Перейти на мобильную версию
Помогаем преодолевать трудности
Генеральный партнер - «КАДИС» - представитель Консультант Плюс в Санкт-Петербурге
Все кодексы РФ в действующих редакциях

Глава 33. ТОРГОВЫЙ СБОР (введена Федеральным законом от 29.11.2014 N 382-ФЗ)

Статья 410. Общие положения Статья 411. Плательщики сбора Статья 412. Объект обложения Статья 413. Виды предпринимательской деятельности, в отношении которых устанавливается сбор Статья 414. Период обложения Статья 415. Ставки сбора Статья 416. Учет плательщиков сбора Статья 417. Порядок исчисления и уплаты сбора Статья 418. Полномочия органов местного самоуправления (органов государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя)

Глава 33 налогового кодекса — самая новая его часть из всех посвященных отдельным налогам и сборам. Она была введена в конце 2014 года после долгих обсуждений. Именно эта глава с 2015 года дала на региональном (муниципальном) уровне право вводить торговый сбор — новый платеж в бюджет со стороны владельцев бизнеса.

Определение этого нового сбора в самом кодексе не приводится, найти его иногда можно лишь в главе 33 НК РФ с комментариями правоведов, экспертов или чиновников. Однако, исходя из положений этой главы, описывающих, кто такие его плательщики можно понять, что представляет собой данный сбор.

Определение плательщиков дается в статье 411, где говорится, что ими признаются все те, кто занимаются торговлей — как юридические лица, так и предприниматели. Под торговлей в данном случае понимаются все возможные ее виды — стационарная, со склада, нестационарная (разъездная или с фургонов), на рынках. Таким образом, торговые компании или ИП будут обязаны уплачивать торговый сбор при определенных условиях. Они достаточно четкие — сбор должен быть введен нормативным актом муниципального образования, а для городов федерального значения — городским законодательным актом. Напомним, что в России есть всего три города федерального значения — Москва, Петербург и Севастополь. В этом — вся суть местного налога: его основные принципы и правила должны быть прописаны в кодексе (в данном случае это рассматриваемая нами глава 33 НК РФ «Торговый сбор»), но устанавливать его или нет — выбор каждого конкретного муниципалитета. И это именно право, а не обязанность. Так, например, в 2015 году Москва воспользовалась этим правом и ввела торговый сбор на территории города, а Санкт-Петербург — нет. И наоборот, в СПб все еще можно перейти на ЕНВД (еще один местный налог), а Москве он уже пару лет как отменен.

Комментарии к рассматриваемой нами главе часто поясняют, что для торгового сбора совершенно неважно, чем конкретно торгует предприниматель — продуктами питания, автомобилями, алкоголем, одеждой или канцтоварами. Если, как в Москве, сбор уже введен, то обязывать его должны все. Все, кроме ИП на патенте и сельхозпроизводителей на ЕСХН (фермеры).

Глава 33 не устанавливает тарифы или ставки сбора. Это право также дано регионам и муниципалитетам. Однако, есть специальная оговорка, что таковые не должны быть выше ставок, применяемых для расчета патентной системы при розничной торговле через торговые залы за 3 месяца. Таким образом, федеральным законодательством установлен верхний предел налоговой ставки, а вот нижнего предела нет — при желании муниципалитета он вообще может спуститься до нуля. Можно посчитать абсурдным снижение ставки до нуля — зачем же тогда вообще устанавливать такой странный сбор? Ответим — можно установить дифференцированные ставки для разных категорий предпринимателей, то есть ввести такой сбор в своем муниципалитете, но кому-то дать возможность его не уплачивать (например, организациям, торгующим социально значимыми товарами или, скажем, торговым организациям инвалидов).

Важный момент — если в вашей местности вводится торговый сбор, и вы под него подпадаете, то первым делом нужно становиться на учет в налоговой. Без этого действия вы плательщиком сбора не становитесь, а становитесь нарушителем действующего законодательства, что чревато нехорошими последствиями.

Что еще важно? Период уплаты сбора — поквартально. И рассчитывать его плательщик должен самостоятельно, на основе методики, прописанной в нормативном акте, которым сбор устанавливается. Конечно, налоговые органы будут проверять правильность расчета, и в случае ошибки или намеренного занижения суммы, придется доплатить и саму сумму, и пени — в случае, если это обнаружится при проверке.

Ряду организаций могут быть даны льготы — как это случается со всеми остальными налогами. НК РФ упоминает такое право, но снова оставляет все детали муниципальному уровню. В качестве примера можно привести опыт москвичей — здесь от уплаты сбора освобождаются государственные и казенные учреждения, почтовые отделения (они, как вы помните, постоянно торгуют открытками и журналами), а также еще ряд компаний.

В заключение отметим, что рассматриваемая нами глава — до сих пор одна из самых небольших по объему текста. Ее задача — установить основные принципы сбора, оставив всю конкретику главам муниципальных образований или городам федерального значения. В местных документах должно содержаться больше практических деталей. Важных для бизнеса. Именно поэтому при необходимости подробно изучить тему торгового сбора лучше искать не главу 33 НК РФ с комментариями, а разъяснения регионального уровня — в них будет больше пользы.

Петербургский правовой портал

PPT.RU - Власть. Право. Налоги. Бизнес


Вопрос юристу
Связь с редакцией
Tweet
Поделиться
+1
Like!
Класс
Свернуть
Наверх

Вопрос-ответ

Помощь опытных
юристов и адвокатов

Экспертный совет

Решение бухгалтерских и правовых
вопросов в профессиональном сообществе

Лучшие специалисты
Более одного ответа
Вы можете задать вопрос бесплатно

ЗАДАЙТЕ ВОПРОС здесь и сейчас