Статья 211 ТК РФ. Государственные нормативные требования охраны труда

Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 24.07.2009 N 206-ФЗ)
Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 24.07.2009 N 206-ФЗ)

Характеристика требований к охране труда

Ст 211 ТК РФ посвящается установленным на гос. уровне нормативам и требованиям, которые предъявляются всем организациям и иным работодателям в сфере охраны труда. На каждом предприятии должны соблюдаться определённые правила, чтобы у работников не возникало сомнений в собственной безопасности. Выполнение нормативов обязательно контролируется, а нарушители наказываются административно (штрафами) и даже уголовно. Анализ норм ч 1 и ч 2 ст 211 ТК РФ позволяет выделить основные признаки, дающие прямую характеристику требованиям к охране труда:

  • во-первых, они направлены на сохранение жизни и здоровья сотрудников во время рабочего процесса;
  • во-вторых, круг лиц, занимающихся разработкой самих требований к труду, существенно ограничен - это федеральные и местные органы власти;
  • в-третьих, требования по охране труда выражаются посредством разработки правил, критериев, положений и нормативов;
  • в-четвёртых, разработанные нормативы обязательны для выполнения абсолютно всеми юридическими лицами под угрозой ответственности.
В каждой организации применяются те стандарты безопасности труда, которые подходят конкретной производственной отрасли.

Регулирование сферы охраны труда

Кроме ТК РФ (в частности, ст 211 ТК РФ и других норм главы 34), на сегодняшний день в сфере охраны трудовой безопасности действуют такие Законы:

  • ФЗ об обязательном соц. страховании от несчастных случаев и проф. заболеваний;
  • ФЗ об основах охраны здоровья;
  • ФЗ о промышленной безопасности опасных объектов;
  • ФЗ о сан. эпидемиологической безопасности.
Также к актам федерального уровня относятся указы Президента, постановления Правительства и министерств. Например, указ Президента об утверждении демографической политики РФ до 2025 года содержит в себе некоторые положения об охране труда. В нём предложено сокращать уровень травматизма и смертности на производстве при помощи перехода к системе управления проф. рисками. Такое управление подразумевает информирование сотрудников обо всех рисках, связанных с трудом, и создание системы выявления, оценки и контроля таких рисков. А также экономическую мотивацию к улучшению трудовых условий работодателями. В общероссийской системе охраны труда важны такие постановления Правительства РФ, как:
  • № 653, утверждающее формы документов для расследования несчастных случаев на производстве;
  • № 967, устанавливающее Положение о расследовании и учёте проф. заболеваний;
  • № 168, разрабатывающее Порядок и условия бесплатной выдачи профилактического питания, молока или схожих продуктов;
  • № 1160, утверждающее Положение о разработке норм. актов по государственным требованиям к труду.
Ч 3 ст 211 ТК РФ также имеет большое значение для правового регулирования труд. отношений. Эта норма определяет порядок проработки, принятия или изменения подзаконных нормативных актов в сфере безопасности труда. Ст 211 ТК РФ в новой редакции выделяет отдельный вид правовых актов - стандарты безопасности труда, а также устанавливает необходимость привлечения трехсторонней комиссии для проработки гос. нормативных требований к охране труда. Правовая норма статьи даёт отсылку к Положению, утвержденному Правительством в постановлении №1160. В пункте 2 указанного Положения перечисляются следующие акты, регулирующие безопасность на производстве:
  • стандарты безопасности;
  • правила и типовые инструкции;
  • гос. санитарно-эпидемиологические правила и нормативы.
Новая редакция статьи сильно сократила нормативно-правовую базу по сравнению с той, которая использовалась ранее в сфере регулирования условий труда. К обязательным для применения более не относятся требования Ростехнадзора, СНиП и ГОСТы. Это создаёт некоторые пробелы в регулировании поведения работодателей. Пробелы восполняются при помощи приказов Министерства труда. В полномочия Минтруда, в частности, входит проработка и издание правил, типовых инструкций и стандартов безопасности на различных производствах.