315
Оставить комментарий Распечатать

Улучшения лизингового имущества

Размер шрифта:
При расторжении договора лизинга лизингополучатель несет убытки не только в виде выкупной стоимости предмета лизинга, выплаченной в ходе действия договора. К таким убыткам с экономической точки зрения можно отнести затраты лизингополучателя на улучшения лизингового имущества. Улучшения лизингового имущества (ст. 623 ГК РФ) могут быть как отделимыми (например, установленная в лизинговое авто магнитола является отделимым улучшением предмета лизинга, так как может быть изъята из автомобиля без вреда для последнего), так и неотделимыми (например, работы по врезанию люка в крыше лизингового автомобиля вряд ли можно «отыграть» обратно, не причинив вред автомобилю).

По умолчанию, стоимость как отделимых, так и неотделимых улучшений предмета лизинга, осуществленных лизингополучателем с письменного согласия лизингодателя, должна быть компенсирована лизингодателем при расторжении договора лизинга и возврате предмета лизинга лизингодателю (п.п. 7 и 8 ст. 17 Закона «О финансовой аренде (лизинге)»). Однако указанная норма диспозитивна, то есть дает право сторонам договора установить в договоре иной подход к улучшениям предмета лизинга при расторжении договора лизинга. И лизинговые компании часто прописывают в договорах условие о том, что все улучшения предмета лизинга являются собственностью лизингодателя, а их стоимость не возмещается лизингополучателю ни при каких обстоятельствах.

Требование лизингополучателя о взыскании с лизингодателя стоимости улучшений предмета лизинга, возвращенного лизингодателю в связи с расторжением договора лизинга, рассмотрел ФАС Московского округа (Постановление от 08.02.2012 г. по делу № А40-18208/11-109-103). Проанализировав условия договора лизинга, суд установил, что стороны согласовали, что любые улучшения, произведенные лизингополучателем с согласия лизингодателя, равно как и без него, независимо от того являются ли указанные улучшения неотделимыми или отделимыми, становятся частью лизингового имущества и не подлежат возврату или компенсации в денежной форме лизингополучателю.

Суд констатировал, что действующее законодательство, декларируя принцип свободы договора, допускает самостоятельное определение сторонами в договоре условий, касающихся порядка и условий передачи имущества в лизинг, порядка расчетов за переданное имущество, а также других условий договора (ст. 421 ГК РФ).

Так как лизингополучатель подписал договор лизинга, содержащий соответствующее условие, касающееся улучшений предмета лизинга, то он должен данное условие исполнять и не вправе требовать от лизингодателя каких-либо компенсаций расходов на осуществление улучшений лизингового имущества.

В связи с изложенным лизингополучателям при заключении договора лизинга следует обратить внимание на те его условия, которые регламентируют судьбу улучшений предмета лизинга. Особенно важны данные условия при заключении договора лизинга недвижимости, в ходе которого лизингополучатель, как правило, осуществляет улучшения предмета лизинга – недвижимости на крупные суммы.

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай