К организаторам митинга, не рассчитавшим численность участников, нужно подходить мягче. Если акция собрала больше человек, чем было заявлено, это еще не нарушение. Привлекать к ответственности только за несоответствие прогнозируемой и реальной цифры нельзя, решил Суд. Другое дело, если превышение создаёт реальную угрозу общественному порядку, безопасности и сохранности имущества. Но и в этом случае необходимо установить, что несоответствие численности возникло именно по вине организатора, а не по другой причине.
Свою позицию Суд изложил в постановлении, которое провозгласил сегодня. КС РФ проверил на соответствие основному закону страны часть 2 статьи 20.2 КоАП РФ и пункта 5 части 3 статьи 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Поводом послужила жалоба гражданина Сергея Каткова. Его привлекли к ответственности за то, что участников шествия оказалось вдвое больше запланированного.
Подробнее о деле рассказывается на сайте Конституционного Суда:
Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» обязывает организатора публичного мероприятия в уведомлении органа власти субъекта РФ или местного самоуправления указать сведения о предполагаемом количестве его участников. Во время самого мероприятия организатор должен обеспечить согласованные с властями условия его проведения (в том числе относительно числа участников).
Часть вторая статьи 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП) предусматривает ответственность организатора за нарушение порядка проведения публичного мероприятия.
В ноябре 2010 года житель Тулы Сергей Катков выступил в качестве организатора шествия, приуроченного ко Дню народного единства. В предварительном уведомлении о публичном мероприятии, поданном в администрацию города, он заявил участие 150 человек. В действительности же, численность шествия оказалась в два раза больше заявленной. На основании этого факта, мировой судья счёл Каткова виновным в совершении административного правонарушения. Суды вышестоящих инстанций (районный и областной) оставили это решение в силе.
Заявитель полагает, что оспариваемые положения противоречат Конституции РФ, поскольку по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, позволяют привлекать к административной ответственности организатора публичного мероприятия в случае явки для участия в этом мероприятии большего количества участников, чем им указано в уведомлении о проведении данного мероприятия. Право граждан на свободу собраний не является абсолютным и может быть ограничено федеральным законом. Такой подход вытекает как из самой Конституции, так и из международно-правовых актов (включая Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод). Однако ограничения этого права не могут быть произвольными, а должны преследовать конституционно значимые цели. К их числу относятся, в частности, соблюдение общественного порядка, обеспечения безопасности, предупреждение и предотвращение их нарушений...
В Определении от 2 апреля 2009 года № 484-О-П Конституционный Суд указал, что орган публичной власти не может запретить или не разрешить проведение публичного мероприятия. Он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным. Однако чтобы принять одно из возможных решений, власти должны иметь адекватное представление о предполагаемой численности участников мероприятия. Сбор существенного количества людей в одном месте с целью формирования и выражения ими позиции по общественно значимым вопросам создаёт определенные риски... Организатор публичного мероприятия должен особенно взвешенно и продуманно относиться к определению потенциального количества участников. ...само по себе превышение численности ещё не является достаточным основанием для привлечения организатора мероприятия к административной ответственности. Это основание возникает лишь в том случае, если такое превышение создаёт реальную угрозу общественному порядку, безопасности участников публичного мероприятия и (или) посторонних лиц, сохранности имущества физических или юридических лиц. При этом должно быть установлено, что несоответствие численности возникло именно по вине организатора. Конституционно-правовой смысл оспариваемых норм, выявленный в настоящем постановлении, является общеобязательным. В то же время, законодатель вправе конкретизировать порядок и условия проведения публичных мероприятий, а также основания привлечения их организаторов к административной ответственности.
История вопроса
Позиция заявителя
Позиция Суда
Напомним, решение Конституционного Суда окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Об этом говорится в законе "О Конституционном Суде". Правительство не позднее трех месяцев после опубликования решения КС РФ вносит в Госдуму изменения или дополнения в закон, признанный неконституционным. Подобные законопроекты рассматриваются во внеочередном порядке.
"О Конституционном Суде"
Определение Конституционного Суда РФ от 02.04.2009 N 484-О-П
Постановление Конституционного Суда РФ от 18.05.2012 N 12-П
«О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»