При этом штраф должен исчисляться исходя из непредставленных документов, точное количество которых заведомо известно налоговому органу, запросившему конкретные документы.
На практике же зачастую бывает иначе:
- налоговый орган выставляет требование о представлении неопределенного количества документов (типа "все документы: договоры, акты, карточки счетов, счета-фактуры, расходные и приходные ордера"), не указывая в требовании конкретное количество затребованных документов;
- после того как налогоплательщик представит, но с опозданием, например, 70 договоров, налоговый орган исчисляет штраф 70 х 200 руб. = 14 000 рублей, хотя налогоплательщик вместо имевшихся у него 75 договоров представил всего 70!
Получается, что в рассмотренном случае расчет штрафных санкций произведен:
- не исходя из количества запрошенных, но не представленных документов;
- а исходя из количества фактически представленных налогоплательщиком документов.
Насколько правомерен в данном случае штраф?
За ответом обратимся к арбитражной практике.
Так, например, в постановлении ФАС Московского округа от 1 августа 2006 г. N А65-35568/2005-СА1-32 указано, что требование налогового органа о представлении документов должно носить четкий и конкретный характер, для его исполнения налогоплательщиком должны быть названы наименование и реквизиты истребуемых документов, исключающие какие-либо неясности или сомнения относительно характера, содержания и назначения этих документов, причем каждый такой документ должен быть указан отдельно.
В Постановлении Президиума ФАС РФ от 8 апреля 2008 г. N 15333/07 констатируется, что по смыслу статей 88 и 93 НК РФ требование о представлении необходимых для налоговой проверки документов должно содержать достаточно определенные данные о документах, которые истребуются налоговым органом, а сами истребуемые документы должны иметь отношение к предмету налоговой проверки. Если такое требование не исполнено налогоплательщиком по причине истребования документов, которые не относятся к предмету налоговой проверки, или по причине неопределенности истребуемых документов, оснований для применения ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ, не имеется.
В постановлении ФАС Поволжского округа от 5 декабря 2006 г. по делу N А57-12181/05 констатируется, что "Примененная налоговым органом методика исчисления штрафа "исходя из количества фактически представленных, а не запрашиваемых документов" создает неравное положение между налогоплательщиком, представившим документы, так как штраф, рассчитанный исходя из количества представленных документов, в данном случае будет составлять большую сумму, чем штраф, исчисленный из количества запрашиваемых документов (при отказе налогоплательщика от представления документов)".
В постановлении ФАС Московского округа от 8 мая 2007 г. по делу N КА-А40/3717-07 приведен развернутый правовой анализ п. 1 ст. 126 НК РФ:
- п. 1 ст. 126 НК РФ устанавливает штраф за каждый непредставленный документ;
- следовательно, для установления размера штрафа требование налогового органа должно содержать точное (конкретное) количество испрашиваемых документов (с указанием наименования, датой составления и номером документов);
- если из требования налогового органа невозможно установить количество истребуемых документов, следовательно, отсутствует база и основания для расчета штрафа;
- нарушением со стороны налогового органа является расчет суммы штрафа исходя из фактически представленных заявителем документов, а не из количества документов, указанных в требовании;
- можно сделать вывод, что чем больше документов предоставит добросовестный налогоплательщик для проведения проверки, тем в более худшем положении он окажется по сравнению с налогоплательщиком, уклоняющимся от предоставления полного пакета документов;
- из этого следует, что решение налогового органа противоречит основам налогового законодательства. Взыскание штрафа является в данной ситуации невозможным, поскольку отсутствуют основания для привлечения налогоплательщика по п. 1 ст. 126 НК РФ.
В постановлении ФАС Московского округа от 7 февраля 2011 г. N КА-А40/18207-10 по делу N А40-53984/10-111-290 констатируется: "Установление штрафа исходя из предположительного наличия у налогоплательщика хотя бы одного из числа запрошенных видов документов недопустимо, равно как и установление штрафа исходя из количества фактически представленных документов".
В постановлении ФАС Московского округа от 1 августа 2011 г. N КА-А40/7907-11 по делу N А40-77495/10-4-406 указано, что согласно п. 1 ст. 126 НК РФ установлен штраф за каждый непредставленный (несвоевременно представленный) документ, что предполагает для установления размера штрафа необходимость указания в требовании налогового органа точного (конкретного) количества истребуемых документов (с указанием наименования, даты и его номера). Исчисление суммы штрафа исходя из количества документов, представленных налогоплательщиком с нарушением срока, противоречит положениям вышеуказанных норм НК РФ.
В постановлении ФАС Московского округа от 27 января 2011 г. N КА-А40/17220-10 по делу N А40-53987/10-127-267 констатируется:
- установление размера штрафа исходя из количества представленных заявителем на проверку документов обоснованно признано судами неправомерным;
- судами также указано, что привлечение общества к налоговой ответственности за несвоевременное представление документов, которые налоговым органом не были приняты для проведения проверки, противоречит разумному смыслу.
Таким образом, исходя из смысла п. 1 ст. 126 НК РФ налоговые органы должны применять штрафные санкции:
- не исходя из количества фактически представленных налогоплательщиком с опозданием документов;
- а исходя из количества запрошенных, но не представленных в срок документов, точное количество которых должно быть указано в требовании.
Александр Медведев, Палата налоговых консультантов, к.э.н.
Постановлении Президиума ФАС РФ от 8 апреля 2008 г. N 15333/07