Перейти на мобильную версию
Помогаем преодолевать трудности
Генеральный партнер - «КАДИС» - представитель Консультант Плюс в Санкт-Петербурге
Все кодексы РФ в действующих редакциях

Глава 21. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

Статья 143. Налогоплательщики Статья 144. Утратила силу. - Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ. Статья 145. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика Статья 145.1. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика организации, получившей статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов Статья 146. Объект налогообложения Статья 147. Место реализации товаров Статья 148. Место реализации работ (услуг) Статья 149. Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) Статья 150. Ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежащий налогообложению (освобождаемый от налогообложения) Статья 151. Особенности налогообложения при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, и вывозе товаров с территории Российской Федерации Статья 152. Утратила силу с 1 января 2011 года. - Федеральный закон от 27.11.2010 N 306-ФЗ. Статья 153. Налоговая база Статья 154. Порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг) Статья 155. Особенности определения налоговой базы при передаче имущественных прав Статья 156. Особенности определения налоговой базы налогоплательщиками, получающими доход на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров Статья 157. Особенности определения налоговой базы и особенности уплаты налога при осуществлении транспортных перевозок и реализации услуг международной связи Статья 158. Особенности определения налоговой базы при реализации предприятия в целом как имущественного комплекса Статья 159. Порядок определения налоговой базы при совершении операций по передаче товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для собственных нужд и выполнению строительно-монтажных работ для собственного потребления Статья 160. Порядок определения налоговой базы при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией Статья 161. Особенности определения налоговой базы налоговыми агентами Статья 162. Особенности определения налоговой базы с учетом сумм, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг) Статья 162.1. Особенности налогообложения при реорганизации организаций Статья 162.2. Особенности определения налоговой базы на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя Статья 163. Налоговый период Статья 164. Налоговые ставки Статья 165. Порядок подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов Статья 166. Порядок исчисления налога Статья 167. Момент определения налоговой базы Статья 168. Сумма налога, предъявляемая продавцом покупателю Статья 169. Счет-фактура Статья 170. Порядок отнесения сумм налога на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг) Статья 171. Налоговые вычеты Статья 171.1. Восстановление сумм налога, принятых к вычету в отношении приобретенных или построенных объектов основных средств Статья 172. Порядок применения налоговых вычетов Статья 173. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет Статья 174. Порядок и сроки уплаты налога в бюджет Статья 174.1. Особенности исчисления и уплаты в бюджет налога при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности), договором инвестиционного товарищества, договором доверительного управления имуществом или концессионным соглашением на территории Российской Федерации Статья 174.2. Особенности исчисления и уплаты налога при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме Статья 175. Исключена. - Федеральный закон от 29.05.2002 N 57-ФЗ. Статья 176. Порядок возмещения налога Статья 176.1. Заявительный порядок возмещения налога Статья 177. Сроки и порядок уплаты налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией Статья 178. Утратила силу. - Федеральный закон от 06.06.2003 N 65-ФЗ.

НДС. Это страшное слово, беспокойное для любого бухгалтера. Самый, пожалуй, сложный, противоречивый и утомительный налог для российского бизнеса. Именно его устанавливает и регулирует глава 21 НК РФ.

Налог на добавленную стоимость — это федеральный косвенный налог. То, что он является федеральным, результатом имеет то, что он полностью распределяется в государственный бюджет. Косвенным же он называется потому, что не зависит напрямую от доходов налогоплательщика, как налог на прибыль для компаний или подоходный налог для частных лиц, - он является своеобразной надбавкой к стоимости товара, услуги или работы.

Итак, глава 21 НК РФ полностью посвящена НДС, она весьма объемна, ведь в ее задачи входит описать все детали функционирования этого налога в России. В ее составе — 35 статей, каждая из которых устанавливает отдельные особенности того или иного аспекта. Интересно, что Налоговый кодекс НДС формально никак не определяет — в тексте гл 21 НК РФ не найти такого термина. Но налоговая база и период, льготы и ставки, вычеты и другие моменты — все это описано подробно и тщательно.

По общему правилу НК РФ НДС должны уплачивать в бюджет государства все организации, которые работают на так называемой общей системе налогообложения. Еще один любопытный факт — термина «общая система налогообложения» в НК РФ также не содержится. Как же так, скажете вы. ОСНО — это понятная любому бухгалтеру аббревиатура, неужели ее нет в НК? Поверьте, нет. Так мы называем применяемый по умолчанию налоговый режим, противопоставляя его специальным налоговым режимам (УСН, ЕНВД, патент, ЕСХН).

Возвращаясь к НДС, скажем, что его обязаны уплачивать все те, кто на ОСНО работает. Однако, есть случаи, когда и организации на «упрощенке» должны это делать — например, по агентским договорам. Все эти детали мы находим в гл 21 НК РФ.

Значимое место в этой главе занимают статьи про особенности определения налоговой базы в разных случаях (статьи 154 — 162.2). Последняя из них, статья 162.2 введена после присоединения к составу России Крыма и Севастополя, она регулирует как раз вопросы определения базы по НДС на территории двух самых новых регионов нашей страны.

Отдельно остановимся на отчетности по НДС. Отчетность — это своего рода кульминация, практическая сущность налога для любого бизнеса. Это связующая нить между организацией и государством, способ контроля со стороны второго и обязанность для первой. Организация должны не просто уплатить налог в правильном размере и в правильные сроки, но и рассказать государству, как она его рассчитала, сколько заплатила и что является тому подтверждением.

Расчет и уплата налога — это возложенная государством обязанность. Бухгалтер не имеет формального права подсчитать сумму налога неверно — для корректности его расчетов Налоговый кодекс описывает большое количество деталей и условий, которые надо учитывать в работе с НДС. Конечно, не все там может быть понятным, особенно, начинающему бухгалтеру или бизнесмену. В этой ситуации на помощь придут разъясняющие письма контролирующих органов — ФНС или Минфина, которые генерируют подобные письма в огромном количестве. Их задача часто — объяснить налогоплательщикам, как именно им нужно согласно НК РФ НДС считать и платить, в каких ситуациях какие нормы применять, а когда можно и вообще быть освобожденными от его уплаты. Письма, конечно, не несут никакой новой информации, более того, они не имеют нормативного характера (то есть не устанавливают никакой правовой нормы). Но они нередко человеческим языком объясняют ту или иную непонятную строчку в главе 21. Кстати, на эти письма можно и нужно ссылаться при возникновении трений с контролирующими органами или в суде.

Предположим, с расчетом и уплатой налога мы разобрались. Как нужно отчитываться по нему? Да в общем так же, как и по остальным налогом — в форме декларации. Эта декларация подается государству каждый квартал, и последние несколько лет в правилах ее подачи постоянно что-то меняется. С 2014 года Налоговый кодекс НДС приказал сдавать только по электронным каналам. С 2015 года новшеством (и головной болью) стала необходимость не только декларацию электронно отправлять, но и прикладывать к ней журнал выставленных и полученных счетов-фактур. Первый такой отчет компании сдавали за 1 квартал 2015 года, было много беспокойств и переживаний, но еще через пару кварталов и к этому привыкли. А ответственность (читай — штраф) за несданную отчетность по НДС — велика, суммы могут исчисляться десятками и сотнями тысяч рублей.

Петербургский правовой портал

PPT.RU - Власть. Право. Налоги. Бизнес


Вопрос юристу
Связь с редакцией
Tweet
Поделиться
+1
Like!
Класс
Свернуть
Наверх

Вопрос-ответ

Помощь опытных
юристов и адвокатов

Экспертный совет

Решение бухгалтерских и правовых
вопросов в профессиональном сообществе

Лучшие специалисты
Более одного ответа
Вы можете задать вопрос бесплатно

ЗАДАЙТЕ ВОПРОС здесь и сейчас