Статья 407 НК РФ. Налоговые льготы

(введена Федеральным законом от 04.10.2014 N 284-ФЗ)
1. С учетом положений настоящей статьи право на налоговую льготу имеют следующие категории налогоплательщиков:
1) Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;
2) инвалиды I и II групп инвалидности;
3) инвалиды с детства, дети-инвалиды;
(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ)
4) участники гражданской войны, Великой Отечественной войны, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан, а также ветераны боевых действий;
(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 396-ФЗ)
5) лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;
6) лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне";
7) военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;
8) лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
9) члены семей военнослужащих, потерявших кормильца, признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих";
(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 396-ФЗ)
10) пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание;
10.1) физические лица, соответствующие условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года;
(пп. 10.1 введен Федеральным законом от 30.10.2018 N 378-ФЗ)
11) граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия;
12) физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;
13) родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей;
14) физические лица, осуществляющие профессиональную творческую деятельность, - в отношении специально оборудованных помещений, сооружений, используемых ими исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также жилых домов, квартир, комнат, используемых для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек, - на период такого их использования;
(в ред. Федерального закона от 30.09.2017 N 286-ФЗ)
15) физические лица - в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.
2. Налоговая льгота предоставляется в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении объекта налогообложения, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности.
3. При определении подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот.
4. Налоговая льгота предоставляется в отношении следующих видов объектов налогообложения:
1) квартира, часть квартиры или комната;
(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ)
2) жилой дом или часть жилого дома;
(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ)
3) помещение или сооружение, указанные в подпункте 14 пункта 1 настоящей статьи;
4) хозяйственное строение или сооружение, указанные в подпункте 15 пункта 1 настоящей статьи;
5) гараж или машино-место.
5. Налоговая льгота не предоставляется в отношении объектов налогообложения, указанных в подпункте 2 пункта 2 статьи 406 настоящего Кодекса, за исключением гаражей и машино-мест, расположенных в таких объектах налогообложения.
(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ)
6. Физические лица, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.
Представление заявления о предоставлении налоговой льготы и подтверждение права налогоплательщика на налоговую льготу осуществляются в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктом 3 статьи 361.1 настоящего Кодекса.
(в ред. Федерального закона от 15.04.2019 N 63-ФЗ)
Форма заявления о предоставлении налоговой льготы и порядок ее заполнения, формат представления такого заявления в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В случае, если налогоплательщик, относящийся к одной из категорий лиц, указанных в подпунктах 2, 3, 10, 10.1, 12, 15 пункта 1 настоящей статьи, и имеющий право на налоговую льготу, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
(абзац введен Федеральным законом от 15.04.2019 N 63-ФЗ)
(п. 6 в ред. Федерального закона от 30.09.2017 N 286-ФЗ)
7. Уведомление о выбранных объектах налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота, представляется налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору не позднее 31 декабря года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанных объектов применяется налоговая льгота.
(в ред. Федерального закона от 15.04.2019 N 63-ФЗ)
Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 15.04.2019 N 63-ФЗ.
При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на налоговую льготу, уведомления о выбранном объекте налогообложения налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога.
Форма уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

С какой целью введен налог на имущество физических лиц?

С начала 2015 года этот закон был вынесен в отдельную главу Налогового кодекса, а федеральный закон, которым ранее он регулировался, был отменен. Цель введения любого налога - это пополнение федерального бюджета страны или местных бюджетов муниципальных образований. Согласно пояснениям Минфина налог на имущество физических лиц призван обеспечить более справедливое налогообложение. Он был введен не с целью увеличить нагрузку по налогам на граждан, а, напротив, чтобы в какой-то мере облегчить её. Некоторые категории людей, в целях социальной защиты, вообще освобождены от уплаты этого налога. Например, пенсионеры, инвалиды многие другие. Все граждане, которым положена льгота в виде освобождения от уплаты налога на имущество перечислены в ст 407 НК РФ. Также ст 403 НК РФ устанавливает налоговые вычеты, на которые имеют право лица, уплатившие этот налог. Вычеты касаются объектов, предназначенных для жилья - квартир и домов. Сейчас происходят изменения в плане расчёта налога - осуществляется переход на кадастровую стоимость объектов недвижимости вместо инвентаризационной. Это увеличит суммы налога, так как такая стоимость более близка к рыночной. Порядок расчёта кадастровой стоимости закладывается на уровне субъектов РФ.

На льготу по налогу могут рассчитывать уволенные военнослужащие?

По ст 407 НК РФ льготу по оплате налога на имущество физических лиц (НИФЛ) получают не только действующие военнослужащие, но и уволенные с военной службы граждане. Причины увольнения должны быть следующие:

  • достижение возраста предельного для пребывания на службе;
  • состояние здоровья, не позволяющее служить;
  • в связи с проведением организационных кадровых мероприятий.
В любом из этих случаев общий срок службы уволенного военного должен составлять минимум 20 лет. Только тогда военнослужащий, находящийся в отставке, может рассчитывать на льготы. НИФЛ облагаются дома, квартиры, гаражи и прочие строения. Их список достаточно узок. Это местный налог и устанавливается он на уровне муниципалитетов. Так, уволенный по одной из трех законных причин военнослужащий, до этого находившийся на службе не меньше 20 лет, по ст 407 НК РФ, вправе оформить льготу в размере всей суммы налога на имущество, уплачиваемой им в местный бюджет. То есть по сути это освобождение от налога. Оно происходит в случае, если у гражданина есть имущество, находящееся в собственности, и он не использует его для предпринимательства. Если у бывшего военнослужащего есть несколько оснований для применения налоговых льгот, то всё равно при расчёте суммы налога, подлежащей оплате, нужно выбрать одно основание. Одно льготное основание в отношении одного объекта - такого правило п 3 ст 407 Налогового кодекса РФ. Чтобы получить положенную льготу, гражданин предоставляет в заявление об этом и документы, подтверждающие его право на неё.

Как подтвердить своё право на льготу гражданину, владеющему творческой мастерской, ателье или студией?

По пп 14 п 1 ст 407 Налогового кодекса РФ творческие деятели (физические лица), на профессиональной основе занимающиеся искусством, могут использовать налоговую льготу, если они владеют помещениями, которым присвоен статус мастерских ателье или студий. Льготным для таких граждан будет обложение этих помещений налогом на имущество физических лиц. Нежилые объекты собственности должны быть специально обустроены для творчества и использоваться только в этих целях. Жилые помещения могут тоже временно предоставляться для организации выставок и посещения их людьми в качестве библиотек, музеев и худ. галерей. Льгота в таких обстоятельствах может быть оформлена на время такого использования жилых помещений. Однако до сих пор не урегулирован законодательно, а поэтому вызывает споры вопрос - как подтвердить своё право на налоговую льготу собственникам творческих мастерских и ателье. Статья 407 Налогового кодекса РФ определяет необходимость для подачи собственником мастерской заявления о предоставлении льготы и бумаг, удостоверяющих право на неё, в налоговый орган. Но перечня документов, которые могли бы подтвердить творческую деятельность гражданина и творческое предназначение конкретного помещения, законодательство не содержит. По этой причине контролирующим органам и министерствам приходилось не раз давать разъяснения, касающиеся того, какие именно документы подтверждают право на эту налоговую льготу. Однако разъяснения, содержащиеся в письмах министерств и ведомств и даже в судебных определениях, не имеют силы закона. Поэтому вопрос о перечне необходимых документов по-прежнему нуждается в законодательном урегулировании. Из анализа разъясняющих писем и инструкций можно выделить приблизительный список документов, которые могут подтвердить льготу по налогу на имущество физических лиц, владеющих мастерскими, ателье или студиями. Их перечень таков:

  • членские билеты и удостоверения творческих союзов и организаций - для граждан, являющихся членами таких союзов;
  • диплом соответствующей специальности или справка с места работы с указанием профессии - для граждан, не состоящих в творческих союзах;
  • справка, данная органом местного самоуправления или ЖЭУ, о его согласии на использование помещения не по назначению;
  • акты органов гос. власти или муниципальных образований о предоставлении помещений в культурных целях.
Итак, чёткого списка бумаг, подтверждающих право творческих деятелей на льготу по статье 407 Налогового кодекса РФ, в законе нет. Могут возникнуть судебные споры или отказ налоговой службы признать их право на освобождение от налога. Поэтому задачей таких собственников будет собрать как можно больше документов, удостоверяющих данное им право. Обязательно при этом подтвердить свой статус профессионала и удостоверить характер использования самого помещения. Опираясь на разъясняющие документы и на судебную практику, можно сказать, что для подтверждения статуса помещения подходят справки, данные УК, ЖЭУ или местной администрацией, а для подтверждения статуса творческого деятеля - документы об образовании, членские билеты и справки с работы. Имущество при этом должно быть специально оборудовано для творческих занятий или для просветительского времяпровождения и соответствовать своим культурным целям.