Перейти на мобильную версию
Помогаем преодолевать трудности

Хозяйственное партнерство – новая форма коммерческой организации

Хозяйственное партнерство – новая форма коммерческой организации

Смотрите также:

С 1 июля 2012 года вступает в силу Федеральный закон № 380-ФЗ «О хозяйственных партнерствах», принятый 3 декабря 2011 года (далее по тексту –Закон), в соответствии с которым в России создается новая организационно-правовая форма юридических лиц – хозяйственное партнерство. Одновременно с данным Законом вступят в силу изменения в статью 50 Гражданского кодекса РФ о включении хозяйственных партнерств в закрытый перечень форм коммерческих организаций.

Хозяйственным партнерством (далее - партнерство) признается созданная двумя или более лицами коммерческая организация, в управлении деятельностью которой в соответствии с Законом принимают участие участники партнерства, а также иные лица в пределах и в объеме, которые предусмотрены соглашением об управлении партнерством.

Анализ положений Закона показывает, что по ряду признаков партнерство сходно с хозяйственными товариществами и обществами, прежде всего с ООО. Так, партнерство вправе заниматься любыми виды деятельности, не запрещенными федеральным законом (а не только инновационной деятельностью, как предлагалось при разработке Закона). Однако есть и существенные отличия: партнерству запрещено выпускать облигации и иные эмиссионные ценные бумаги, а также размещать рекламу своей деятельности, что делает невыгодным использование данной формы в определенных сферах бизнеса (например, в консалтинге). Партнерство не может быть учредителем и участником других юридических лиц, за исключением союзов и ассоциаций. Кроме того, Правительством России могут быть установлены нормативы собственных средств для партнерств, которые осуществляют определенные виды деятельности.

Партнерство может быть создано только путем его учреждения; реорганизация уже существующего юридического лица в партнерство Законом не допускается.

Минимальный размер складочного капитала партнерства не ограничен. В складочный капитал может быть внесено любое имущество, кроме ценных бумаг (внесены могут быть только облигации, определенныеорганом исполнительной власти в сфере финансовых рынков). Денежная оценка имущества, вносимого в складочный капитал, утверждается единогласным решением участников партнерства. При этом привлечение оценщика не требуется, даже если вклад вносится не денежными средствами, а иным имуществом независимо от его размера.

Партнерство несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не отвечает по обязательствам своих участников, а участники в свою очередь не отвечают по обязательствам партнерства и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах сумм внесенных ими вкладов.Кроме того, участники партнерства или один из них вправе исполнить обязательство партнерства перед его кредиторами в случае, если возникает угроза обращения взыскания на принадлежащие партнерству исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности. К участникам, исполнившим обязательство, переходит право требования к партнерству.

Участники партнерства

Участниками партнерства могут быть как граждане, так и юридические лица. Но в отличие от акционерных обществ и ООО, партнерство не может быть учреждено 1 лицом. Если в партнерстве останется единственный участник или их станет более 50, партнерство должно быть преобразовано в акционерное общество или ликвидировано.

Участники партнерства имеют практически те же права и обязанности, что и участники ООО: право участвовать в управлении партнерством, получать информацию о его деятельности и получать часть имущества после ликвидации, обязанность внести вклад в складочный капитал.

Также как и участники ООО, участники партнерства вправе отчуждать свою долю с соблюдением преимущественного права покупки других участников и партнерства. Однако залог доли возможен лишь в том случае, если это прямо допускается соглашением об управлении партнерством. Сделка по отчуждению доли должна быть совершена в нотариальной форме, в противном случае она является недействительной. К приобретателю доли переходят в соответствующей части права и обязанности участника, передавшего долю, и приобретатель доли присоединяется к соглашению об управлении партнерством.

Соглашение об управлении партнерством

В соответствии со статьей 9 Закона единственным учредительным документом партнерства является устав. Однако гораздо более важное значение в управлении партнерством имеет другой документ – соглашение об управлении партнерством, которое заключается в письменной форме при учреждении партнерства, подлежит обязательному нотариальному удостоверению и хранится у нотариуса по месту нахождения партнерства. Государственная регистрация соглашения не требуется.

Помимо участников партнерства, для которых заключение соглашения обязательно, в соглашении могут участвовать лица, не являющиеся участниками партнерства, а также само партнерство, если это допускается уставом (п. 2 ст. 6 Закона).

Соглашение может содержать любые не противоречащие законодательству условия управления партнерством, его деятельности, реорганизации и ликвидации. К примеру, соглашением могут быть предусмотрены ограничения (включая полный запрет) на отчуждение доли, установлен порядок выхода из партнерства, ограничено право участников соглашения на финансовое, трудовое и иное участие в деятельности других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в течение определенного срока, право участников партнерства требовать продажи другими участниками своей доли в партнерстве заранее определенным лицам.

Соглашение об управлении, не являясь формально учредительным документом партнерства, фактически призвано выполнять его функции. Без соглашения партнерство просто не сможет осуществлять свою деятельность, поскольку почти все внутренние отношения в партнерстве (размер, сроки порядок внесения вкладов участников, структура органов управления и их полномочия, порядок и сроки осуществления правил исполнения обязанностей участников и иных лиц) должны регулироваться именно этим документом.

При этом соглашение не подлежит регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц, а его содержание не раскрывается для лиц, в нем не участвующих. Более того, Закон прямо требует включать в соглашение условия о конфиденциальности информации о содержании деятельности партнерства и об участии в нем. Каким же образом заинтересованные лица могут узнать о содержании соглашения?

Третьи лица, в том числе кредиторы и контрагенты партнерства по сделкам, могут получить сведения о содержании соглашения от единоличного исполнительного органа партнерства, который предоставляет кредиторам и другим лицам, вступающим в отношения с партнерством, сведения о содержании соглашения, в том числе о полномочиях органов управления (ст. 6 Закона). Предоставление сведений может осуществляться путем выдачи согласия на ознакомление с соглашением, причем подпись генерального директора на таком согласии должна быть засвидетельствована нотариально. Представляется, что на практике вопрос будет решаться проще: заинтересованные лица будут получать копии соглашения от органов управления партнерства, а не знакомиться с ним в помещении нотариальной конторы.

Такая «закрытость» соглашения об управлении партнерством вызывает обоснованные опасения многих юристов. Установленный Законом запрет участникам соглашения ссылаться на его положения в отношениях с третьими лицами не решает проблему в полной мере. Участники гражданского оборота, вступая в отношения с партнерством, не смогут свободно ознакомиться с главным документом, регулирующим его деятельность, а значит и не в состоянии будут адекватно оценить собственные риски от такого сотрудничества. Это особенно важно, поскольку в силу статьи 6 Закона нарушение соглашения может являться основанием для признания судом недействительными решений органов управления партнерства (опять же в случаях предусмотренных самим соглашением).

Управление деятельностью партнерства

Система, структура, полномочия и порядок образования и деятельности органов управления партнерства определяются соглашением об управлении партнерством. Закон требует обязательного создания в партнерстве только единоличного исполнительного органа (генерального директора или президента), который избирается только из участников партнерства – физических лиц и действует от имени партнерства в его отношениях с третьими лицами. Образование других органов управления, их компетенция и порядок осуществления ими деятельности определяется в соглашении об управлении. Даже проведение общего собрания участников, без которого невозможна деятельность ООО и акционерных обществ, для партнерства не обязательно, хотя и может быть предусмотрено в соглашении (например, если в управлении партнерством не участвуют иные лица).

Закон предусматривает право участника на участие в управлении партнерством и запрещает устранение всех участников от управления деятельностью партнерства. Однако фактически реализация данного права может быть сведена к минимуму, поскольку порядок такого участия устанавливается соглашением, которое может определять, что участие в управлении партнерством и распределении прибыли осуществляется непропорционально размеру долей участников в складочном капитале. При этом так называемые «иные лица», участвующие в управлении партнерством, не несут никаких обязанностей ни перед партнерством, ни перед его участниками, не участвуют в формировании складочного капитала партнерства, а их ответственность может быть исключена соглашением об управлении.

Таким образом, правовая конструкция хозяйственных партнерств сочетает в себе практически неограниченную свободу организации внутреннего управления юридическим лицом и одновременно почти полное отсутствие ответственности для лиц, управляющих партнерством. Многие ученые и практикующие юристы справедливо отмечают, что непрозрачность процессов управления партнерством может создать прямую угрозу интересам кредиторов партнерства и стабильности гражданского оборота в целом. Совет по кодификации гражданского законодательства в заключении на проект Закона указал, что одновременное участие в партнерстве его участников, самого партнерства и иных лиц «создает сложную, запутанную систему правовых связей между этими лицами и почву для споров, а при желании – и для злоупотреблений». Оправдаются ли эти опасения – покажет время и практика.

Вера Рябова – юрист практики недвижимости и градостроительства компании Rightmark group

Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Мы расскажем о последних новостях и публикациях. Читайте нас, где угодно. Будьте всегда в курсе главного!
icon-telegram-white Подписаться
e-mail рассылка
Подпишитесь на новости для юриста!
Раз в неделю мы будем отправлять самые важные статьи вам на электронную почту
Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Для этого выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и исправим её.

комментарии

Чтобы оставить комментарий нужно авторизоваться
Петербургский правовой портал

PPT.RU - Власть. Право. Налоги. Бизнес


Вопрос юристу
Связь с редакцией
Tweet
Поделиться
+1
Like!
Класс
Свернуть
Наверх

Вопрос-ответ

Помощь опытных
юристов и адвокатов

Экспертный совет

Решение бухгалтерских и правовых
вопросов в профессиональном сообществе

Лучшие специалисты
Более одного ответа
Вы можете задать вопрос бесплатно

ЗАДАЙТЕ ВОПРОС здесь и сейчас