148
Оставить комментарий Распечатать

Клевета – уголовная ответственность возвращается

Размер шрифта:
Что ж, дорогие читатели, мы все знаем в какой стране живем. И знаем, что при необходимости у нас могут и закон за неделю принять, и от того, что говорили буквально несколько месяцев назад публично отречься. Коснулось это и одну из моих колонок.

Думал ли я, когда в двадцатых числах июня писал колонку «Меня оклеветали – что делать», одним из важных аспектов которой было то, что клевета перестала быть уголовным преступлением, что по случайному совпадению обстоятельств, она две недели пролежит в редакционном столе.

Думали ли редакторы сайта, подготавливая колонку к публикации 9 июля, что они узнают, что вечером в пятницу 6 июля в Государственную Дума будет спешно внесен закон о криминализации клеветы?

Предполагали ли все мы, что законопроект, пусть и внесенный правительством, менее чем за 10 дней будет принят обеими палатами Федерального Собрания Российской Федерации и подписан президентом?

Впрочем, сейчас это уже лирика. А нам остается с правовой точки зрения рассмотреть, в каком виде клевета, после полугодичного отсутствия, вернулась в Уголовный кодекс.

Что такое клевета?

Прежде всего, рассмотрим определение клеветы согласно добавленной в Уголовный кодекс статье 128-1.

Согласно ей – клевета – «распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию».

Если мы сравним эту дефиницию с текстом статьи 129 Уголовного кодекса, существовавшей до ее отмены, то обнаружим, что никакого изменения в этой части не произошло. Определение клеветы осталось прежним, что позволяет полностью использовать накопившуюся ранее судебную практику.

Чем же теперь карается клевета? Если ранее твердый денежный предел штрафа составлял 80.000 рублей, то теперь это уже «штраф в размере до пятисот тысяч рублей».

Да, возможно наказание за клевету и стоило повысить – но сразу в 6 раз? Не говоря уже о том, что когда общественная оценка одних и тех же действий изменяется в 250 (двести пятьдесят!) раз – (штраф по КоАП до 2000 р.) – это не может не вызывать справедливых сомнений о причинах таких изменений.

Огласите весь список, пожалуйста!

Однако принятый законопроект предусматривает и ряд так называемых квалифицированных случаев. Рассмотрим их.

Прежде всего, отдельно выделяется «клевета, содержащаяся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации» (ч. 2 ст. 128-1).

В таком случае виновному грозит штраф уже в размере до одного миллиона рублей.

В случае, если будет совершена «клевета… с использованием своего служебного положения» (ч. 3 ст. 128-1), то ответственность еще более возрастает - штраф в размере до двух миллионов рублей.

Отдельно повышена ответственность за обвинения в т.н. «позорящих» обстоятельствах. Так, «Клевета о том, что лицо страдает заболеванием, представляющим опасность для окружающих, а равно клевета, соединенная с обвинением лица в совершении преступления сексуального характера» (ч. 4 ст. 128-1), наказывается штрафом в размере до трех миллионов рублей.

В случае же, если клевета соединена с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления (ч. 5 ст. 128-1), размер штрафа составляет до пяти миллионов рублей.

Ради этого законодателю пришлось внести отдельные изменения в общую часть Уголовного кодекса (ст. 46), повысив максимальный размер штрафа в 5 раз – с одного миллиона рублей до пяти миллионов рублей.

Особая защита – при отправлении правосудия

Вернули в Уголовный кодекс и аналог утратившей силу статьи 298 УК РФ – «клевета в отношении судьи …».

Теперь данный вопрос регулирует статья 298-1, озаглавленная (как и раньше) «клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава».

При этом «расценки», установленные законом, разнятся в зависимости от субъекта посягательств.

Так, «клевета в отношении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, в связи с рассмотрением дел или материалов в суде» обойдется виновному штрафом в размере до двух миллионов рублей.

В случае же, если речь идет о «деянии, совершенном в отношении прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава в связи с производством предварительного расследования либо исполнением приговора, решения суда или иного судебного акта», то размер штрафа будет уже меньше - до одного миллиона рублей.

Однако если эти деяния будут соединены с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, то штраф опять же максимальный - до пяти миллионов рублей.

Очевидно, однако, что обвинения в адрес лица, связанные с отправлением правосудия, обычно и будут сопрягаться с такими преступлениями – обвинениями в получении взятки, вынесении заведомо неправосудного приговора и проч.

Какова будет практика применения возвращенных норм покажет будущее, однако возможно, что заденут они не только оппозицию существующей власти (направленность возвращенных норм особо не скрывается), но и рядовых правонарушителей.

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай