Статья 296 ГК РФ. Право оперативного управления

(в ред. Федерального закона от 03.11.2006 N 175-ФЗ)
1. Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
2. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

Может ли организация требовать от органа местного самоуправления компенсации стоимости произведенных ею улучшений имущества, которым она пользуется по праву оперативного управления?

Согласно п 1 ст 296 ГК РФ учреждение, которому чужая собственность принадлежит на праве оперативного управления, может владеть пользоваться и распоряжаться ею. Осуществляется такое владение только в рамках, установленных законом, и согласно назначению переданного имущества и указаниями собственника (ст 296 ГК РФ). При этом заниматься организация может только той деятельностью, для которой создавалась. Только с согласия собственника, владеющая зданием организация может как-либо отчуждать или по-иному распоряжаться вверенным имуществом. Владеющая муниципальным имуществом организация, согласно ФЗ от 14.11.2002 N 161-ФЗ, может распоряжаться им только с согласия органа местного самоуправления. Отсюда следует вывод, что производить неотделимые улучшения (ремонт) имущества , которым организация владеет на праве оперативного управления, она может только получив одобрение со стороны органа местного самоуправления. Действующее законодательство не регулирует вопрос о компенсации казенному учреждению, произведенных им неотделимых улучшений имущества, которое находится у него на праве оперативного управления. Однако существуют правила ГК РФ, которые распространяются на неурегулированные законодательством или договором отношения. И, согласно этим правилам, в спорных случаях применяются обычаи делового оборота или схожие нормы гражданского права (ст 6 ГК РФ). Требуя компенсации за произведенные неотделимые улучшения здания, организация им владеющая, проводит аналогию с отношениями, связанными с арендой. Но согласно позиции судей, на отношения между организацией, использующей имущество на праве оперативного управления и собственником этого имущества положения об аренде не распространяются. Поэтому аналогия в этом случае не применяется. Следовательно, организация не может требовать компенсации затрат на произведенные ею улучшения имущества от органа местного самоуправления, если она владеет этим имуществом по праву оперативного управления. Она может либо заключить соглашение с собственником, прежде чем производить улучшения, о том, что он берет на себя обязательство или часть обязательства по их оплате, либо произвести ремонт за свой счёт.

Может ли медицинское учреждение, владеющее зданием на праве оперативного управления, передать часть неиспользуемых помещений в аренду не связанной с медициной организации?

На здание, которым оно пользуется на основании права оперативного управления, у мед. учреждения есть права. Они определяются в соответствии со ст 296 ГК РФ. Согласно п 1 ст 296 ГК РФ учреждение, за которым закреплено имущество на праве оперативного управления, может им владеть, пользоваться и распоряжаться, но в установленных пределах. Пользоваться таким зданием можно лишь по его назначению и в рамках деятельности, которой занимается учреждение. Распоряжаться же только с согласия собственника. По ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ в зависимости от осуществляемой деятельности, организации выполняют соответствующие требования санитарного законодательства. Согласно этому закону при эксплуатации общественных зданий, коим является медицинское заведение, должны обеспечиваться безопасные условия для людей, и проводиться санитарные и профилактические мероприятия. К организациям, связанным с медициной, есть к тому же и дополнительные санитарно-эпидемиологические требования, утвержденные главным санитарным врачом РФ. СанПиН 2.1.3.2630-10 дает конкретные указания по размещению лечебных организаций на территории учреждения. И, согласно этим требованиям, на участке лечебно-профилактической организации не могут располагаться здания организаций, не связанных с ней по функциям. То есть, по нормам, на территории медицинского учреждения может находится, например, аптека, так как её деятельность взаимосвязана с медициной. Неиспользуемые медицинским учреждением помещения нельзя передать в аренду фирме, осуществляющей деятельность не связанную с медициной, даже при получении на это согласия собственника. За нарушение норм, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие граждан, предусмотрена административная ответственность.