74
Оставить комментарий Распечатать

"Заморочки" налоговых инспекций: законные и незаконные

Размер шрифта:
При общении с налоговыми инспекторами бухгалтеры сталкиваются с самыми разными претензиями, просьбами, требованиями. Некоторые из них откровенно необоснованны и незаконны, некоторые порой кажутся просто абсурдными. В итоге можно и растеряться - как же на них реагировать? Иногда лучше не спешить сразу вступать в спор, а вникнуть в ситуацию. Мы подобрали несколько таких неоднозначных случаев из практики наших читателей.

Вы не обязаны решать "бумажные" проблемы ИФНС

(?) Нам прислали требование о представлении документов для камеральной проверки по заявленному к возмещению НДС. В нем, среди прочих документов, требуют представить 30 листов белой бумаги формата А4. Выполнять такое требование или нет?

Н.Б. Самсонова, г. Омск

Ответ

Нет, в части представления бумаги требование вы выполнять не обязаны. В ходе проверки истребовать у вас могут только документы. А пачка бумаги документами не является.

Скорее всего, в инспекции просто проблемы с бумагой. Но просить такое в официальном требовании весьма бесцеремонно со стороны налоговиков. Хотя чисто по-человечески вы можете не портить с ними отношения и помочь бедным чиновникам.

Инспекции не могут наладить обмен информацией? Жалуйтесь!

(?) Мы переехали. Наша новая налоговая инспекция отказывается выдавать нам справку об отсутствии задолженности, так как в ее базе нет начислений налогов по нашей организации. Они отсутствуют из-за того, что старая налоговая еще не передала необходимые файлы. Даже письменный запрос о выдаче справки отказываются принимать. Как быть?

Г.Н. Молчанова, г. Москва

Ответ

Направьте требование о предоставлении справки по почте заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. Пока ваш запрос официально не попал в инспекцию, ваши устные просьбы - пустые слова. Как только ваше письменное обращение попадет в инспекцию, начнет течь срок, в течение которого вам обязаны дать справку.

Справку о состоянии расчетов налоговый орган обязан выдать вам в течение 5 рабочих дней со дня поступления запроса в инспекцию. А справку об исполнении обязанности по уплате налогов - в течение 10 рабочих дней.

После истечения указанного срока подайте жалобу руководителю ИФНС, а копию - в вышестоящее управление. Или наоборот.

Штраф в 100 000 руб. ускорит исполнение налоговиками решения суда

(?) Подавали жалобу на бездействие налоговой инспекции одновременно в УФНС и в суд (прошла камеральная проверка возмещения НДС, претензий нет, но решение о возврате не принято). Суд признал бездействие незаконным. Решение подлежит исполнению немедленно. Однако инспекция решение суда не исполняет, ссылаясь на то, что нет решения УФНС. А сроки принятия решения УФНС давно истекли. Что еще сделать? Опять жаловаться в суд - уже на бездействие УФНС?

В.В. Князев, г. Москва

Ответ

Последнее слово всегда за судом, а не за УФНС. Поэтому, во-первых, вам нужно обратиться в суд с заявлением о наложении на инспекцию судебного штрафа (взыскивается в доход федерального бюджета). Ведь судебные акты обязательны для исполнения. Суд может оштрафовать должностное лицо инспекции на сумму, не превышающую 5000 руб., а саму инспекцию - на 100 000 руб. Скорее всего, после этого инспекция поспешит исполнить решение.

Во-вторых, вы должны получить в суде исполнительный лист по принятому решению и обратиться с ним в службу судебных приставов. Они на основании вашего заявления заведут исполнительное производство.

Ну и как крайняя мера - вы можете пожаловаться на нарушения, допускаемые налоговыми органами, в прокуратуру. По результатам рассмотрения жалобы прокурором может быть вынесено представление об устранении нарушений закона, по которому в течение месяца должны быть приняты конкретные меры.

Примечание. Недавно ВАС рассмотрел одно интересное дело. Инспекция никак не могла вернуть организации переплату по налогу на прибыль. И такая нерасторопность обернулась для инспекции закрытием лицевого счета. Это была ограничительная мера, направленная на обеспечение исполнения решений суда.

Инспекция пожаловалась на действия Казначейства в суд, но тот ее не поддержал. ВАС указал, что "приостановление операций является временной ограничительной мерой, применяемой к неисправному должнику для защиты прав и законных интересов взыскателя денежных средств, являющегося заведомо более слабой стороной в отношениях с государством".

На требование о представлении разъяснений можно не отвечать

(?) Получили из налоговой сообщение с требованием представить пояснения по вопросу расхождений в показателях отчета о прибылях и убытках и декларации по НДС. В сообщении есть ссылка на ч. 1 ст. 19.4 КоАП, в которой предусмотрена ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица. Действительно ли за непредставление этих пояснений нам грозит штраф?

Е.Л. Гаврилов, г. Нижний Новгород

Ответ

Нет, ответственности за непредставление в такой ситуации пояснений не предусмотрено. Такое сообщение не является распоряжением или требованием, поэтому ссылка на ч. 1 ст. 19.4 КоАП в данном случае неправомерна.

Действительно, у инспекции есть право потребовать пояснения при обнаружении в представленных вами декларациях ошибок, несоответствий или противоречий. Однако представление таких пояснений - ваше право, а не обязанность. Ни административного, ни налогового штрафа за их непредставление нет.

Тем не менее представление налоговикам информации, свидетельствующей о верности расчетов, всегда в интересах налогоплательщика. Представляя пояснения, вы вправе направить в налоговый орган любые документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию. Если этого не сделать, налоговики на основании каких-либо нестыковок в вашей отчетности могут сделать неправильные выводы и доначислить вам налог. Проще дать пояснения, чем потом судиться из-за незаконных доначислений.

Декларацию с ошибками обязаны принять

(?) Один из наших бухгалтеров сдавал по доверенности декларацию по НДС в налоговую инспекцию. Но в принятии отчетности ему отказали. Основание - декларация неправильно заполнена: в строке "с приложением подтверждающих документов и (или) их копий" ничего не стояло, а должна стоять цифра 1, так как доверенность является подтверждающим документом. Правомерен ли такой отказ?

Г.С. Мединская, Московская обл.

Ответ

Нет, такой отказ неправомерен. Ошибки в декларации - не основание ее не принимать. А у вас именно допущена ошибка при заполнении декларации.

В указанной вами строке отражается, в числе прочего, количество листов документа, подтверждающего полномочия представителя налогоплательщика (в случае представления отчетности представителем) . Минфин считает, что предъявлять доверенность, подтверждающую полномочия на участие в налоговых правоотношениях, должно любое лицо, подающее в налоговый орган отчетность, даже бухгалтер. Соответственно, доверенность должна быть приложена к декларации и в указанной строке должна стоять об этом отметка.

Кстати, исправить сведения в декларации на месте ваш бухгалтер может, только если его доверенность дает ему более широкие полномочия, чем просто представлять в ИФНС документы. Например, у него доверенность на представление интересов организации в налоговом органе.

Декларации от разных организаций можно направить в одном письме

(?) Я веду бухгалтерию нескольких организаций. Недавно отправила в одном конверте заказным письмом с описью вложения две декларации от разных юридических лиц. В налоговой инспекции приняли только одну декларацию, а в принятии другой отказали. Так как каждая декларация якобы должна быть отправлена отдельным письмом. Правомерен ли такой отказ?

А.М. Кислицына, г. Ярославль

Ответ

В принципе, такой отказ неправомерен. Налоговая декларация может быть направлена в виде почтового отправления с описью вложения. Иных требований к отчетности, представляемой по почте, в НК РФ не предусмотрено. Причины для отказа в принятии в данной ситуации также отсутствуют.

Вместе с тем давайте проанализируем, что не понравилось налоговикам.

Во-первых, почтовые отправления принимаются в отделениях почтовой связи с обязательным указанием адреса отправителя. При этом отправителю выдается квитанция, в которой, помимо прочего, указывается фамилия адресата (наименование юридического лица). Но указание в квитанции нескольких отправителей не предусмотрено. Налоговый орган мог не принять декларацию из-за того, что на почтовом отправлении не были указаны все наименования юридических лиц, декларации от которых были вложены в письмо.

Во-вторых, налоговики могли посчитать, что к каждой декларации должна быть отдельная опись. А в вашем случае она одна.

Спорить с ними будет довольно сложно, да и не стоит оно того. Поэтому в будущем при отправке в одном конверте нескольких деклараций от разных юридических лиц, чтобы не получать от инспекции отказ, лучше соблюдать следующие условия:

  • оформить доверенности от обоих юридических лиц на то, что вы являетесь их уполномоченным представителем, и указывать в качестве отправителя не юридическое лицо, а свою фамилию и инициалы;

  • составить сводную опись с указанием, какая декларация от какого юридического лица отправлена.

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2012, N 15

Полянская В.А.

Узнать подробнее о журнале "Главная книга"

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай