Вопрос:
Негосударственное учреждение здравоохранения является некоммерческой организацией, получает целевые средства на ведение уставной деятельности:
- от ТФОМС на выполнение программы государственных гарантий по медицинскому
обслуживанию населения;
- от учредителя (ОАО) - целевые поступления от собственников созданным ими
учреждениям.
Наряду с получением целевых средств негосударственное учреждение здравоохранения осуществляет предпринимательскую деятельность.
В гл. 25 НК РФ предусмотрено создание отдельных резервов, например, резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию, резерв предстоящих расходов на оплату отпусков.
Федеральным законом от 18.07.2011 N 235-ФЗ с 01.01.2012 в состав внереализационных расходов включены расходы на формирование резервов предстоящих расходов налогоплательщиком - некоммерческой организацией, зарегистрированной в соответствии с Федеральным законом "О некоммерческих организациях" (пп. 19.3 п. 1 ст. 265 НК РФ).
Расходы на формирование резервов предстоящих расходов некоммерческих организаций, связанных с ведением предпринимательской деятельности и учитываемых при определении налоговой базы, определяются с 01.01.2012 в соответствии со ст. 267.3 НК РФ. Направление формирования такого резерва не конкретизировано.
Ответ:
Для налогоплательщиков - некоммерческих организаций, кроме созданных в форме государственной корпорации, государственной компании, объединения юридических лиц, ст. 267.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусмотрено создание резерва предстоящих расходов, связанных с ведением предпринимательской деятельности и учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Исходя из положений п. 2 ст. 267.3 НК РФ перечень расходов, в отношении которых некоммерческая организация вправе сформировать указанный резерв, не конкретизирован, в связи с чем некоммерческая организация должна в своей учетной политике указать, в отношении каких видов расходов будет формироваться данный резерв.
Вместе с тем, учитывая положения п. 1 ст. 252 НК РФ, отчисления в резерв должны отвечать критериям экономической обоснованности.
Учитывая изложенное, некоммерческая организация при определении состава расходов, в отношении которых будет формироваться данный резерв, вправе указать расходы, связанные с приобретением лекарств, медицинского оборудования, ремонтом основных средств.
Статья 267.3 НК РФ не содержит каких-либо указаний или ссылок на то, что формирование резерва предстоящих расходов должно производиться в соответствии с порядком формирования резерва по отдельным видам расходов, предусмотренным, например, ст. ст. 266, 324, 324.1 НК РФ.
В этой связи формирование данного резерва производится в соответствии с положениями ст. 267.3 НК РФ.
Согласно п. 5 ст. 252 НК РФ суммы, отраженные в составе расходов налогоплательщика, не подлежат повторному включению в состав его расходов.
В связи с этим формирование в отношении одних и тех же расходов двух резервов (например, резерва на ремонт основных средств и резерва предстоящих расходов) неправомерно.
Основание: Письмо Минфина РФ от 28 мая 2012 г. N 03-03-06/4/53
Подборка по материалам информационного банка "Финансист" системы КонсультантПлюс. Составитель Каширская Е.В.
Федеральный закон от 18.07.2011 N 235-ФЗ
Статья 265 НК РФ. Внереализационные расходы
Статья 266 НК РФ. Расходы на формирование резервов по сомнительным долгам
Статья 267.3 НК РФ. Расходы на формирование резервов предстоящих расходов некоммерческих организаций
Статья 324 НК РФ. Порядок ведения налогового учета расходов на ремонт основных средств