Перейти на мобильную версию
Все кодексы РФ в действующих редакциях

Статья 254 НК РФ. Материальные расходы

Скачать НК РФ Отправить на печать Распечатать

1. К материальным расходам, в частности, относятся следующие затраты налогоплательщика:
1) на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и (или) образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг);
2) на приобретение материалов, используемых:
абзац исключен. - Федеральный закон от 29.05.2002 N 57-ФЗ;
для упаковки и иной подготовки произведенных и (или) реализуемых товаров (включая предпродажную подготовку);
на другие производственные и хозяйственные нужды (проведение испытаний, контроля, содержание, эксплуатацию основных средств и иные подобные цели);
3) на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и другого имущества, не являющихся амортизируемым имуществом. Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию. В целях списания стоимости имущества, указанного в настоящем подпункте, в течение более одного отчетного периода налогоплательщик вправе самостоятельно определить порядок признания материальных расходов в виде стоимости такого имущества с учетом срока его использования или иных экономически обоснованных показателей;
(в ред. Федеральных законов от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 06.06.2005 N 58-ФЗ, от 20.04.2014 N 81-ФЗ)
4) на приобретение комплектующих изделий, подвергающихся монтажу, и (или) полуфабрикатов, подвергающихся дополнительной обработке у налогоплательщика;
(пп. 4 в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
5) на приобретение топлива, воды, энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, выработку (в том числе самим налогоплательщиком для производственных нужд) всех видов энергии, отопление зданий, а также расходы на производство и (или) приобретение мощности, расходы на трансформацию и передачу энергии;
(пп. 5 в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 158-ФЗ)
6) на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика.
(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
К работам (услугам) производственного характера относятся выполнение отдельных операций по производству (изготовлению) продукции, выполнению работ, оказанию услуг, обработке сырья (материалов), контроль за соблюдением установленных технологических процессов, техническое обслуживание основных средств и другие подобные работы.
К работам (услугам) производственного характера также относятся транспортные услуги сторонних организаций (включая индивидуальных предпринимателей) и (или) структурных подразделений самого налогоплательщика по перевозкам грузов внутри организации, в частности перемещение сырья (материалов), инструментов, деталей, заготовок, других видов грузов с базисного (центрального) склада в цеха (отделения) и доставка готовой продукции в соответствии с условиями договоров (контрактов);
(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
7) связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения (в том числе расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов, расходы на захоронение экологически опасных отходов, расходы на приобретение услуг сторонних организаций по приему, хранению и уничтожению экологически опасных отходов, очистке сточных вод, формированием санитарно-защитных зон в соответствии с действующими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, платежи за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, осуществляемые в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за размещение отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов на их размещение и другие аналогичные расходы).
(в ред. Федеральных законов от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 06.06.2005 N 58-ФЗ, от 21.07.2014 N 219-ФЗ)
2. Стоимость материально-производственных запасов, включаемых в материальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения (без учета налога на добавленную стоимость и акцизов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом), включая комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку и иные затраты, связанные с приобретением материально-производственных запасов.
(в ред. Федеральных законов от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 06.06.2005 N 58-ФЗ)
Стоимость материально-производственных запасов, прочего имущества в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного безвозмездно, и (или) имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, ремонте, модернизации, реконструкции, техническом перевооружении либо частичной ликвидации основных средств, определяется как сумма дохода, учтенного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном пунктами 8, 13 и 20 части второй статьи 250 настоящего Кодекса.
(в ред. Федерального закона от 20.04.2014 N 81-ФЗ)
3. Если стоимость возвратной тары, принятой от поставщика с материально-производственными запасами, включена в цену этих ценностей, из общей суммы расходов на их приобретение исключается стоимость возвратной тары по цене ее возможного использования или реализации. Стоимость невозвратной тары и упаковки, принятых от поставщика с материально-производственными запасами, включается в сумму расходов на их приобретение.
(в ред. Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ)
Отнесение тары к возвратной или невозвратной определяется условиями договора (контракта) на приобретение материально-производственных запасов.
(в ред. Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ)
4. В случае, если налогоплательщик в качестве сырья, запасных частей, комплектующих, полуфабрикатов и иных материальных расходов использует продукцию собственного производства, а также в случае, если в состав материальных расходов налогоплательщик включает результаты работ или услуги собственного производства, оценка указанной продукции, результатов работ или услуг собственного производства производится исходя из оценки готовой продукции (работ, услуг) в соответствии со статьей 319 настоящего Кодекса.
(п. 4 введен Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
5. Сумма материальных расходов текущего месяца уменьшается на стоимость остатков материально-производственных запасов, переданных в производство, но не использованных в производстве на конец месяца. Оценка таких материально-производственных запасов должна соответствовать их оценке при списании.
(п. 5 введен Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ, в ред. Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ)
6. Сумма материальных расходов уменьшается на стоимость возвратных отходов. В целях настоящей главы под возвратными отходами понимаются остатки сырья (материалов), полуфабрикатов, теплоносителей и других видов материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), частично утратившие потребительские качества исходных ресурсов (химические или физические свойства) и в силу этого используемые с повышенными расходами (пониженным выходом продукции) или не используемые по прямому назначению.
Не относятся к возвратным отходам остатки материально-производственных запасов, которые в соответствии с технологическим процессом передаются в другие подразделения в качестве полноценного сырья (материалов) для производства других видов товаров (работ, услуг), а также попутная (сопряженная) продукция, получаемая в результате осуществления технологического процесса.
(в ред. Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ)
Возвратные отходы оцениваются в следующем порядке:
1) по пониженной цене исходного материального ресурса (по цене возможного использования), если эти отходы могут быть использованы для основного или вспомогательного производства, но с повышенными расходами (пониженным выходом готовой продукции);
2) по цене реализации, если эти отходы реализуются на сторону.
7. К материальным расходам для целей налогообложения приравниваются:
1) расходы на рекультивацию земель и иные природоохранные мероприятия, если иное не установлено статьей 261 настоящего Кодекса;

КонсультантПлюс: примечание.
Федеральным законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ установлено, что впредь до утверждения норм естественной убыли в порядке, установленном подпунктом 2 пункта 7 статьи 254, применяются нормы естественной убыли, утвержденные ранее соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Данное положение распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 года.

2) потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке материально-производственных запасов в пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ)
3) технологические потери при производстве и (или) транспортировке. Технологическими потерями признаются потери при производстве и (или) транспортировке товаров (работ, услуг), обусловленные технологическими особенностями производственного цикла и (или) процесса транспортировки, а также физико-химическими характеристиками применяемого сырья;
(пп. 3 в ред. Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ)
4) расходы на горно-подготовительные работы при добыче полезных ископаемых, по эксплуатационным вскрышным работам на карьерах и нарезным работам при подземных разработках в пределах горного отвода горнорудных предприятий.
(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
8. При определении размера материальных расходов при списании сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг), в соответствии с принятой организацией учетной политикой для целей налогообложения применяется один из следующих методов оценки указанного сырья и материалов:
метод оценки по стоимости единицы запасов;
(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
метод оценки по средней стоимости;
(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
метод оценки по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);
(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
абзац утратил силу. - Федеральный закон от 20.04.2014 N 81-ФЗ.

Поделиться:

Обсуждение статьи

Вопросы по статье

В каких объемах можно списывать расходы на спецодежду работникам трудящимся в оптимальных или допустимых условиях?

Просим дать ответ в отношении учета для целей налога на прибыль расходов на приобретение спецодежды, а также в отношении признания приобретения и выдачи такой спецодежды объектом налогообложения НДФЛ и начисления страховых взносов. Согласно статье 221 Трудового кодекса Российской Федерации на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшая обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В нашей организации имеются рабочие места, связанные с загрязнением и с особыми температурными условиями (работа на складе). Таким образом, наша организация, как работодатель, обязана выдать специальную одежду и обувь работникам, занятым на этих рабочих местах. Согласно пункту 5 приказа Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н "Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты" предоставление работникам средств индивидуальной защиты осуществляется в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее - типовые нормы), прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия, и на основании результатов проведения специальной оценки условий труда. Нашей организацией была проведена специальная оценка условий труда. По результатам проведенной специальной оценки было выявлено, что все рабочие места в организации являются оптимальными или допустимыми. Рабочих мест с вредными или опасными условиями труда не выявлено, что подтверждается отчетом о специальной оценке рабочих мест. Поскольку вредных и опасных условий труда аккредитованной организацией выявлено не было, она, согласно пункту 4 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", не включила в отчет заполненный протокол эффективности средств индивидуальной защиты. Таким образом, отчет о специальной оценке рабочих мест нашей организации не содержит упоминаний об используемых средствах индивидуальной защиты. Однако, несмотря на то, что рабочие места в нашей организации являются оптимальными или допустимыми, они, тем не менее, связаны с загрязнением и особым температурным режимом, а значит, работники на этих рабочих местах должны обеспечиваться специальной одеждой и специальной обувью. Обращаясь к приказу Минтруда России от 09.12.2014 № 997н "Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением", мы находим там необходимые нормы выдачи для работников наших профессий (грузчики, водители автопогрузчика и иные, упомянутые в приказе). Для нас нет необходимости устанавливать дополнительные нормы выдачи, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от особых температурных условий и загрязнений. Согласно пп.3 п.1 ст.254 Налогового кодекса Российской Федерации к материальным расходам, в частности, относятся затраты налогоплательщика на приобретение спецодежды. Минфин ранее в письме № 03-03-06/1/20165 от 08.04.2016 указал, что расходы работодателя на приобретение средств индивидуальной защиты могут быть учтены для целей налогообложения прибыли в составе материальных расходов в пределах норм, предусмотренных законодательством, или по повышенным нормам, утвержденным локальными нормативными актами работодателя на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, при выполнении требований статьи 252 Кодекса. Анализируя данное положение, мы делаем вывод, что затраты на приобретение средств индивидуальной защиты в пределах норм, предусмотренных законодательством, могут быть учтены в составе материальных расходов без подтверждения этих норм аттестацией рабочих мест/специальной оценкой рабочих мест. Также ранее Минфин в письме от 31.08.2009 № 03-04-06-01/226, письме от 4 апреля 2007 года № 03-03-06/1/214, письме от 23 апреля 2007 года № 03-04-06-01/128, письме от 18 апреля 2006 года № 03-05-01-04/91 высказывал позицию, что если специальная одежда выдается работнику только для осуществления производственной деятельности и не переходит в его собственность, то стоимость такой одежды, независимо от того, выдается она по нормам, предусмотренным законодательством, или по нормам, которые установлены организацией на основании аттестации/специальной оценки рабочих мест, не может быть признана экономической выгодой (доходом) работника, не является объектом налогообложения НДФЛ, не подлежат начислению страховые взносы. Правильно ли мы понимаем, что в случае выдачи средств индивидуальной защиты работникам, занятым на рабочих местах, связанных с загрязнением и особыми температурными условиями, но не являющихся вредными/опасными, в пределах норм, предусмотренных законодательством, мы можем а) учесть расходы на приобретение таких средств индивидуальной защиты для целей налогообложения прибыли в составе материальных расходов; б) принять к сведению, что стоимость таких средств индивидуальной защиты не является объектом налогообложения НДФЛ, не подлежат начислению страховые взносы; без подтверждения установленных в законодательстве норм выдачи в отчете о проведении специальной оценки рабочих мест?

Ответов: 1

Каков порядок налогового учета активов стоимостью до 100 000 рублей?

Вопрос: С 1 января в налоговом учете лимит стоимости основных средств повысился до 100 000 руб. (п. 1 ст. 256 НК РФ). А в бухучете остался прежним - 40 000 руб. (п. 5 ПБУ 6/01). Активы стоимостью до 100 000 руб. в налоговом учете включаются в состав материальных расходов в полной сумме по мере их ввода в эксплуатацию. При этом в целях списания стоимости такого имущества в течение более чем одного отчетного периода организация вправе самостоятельно определить порядок списания с учетом срока использования или иных экономически обоснованных показателей (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ). Вправе ли организация закрепить в своей учетной политике, что для целей исчисления налога на прибыль активы стоимостью до 40 000 руб. включительно организация списывает единовременно, а активы стоимостью от 40 000 до 100 000 руб. равномерно в течение срока полезного использования? Это позволит избежать разниц между бухгалтерским и налоговым учетом. Или активы стоимостью до 100 000 руб. можно списывать либо едино временно, либо равномерно?

Ответов: 1

Допустим ли в налоговом учете взаимозачет излишков и недостач, возникших при пересортице?

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращения и по вопросу учета результатов инвентаризации сообщает следующее.

Ответов: 1

Вправе ли организации учесть расходы на покупку инвентаря при расчете налога на прибыль

Об учете в целях налога на прибыль расходов на инвентарь

Ответов: 1

В праве ли подрядчик, применяющий УСН, учесть расходы на оплату работ субподрядных организаций?

Об учете подрядчиком, применяющим УСН, расходов на оплату работ субподрядных организаций.

Ответов: 1

Уменьшают ли налогооблагаемую прибыль затраты на выдачу спецодежды по повышенным нормам, утвержденным локальным актом организации?

Может ли работодатель отнести на себестоимость затраты по приобретению специальной одежды, не предусмотренной действующими нормами, но предназначенной для защиты работников от вредных факторов, согласованной с профсоюзным комитетом и включенной в коллективный договор. Согласно п.6 приказа Министерства труда и социальной защиты N 290н от 01.06.2009 работодатель имеет право, с учетом мнения профсоюзного комитета, устанавливать нормы на спецодежду и спецобувь сверх предусмотренных норм на основании результатов аттестации и спецоценки рабочих мест по условиям труда. В картах аттестации и спецоценки рабочих мест спецодежда, выданная сверх установленных норм, подтверждена.

Ответов: 1

Расходы при УСН

Подрядчик возмещает затраты на электроэнергию Заказчику работ по реконструкции здания по полученным от Заказчика актам и разделительным расчетам. Включает ли Подрядчик данные затраты в состав расходов при УСН "доходы-расходы"?

Вопрос относится к городу Сыктывкар

Ответов: 1

Может ли организация на УСН учесть расходы на ремонт систем вентиляции и кондиционирования в арендуемых офисах?

Вправе ли организация, применяющая УСН (объект - "доходы минус расходы"), учесть расходы на ремонт системы вентиляции и кондиционирования в арендуемых офисных помещениях?

Ответов: 1

Задать вопрос по статье
Петербургский правовой портал

PPT.RU - Власть. Право. Налоги. Бизнес


Вопрос юристу
Связь с редакцией
Tweet
Поделиться
+1
Like!
Класс
Свернуть
Наверх
x