Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека напомнила покупателям техники их права. Управление Роспотребнадзора по Ленобласти на своем сайте опубликовало памятку о продаже, обмене и возврате технически сложных товаров. Служба оповестила, что если покупатель обнаружил недостатки в купленной технике, он имеет право не только вернуть деньги или заменить товар на то, что предложат. У него есть выбор:
- Потребовать замены на товар этой же марки (этой же модели). Требование должно быть удовлетворено в течение семи дней, при необходимости дополнительной проверки качества - в течение двадцати.
- Потребовать замены на такой же товар другой марки (модели) с перерасчетом покупной цены. Если покупатель взамен берёт более дорогой товар, он должен доплатить разницу. В противоположном случае разницу ему выплачивает продавец.
- Потребовать соразмерного уменьшения покупной цены. В расчет принимается цена товара на момент предъявления потребителем требования об уценке. Требование должны удовлетворить в течение десяти дней.
- Потребовать незамедлительного устранения недостатков товара (это продавец обязан сделать безвозмездно) или возмещения расходов, если покупатель исправил недостатки за свой счёт. Срок выполнения требования определяется письменным соглашением сторон и не может превышать 45 дней. Если срок не определен, то недостатки должны быть устранены в минимальный необходимый для этого срок. При выдаче товара продавец обязан предоставить в письменной форме информацию о дате передачи ему товара потребителем, о дате устранения недостатков с их описанием, об использованных запасных частях (деталях, материалах) и о дате выдачи товара потребителю по окончании ремонта.
- Аннулировать договор купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. Это требование подлежит удовлетворению в течение 10 дней.
Все эти требования потребитель должен предъявить не позднее чем через 15 дней после совершения покупки. По истечении этого срока претендовать на их удовлетворение он может в одном из следующих случаев:
- обнаружился существенный недостаток товара (т. е. неустранимый недостаток или такой, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения);
- продавец нарушил установленные сроки устранения недостатков;
- невозможно использовать товар в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Все эти правила относятся к замене технически сложных товаров.
Также технически сложные товары до подачи в торговый зал или к месту выдачи покупки должны пройти предпродажную подготовку. Она включает распаковку, удаление заводской смазки, пыли и стружек, осмотр товара и проверку его комплектности и качества и т.д. При необходимости производится сборка изделия и его наладка.
Действия потребителя в случае обнаружения недостатков в товаре Роспотребнадзор проиллюстрировал специальной схемой:
Напомним, согласно постановлению Правительства РФ от 10 ноября 2011 г. N 924, к технически сложным товарам относятся:
- Легкие самолеты, вертолеты и летательные аппараты с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем).
- Автомобили легковые, мотоциклы, мотороллеры и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), предназначенные для движения по дорогам общего пользования.
- Тракторы, мотоблоки, мотокультиваторы, машины и оборудование для сельского хозяйства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем).
- Снегоходы и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), специально предназначенные для передвижения по снегу.
- Суда спортивные, туристские и прогулочные, катера, лодки, яхты и транспортные плавучие средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем).
- Оборудование навигации и беспроводной связи для бытового использования, в том числе спутниковой связи, имеющее сенсорный экран и обладающее двумя и более функциями.
- Системные блоки, компьютеры стационарные и портативные, включая ноутбуки, и персональные электронные вычислительные машины.
- Лазерные или струйные многофункциональные устройства, мониторы с цифровым блоком управления.
- Комплекты спутникового телевидения, игровые приставки с цифровым блоком управления.
- Телевизоры, проекторы с цифровым блоком управления.
- Цифровые фото- и видеокамеры, объективы к ним и оптическое фото- и кинооборудование с цифровым блоком управления.
- Холодильники, морозильники, стиральные и посудомоечные машины, кофемашины, электрические и комбинированные плиты, электрические и комбинированные духовые шкафы, кондиционеры, электрические водонагреватели с электрическим двигателем и (или) микропроцессорной автоматикой.
Эта редакция списка вступит в силу с 24 ноября. До сих пор список состоял из восьми позиций.
Добавим, что отношения между потребителями и изготовителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) регулирует закон о защите прав потребителей. Он устанавливает права потребителей на приобретение товаров, работ и услуг надлежащего качества, а также определяет механизм реализации прав.
Постановление Правительства РФ от 10.11.2011 N 924
закон о защите прав потребителей
из восьми позиций