Перейти на мобильную версию
Все кодексы РФ в действующих редакциях

Статья 21 НК РФ. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов)

Скачать НК РФ Отправить на печать Распечатать

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
1. Налогоплательщики имеют право:
1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;
(в ред. Федеральных законов от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
2) получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах;
(в ред. Федеральных законов от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом;
(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
5.1) на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;
(пп. 5.1 введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ)
6) представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя;
(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;
8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;
(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
10) требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам;
(в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)
12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ)
13) на соблюдение и сохранение налоговой тайны;
(пп. 13 в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
14) на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;
(пп. 14 в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
15) на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
(пп. 15 введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
2. Налогоплательщики имеют также иные права, установленные настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.
3. Плательщики сборов, плательщики страховых взносов имеют те же права, что и налогоплательщики.
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
4. Любой из участников договора инвестиционного товарищества имеет право обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц.
(п. 4 введен Федеральным законом от 28.11.2011 N 336-ФЗ)

Поделиться:

Обсуждение статьи

Вопросы по статье

Учитывапется ли выходное пособие при увольнении работника на пенсию в расходах при налогообложении прибыли?

Общество, руководствуясь подп.2 п.1 ст.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), просит дать разъяснение по вопросу применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в отношении следующего. Коллективным договором Общества, действовавшим в 2015 году, предусмотрено, что для обеспечения социальной защищенности работников и членов их семей работодатель (Общество) обязуется выплачивать единовременное пособие: - работникам, расторгающим трудовой договор с работодателем по любым основаниям (за исключением расторжения трудового договора по инициативе работодателя за виновные действия по основаниям, предусмотренным пунктами 5-11 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ) по достижении возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в том числе и при ее досрочном назначении; - работникам, расторгающим трудовой договор с работодателем в связи с выходом на трудовую пенсию по инвалидности. В соответствии с п.9 ч.2 ст.255 НК РФ в редакции Федерального закона от 29.11.2014 № 382-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации", действующей с 01.01.2015, к расходам на оплату труда в целях главы 25 НК РФ относятся, в частности, начисления увольняемым работникам, в том числе в связи с реорганизацией или ликвидацией налогоплательщика, сокращением численности или штата работников налогоплательщика. При этом в целях п.9 ч.2 ст.255 НК РФ начислениями увольняемым работникам признаются, в частности, выходные пособия, производимые работодателем при прекращении трудового договора, предусмотренные трудовыми договорами и (или) отдельными соглашениями сторон трудового договора, в том числе соглашениями о расторжении трудового договора, а также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права. Таким образом, исходя из положений п.9 ч.2 ст.255 НК РФ, перечень начислений увольняемым работникам, которые могут быть отнесены к расходам на оплату труда для целей главы 25 НК РФ, с 01.01.2015 является открытым. При этом в силу п.9 ч.2 ст.255 НК РФ для учета для целей налогообложения прибыли расходов в связи с начислениями увольняемым работникам не имеет правового значения наличие производственного характера указанных выплат / связи этих выплат с режимом работы и условиями труда работника, а также причина увольнения работников (в частности, выход на пенсию). Исходя из изложенного, правильно ли мы понимаем, что Общество вправе учитывать для целей налогообложения прибыли предусмотренные коллективным договором расходы, понесенные в 2015 году на выплату единовременных пособий: - работникам, расторгающим трудовой договор с работодателем по любым основаниям (за исключением расторжения трудового договора по инициативе работодателя за виновные действия по основаниям, предусмотренным пунктами 5-11 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ) по достижении возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в том числе и при ее досрочном назначении;- работникам, расторгающим трудовой договор с работодателем в связи с выходом на трудовую пенсию по инвалидности?

Ответов: 1

Как подтвердить использование такси в командировке?

Общество с ограниченной ответственностью (далее - Общество), руководствуясь пп.2 п.1 ст.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), просит дать разъяснение по вопросу применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в отношении нижеследующего. В процессе осуществления хозяйственной деятельности Общество на основании принятого локального нормативного акта Общества осуществляет компенсацию расходов по оплате услуг такси работникам Общества, направляемым в служебные командировки. При этом в некоторых случаях по окончании поездки организация, оказывающая командированному сотруднику Общества услуги такси, в качестве документа, подтверждающего факт оказания услуги и ее оплаты, направляет на электронную почту данного сотрудника квитанцию в электронном формате, которая содержит следующую информацию: 1) наименование "Квитанция", 2) номер, дата, время составления Квитанции, 3) данные, позволяющие идентифицировать организацию-перевозчика (в том числе наименование и организационно-правовая форма организации, адрес местонахождения, ИНН, ОГРН), 4) стоимость пользования легковым такси, 5) начальный и конечный пункты маршрута, 6) длительность и расстояние маршрута, 7) имя и фамилия заказчика услуги такси - командированного сотрудника, 8) детали платежа (в том числе сумма платежа, последние числа банковской карты) (далее - Квитанция).Таким образом, данный электронный документ содержит информацию, подтверждающую факт оказания услуг по перевозке. Вместе с тем, возможность использования электронных форм документов при оказании услуг такси в настоящее время законодательно не закреплена и установлена Министерством транспорта РФ только в отношении железнодорожных перевозок и перевозок воздушным транспортом. При этом электронная квитанция, направляемая организацией-перевозчиком по электронной почте, не содержит таких реквизитов как подпись (электронная подпись) уполномоченного лица организации-перевозчика, а также номер и серия документа. Приказы Министерства транспорта РФ от 21.08.2012 № 322 "Об установлении форм электронных проездных документов (билетов) на железнодорожном транспорте", от 08.11.2006 № 134 "Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации". В соответствии с п.1 ст.252 НК РФ под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы. Как указывают судебные органы, НК РФ не содержит списка обязательных документов, которыми можно подтвердить понесенные налогоплательщиком расходы, а положения п.1 ст.252 НК РФ позволяют признать документально подтвержденными даже те затраты, которые подтверждены только косвенными документами. При этом, по мнению судебных органов, перечень таких документов в НК РФ также не ограничен. См., например, постановления Десятого арбитражного апелляционного суда от 6 мая 2011 года по делу № А41-16255/10, Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 мая 2010 по делу № А40-113196/09-20-925. Исходя из изложенного, а также учитывая, что в общем случае возможность признания расходов на оплату услуг такси в командировке для целей налогообложения в составе расходов на командировки (пп.12 п.1 ст.264 НК РФ) подтверждается сложившейся правоприменительной практикой и, в том числе, письмами Минфина России, просим вас разъяснить, правильно ли мы понимаем, что Общество вправе учитывать для целей налогообл ожения прибыли затраты на оплату услуг такси работникам Общества, находящимся в служебной командировке, на основании Квитанции в электронном формате, полученной по электронной почте. Письма Минфина России от 14 июня 2013 года № 03-03-06/1/22223, от 11 июля 2012 года № 03-03-07/33, от 8 ноября 2011 года № 03-03-06/1/720, от 4 октября 2011 года № 03-03-06/1/621, от 27 августа 2009 года № 03-03-06/2/162, от 31 июля 2009 года № 03-03-06/1/505, от 22 мая 2009 года № 03-03-06/1/339, УФНС России по г.Москве от 29 ноября 2010 года № 20-15/124949, от 30 декабря 2009 года № 16-15/139297, от 6 августа 2009 года №16-15/080978

Ответов: 1

Возврат переплаченного налога

в 2005 году был ошибочно начислен налог в сумме 59000 рублей и уплачен.об этом я узнал только случайно в конце декабря 2015 года,из личного кабинета налогоплательщика. при обращение в налоговою инспекцию получил отказ по причине истечения 3-х лет со дня уплаты налога/п7.ст.78 НК / сообщенние о переплате от налоговой инспекции не получал. если возможность востребовать данную сумму сейчас.спасибо.

Вопрос относится к городу Санкт-Петербург

Ответов: 4

Может ли проверяемый налогоплательщик присутствовать при допросе свидетелей?

О присутствии проверяемого лица при проведении в отношении его мероприятий налогового контроля.

Ответов: 1

Может ли плательщик УСН уменьшить налог на сумму переплаты по страховым взносам в период вынесения решения о зачете данных средств?

ИП на УСН 6% имеет переплату по ПФР 1% 41000, уплаченную в 2014 году. Возможно ли эту переплату учесть в расходах за I квартал 2015 года? #id_class 13203

Ответов: 1

При каких условиях можно полностью учесть в расходах отрицательную разницу возникшую при погашении займа в валюте?

В соответствии со ст.21 НК РФ Открытое акционерное общество просит разъяснить порядок признания расходов в виде отрицательных суммовых разниц по долговым обязательствам, выраженным в условных единицах, в целях определения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций. Организация в октябре 2008 года получила долгосрочный процентный заем. Договор заключен в условных единицах, эквивалентных доллару США, расчеты производятся по курсу доллара США на день оплаты. Заем погашен 06.06.2014. В связи с изменением курса доллара США на дату возврата заемщик вернул большую сумму в рублях, чем получил, вследствие чего у организации возникла отрицательная суммовая разница. Кроме того, проценты за пользование заемными средствами, начисляемые ежемесячно, оплачены вместе с возвратом основной суммы долга, в связи с чем также возникла разница между рублевой оценкой начисленных и оплаченных расходов. 1. Может ли организация на основании пп.20 п.1 ст.265 НК РФ в полном объеме учесть в составе внереализационных расходов при расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций отрицательную разницу между рублевой оценкой обязательств на дату их возникновения и на дату погашения? 2. В каком налоговом (отчетном) периоде должны учитываться расходы в виде разницы между рублевой оценкой обязательств на дату их возникновения и на дату погашения, если эти расходы приравниваются к процентным расходам и подлежат нормированию? Учитывая, что расход образуется не единовременно, а за период пользования заемными средствами, просим разъяснить, каким образом следует включать в расчет расходы в виде разницы между рублевой оценкой обязательств на дату их возникновения и на дату погашения, единовременно в последний период пользования заемными средствами или иным образом?

Ответов: 1

Как облагаются НДФЛ денежные средства, выплаченные участнику при выходе из общества?

НДФЛ: доход в виде действительной стоимости доли в уставном капитале общества В мае 2006 года было создано общество с уставным капиталом в размере 10000 руб. В дальнейшем, 01.03.2012 по решению участников уставный капитал общества был увеличен с 10000 руб. до 32200000 руб. В эту же дату (01.03.2012) мной как участником общества было произведено внесение дополнительного вклада в уставный капитал в размере 2769026 рублей. Кроме того, 27.03.2012 я дополнительно приобрел долю по договору купли-продажи в размере 8% в уставном капитале общества за 150000 рублей. В конце декабря 2013 года я вышел из состава участников общества и мне была выплачена действительная стоимость доли в уставном капитале. Согласно ст.210 НК РФ денежные средства или имущество, получаемые физическим лицом при выходе из общества, являются его доходом и подлежат обложению НДФЛ. При этом общество, являясь налоговым агентом, обязано исчислить, удержать и уплатить НДФЛ (ст.226 НК РФ). Однако Налоговый кодекс РФ не содержит нормы, закрепляющей конкретный порядок налогообложения доходов физического лица при получении им стоимости доли при его выходе из состава участников общества в описанной мною ситуации, учитывая разные основания приобретения мною доли (долей) в уставном капитале общества. Тем самым существует неопределенность, связанная с определением налогооблагаемой базы по НДФЛ. Согласно пп.1 п.1 ст.220 НК РФ при продаже доли (ее части) в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением продаваемой доли. Возникает вопрос о применимости положений вышеуказанной нормы к вышеописанной ситуации. В соответствии с пп.2 п.1 ст.21 НК РФ налогоплательщики имеют право получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. На основании вышеизложенного и руководствуясь пп.2 п.1 ст.220 НК РФ, прошу дать разъяснение по следующим вопросам:

  1. Возможно ли уменьшить всю налогооблагаемую базу (вся сумма действительной стоимости доли, выплаченная участнику при его выходе из общества) на сумму произведенных расходов, выраженных в размере дополнительно внесенного взноса, равном 2769026 рублей.
  2. Возможно ли уменьшить всю налогооблагаемую базу (вся сумма действительной стоимости доли, выплаченная участнику при его выходе из общества) на сумму произведенных расходов, связанных с приобретением мною доли в размере 8% в уставном капитале на сумму 150000 рублей.

Ответов: 1

Где должно уплачивать НДФЛ обособленное подразделение иностранной организации при наличии расчетного счета?

Иностранная компания, осуществляющая деятельность через представительство, аккредитованное в Москве, планирует нанять работников в Санкт-Петербурге. По месту создания стационарных рабочих мест в Санкт-Петербурге иностранная компания планирует зарегистрировать обособленное подразделение. Планируется, что заработная плата работников, принятых на работу в обособленное подразделение в Санкт- Петербурге, будет уплачиваться с расчетного счета представительства иностранной компании, аккредитованного в Москве, в связи с отсутствием у обособленного подразделения отдельного баланса и банковского счета. В соответствии с п.1 ст.226 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п.2 ст.226 Кодекса, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст.224 Кодекса. Таким образом, обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации признаются налоговыми агентами в отношениях с работниками. В части порядка уплаты налогов с выплачиваемой работникам обособленного подразделения заработной платы согласно разъяснениям Управления Федеральной налоговой службы РФ по городу Москва, приведенным в Письме от 23 января 2009 года N 18-15/004866, в случае, если аккредитованное представительство иностранной организации начисляет и удерживает суммы налога с заработных плат, выплачиваемых в обособленных подразделениях иностранной организации такие налоги могут уплачиваться по месту регистрации аккредитованного представительства. К тем же выводам пришел и Федеральный Арбитражный суд Северо-Западного округа в Постановлении от 14 января 2008 года по делу N А56-2929/2007. Однако Министерство финансов РФ в Письме от 22 мая 2009 года N 03-04-06-02/38 считает, что поскольку обособленные подразделения иностранных организаций признаются налоговыми агентами в отношении выплачиваемого дохода сотрудникам такого подразделения, и в случае, если такие обособленные подразделения не имеют возможности самостоятельно удержать и перечислить в бюджет исчисленную сумму налога ввиду отсутствия расчетного счета, то такие обособленные подразделения обязаны в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика. В этом случае работники такогообособленного подразделения обязаны самостоятельно подать декларацию в налоговый орган по месту жительства и уплатить налог. В связи с изложенным и на основании п.2 ст.21 Налогового кодекса Российской Федерации просим разъяснить:

  1. Порядок уплаты налога на доходы физических лиц, осуществляющих трудовую деятельность по месту нахождения обособленного подразделения иностранной организации;
  2. Может ли представительство иностранной компании, аккредитованное на территории России, перечислять налог на доходы физических лиц, осуществляющих трудовую деятельность по месту нахождения обособленного подразделения указанной иностранной компании, учитывая, что такое обособленное подразделение зарегистрировано в ином нежели представительство субъекте Российской Федерации, не имеет отдельного баланса и открытых банковских счетов и каков порядок осуществления таких платежей

Ответов: 1

Льготы ветеранам боевых действий

мой муж ветеран боевых действий,какие льготы ему пологаются

Вопрос относится к городу Владикавказ

Получен запрос на уточнение вопроса. 15 июня 2014 - 14:03
Льготы на что?Или вообще льготы?

Ответов: 1

Задать вопрос по статье
Петербургский правовой портал

PPT.RU - Власть. Право. Налоги. Бизнес


Вопрос юристу
Связь с редакцией
Tweet
Поделиться
+1
Like!
Класс
Свернуть
Наверх

Вопрос-ответ

Помощь опытных
юристов и адвокатов

Экспертный совет

Решение бухгалтерских и правовых
вопросов в профессиональном сообществе

Лучшие специалисты
Более одного ответа
Вы можете задать вопрос бесплатно

ЗАДАЙТЕ ВОПРОС здесь и сейчас