Перейти на мобильную версию

Ювенальная юстиция в России - реальность и перспективы развития
Интервью с Уполномоченным по правам ребёнка в Санкт-Петербурге

/ Источник: Колонка "Вопросы власти"
Ювенальная юстиция в России - реальность и перспективы развития ~ Интервью с Уполномоченным по правам ребёнка в Санкт-Петербурге

На Правовом портале КАДИС прошло интервью с Уполномоченным по правам ребёнка в Санкт-Петербурге Светланой Юрьевной Агапитовой. Тема интервью: «Ювенальная юстиция в России - реальность и перспективы развития».

Предлагаем вашему вниманию полный текст интервью.

- Светлана Юрьевна, расскажите, пожалуйста, об основных принципах такого нового для России раздела юриспруденции как «ювенальная юстиция» и реализации этих принципов в России и нашем регионе, в частности?

- Проект закона о ювенальной юстиции рассматривался в Государственной Думе в первом чтении в 2002 году. И с тех пор повторных попыток рассмотрения больше не предпринималось, поэтому для многих законодателей было не понятно, почему тема оказалась вновь востребованной. Это можно объяснить тем, что многие случаи, связанные с ювенальной юстицией, стали достоянием гласности в других странах, в первую очередь Финляндии, странах Скандинавии, где работа органов опеки и социальных работников в сообщениях СМИ превратилась в своего рода «страшилку». В законопроекте было предусмотрено первоначально две части: одна касалась непосредственно ювенальных технологий в чистом виде, сторонником которых мы и являемся. Это, в первую очередь, работа с детьми и подростками, вступившими в конфликт с законом и сбор полной информации о таком ребенке: почему это произошло с ним, какие обстоятельства предшествовали правонарушению, данные о его окружение, бытовых условиях, его взаимоотношениях с родителями. Когда дело доходит до суда, то ювенальный судья располагает всеми необходимыми фактами о правонарушителе.

Термин «ювенальный судья», ставший, к сожалению, в последнее время ругательным словом, применим условно. В каждом суде - районном, городском - есть судья, специализирующийся на делах, связанных с преступлениями, совершенными детьми, подростками, как в области уголовного, так и гражданского права. Перед ним стоит проблема: поскольку если раньше подросток, совершивший преступление, являлся самостоятельной личностью, а собранные данные о его жизни, которые могли бы смягчить наказание, подумать об альтернативных путях решения проблемы, не предоставлялись, то единственным выходом было заключение его в колонию. Ювенальная юстиция предполагает всестороннее рассмотрение правонарушения, понимание и предложение судьей того, что можно сделать с этим подростком, даже если это достаточно серьезное преступление. Были сделаны выводы, что не всегда его надо направлять в колонию, и за последнее время у нас достаточно много малолетних правонарушителей, которые получают условные наказания.

Однако, встает и другой вопрос: получив условное наказание, правонарушитель все равно должен находиться в поле зрения органов профилактики, т.к. должен встать на путь исправления. Как говорят наши судьи, «мы должны дать ему шанс». Колония все-таки достаточно суровое наказание, которое может сломать судьбу подростку, хотя, при особо тяжких преступлениях заключения в колонию не избежать. В случаях менее тяжких преступлений должен рассматриваться весь комплекс мер, который может быть предложен подростку инспектором ОДН, социальными работниками и другими специалистами: организация его досуга, контроль за посещаемостью школы, изоляция его от плохой компании и другие мероприятия. Что касается отбывающих срок в колонии, необходимо уделить особое внимание прежде всего сопровождению после выхода из колонии, т.е. системе пробации. Весь этот комплекс мер, в первую очередь, касается юных правонарушителей.

Затем в законе был сделан переход через ювенальные суды, занимающиеся юными правонарушителями, к тому, что эти суды должны рассматривать и семейные взаимоотношения, в которых участвует ребенок: при разводе родителей, при лишении родительских прав и т.д. И на самом деле, в западных странах такие суды занимаются и гражданскими, и уголовными делами. Тут и возник главный конфликт об участии ребенка в судах, появились «павлики морозовы», каждый ребенок может пойти в суд и пожаловаться на своих родителей. Большинство общественных организаций выступают именно против этого явления, считая, что жалобы ребенка наступают на патриархальные устои российской семьи. Было принято, что в российской семье не выносится сор из избы, что ребенок должен воспринимать любые методы воспитания, какие бы они не были, как должное и никогда не говорить о том, что в семье может быть жестокое обращение, насилие и т.д. Семья – неприкасаемая ячейка общества. Мы организовывали встречи и круглые столы с общественными организациями и пришли к выводу, что закон о ювенальной юстиции и не должен, наверное, приниматься.

К сожалению, Государственная Дума отклонила законопроект о ювенальных судах, но при этом вышло постановление Пленума Верховного суда, которое говорит о том, что гражданские и уголовные дела, в которых фигурирует несовершеннолетний, должны быть выделены в отдельное производство.

Само слово «ювенальная юстиция» стало в России красной тряпкой, суждением, что у родителей будут изымать детей из-за недостатка апельсинов в холодильнике, что дети будут жаловаться на своих родителей. На самом деле процесс этот идет независимо от того, рассматривается этот закон или нет – скорее всего, в ближайшее время он не будет рассматриваться. В 2008 году у нас был принят закон «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 №48-ФЗ, где как раз и прописываются ювенальные технологии контроля над неблагополучными семьями по заявлению ребенка, соседа, родственников. В последующих документах много сказано про то, что органы опеки и попечительства должны стремиться, прежде всего, не к изъятию ребенка, а к сохранению семьи; к поиску путей решения проблемы с привлечением психологов, социальных работников; изысканию материальной поддержки; чтобы проблема в этой семье решалась в интересах ребенка, а в интересах ребенка – жить в семье, даже если семья оказалась в критической ситуации. Конечно, и в России есть случаи непонимания такой роли сохранения семьи органами опеки и попечительства. Это обусловлено многими причинами, в том числе большой ротацией кадров, неподготовленностью сотрудников, но сейчас можно сказать, что все больше и больше в органы опеки приходят специалисты, которые это понимают, и просто так лишать родителей прав никто не будет.

Уполномоченный по правам ребенка вмешивается в эти процессы. Несмотря на то, что все меньше родители лишаются родительских прав, но даже при утрате таковых, далеко не каждый родитель пытается восстановить их или бороться за то, чтобы его не лишили прав. Не так много у нас случаев, когда действительно родители приходят к нам в Аппарат или в суд, привлекают общественное внимание к тому, что у них произошло в семье. Кроме того многие родители лишаются прав из-за асоциального поведения: пьянства, наркомании и т.д. К сожалению, такие родители с облегчением вздыхают, когда их лишают родительских прав, определяют ребенка в приют или детский дом, и продолжают вести прежний образ жизни. Ребенок в детском доме или приюте получает не только образование, но и шанс обрести приемных родителей или попасть под опеку, что даст ему возможность полноценно развиваться.

Стоит отметить также рост случаев жестокого обращение с детьми в семье, что является поводом для полемики с противниками ювенальной юстиции. Безусловно, в каждой семье свои порядки, но если в ней ежедневно отец избивает ребенка, и об этом становится известно, то общество не должно не реагировать на такое поведение. Необходимо начинать с разъяснительных бесед, если это адекватные люди, вплоть до изъятия ребенка, если ни на какие уговоры семья не идет. Также в нашем обществе имеет место быть не только физическое, но и психологические, сексуальное насилие (70% из которых происходит в семье).

- Как определить признаки психологического насилия?

- Психологическое насилие – это, прежде всего, невыполнение духовных потребностей ребенка, унижение и оскорбление его человеческого достоинства, в результате чего ребенок начинает ощущать себя полным ничтожеством. Психологическое насилие выявляется еще сложнее, чем остальные виды насилия, поэтому у нас в школах существуют специалисты, которые призваны выявлять подобные проблемы. Если ребенок пришел в школу в подавленном состоянии, то учителя и психологи должны выяснить, в чем причина, то ли это проблемы внутри класса, то ли внутри семьи. И если это внутри семьи, тогда привлекаются работники органов опеки для диагностики ситуации.

Что касается «павликов морозовых», то у нас уже есть не одно обращение от детей, которые просят лишить их родителей прав: иногда это бывает в запальчивости, от обиды, или сообщают друзья. Уже было несколько случаев, когда по заявлению ребенка принимают решение о лишении родительских прав. Как правило, заявления приходят от подростков 15-17 лет, т.е. в самый сложный, переходный период развития личности. Были ситуации, когда мы выступали в роли медиаторов, и мы смогли примирить родителей и детей, которые осознавали свои ошибки: у нас был случай, когда в зале суда девочка бросилась на шею маме и просила прощения, говорила, как она ее любит. Уверена, что для мамы, ударившей дочь, это судебное разбирательство было хорошим уроком, не поднимать руку на ребенка впредь, а постараться найти слова и иные способы решения конфликта.

- Какова роль Уполномоченного по правам ребенка в соблюдении принципов ювенальной юстиции?

- Для нас очень важно понимание того, что мы всегда выступаем в интересах ребенка в каждом конкретном случае – по заявлению ребенка или граждан. Мы занимаемся конкретно каждой семьей и стараемся понять, что там происходит. Мы вплотную работаем с органами опеки, которые вызывают негативное восприятие в обществе, но могу сказать, что они делают очень много нужного и полезного, потому что если учесть объем работы, сколько семей приходится на каждого сотрудника, и какие проблемы им приходится решать, то оценка их деятельности может быть несколько другой. Безусловно, в отдельных органах опеки до сих пор существует формальный подход к делу: есть опросники, с которыми они должны посещать семью и задавать вопросы, есть ли спальное место, продукты в холодильнике, место для обучения, и по ответам делают выводы о благополучии или неблагополучии семьи. Но сейчас они обязаны интересоваться не только материальным благосостоянием, но и взаимоотношениями в семье, поэтому в актах обязательно должна даваться субъективная оценка взаимоотношений: насколько ребенок привязан к родителям, насколько родители адекватно реагируют на потребности ребенка. Не стоит забывать, что чем старше ребенок, тем важнее услышать и его мнение о том, что происходит в семье, поэтому опросы детей присутствуют в актах органов опеки. В суде ребенок привлекается с 10 лет, но в присутствии психолога, социального работника или законного представителя, ребенка также могут опросить его и в более раннем возрасте. Даже если 4-5–летнего ребенка спросить, бьют ли его в семье, он все равно что-то ответит, и если специалистов его ответ насторожит, то на основании тестов, рисунков и беседы психологи могут сделать соответствующие выводы.

Для более глубокого анализа ситуации мы активно сотрудничаем с Центром помощи семьи и детям, но иногда мы привлекаем и общественные организации для решения таких проблем, т.к. они раньше начали заниматься подобными проблемами, чем органы опеки и попечительства. За 2011 год нам удалось отстоять порядка 10 семей, когда органы опеки считали, что необходимо лишать родителей их прав. Мы в суде боремся за то, чтобы у родителей, которые хотят, чтобы их не лишали родительских прав, был шанс исправиться. И когда они совершают этот шаг и выражают подобное намерение, для нас и для органов опеки это становится серьезным сигналом.

- Каким образом организован контроль за дальнейшей судьбой тех семей и детей, с которыми вы работали?

- Как правило, такие семьи действительно находятся на контроле: мы отслеживаем, как детям живется, иногда приезжаем к ним в гости. Органы опеки, Центр помощи семьи и детям также проводят проверки, встречаются с такими семьями не только по формальным поводам, но и проверяют, накормлены ли дети, например. Есть у нас проблемные мамы, которые очень любят своих детей, но в силу психо-физических особенностей не всегда справляются с ношей материнства в полном объеме. Например, в одной семье 10 детей, мама с задержкой психического развития, очень любит своих детей, но обеспечить должный уход не может. С нашей точки зрения, именно к таким семьям должно быть особое внимание государства – решать проблему не путем лишения родительских прав, а предоставление всесторонней помощи как материальной, так и консультативной. Мы должны решить для себя, что важно – поставлять таких детей в детские дома, или они будут оставаться с любимой мамой с братьями, сестрами, но не в очень хороших жилищных условиях, заботясь друг о друге. Таких ситуаций у нас много, и все-таки мы стараемся выступить на стороне ребенка, который имеет право на семью, самое важное после жизни и здоровья.

- Противники ювенальной юстиции представляют собой в основном два лагеря - сообщество сознательных родителей и православных семей. Как вам кажется, с чем это связано?

- Мы встречаемся с представителями обоих направлений, и что касается добропорядочных родителей, то не могу сказать точный процент, но уверена, что большинства из них ювенальная юстиция никогда не коснется. Потому что если в семье все нормально – ребенок умыт, одет, накормлен, нормально учится, посещает кружки и т.д., то им и бояться нечего. Недавно был случай, когда из-за того, что ребенок подрался в школе, домой пришли представители органов опеки для оценки ситуации. Родители испугались, что ребенка у них заберут, но после разговора удалось выяснить, что семья в настоящее время переживает не лучшие времена. И вместо того, чтобы изымать мальчика, наоборот была оказана помощь семье, нуждающейся в поддержке.

Не надо бояться внимания органов опеки, это не прямое вмешательство государства, а попытка помочь разобраться в проблемах семьи. Часто бывают ситуации, когда перед специалистами органов опеки закрывают дверь, а поскольку в законе не прописана процедура действий в таких случаях, им остается только на словах уговаривать открыть дверь. Важно понимать, что чем более закрытой будет семья от контактов с социальными службами, тем пристальнее будет внимание.

Что касается православных семей. У нас есть ряд очень активных священников, которые настраивают народ агрессивно в отношении ювенальной юстиции. Напротив, официальная церковь ни одного высказывания об опасности вмешательства ювенальных технологий в семью не озвучивает, многие служители церкви понимают абсурдность таких обвинений. И мне непонятно, чего бояться православным семьям? Мне иногда кажется, что особую роль играют СМИ, которые излишне нагнетают истерию про отсутствие апельсинов в холодильнике, послужившее поводом для изъятия ребенка, финские случаи, в которых не все так просто и однозначно. В каждой конкретной ситуации надо разбираться и не надо этого бояться.

- Какие каналы Вы задействуете для информирования общественности о принципах и результатах своей деятельности?

- Что касается Аппарата Уполномоченного, то мы всегда с готовностью приходим и объясняем нашу позицию в СМИ, например, на православном радию «Град Петров» трижды выступала, выслушивала опасения, претензии, разъясняла те или иные вопросы.

Мы часто встречаемся с общественниками, и я считаю, что это очень хорошая школа - мы должны знать настроения в обществе, претензии, давать разъяснения и убеждать, что мы выступаем за семью, и не существует политики государства, которая призвана развалить институт семьи. Другое дело, что у нас сам институт семьи претерпевает сложные времена, и в наших силах менять отношение родителей к воспитанию детей, чтобы семьи никогда не становились объектами «ювенальной юстиции». Начинать все надо со взрослых. Наша разъяснительная работа привела к небольшому спаду интереса в настоящее время, но не исключены новые всплески, значит будем встречаться, выходить в эфир, разъяснять. Люди должны знать, к кому обращаться - мы всегда на стороне семьи, и при возникновении конфликтов всегда готовы помочь.

Ответы на вопросы, полученные от пользователей правового портала КАДИС (www.kadis.ru)

В правильном ли направлении движется ювенальная юстиция?

Светлана Юрьевна, как Вы считаете, в правильном ли направлении движется ювенальная юстиция в РФ?

Ответ:

В Российской Федерации нет ювенальной юстиции как автономной системы со своими целями, процедурами, организационным устройством и правовой регламентацией.

Существуют федеральные и региональные программы, законотворческая деятельность, создаются сети разного рода учреждений и общественных организаций по работе с несовершеннолетними, технологические разработки, реализующиеся в экспериментальном режиме и отчасти закрепленные в инновационных формах деятельности на отдельных «площадках».

В настоящее время в Санкт-Петербурге, а также в ряде других субъектов Российской Федерации сформированы экспериментальные площадки на базе районных судов. При этом в процесс судопроизводства включен социальный работник, осуществляющий сбор информации для суда о личности подростка и его социальной ситуации, выявление проблем и факторов, обусловивших совершение преступления, а также разработку мер по его ресоциализации и помощь в их осуществлении, установление контактов с разного рода учреждениями, которые могут оказать помощь в решении проблем подростка. Тем самым идея воспитательного потенциала судебных решений получила механизм реализации.

Важным шагом можно также считать создание института Уполномоченных по правам ребенка, способствующего развитию системы независимого государственного и общественного контроля за соблюдением прав детей.

Полномочия Уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации.

Здравствуйте, Светлана Юрьевна.

Как вы считаете, должен ли Уполномоченный по правам ребенка быть наделен отдельными полномочиями силовых структур (в частности МВД)?

Соответственно не Уполномоченному лично осуществлять эти полномочия а в его аппарате должен быть создан отдел, осуществляющий такие полномочия.

И как вы думаете, какими ещё полномочиями, кроме полномочий силовых структур, должен быть наделен Уполномоченный?

Ответ:

Исторически омбудсмен, в том числе специализированный – должностное лицо государства, на которое возлагаются функции контроля за соблюдением законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц. Подобные функции возлагает на Уполномоченного и законодательство Санкт-Петербурга, в связи с чем, полномочия силовых структур представляются нам, все же, не совсем профильными.

Необходимо отметить, что Уполномоченным заключены двусторонние соглашения о сотрудничестве и взаимопомощи со Следственным комитетом Российской Федерации по Санкт-Петербургу, ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Главным управлением Федеральной службы судебных приставов по Санкт-Петербургу, в рамках которых удается оперативно и успешно решать возникающие вопросы.

По нашему мнению, Уполномоченному по правам ребенка необходимо предоставить полномочия по осуществлению контроля за органами опеки и попечительства в Санкт-Петербурге. Но это требует доработки федерального законодательства.

Cредства реабилитации ребенок-инвалид

здравствуйте, Светлана Юрьевна. Я мать ребенка-инвалида с детства. Меня интересует почему в 2011 году нам выдали подгузники только за два месяца (потом финансирование закончилось) И почему за вынужденно самостоятельно приобретаемые подгузники выплачивают только половину затраченных на покупку средств? Очень прошу Вас, Светлана Юрьевна, проинформируйте лиц ответственных за тарифы "на приобретения средств реабилитации" , что ребенку-инвалиду 11ти лет подгузник за 8 рублей не купить. А это означает что в следующем 2012 г финансирование тоже внезапно закончится в связи с заниженными тарифами. Буду надеяться, что Вас услышат.

Ответ:

С февраля 2011 года изменился порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации (ТСР) и (или) оказанную ему услугу.

Новые правила выплаты компенсаций определены приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2011 № 57Н «Об утверждении Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации».

Суть изменений сводится к следующему. До 1 февраля стоимость любого, даже самого дорогого средства технической реабилитации, компенсировалась в 100-процентном размере. И теперь инвалид может купить понравившееся ТСР, но компенсацию он получит только в размере стоимости аналогичного средства, которое рекомендовано в данном случае и бесплатно предлагается Фондом социального страхования.

В соответствии с новым порядком стоимость компенсации рассчитывается на основе цены, которая определяется по результатам последнего по времени конкурса, аукциона или запроса котировок на поставку ТСР или оказание услуг для инвалидов.

Если стоимость ТСР, приобретенного инвалидом, меньше стоимости изделия, определенного по конкурсу (аукциону, запросу котировок), компенсация выплачивается в размере фактических затрат инвалида.

Денежная компенсация выплачивается Фондом социального страхования РФ, если техническое средство, указанное в индивидуальной программе реабилитации, не может быть предоставлено инвалиду или инвалид приобрел его самостоятельно.

Порядок обращения и перечень необходимых документов для получения компенсации практически не изменился: нужно написать заявление о возмещении расходов на приобретение ТСР или получение услуги, приложить подтверждающие эти расходы документы (товарный и кассовые чеки), а также предъявить паспорт, индивидуальную программу реабилитации инвалида и страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования.

Выплата осуществляется филиалом Фонда социального страхования в течение месяца с даты принятия решения о выплате компенсации. Деньги перечисляются инвалиду на его счёт в банке.

Предпринятые меры объясняются тем, что бюджет Фонда социального страхования весьма ограничен, и если один инвалид тратит неоправданно много средств, то при полной компенсации затрат другой может остаться без компенсации и необходимых технических средств. В соответствии с новым порядком каждый инвалид может рассчитывать на компенсацию, однако, только в соответствии с новыми расчетами.

Если есть такая необходимость, Вы можете обратиться к нам, и мы рассмотрим Ваш случай предметно.

Малоимущие и ювенальная юстиция

Органы соцзащиты предлагают тем родителям, у которых ниже прожиточного минимума доход на одного члена семьи, предоставить соответствующие документы и получить от государства материальную помощь. При этом бывают случаи, когда детей забирают у родителей по причине бедности семьи. Не будут ли собранные в такой ситуации родителями документы пропуском для их детей в детдом?

Ответ:

В Семейном кодексе РФ содержится перечень оснований, обусловливающих необходимость государственного вмешательства в воспитание детей (ст. 121 СК РФ):

- случаи смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения.

Утрата детьми попечения родителей может быть вызвана различными причинами. Их перечень нельзя исчерпывающим образом установить в законе. Пункт 1 ст. 121 СК РФ определяет лишь основные из них. Начинаются они с очевидных событий и завершаются теми, существование которых еще нужно доказать. С другой стороны, приходится иметь дело с причинами как объективного, так и субъективного характера. К первым относится: смерть родителей; их тяжелая болезнь, делающая невозможной заботу о ребенке, защиту его прав; признание родителей недееспособными; ограничение или лишение родителей родительских прав.

Остальные из перечисленных в п. 1 ст. 121 СК РФ причин утраты родительского попечения - следствие либо невозможности защищать ребенка, заботиться о нем из-за пребывания родителей в условиях изоляции (местах лишения свободы, медицинском учреждении и т.п.), либо нежелания выполнять свой родительский долг.

Тяжелое материальное положение семьи не является достаточным основанием для изъятия ребенка. Необходимо установить причины нахождения семьи в данном положении. Если родители при доходе семьи ниже прожиточного уровня добросовестно исполняют свои обязанности по отношению к детям, а именно создают необходимые условия для нормального развития детей в соответствии с имеющимися финансовыми возможностями, то нельзя утверждать, что семья является неблагополучной.

Кроме того, приоритет семейной формы воспитания детей является одним из основных принципов отечественного семейного права и закреплен законодателем в п. 3 ст. 1 СК РФ. Основания для изъятия ребенка из семьи должны быть вескими, чтобы не допустить неправомерного вмешательства в дела семьи.

В Российской Федерации согласно ст. 7 Конституции РФ обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства.

Для обеспечения достойного уровня жизни социально незащищенных слоев населения создана система социальных служб, установлены государственные пенсии, пособия, иные гарантии социальной защиты. Оказание материальной помощи семьям, имеющим доход на одного члена семьи ниже прожиточного минимума, является одним из видов государственной социальной поддержки и не может служить достаточным основанием для принятия решения о необходимости государственного вмешательства в воспитание детей.

Хотят забрать сына в приют

В прошлом году бывшему мужу и двум нашим сыновьям дали квартиру. На учете по улучшению в жил. отдел стояли. Младший сын болен, ему 3.7 года, отстает в развитии на 2 года, принимает лекарство несколько раз в день. 2 раза лежал в реанимации.

Полагающиеся продуктовые наборы мы не получаем, находимся в трудной жизненной ситуации. Обращалась за помощью за продуктовыми наборами, предложили питание в столовой для бомжей. Во время развода искала квартиру так как бывший муж болен.

Обращалась за помощью в администрацию помощи семьи и детям, но там вместо помощи пытаются забрать детей в приют, чтоб отобрать квартиру у нас, а детей сделать сиротами. 7 раз была у нас комиссия дома, всегда убрано, им бедным никак не получается к нам придраться и по всякому выкручиваются, чтоб не давать семье, где есть ребенок инвалид, матер. помощь, которая полагается.

Я и рада работать, но с маленькими детьми, которые часто болеют, никак. Благо что у меня есть сестра которая хоть как-то помогает мне с детьми материально. ЮВЕНАЛЬНАЯ ЮСТИЦИЯ -ЭТО ВОРЬЕ, КОТОРОЕ ПРИКРЫВАЕТСЯ НАШИМИ ДЕТЬМИ. У МНОГОДЕТНЫХ ТОЖЕ ЗАБИРАЮТ ДЕТЕЙ Т.К. ИМ ТОЖЕ ПОЛОГАЕТЬСЯ ЛЬГОТА. Когда мы жили все в коммунальной квартире у свекрови, нас в упор не видели, хотя и участковый и соц.работники были в курсе всего что мне не легко и я с детьми нуждалась в помощи.

Как все мы страдали в одной комнате - дети, я и муж стали больными. Добились квартиру и что теперь? ЮВЕНАЛЬНАЯ ЮСТИЦИЯ НАРИСОВАЛАСЬ(ШАЙКА ВОРИШЕК)!!!!

Ответ:

Распоряжением Администрации Санкт-Петербурга от 28.04.2003 № 809-ра «Об утверждении Порядка предоставления в Санкт-Петербурге государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам» устанавливается порядок определения семьи малоимущей, для предоставления государственной социальной помощи.

Для признания Вашей семьи малоимущей, а также для назначения государственной социальной помощи, как малоимущей семье, рекомендую обратиться в многофункциональный центр района, где Вы проживаете.

Для получения мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге в форме денежных выплат Вы можете обратиться в отдел социальной защиты населения района Вашего проживания.

В соответствии с законом Санкт-Петербурга от 24.11.2004 № 587-80 «О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Санкт-Петербурге» в отношении детей инвалидов назначаются ежемесячные пособия на ребенка-инвалида, оформление которых происходит в многофункциональных центрах района проживания граждан.

Учитывая сложную жизненную ситуацию, в которой оказалась Ваша семья, а также в случае отказа в предоставлении Вашей семье полагающейся социальной помощи и назначении ежемесячных пособий на ребенка-инвалида Вы можете обратиться к Уполномоченному по правам ребенка в Санкт-Петербурге, записавшись предварительно на прием, по телефону 576-70-00, или направив письменное обращение по почте с приложением необходимых документов (см. «прием граждан; контакты; подать заявление» - кнопка справа на главной странице сайта Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге) .

Страшно рожать стало детей

Уважаемая Светлана Юрьевна , прошу вас ответить на вопрос про Ювенальную Юстицию . Вы не боитесь , что дети и родители обычных простых семей пострадают от внедрения в России ювенальных технологий ?

Ответ:

Опасений по вопросу внедрения в России ювенальных технологий у меня нет, в связи с тем, что ювенальная юстиция в первую очередь подразумевает под собой наиболее эффективную форму судебной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних и судебного разбирательства дел в отношении несовершеннолетних правонарушителей, включающую в себя создание специализированных судов по делам несовершеннолетних, а также комплекса процедур и схем влияния на подростков, их непосредственное окружение, семью и другие социальные институты, обеспечивающую максимально щадящую неформальную процедуру судебного разбирательства, учитывающую индивидуальные и возрастные особенности психики ребенка, а также реализующую гибкую систему мер воспитательного и восстановительного характера, способную не только защищать детей, но и решать задачи борьбы с преступностью, ее профилактики и ресоциализации оступившихся подростков.

Пять вопросов "О бардаке, который устроили в законодательстве"

Сразу хотелось бы определится с терминологией и понятиями - мы говорим о ювенальной юстиции в широком смысле, то есть о системе законодательных норм, о наборе мероприятий в изменении законодательства обращенных на контроль за положением ребенка в семье, а конкретнее за семьей. Не нужно дублировать "раскрытие термина" ювенальной юстиции в узком, юридическом смысле.

И собственно вопросы:

Во-первых - лично мне абсолютно не ясна должность уполномоченного по правам ребенка - объясните суть Вашей должности, где можно прочесть должностную инструкцию, на основании какого федерального закона эта должность существует, каков смысл в Вашем существовании, не считая имитации бурной деятельности?

Во-вторых - с каких пор ребенок, юридически, в России перестал быть человеком и почему права ребенка выделяются в отдельную юстицию, в отдельную категорию? С моей точки зрения это противозаконно, и нарушает Конституцию РФ. На основании какого закона эти термины были выведены.

В-третьих - почему до сих пор нет конкретных инструкций у органов опеки по которым можно считать что ребенок находится в "опасной" ситуации? Если я ошибаюсь, дайте источник в котором я смогу прочитать эти инструкции. На каком основании сотрудники органов опеки, в том числе в сопровождении сотрудников полиции, имеют право войти в дом - расскажите и приведите документ устанавливающий права сотрудников опеки и права граждан в такой ситуации. На основании чего сотрудники опеки, в том числе в сопровождении сотрудников полиции, имеют право изъять ребенка на время. Очень прошу, если такие инструкции существуют, привести федеральный или другой закон который разрешает и определяет порядок составления данных инструкций. И самый основной вопрос, как защититься от коррупционных элементов и откровенно недобросовестных сотрудников ООиП? Куда можно обратится для скорейшего решения такой ситуации, не считая мифической аудиенции у Вас, не ожидая реакции на письма из администрации президента|премьера| уполномоченного по правам ребенка РФ|Барака Обамы и т.п. сомнительных инстанций, вариант с подачей иска в суд, на сотрудника ООиП, тоже не подходит, ведь все время до решения суда, в случае ошибки, ребенок будет находится в ужасных условиях наших разваливающихся детских домов или больниц, в которых всем наплевать на него? Существует ли номер телефона горячей линии или какой либо юридический рычаг давления на недобросовестных сотрудников?

В-четвертых - в виду всех вышеперечисленных вопросов, которые в большинстве своем отображают плачевное состояние нашего законодательства, искалеченного бесконечными поправками и изменениями, напрашивается вопрос - кто контролирует соблюдение прав детей в упомянутых уже детских домах|приютах и т.п. и какую ответственность за нарушение прав несовершеннолетнего гражданина (человека) несут лица заменяющие родных и опекунов - то есть, директора интернатов, воспитатели и другие сотрудники? В случае подтвержденного факта о "ненадлежащем" содержании и угрозе жизни и здоровью ребенка какие меры принимаются в отношении должностных лиц работающих с уже изъятыми и брошенными детьми? Приведите какой закон эти взаимоотношения устанавливает. Какой орган контролирует порядок и соблюдение законности по правам несовершеннолетних содержащихся в интернатах (не считая санэпидем, пожарную и т.п. инспекции).

И наконец, пятый, заключительный вопрос - Сколько сейчас выделяется денежных средств на содержание одного ребенка в приюте и сразу приведите сумму денежных средств выделяемых на помощь многодетным семьям, на одного ребенка?

P.S.: Очень хотелось бы чтобы Вы ответили на все вопросы, которые здесь изложены, отнеситесь с уважением к людям благодаря которым Ваша должность и Ваша зарплата существует в принципе - то есть к налогоплательщикам.

Ответ:

Ответ на 1 вопрос.

11 ноября 2009 года Законодательным Собранием Санкт-Петербурга был принят Закон Санкт-Петербурга от 13.11.2009 № 528-98 «Об Уполномоченном по правам ребенка в Санкт-Петербурге, о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О Реестре государственных должностей Санкт-Петербурга и Реестре должностей государственной гражданской службы Санкт-Петербурга», текст которого опубликован на официальном сайте Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге - http://www.spbdeti.org в разделе «Законодательство о детях».

Должность Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге учреждена в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 1 сентября 2009 года N 986 "Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка" в целях обеспечения основных гарантий государственной защиты прав и законных интересов ребенка в Санкт-Петербурге, соблюдения этих прав и законных интересов органами государственной власти Санкт-Петербурга, органами местного самоуправления в Санкт-Петербурге, организациями, находящимися на территории Санкт-Петербурга, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и их должностными лицами.

Деятельность Уполномоченного строится на основе принципов независимости, справедливости, инициативности, ответственности, гуманности, открытости, объективности и доступности.

Основными задачами Уполномоченного являются:

  1. обеспечение основных гарантий государственной защиты прав и законных интересов ребенка, восстановление нарушенных прав и законных интересов ребенка;

  2. содействие беспрепятственной реализации и восстановлению нарушенных прав и законных интересов ребенка;

  3. подготовка предложений по совершенствованию законодательства Санкт-Петербурга об обеспечении основных гарантий государственной защиты прав и законных интересов ребенка;

  4. взаимодействие с органами государственной власти Санкт-Петербурга, органами местного самоуправления в Санкт-Петербурге, организациями Санкт-Петербурга в области обеспечения и защиты прав и законных интересов ребенка;

  5. информирование общественности о состоянии соблюдения и защиты прав и законных интересов ребенка.

Приоритетной задачей Уполномоченного является защита прав и законных интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и иных категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

По окончании календарного года Уполномоченный направляет доклад о своей деятельности, о соблюдении и защите прав и законных интересов ребенка в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга и Губернатору Санкт-Петербурга.

Ежегодный доклад Уполномоченного публикуется в средствах массовой информации. В основе доклада лежит собранная, изученная, проанализированная и обобщенная информация, содержащая выводы и анализ деятельности Уполномоченного по осуществлению защиты прав и законных интересов детей в Санкт-Петербурге.

С ежегодным докладом Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге за 2010 год можно ознакомиться на официальном сайте - http://www.spbdeti.org .

Ответ на 2 вопрос.

Исходя из содержания Главы 2 Конституции Росиийской Федерации можно сделать вывод о том, что правовой статус ребенка вытекает из правового статуса человека и гражданина с учетом возрастных особенностей. При этом признаки, характерные для субъективных прав личности можно перенести на признаки прав ребенка с учетом его возрастного фактора – несовершеннолетия. В таком контексте под правовым статусом ребенка следует понимать совокупность его прав и обязанностей, зафиксированных государством в юридической форме. Ребенок обладает общим (конституционным), отраслевым, специальным и индивидуальным правовыми статусами.

Принимая во внимание тот факт, что конституционные права взрослых граждан и детей тождественны, следует говорить не об общем (конституционном) статусе ребенка, а о конституционных основах его прав в Российской Федерации.

Ответ на 3 вопрос.

Министерством образования и науки Российской Федерации в Приказе от 14 сентября 2009 года № 334 «О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 423» (ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 18.05.2009 N 423) установлен Порядок проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей. Данный Порядок определяет процедуру проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей.

Проведение обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей осуществляется с целью выявления обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над несовершеннолетним гражданином в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов.

Основанием для проведения обследования являются поступившие в орган опеки и попечительства или организацию по месту фактического нахождения детей устные и письменные обращения юридических и физических лиц, содержащие сведения о детях, находящихся в вышеуказанных ситуациях.

При проведении обследования выявляются: уровень обеспечения основных потребностей ребенка, состояние здоровья, внешний вид, социальная адаптация ребенка, наличие обстоятельств, которые создают угрозу жизни и здоровью ребенка. Обязательное внимание обращается на то, какое у ребенка воспитание и образование, удовлетворяются ли эмоциональные потребности ребенка, каково обеспечение безопасности как в домашних условиях, так и вне дома, каково семейное окружение ребенка, состав семьи, кто фактически осуществляет уход и надзор за ребенком, наличие и место жительства близких родственников ребенка, каковы отношения между близкими родственниками ребенка и многое другое.

По результатам такого обследования делаются выводы о наличии условий, представляющих угрозу жизни или здоровью ребенка, о наличии или отсутствии обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над ребенком.

В соответствии со статьей 77 Семейного кодекса Российской Федерации при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится. После отобрания ребенка орган опеки и попечительства обязан немедленно уведомить об этом Прокурора района и в течение 7 дней предъявить иск о лишении либо ограничении родительских прав.

Временное отобрание ребенка органом опеки и попечительства законом не предусмотрено.

Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства и разработку методических материалов по вопросам деятельности по опеке и попечительству в Санкт-Петербурге осуществляет Комитет по социальной политике. В случае выявления коррупции или недобросовестного отношения специалиста органа опеки и попечительства к своим обязанностям необходимо, прежде всего, обратиться в вышеуказанный Комитет или Прокуратуру.

В случае изъятия ребенка по Акту полиции (в выходные дни, вечернее или ночное время) ребенок направляется в соответствии с возрастом в медицинское учреждение. В дальнейшем соответствующий материал передается в орган опеки и попечительства по месту изъятия ребенка. При этом органом опеки и попечительства решается вопрос о дальнейшем жизнеустройстве несовершеннолетнего. В случае наличия оснований ребенка помещают в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо передают под опеку или попечительство.

В случае отсутствия фактов, свидетельствующих о ненадлежащем исполнении родителями (родителем) своих обязанностей, в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации, ребенок передается родителям. В зависимости от конкретной ситуации семья может быть поставлена на контроль органа опеки и попечительства.

Ответ на 4 вопрос.

Функции контроля за деятельностью учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложены на различные ведомства, к которым в частности, относятся органы государственной власти, которым подведомственно данное учреждение, прокуратура, Росздравнадзор, Управление социального питания, а также иные органы, в том числе, перечисленные Вами.

Детские дома подведомственны Комитету по образованию, дома ребенка – Комитету по здравоохранению, приюты и дома-интернаты для детей с умственной отсталостью, указанные в заключительной части Вашего вопроса, подведомственны Комитету по социальной политике Санкт-Петербурга. В этом соответствии они и осуществляют контроль за условиями содержания воспитанников и соблюдению их прав.

Ответственность за ненадлежащее содержание детей в указанных Вами учреждениях может варьироваться от дисциплинарной до уголовной, в зависимости от конкретных обстоятельств, способствующих ущемлению или нарушению прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Ответ на 5 вопрос.

Размеры финансирования учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, зависят от направленности конкретного учреждения и специфики его деятельности.

В частности, коррекционные учреждения имеют дополнительный штат сотрудников для осуществления комплексной медико-психолого-социальной коррекции детей и соответственно, получают дополнительное финансирование.

Детские дома и приюты получают приблизительно от 40 до 50 тысяч рублей в месяц на каждого ребенка (без учета летнего отдыха). Сюда входит – ремонт здания соцучреждения, зарплата педагогов, коммунальные платежи и полное содержание ребенка.

Многодетные семьи Санкт-Петербурга получают пособия на содержание несовершеннолетних детей, предусмотренные федеральным и региональным законодательством, размер которых в каждом конкретном случае определяется в соответствии с обстоятельствами жизни семьи (возраст детей, наличие инвалидности и прочее).

Дополнительно сообщаю, что в Санкт-Петербурге также установлены меры социальной поддержки многодетных семей, включающие в себя внеочередное предоставление жилых помещений гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, предоставление земельных участков под индивидуальное жилищное строительство, а также для организации крестьянских (фермерских) хозяйств, ведения садоводства и огородничества, льготы по оплате коммунальных платежей, включение в региональные программы Санкт-Петербурга в сфере занятости населения и многие другие.

При этом считаю некорректным сравнивать в целом положение детей, находящихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с положением детей, воспитывающихся в семье.

Лишение родительских прав

Добрый день! Скажите пожалуйста куда нужно обращаться для лишения родительских прав отца и что для этого нужно. Спасибо.

Ответ:

Лишение родительских прав – крайняя мера ответственности за уклонение родителей от воспитания своих детей. Если интересам ребенка соответствует принятие решения о лишении отца родительских прав, этот вопрос может быть лишен положительно.

Лишение родительских прав производится только по решению суда. Вам необходимо обратиться с иском о лишении родительских прав в районный суд по месту жительства ответчика.

В судебном процессе Вы должны будете предоставить суду доказательства того, что отец ребенка уклоняется от выполнения обязанностей родителя, в том числе, к примеру, злостно уклоняется от уплаты алиментов.

Как правило доказательствами такого рода могут стать документы судебного пристава-исполнителя о порядке и сроках уплаты алиментов, свидетельские показания родных и близких, доподлинно знающих о воспитании ребенка.

Правомерность действий чиновников

Правомерны ли действия чиновников, забравших базу отдыха у учреждения, где воспитываются дети-сироты и оставшиеся без попечения родителей? База пустует, а детей на лето на 1 смену отправляют в лагерь или санаторий.

Ответ:

В Вашем вопросе недостаточно исходных данных чтобы оценить правомерность действия должностных лиц, согласно “букве закона”. Возможно условия лагеря не соответствовали требованиям законодательства РФ, ГОСТам … При этом необходимо, чтобы детям были предоставлены альтернативные места для оздоровительного отдыха.

В случае закрытия базы ввиду ее не соответствия нормативам либо ветхого состояния она должна быть приведена собственником в надлежащее состояние.

Произвольное закрытие базы отдыха неправомерно. Просим Вас сообщить о какой именно базе отдыха идет речь, чтобы досконально разобраться в данном вопросе.

Права ребенка при разделе имущества

Здравствуйте, Светлана Юрьевна, скажите пожалуйста почему при разводе и разделе имущества права ребенка полностью ущемлены по отношению недвижимости. Почему мать с детьми имеет половину и отец имеет половину. Если недвижимость оформлена на собственность матери, дети не имеют ни какой доли при разводе. Я работала на двух работах, мои родители и я купили мне квартиру, когда я уже была в браке, при разводе мой муж имеет права на половину квартиры которую он не зарабатывал, а мой ребенок для которого мы с родителями старались не имеет ничего. Хочется услышать понятный ответ, кроме как ребенок ничего не заработал. Спасибо. Светлана.

Ответ:

Необходимо отметить, что в соответствии с действующим пунктом 2 статьи 39 Семейного кодекса Российской Федерации, суд вправе отступить от начала равенства долей супругов в их общем имуществе исходя из интересов несовершеннолетних детей.

К сожалению, на практике данная норма применяется лишь в одном случае из ста. С одной стороны, необходимо внедрять практику повсеместного учета интересов детей при разделе имущества, с другой – как обезопасить детей от манипуляций и военных действий по их «дележу», когда родителем движет желание увеличить свою долю в имуществе за счет ребенка?

В настоящий момент, самым правильным является закрепление имущественных прав и интересов ребенка в брачном договоре. Заключая или не заключая такой договор, Вы сами определяете дальнейшую Вашу и ребенка судьбу.

Ребенок хочет сменить фамилию

Сыну 9 лет его воспитывает мой второй муж. Сын называет его папой и очень любит. Родной отец алименты не платит и лишь всячески пытается настроить его против меня и мужа. Ребенок хочет взять фамилию и отчество того человека, который воспитывает его и заботится о нем. Как это можно сделать не дожидаясь 14-го возраста. У меня, мужа и маленькой дочки одна фамилия а у сына фамилия его биологического отца и он от этого очень страдает.

Ответ:

В соответствии с п. 2 ст. 59 Семейного кодекса РФ в случае отсутствия совместного заявления раздельно проживающих родителей ребенка по просьбе одного из родителей, с которым проживает ребенок, орган опеки и попечительства может разрешить изменить фамилию ребенка, исходя из интересов ребенка и с учетом мнения другого родителя.

Учет мнения родителя не обязателен при невозможности установления его места нахождения, лишения его родительских прав, признания недееспособным, а также в случаях уклонения родителя без уважительных причин от воспитания и содержания ребенка.

Для разрешения данного вопроса заявительнице необходимо обратиться в орган опеки и попечительства с заявлением об изменении фамилии несовершеннолетнего ребенка на новую фамилию матери в связи с расторжением брака с отцом ребенка и вступлением в новый брак.

Основным принципом, в соответствии с которым орган опеки и попечительства принимает решение об удовлетворении просьбы или об отказе в ее удовлетворении, является защита интересов ребенка. В этом случае орган опеки и попечительства, установив, что отец не участвует в содержании и воспитании ребенка, исходя из интересов ребенка, может удовлетворить просьбу матери ребенка об изменении фамилии ребенка на ее новую фамилию. При этом несогласие отца ребенка с изменением фамилии ребенка не является определяющим. Наличие разных фамилий у несовершеннолетнего ребенка и его матери вызывает всегда вопросы, в том числе у коллектива, в котором ребенку предстоит учиться и воспитываться. Для исключения таких возможных вопросов предпочтительнее иметь матери и ребенку одинаковую фамилию.

Домик Юннатов на ул. Весенняя 20

Светлана Юрьевна, собираетесь ли Вы предпринять какие-то меры по возвращению фруктового сада и помещения по ул. Весенняя 20 школе №499 для детей с отклонениями в развитии. Этот сад и помещение были у них отобраны и переданы в аренду клубу Камелот - там находится сауна и бордель. Сад огорожен забором, хотя бывшая глава Красногвардейского района отвечала, что сад ни кому в аренду не передавали. Сейчас эту территорию город хочет окончательно продать по праву преимущественного выкупа – без торгов, за бесценок. Считаете ли Вы, что такое использование этого места более выгодно государству и городу, нежели если бы там была станция юннатов? Все подробности Вы можете узнать по этой ссылке http://nashevremya.spb.ru/oxtinskaya-duga/detsady/

Спасибо!

Ответ:

Информация размещена на нашем сайте: http://spbdeti.org/id1914

Признание сироты нуждающейся в жилье

Сирота, гражданка РФ, была выявлена за пределами РФ, в настоящее время проживает в семье опекуна в Санкт-Петербурге, где имеет постоянную регистрацию. Но к 18 летнему возрасту не будет иметь 10 летнего ценза оседлости, что бы быть признаной нуждающейся в жилье по закону Санкт-Петербурга. Жилья в собственности на территории РФ не имела. То есть право по федеральному законодательству на признание нуждающейся в жилье у нее есть, но реализованно в Санкт-Петербурге оно быть не может, что делать?

Ответ:

В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.

В ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди – в том числе дети-сироты и дети, оставшимся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей " дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Единственным местом жительства несовершеннолетней сироты на территории России является Санкт-Петербург, таким образом, жилье должно быть предоставлено по фактическому месту жительства ребенка-сироты на момент окончания опеки над ней.

Алименты на детей

Здравствуйте, Светлана Юрьевна! Меня зовут Ольга. Задам вопрос, интересующий многих мамочек. Когда наше государство, наконец-то ужесточит меры по отношению к папочкам, "доверившим" воспитание своих детей бывшим жёнам и считающим, что 500-1000 руб. в месяц вполне достаточно для материального поддержания детей? Больше они выделять не могут, т. к. наше государство разрешило иметь зарплату 4611 руб. (алименты соответственно 25%). Не боясь никакой ответственности такие папочки весь груз материальных затрат сваливают на бывших жён, не боятся наказания за растущие по алиментам задолженности, считая, что можно платить даже 100 руб. лишь бы только платить.

Ответ:

Каждый ребенок имеет право на заботу и получение содержания от своих родителей. Реализация данного права производится путем возложения на родителей обязанности по содержанию несовершеннолетних детей.

Государственные институты могут оказывать родителям финансовую помощь, однако основным источником для содержания детей являются средства их родителей. В подавляющем большинстве случаев родители исполняют эту обязанность добровольно и надлежащим образом. Тем не менее, значительная часть семейных конфликтов связана именно с выплатой алиментов родителями на несовершеннолетних детей. Дела о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей являются наиболее распространенной категорией гражданских дел.

Если родитель (родители) не предоставляет содержание своим несовершеннолетним детям и отсутствует соглашение об уплате алиментов, то средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке.

Действующее семейное законодательство Российской Федерации характеризуется большей гибкостью в установлении способов определения размеров алиментов, взыскиваемых в судебном порядке с родителей на содержание несовершеннолетних детей. Как правило, взыскание алиментов на несовершеннолетних детей в судебном порядке производится в долевом отношении к заработку и (или) иному доходу родителей. Однако в условиях изменяющихся социальных и экономических реалий, разительного имущественного расслоения общества применение одинакового масштаба ко всем лицам нецелесообразно. Поэтому альтернативой долевому способу определения алиментов выступает взыскание алиментов на несовершеннолетних детей в твердой денежной сумме.

В приведённых Вами примерах, когда отцы выплачивают средства явно недостаточные для полноценного содержания детей, целесообразно установить размер алиментов именно в таком виде.

Определение судом размера алиментов на несовершеннолетних детей, взыскиваемых в твердой денежной сумме, базируется на принципе максимально возможного сохранения ребенку прежнего уровня его обеспечения. Этот принцип направлен на обеспечение защиты имущественных интересов ребенка после распада семьи и минимизацию его неблагоприятных последствий.

Одним из оснований установление судом алиментов в твердой денежной сумме является отсутствие заработка и (или) иного дохода. На практике, в соответствии с пунктом 1 статьи 112 Семейного кодекса РФ, в подобных случаях взыскание алиментов производится путем обращения в том числе и на взыскания имущества родителя, обязанного уплачивать алименты.

Размер взыскиваемых судом алиментов устанавливается в твердой денежной сумме, соответствующей определенному числу минимальных размеров оплаты труда, и подлежит индексации пропорционально увеличению установленного законом минимального размера оплаты труда.

Согласно действующему законодательству, закреплено три вида ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение алиментных обязательств: имущественная, административная и уголовная. Имущественная ответственность выражается в уплате неустойки и возмещении убытков.

Административная ответственность выражается в наложении штрафа на граждан - от 1000 до 2500 руб. за невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя; представление недостоверных сведений о своих правах на имущество; несообщение об увольнении с работы, о новом месте работы, учебы, месте получения пенсии, иных доходов или места жительства.

Наконец, уголовная ответственность предусмотрена за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей (ст. 157 УК РФ). Злостное уклонение родителя от уплаты по решению суда средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших 18-летнего возраста, наказывается: обязательными работами на срок от 120 до 180 часов; либо исправительными работами на срок до одного года; либо арестом на срок до трех месяцев.

Лишен наследства

Я был отказным Ребенком и воспитывался в школе-интернате №60 (для Детей Сирот).В классе 7-8 ко Мне приезжала Женщина, которая представилась хорошей подругой моей Матери. Она привозила много подарков и гостинцев, которые Я разделял со всеми одноклассниками! Спустя 10-12 лет, Я узнал, что эта Женщина была сестрой моей Матери и Она хотела Меня прописать к себе! будучи маленьким и молодым, Я обиделся, что Мать Меня бросила, поэтому Я стал избегать Встреч с Ней! Она много раз приезжала в интернат, чтобы забрать Меня! В 1996 году Она умерла, а Ее Наследством завладела посторонняя женщина, которая наотрез отказывается общаться и угрожала Мне! Мои Походы по Судам ни к чему не привели! мое Дело пинали, как футбольный мяч! Нотариус, которая составила Завещание (в 1996 году) ,в 1998 году сложила с себя полномочия и живет в Австралии! Хочу положить этому безобразию конец и вернуть Родовое имущество!!! Помогите Мне!!!

Ответ:

В соответствии с действующим законодательством, подобные гражданско-правовые имущественные вопросы, в том числе оспаривание наследства, подлежат разрешению только в судебном порядке. Оценить возможность разрешения Вашего вопроса возможно только по изучении документов. Для получения юридической консультации Вы можете обратиться по телефону: 576-70-00.

Интервью провела С. Белоликова. Фото: Е.Беспальчиков

Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Для этого выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и исправим её.


Петербургский правовой портал

PPT.RU - Власть. Право. Налоги. Бизнес


Вопрос юристу
Связь с редакцией
Tweet
Поделиться
+1
Like!
Класс
Свернуть
Наверх
x