Перейти на мобильную версию
Помогаем преодолевать трудности

Наезд почти не виден
Резко увеличилось количество аварий с участием пешеходов

/ Источник: Российская газета
Наезд почти не виден ~ Резко увеличилось количество аварий с участием пешеходов

Каждое третье ДТП сейчас происходит с участием пешеходов. Каждое седьмое - по вине пешехода.

Например, только в Подмосковье лишь за одни сутки ноября из 43 дорожных происшествий 25 случились с участием пешеходов. Это более половины аварий.

Давайте посмотрим статистику по месяцам. В августе в Московской области произошло 291 ДТП с участием пешехода - это на уровне среднемесячного количества таких происшествий за год. В сентябре - 318. В октябре - 366. За половину ноября - уже 223 наезда. В чем же дело?

По мнению сотрудников ГИБДД, дело в том, что световой день резко сократился. Большинство наездов происходит именно в темное время суток. В этом году не стали переводить стрелки часов на час вперед, поэтому утро для большинства людей начинается еще в полной темноте. Пожалуй, впервые за многие годы утренние часы стали также опасны для пешеходов, как и ночные. Вот статистика аварий за одни сутки в Подмосковье. С 7.00 до 8.30 утра произошло 9 наездов на пешеходов. Это за полтора часа. С 18.30 до 22.00 - 8 наездов. Это за 3,5 часа. С 8.30 до 18.30 - только 4.

Короткий световой день - одна из причин автотрагедий. Между тем в правилах дорожного движения прописано, что при движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями. Однако этот пункт носит только рекомендательный характер. Поэтому появление на дороге человека в черной куртке, черных джинсах, черной шапке, в черных ботинках - вполне обычное явление. И ведь он даже не подозревает, что увидеть его темной ночью можно только на капоте машины. Вероятно, имеет смысл в законодательном порядке обязать пешеходов носить на себе в темное время суток такие световозвращающие элементы?

Впрочем, есть и еще нюанс. Ответственность пешехода у нас катастрофически мала по сравнению с ответственностью водителя. Теоретически пешеход должен знать правила. Но на практике привлечь его за нарушения очень сложно. У него может не быть документов, его трудно поймать, его личность сложно установить, ведь номеров на нем нет.

И тем не менее, если нарушитель поздно ночью в пьяном виде перебегает, например, МКАД, где разрешенная скорость 100 км/час, а автомобили зачастую едут быстрее, то максимум, который ему грозит, - 500 рублей штрафа. Водителю же, который был абсолютно трезв, не превышал скорость и который виноват лишь в том, что управлял автомобилем, возможно, удастся избежать наказания, но оплачивать лечение или похороны пешехода-нарушителя придется. Такова логика наших законов.

Это было установлено пленумом Верховного суда. Он, сославшись на статью 1083 Гражданского кодекса, постановил, что в подобных ситуациях водитель должен отвечать и, соответственно, платить. То есть возместить ущерб, причиненный здоровью пешехода. Потому что водитель - владелец источника повышенной опасности. А при отсутствии вины владельца источника повышенной опасности, наличии грубой неосторожности лица, жизни или здоровью которого причинен вред, суд не вправе полностью освободить владельца машины от ответственности. В этом случае размер возмещения вреда подлежит уменьшению. Между тем, по статистике той же Московской области, большинство наездов на пешеходов происходит вне пешеходных переходов.

мнения

Вячеслав Лысаков, лидер общественного движения автомобилистов "Свобода Выбора":

- Ответственность должна быть равнозначной. Я двумя руками за права пешеходов, я прекрасно понимаю, что водитель транспортного средства защищен металлическим кузовом, я поддерживаю поправки, которые союз пешеходов предлагает внести в закон об ОСАГО. Но бывает, что по вине пешеходов происходят страшные аварии. Тем более что в последнее время выявляется все большее количество нарушителей среди пешеходов. Я за паритетную ответственность за нарушение правил дорожного движения. Другое дело, как это администрировать. Даже сейчас с этим проблемы. Ведь необходимо остановить пешехода, установить его личность. Не всякий человек носит с собой документы. Значит, надо вести его в отделение полиции. А кем он там представится, тоже надо проверить. Доступных информационных баз у сотрудников МВД пока нет.

Последнее повышение штрафов для водителей сыграло злую шутку с пешеходами. Череда последних ужасных наездов показала, что проявляется некая их беспечность. Да, водитель должен уступить дорогу пешеходу, но пешеход должен убедиться, что ему уступают, а не бросаться под колеса. У нас многие переходы не оборудованы пешеходными переходами, нет предупреждающих знаков о том, что впереди переход. Для водителя он может возникнуть внезапно. А даже при скорости 60 км/час на сухой дороге тормозной путь у машины около 16 метров. Зачастую освещение плохое, нет виброполос, нет разметки. Поэтому появление пешехода даже на зебре бывает неожиданным, особенно если он пренебрегает правилами осторожности.

Владимир Соколов, председатель межрегионального общественного движения "Союз пешеходов":

- Повысить ответственность, конечно, можно. Но кто и как будет взимать штрафы? У человека может не оказаться с собой 500 рублей. Что его из-за этого транспортировать в отделение полиции? Не у всех пешеходов есть с собой такая сумма. Гораздо эффективней было бы поставить заграждения, чтобы людям было сложно выйти на проезжую часть там, где нет перехода.

Как только возникают проблемы с аварийностью, сразу появляется идея: а давайте всех накажем. В целом по России 25 процентов аварий приходится на наезд на пешеходов на переходе. В 90 процентах случаях этих наездов виноваты водители.

Теперь, что касается пешеходов, которых сбивают вне переходов. Во многих городах стали убирать переходы в соответствии с новыми национальными стандартами. Если раньше расстояние между переходами должно было не превышать 150 метров, то по этому стандарту - 300 метров. Так, например, в Рязани в том месте, где убрали переход, уже погиб один пешеход. То есть сначала надо людей обеспечить пешеходными переходами, поставить ограждения, информацию для пешехода. Поймите, что человек, который идет по пешеходному переходу, у нас рискует точно также, как и тот, который перебегает дорогу в неположенном месте. Сделайте, что-нибудь для пешехода, а потом уже штрафуйте.

Владимир Баршев

Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Мы расскажем о последних новостях и публикациях. Читайте нас, где угодно. Будьте всегда в курсе главного!
icon-telegram-white Подписаться
Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Для этого выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и исправим её.

комментарии

Чтобы оставить комментарий нужно авторизоваться

Актуально на портале

Петербургский правовой портал

PPT.RU - Власть. Право. Налоги. Бизнес


Вопрос юристу
Связь с редакцией
Tweet
Поделиться
+1
Like!
Класс
Свернуть
Наверх

Правовой совет

Помощь опытных
юристов и адвокатов

Экспертный совет

Решение бухгалтерских и правовых
вопросов в профессиональном сообществе

Лучшие специалисты
Более одного ответа
Вы можете задать вопрос бесплатно

ЗАДАЙТЕ ВОПРОС здесь и сейчас