознакомят с особенностями периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами "трудного" поведения ребенка и способами преодоления такого поведения, с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания, расскажут о причинах, по которым дети остаются без попечения родителей.
Кандидаты в приёмные родители освоят, в частности, следующие разделы программы:
- "Этапы развития ребенка",
- "Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка",
- "Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка",
- "Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка",
- "Особенности полового воспитания приемного ребенка",
- "Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан".
Кандидатам в родители предстоит получить знания по следующим темам:
- общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество);
- роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.
- чувства и переживания ребенка, приходящего в семью; способы преодоления трудностей адаптации;
- тайна усыновления; ее реальные и мнимые преимущества и сложности; способы, как сказать ребенку, что он приемный;
- роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье.
- формы "трудного" поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ); их причины и способы работы с ними;
- эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка;
- причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм.
С 1 сентября тот, кто захочет стать усыновителем, опекуном или приемным родителем-воспитателем, должен представить в органы опеки справку. Она подтвердит, что он не имеет судимости за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан. Человек должен будет пройти серьезное тестирование-собеседование, отучиться на специальных курсах и получить соответствующее свидетельство, подтверждающее его готовность стать родителем или опекуном приемному ребенку. Исключение делается только для близких родственников. Это предусматривает постановление Правительства N 391 от 25 апреля 2012 г.
Приказ Минобрнауки подготовлен в соответствии с пунктом 4 статьи 127 Семейного кодекса. Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и контроля за условиями их жизни и воспитания утверждены постановлением Правительства РФ от 29 марта 2000 г. N 275. Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей в семью, установило постановление Правительства от 18 мая 2009 г. N 423.
постановление Правительства N 391 от 25 апреля 2012 г
Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 N 423
Статья 127 СК РФ. Лица, имеющие право быть усыновителями
постановлением Правительства РФ от 29 марта 2000 г. N 275