154
Оставить комментарий Распечатать

Новый порядок ведения кассовых операций

Размер шрифта:
Бухгалтер – очень интересная профессия, которая никогда не позволит заржаветь вашим мозгам. Наше государство вам этого не позволит. Очередная запланированная встряска у нас всегда приходится на конец года. Пачками выходит новое законодательство и бухгалтер обязан быть в курсе, чтобы не пропустить чего-то очень важного.

Одно из таких очень важных и касающихся каждого бухгалтера событий случилось. Принят новый порядок ведения кассовых операций. Прошлый порядок прослужил нам 18 лет, и все мы его знали вдоль и поперек, возможно, пройдя не одну проверку по его соблюдению.

Давайте почитаем новый порядок и отметим самые главные пункты изменений. Конечно, такое беглое прочтение не может претендовать на серьезный анализ, и все мы знаем, что иногда, казалось бы, ну очень понятные вещи вдруг начинают трактоваться совершенно неожиданно и какая-то запятая может стоить очень дорого (как в той фразе «Казнить нельзя помиловать»). Такие вещи всплывают в практике применения того или иного законодательного акта. А пока отметим для себя самые главные, бросающиеся в глаза изменения.

Итак, новый Порядок ведения кассовых операций вступает в действие с 1 января 2012 года.

Пункт 1.1 «распространяется...на физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность...»

Очень много копий было сломано в войне между банками и ИП из-за обязанности вести кассу. Я писала об этом, рекомендуя, по возможности, избегать конфронтации. Да, банки постоянно забывают, что ИП – это физическое лицо. Поэтому они то «вновь создают ИП» как в пункте I Приложения к данному порядку, то заставляют в расходнике писать неизвестно что. Предлагаю такие формулировки: «переложил из левого кармана в правый», или «купил кусок ветчины», или «отдал жене». Жаль только, что таких формулировок нет в Указании ЦБ РФ от 20.06.2007 N 1843-У "О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя ". А с жены еще хорошо заявление попросить на выдачу ей в подотчет. Красота! Ну, да не будем больше иронизировать.

Хотя мой подход к оформлению «превращения денег из «денег в кассе» в «деньги в кармане» очень формален и все равно нарушает много требований, в частности, Указание №1843, но теперь так предстоит делать каждому ИП-шнику. Смысла никакого, зато бумагомарательства...

Банкам дали законодательное право проверять кассовую дисциплину у индивидуальных предпринимателей. Не думаю, что от этого новшества будет какой-то реальный толк. Но - "хозяин - барин". Кстати, куда сдавать сверхлимитную выручку предпринимателям, не имеющим счета в банке? Конечно, понятно желание банков наложить свою лапу на выручку предпринимателей, чтобы им приходилось вначале всю ее сдавать. А потом запрашивать по чеку или переводить на неиспользуемый в предпринимательской деятельности счет сумму своего дохода. Банки же за эти операции будут снимать свой процент.

Повезло нотариусам, адвокатам. Непонятно что с фермерами, ведь они вроде бы приравниваются к индивидуальным предпринимателям.

Кстати, а ведь КоАП не поменялся и в ст. 15.1 слова «предпринимателей» не появилось. Поэтому на любые попытки оштрафовать по этой статье ИП могут смело обращаться в суд.

Пункт 1.3 Юридическое лицо...определяют лимит...в соответствии с приложением...»

Смотрим приложение и видим очередной раз фразу про то, что

«период времени между днями сдачи в банк ... не должен превышать семи рабочих дней...»

Кстати, раньше лимит определялся банком. К своему удивлению я не нашла в новом порядке требования о согласовании лимита с банком. В целом способ определения лимита довольно демократичный.

Отдельно прописаны требования к банковским платежным агентам (субагентам).

Пункт 1.4 «накопление...наличных...допускается... в выходные, праздничные дни...»

Ура! Решена проблема новогодних каникул! Ведь, к примеру, продуктовые магазины работают в новогодние праздники, выручка может быть даже выше обыкновенной (за счет спиртного и в целом), а банки не работают. Сдать сверхлимитную выручку было физически невозможно. Между тем по старому порядку все такие случаи подпадали под штраф. Чтобы его избежать, компании «выбивали» нужный лимит в банке или делали временный лимит на начало года.

Пункт 1.6 «Кассовые операции могут проводиться руководителем».

Хм, надеюсь, он не должен будет сам себя под роспись знакомить с должностными правами и обязанностями?

Пункт 2.3 «Кассир снабжается печатью (штампом)... а также образцами подписей»

Ладно, снабдим. Куда мы денемся?

Пункт 4.4 «Для выдачи наличных денег...под отчет... расходный кассовый ордер ...оформляется согласно письменному заявлению подотчетного лица, составленному в произвольной форме и содержащему собственноручную запись руководителя р сумме наличных... и о сроке...подпись руководителя и дату»

Причина сего требования понятна. Но вместо одного приказа о подотчетных лицах мы получим много-много бумажек. А еще надо будет побегать за руководителем, чтобы тот поставил свою резолюцию. И не всегда этим занимается подотчетное лицо, чаще сам бухгалтер.

Пункт 4.6 «продолжительность срока выдачи...заработной платы...не может превышать 5 рабочих дней»

Ранее такой срок был «не выше 3 рабочих дней».

Радует отсутствие некоторых старых пунктов. В смысле устаревших. Об оборудованной кассовой комнате, о сургучных печатях. Документ проще и понятнее предыдущего, за исключением правового положения ИП. А там поживем - увидим!

Обсудить нововведение можно на нашем форуме.

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай