256
Оставить комментарий Распечатать

Нормы УПК РФ и закона о статусе судей признаны неконституционными

Размер шрифта:
Если решение судьи не отменено, против него нельзя возбуждать уголовное дело по обвинению в вынесении заведомо неправосудного решения. К такому выводу пришёл Конституционный Суд РФ.

Если решение судьи не отменено, против него нельзя возбуждать уголовное дело по обвинению в вынесении заведомо неправосудного решения. Соответствующие нормы Уголовно-процессуального кодекса и закона о статусе судей противоречат основному закону страны. К такому выводу пришёл Конституционный Суд РФ. Сегодня он провозгласил решение по жалобе Сергея Панченко. Специалисты проверили положения статей 144, 145 и 448 УПК РФ и пункта 8 статьи 16 закона «О статусе судей в Российской Федерации».

Суд посчитал вмешательством исполнительной власти в правосудие проведение следственных мероприятий в отношении судьи по статье 305 УК РФ на основании несудебного процессуального решения. Такое вмешательство нарушает гарантированный статьей 10 Конституции принцип самостоятельности судебной власти. При этом не ставится под сомнение возможность расследования в отношении судьи по признакам другого преступления, которое сопутствовало вынесению неправосудного акта.

Подробнее о позиции заявителя и Суда рассказывается на сайте КС РФ:

История вопроса

В мае 2010 года Высшая квалификационная коллегия судей РФ удовлетворила представление Следственного комитета при прокуратуре РФ и дала согласие на возбуждение уголовного дела по статье 305 Уголовного кодекса РФ (вынесение заведомо неправосудного решения или иного судебного акта) в отношении судьи – председателя Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда в отставке С.Л. Панченко.

По мнению следствия, С.Л. Панченко вынес заведомо неправосудное решение и иные судебные акты (определение о принятии заявлений к производству, об объединении дел в единое производство, о подготовке и назначении дела к судебному разбирательству) по иску ряда пенсионеров Минобороны РФ к областному военному комиссариату о взыскании задолженности по пенсии. Следствие считает, что в результате пенсионерам было излишне выплачено более 5 млн. рублей. Дело было рассмотрено судьей в августе 2004 года, сторонами не обжаловалось и вступило в законную силу.

С.Л. Панченко обжаловал решение ВККС, прокуратуры и следственных органов в судах, но в удовлетворении жалоб ему было отказано.

Между тем, нарушения законодательства были зафиксированы также в ряде других дел, рассмотренных С.Л.Панченко, и решения по ним отменены вышестоящей инстанцией. Однако вопрос о привлечении его к дисциплинарной или уголовной ответственности в связи с этими нарушениями не ставился.

Позиция заявителя

Заявитель полагает, что возбуждение уголовного дела в отношении судьи за вынесение заведомо неправосудного решения в том случае, если это решение не отменено, является его пересмотром внесудебным органом, а также вмешательством органов следствия и прокуратуры в судебную деятельность. Поэтому, как полагает заявитель, оспоренные нормы УПК РФ нарушают конституционный принцип осуществления правосудия только судом, а также принципы независимости и неприкосновенности судей.

Пункт 8 статьи 16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», по мнению заявителя, лишает квалификационную коллегию судей возможности отказать в даче согласия на возбуждение уголовного дела даже при наличии неотмененного судебного решения, что противоречит конституционным принципам равенства прав и свобод независимо от должностного положения и нарушает конституционный принцип неприкосновенности судей.

Позиция Суда

...Конституция РФ предоставляет федеральному законодателю право устанавливать особую процедуру привлечения судей к уголовной ответственности.

Как ранее указывал Конституционный Суд, возбуждение в отношении судьи уголовного дела по статье 305 УК РФ не являются средством пересмотра судебного акта. В связи с этим, привлечение судьи к ответственности за вынесение им заведомо неправосудного решения возможно лишь после того, как это решение будет признано незаконным или необоснованным.

Процедуры, связанные с привлечением судьи к уголовной ответственности за вынесение заведомо неправосудного акта, когда сам этот акт не отменен, отрицают окончательность и обязательность судебного решения, вынесенного от имени государства. Проведение следственных мероприятий в отношении судьи по статье 305 УК РФ на основании несудебного процессуального решения является вмешательством в правосудие со стороны органов исполнительной власти. Подобное вмешательство нарушает гарантированный статьей 10 Конституции принцип самостоятельности судебной власти.

Таким образом, оспоренные законоположения, допускающие возбуждение уголовного дела в отношении судьи за вынесение заведомо неправосудного решения в том случае, если это решение не отменено, не соответствуют статьям 10, 118 и 120 Конституции РФ.

Этим не ставится под сомнение возможность расследования в отношении судьи по признакам иного преступления, сопутствовавшего вынесению заведомо неправосудного акта (мошенничества, злоупотребления должностными полномочиями, получения взятки и др.)

Решения, принятые в отношении гражданина С.Л.Панченко, подлежат пересмотру в установленном законом порядке.

Напомним, согласно закону "О Конституционном Суде", решение КС РФ окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Правительство не позднее трех месяцев после опубликования решения Конституционного Суда вносит в Госдуму изменения или дополнения в закон, признанный неконституционным. Подобные законопроекты рассматриваются во внеочередном порядке.

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай