Перейти на мобильную версию
Помогаем преодолевать трудности
Генеральный партнер - «КАДИС» - представитель Консультант Плюс в Санкт-Петербурге

Особенности онлайн-подачи обращения в суд

19 апреля 2017

С 1 января 2017 года начал действовать новый регламент, введённый в декабре 2016 года (приказами от 27 и 28 чисел), который описывает актуальные правила подачи электронных документов в суды общей юрисдикции и арбитражные суды. Возможность отправки исков, заявлений, а также других процессуальных документов на сегодняшний день доступна через сайты всех федеральных судов общей юрисдикции. Нововведения не затрагивают некоторые виды документов: непроцессуальные (предложения, жалобы, письма), а также содержащие государственную тайну.

Благодаря вступившим в силу изменениям с начала 2017 года каждый гражданин РФ, используя сервис ГАС «Правосудие», может как самостоятельно, так и воспользовавшись услугами представителя, подать в онлайн-режиме исковое заявление – для юристов существует специальный интернет-сервис «Мой арбитр». Число потенциально возможных заявителей оценивается более чем в 20 млн. человек – обладателей учётной записи в ЕСИА (Единой системе идентификации и аутентификации).

Обращения принимаются от всех физлиц, имеющих учётную запись в ЕСИА или усиленную квалифицированную электронную подпись, через сервис ГАС «Правосудие». Для наглядности разберём поэтапно всю процедуру подачи гражданином РФ электронного искового заявления в суд общей юрисдикции:

На официальной странице суда необходимо зайти в требуемый раздел меню – «Подача процессуальных документов в электронном виде». Произойдет автоматическое перенаправление на страницу сервиса ГАС «Правосудие».

Из трёх существующих разделов необходимо выбрать «Обращения». Для создания обращения необходимо осуществить вход в ГАС «Правосудие» на странице «Авторизация пользователя». Получить доступ к личному кабинету с данными об авторизованном пользователе можно:

  • С помощью данных подтверждённой учётной записи ЕСИА.
  • Используя усиленную квалифицированную электронную подпись – выбрав пункт «Войти с помощью электронной подписи». Для осуществления входа данным способом необходимо использовать браузер Internet Explorer 10 или более новой версии. Также нужно убедиться в том, что у вас установлен криптопровайдер КриптоПро CSP 4.0 R2 или его более поздние версии. После подтверждения ознакомления с «Пользовательским соглашением» и выбором сертификата электронной подписи будет произведён вход в систему.

После входа для формирования заявления необходимо выбрать тип обращения (например, «Административное исковое заявление»). Далее понадобится:

  • заполнить реквизиты заявителя;
  • прикрепить сопутствующие документы: нажать «Добавить файл», заполнить описание, выбрать нужный файл, при необходимости прикрепить файл с электронной подписью;
  • сформировать заявление, нажав на соответствующую кнопку.

Далее необходимо выполнить отправку в суд созданного заявления:

  • выбрать из списка обращений необходимое и нажать на «Продолжить заполнение»;
  • убедиться в наличии всей необходимой документации и информации для отправки заявления, проверив форму просмотра черновика;
  • отправить заявление, нажав на соответствующую кнопку.

После отправки заявления заявитель получит уведомление о том, что отправленные документы поступили в систему для рассмотрения.

В случае, если заявление было подано верно, заявителю придет уведомление о получении документов. В обратном случае (если документы были поданы неверно, не хватает какой-то информации и т. п.) заявитель получит уведомление о том, что документы не могут быть признаны поступившими в суд.

В разделе «Дело» интернет-сервиса ГАС «Правосудие» будет появляться информация по ходу рассмотрения поданного заявления.

Как отмечают специалисты, по сравнению с требованиями АПК правила подачи документации значительно ужесточились. Так, в соответствии с новыми правилами, для работы юристу необходимо иметь:

  1. Аккаунт на сайте «Госуслуг» для входа в систему «Мой арбитр».
  2. Электронную подпись – простую или усиленную. Следует обратить внимание на то, что при использовании простой электронной подписи также потребуется отправка в суд оригиналов документов. Использование усиленной электронной подписи же избавит от дополнительной отправки оригиналов. Методика отправки сканов документов не изменилась – их можно отправлять без возможности копирования, однако рекомендовано всё-таки предусмотреть подобный вариант.

Чтобы работа проходила без сбоев, максимально оперативно и эффективно, следует подробно остановиться на «подводных камнях» новой системы подачи юридической документации.

Итак, рассмотрим подробно основные требования к подаваемым в суд документам в электронном виде:

  1. Сканы документов черно-белого или серого цветов отправляются в масштабе 1:1, с разрешением в 200-300 dpi, в PDF-формате. Вес файлов не должен превышать 30 Мб. Для каждого скана должен быть создан отдельный файл с возможностью копирования текста. Сканы должны быть заверены усиленной электронной подписью, допускается также использование с этой целью простой электронной подписи.
  2. Электронные документы. Файл обращения в суд отправляется в PDF-формате с возможностью копирования текста, вес файла не должен превышать 30 Мб. Обращение в суд должно быть заверено электронной подписью – простой или усиленной квалифицированной. Существует ряд обращений, заверение которых возможно только с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи:
  • заявления об обеспечении: доказательств, иска, имущественных интересов, исполнения судебного акта;
  • ходатайства о приостановлении исполнения: судебных актов; решения гос органа, органа местного самоуправления иного органа и должностного лица;
  • заявления (в том числе исковые), апелляционные и кассационные жалобы, содержащие ходатайства о принятии обеспечительных мер.

Каждый дополнительный документ отправляется отдельным файлом, без интерактивных и мультимедийных вложений. Текстовые документы – в одном из следующих форматов: PDF, RTF, DOC, DOCX, XLS, XLSX, ODT. Графические – в формате PDF, JPEG (JPG), PNG, TIFF. Максимально установленный размер для всех файлов – 30 Мб. Для заверения документов требуется использовать только усиленную квалифицированную электронную подпись – в случае, если она используется в качестве подписи обращения в суд, приложенные к нему сканы документов также считаются заверенными электронной подписью данного вида.

Электронная подпись должна быть отсоединенной, прилагаться в отдельном файле. Если в подписании документа принимают участие несколько человек, электронная подпись каждого подписавшего должнабыть в отдельном файле. Для работы с усиленной квалифицированной электронной подписью необходимо иметь:

  • программу для создания электронной подписи – для этого отлично подойдет «КриптоАРМ Стандарт»;
  • криптопровайдера с поддержкой российских электронных подписей – например, КриптоПро CSP 4.0.
  • сертификат ключа усиленной квалифицированной электронной подписи.
  1. Доверенность представителя отправляется в виде электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью. Возможны и альтернативные варианты предоставления доверенности в виде скана: который тоже необходимо заверить усиленной квалифицированной ЭП доверителя; или скана, заверенного простой электронной подписью лица, подающего документы. В случае если требуется заверение обращения в суд исключительно усиленной квалифицированной электронной подписью, доверенность лица, подающего документы, также должна иметь усиленную квалифицированную электронную подпись доверителя.

Обратите внимание на то, что при использовании для заверения документов простой электронной подписи, как и было принято до 1 января 2017 года, необходимо будет также направить в суд бумажные сканы и оригиналы документов. При использовании же усиленной квалифицированной подписи необходимость в дополнительной отправке документации отпадает.

Учитывая вышеперечисленные правила, граждане РФ при личной отправке обращений в суд, а также юристы при работе с новой системой смогут избежать различных проблем с подачей документов, а значит, и сократить время, затрачиваемое на всю процедуру. Тем не менее, если взять во внимание опыт юристов, уже успевших на себе испытать новый порядок подачи электронной документации в суды, некоторые сложности все же могут возникнуть.

Так, некоторые юристы отмечают наличие проблемы совместимости старых аккаунтов в «Моем арбитре» (созданных ранее 2017 года) с учётными записями с сайта «Госуслуг». Для сохранения архива работы в «Моем арбитре» при регистрации как в этой системе, так и на портале «Госуслуги» необходимо указывать одинаковый адрес электронной почты. В случае несовпадения электронных адресов данные старого аккаунта будут недоступны, однако, как обещают разработчики нововведения, в скором времени этот недочёт будет устранён. Также создатели проекта успокаивают юристов – старые аккаунты в «Моем арбитре», созданные без регистрации на портале «Госуслуги», не будут аннулированы – ими можно будет продолжать пользоваться, однако в скором времени в них перестанет работать функция отслеживания изменений по делам, останется доступ исключительно к старой документации.

Главный минус новшеств заключается в резкости их введения – по мнению специалистов, не хватило подготовительного периода для адаптации, который позволил бы избежать многих проблем и вопросов, возникающих по ходу использования нового регламента подачи судебной документации. Электронный документооборот вытесняет привычный обмен бумажными документами во всё большем количестве сфер. И уже в недалёком будущем число граждан, отдающих предпочтение полностью электронному варианту подачи обращений в суд с использованием усиленной квалифицированной ЭП, исключающей необходимость дополнительной отправки бумажных документов, будет неуклонно расти.



Другие новости компаний

Петербургский правовой портал

PPT.RU - Власть. Право. Налоги. Бизнес


Вопрос юристу
Связь с редакцией
Tweet
Поделиться
+1
Like!
Класс
Свернуть
Наверх

Вопрос-ответ

Помощь опытных
юристов и адвокатов

Экспертный совет

Решение бухгалтерских и правовых
вопросов в профессиональном сообществе

Лучшие специалисты
Более одного ответа
Вы можете задать вопрос бесплатно

ЗАДАЙТЕ ВОПРОС здесь и сейчас