Перейти на мобильную версию
Помогаем преодолевать трудности

Налоги и справочная информация

402 ФЗ – О бухгалтерском учете

Отправить на печать распечатать

Регион: Российская Федерация

Бухгалтерский учет в Российской Федерации регулируется на федеральном уровне рядом правовых документов. Основополагающим документом в этой сфере является Федеральный закон 06.12.2011 № 402-ФЗ - он так и называется «О бухгалтерском учете». Этот закон - относительно новый, он действует с 1 января 2013 года. До его принятия в конце 2011 года бухучет в России регулировал другой документ - Федеральный закон от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ с аналогичным названием. Кратко специалисты привыкли называть и первый, и второй документы просто — ФЗ о бухгалтерском учете.

Новый закон «О бухгалтерском учете» - это более современный документ, пришедший на смену закону 15-летней давности. В нем обновлен понятийный аппарат (обновлены старые, введены новые и переименованы устаревшие термины), уточнены ключевые моменты ведения учета, например, порядок изменения учетной политики, состав первичных учетных документов, состав отчетности. В нем также содержатся новые нормы, связанные с получением информации от контролирующих органов, например, использование электронного документооборота в учете, внутренний мониторинг в экономических субъектах и многое другое. В действующем ФЗ о бухгалтерском учете заложены основы сближения российских правил ведения учёта и международных стандартов финансовой отчётности. 402 ФЗ «О бухгалтерском учете» состоит из четырех объемных глав.

Первая глава - «Общие положения» - устанавливает цели, предмет и сферу действия самого закона. В ней также вводятся ключевые термины, используемые в документе. Так, бухгалтерская отчетность определена как «информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями закона». А международный стандарт описан, как «стандарт бухгалтерского учета, применение которого является обычаем в международном деловом обороте независимо от конкретного наименования такого стандарта».

Вторая глава закона устанавливает общие требования к бухгалтерскому учету. Она состоит из 14 статей и рассматривает все основные аспекты: учетная политика, первичные документы, регистры бухучета, инвентаризация, отчетность и т. п.

Именно в законе 402-ФЗ, в главе второй, устанавливаются квалификационные требования к претенденту на должность главного бухгалтера, которые обязательны для исполнения в ОАО, ПИФах, государственных органах, участниках рынка ценных бумаг. Эти требования касаются высшего образования, определенного стажа работы и отсутствия судимости по экономическим статьям.

Важное нововведение закона 402-ФЗ, которое активно обсуждалось в процессе принятия документа, - право организации самостоятельно утверждать формы первичных учетных документов. Оно закреплено в статье 9, которая так и называется - «Первичные учетные документы». Практика показывает, что этим правом пользуются очень немногие компании, однако забывать о нем не стоит. Еще одно интересное новшество закона 402-ФЗ - внутренний контроль. Новый ФЗ о бухгалтерском учете обязывает предприятие организовывать и осуществлять внутренний контроль фактов своей хозяйственной жизни.

Глава третья говорит о регулировании бухгалтерского учета в России в целом. Она устанавливает принципы, определяет субъектов регулирования, распределяет функции государственного и негосударственного регулирования бухучета. В этой главе отдельно отметим статью, посвященную разработке федеральных стандартов в области бухгалтерского учета. Эти стандарты разрабатываются госорганами или негосударственными организациями в сфере регулирования бухучета по специальной программе и определенным правилам (закреплены приказом Минфина). Проекты этих стандартов публикуются в Интернете и выносятся на общественное обсуждение, после чего дорабатываются, принимаются и вводятся в действие.

И, наконец, глава четвертая содержит заключительные положения закона. Но в ней есть одна важная для всех статья - посвященная хранению бухгалтерских документов. В ней закреплен срок хранения - не менее пяти лет.

Отметим, что ФЗ о БУ - это не единственный правовой акт, регулирующий учет в организациях. Особое практическое значение также имеют ПБУ - положения о бухгалтерском учете (всего их сейчас 26), каждое из которых устанавливает стандарты ведения учета тех или иных активов, обязательств или фактов хозяйственной деятельности. Также важными и обязательными к исполнению являются приказы Минфина и ФНС.

Поделиться:

Показать устанавливающие правовые акты

402 ФЗ – О бухгалтерском учете в новостях:

20 апреля 2016

12 апреля 2016

Минфин рассказал как будет наказывать за нарушения в бухучете

10 апреля 2016 года вступил в силу новый порядок привлечения к административной ответственности должностных лиц организаций за нарушение требований к бухгалтерскому учету и финансовой отчетности. Минфин рассказал о том, как будут применяться новые нормы на практике.

25 марта 2016

Для малого бизнеса изменится порядок учета нематериальных активов и основных средств

Организации малого бизнеса, ведущие упрощенный бухучет, будут учитывать расходы на нематериальные активы, управленческие нужды и материально-производственные запасы в полном объеме в том отчетном периоде, в котором они фактически возникли. Новый порядок также коснется участников проекта «Сколково».

9 марта 2016

Росстат обещает штрафовать за несдачу аудиторского заключения

До конца месяца предприниматели обязаны сдать в органы статистики бухгалтерскую отчетность и аудиторское заключение о ней. Если документы не поступят в срок, чиновники обещают обращаться в мировые суды с требованием штрафовать нарушителей.

12 февраля 2016

22 января 2016

Совет по стандартам бухгалтерского учета создан при Минфине

Министерство финансов России создало обновленный Совет по стандартам бухгалтерского учета. В его состав вошли пятнадцать квалифицированных бухгалтеров, представляющих Минфин, Банк России, учебные заведения, государственные организации и коммерческие структуры.

16 декабря 2015

Налоговики будут принимать бухгалтерскую отчетность на бумажных носителях

В ФНС напомнили, как должна выглядеть бухгалтерская отчетность, где можно скачать шаблоны для ее заполнения, какие требования предъявляются к бумажным форматам в случае их подачи в налоговые органы.

2 декабря 2015

Минфин одобрил общие принципы установления упрощенных способов ведения бухгалтерского учета

Минфин России опубликовал основные принципы ведения упрощенного бухучета. Субъектам малого предпринимательства рекомендовано руководствоваться этими принципами при работе по совершенствованию порядка ведения бухгалтерского учета.

11 ноября 2015

Некредитные финансовые организации получили новые стандарты бухучета

Банк России утвердил сразу три новых стандарта отраслевого бухгалтерского учета для некредитных финансовых организаций. В соответствие с Международным стандартом финансовой отчетности (IAS) приведены стандарты по учету вознаграждения работникам, операций с ценными бумагами и хеджирования.

15 сентября 2015

Минфин рассказал о правилах и сроках хранения бухгалтерских документов

Все предприниматели и организации обязаны хранить первичную бухгалтерскую документацию в течение минимум 5 лет после окончания отчетного периода. При этом за организацию такого хранения и сохранность документов отвечают сами бизнесмены. Такие разъяснения о порядке хранения бухгалтерской документации дало Министерство финансов РФ.

17 ноября

Как составить положение о подотчетных лицах

Каждый работодатель стремится контролировать деятельность сотрудников, которые распоряжаются денежными средствами организации. Чтобы деньги не утекали бесконтрольно, руководство и сотрудники должны договориться, как в компании будет строиться работа с суммами, выдаваемыми под отчет. Для этого нужно разработать Положение и ознакомить с ним всех участников процесса. Подробная инструкция по разработке документа и готовый образец — в статье.

11 октября

Учет расчетов с подотчетными лицами

Большинство расчетов организация осуществляет через расчетный счет юридического лица в банке. Но часто при необходимости осуществлять расчеты по нуждам организации денежные средства выдаются под отчет работнику. Статья описывает учет расчетов с подотчетными лицами (2017 год, с учетом обновлений законодательства).

28 сентября

ФНС рассказала о применении универсального передаточного документа

Специалисты ФНС России считают, что бухгалтеры могут дополнять универсальный передаточный документ своими реквизитами, при необходимости. УПД используется при расчетах по НДС наравне со счетом-фактурой, форма которого изменилась.

22 сентября

Порядок ведения кассовых операций в 2017 году

Все юридические лица и ИП в ходе своей хозяйственной деятельности сталкиваются с необходимостью производить расчеты наличными денежными средствами. При этом нарушение правил ведения кассовых операций может повлечь за собой наложение штрафных санкций и внеплановые проверки контролирующих органов. Материал PPT.ru поможет разобраться, как именно организовать порядок ведения кассовых операций в 2017 году в соответствии с законодательством РФ.

20 сентября

Образец заполнения путевого листа легкового автомобиля

Все хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие автотранспорт, обязаны заполнять и использовать путевые листы. При этом компании и ИП, которые оказывают услуги по перевозке грузов или людей, обязаны применять унифицированные формы этих документов. В этом материале мы рассмотрим порядок и образец заполнения путевого листа легкового автомобиля.

19 сентября

Какая электронная подпись нужна для оформления первичных документов. Разъяснения Минфина

Бухгалтерам, которые ведут учет и осуществляют документооборот с контрагентами в электронном виде, будет интересно узнать позицию Минфина о том, какой электронной подписью можно заверять счет-фактуры и отчеты, а какой - остальные первичные документы.

15 сентября

Заполнение расходно-кассового ордера: наличные под контролем

Вопросы организации и ведения кассовых операций являются актуальными для предпринимателей, осуществляющих расчеты наличными денежными средствами. Изменения в применении ККТ, в частности, введение онлайн-касс, повлекло за собой ряд корректировок в порядке учета кассовых операций (Указание от 19.06.2017 N 4416-У, которое вступило в действие с 19.08.2017). Узнайте об основных изменениях в организации кассовых операций, повторите основные пункты оформления расходного кассового ордера и скачайте бесплатно расходно-кассовый ордер (бланк 2017 года).

13 сентября

Как составить приказ об утверждении и изменении учетной политики

В каждой организации должна быть учетная политика (УП). И не одна, а две: для целей бухгалтерского и для целей налогового учета. Но прежде чем начать работать в соответствии с этим документом, его надо утвердить приказом руководителя. Как составить такое распоряжение, расскажем в статье.

Минфин: по договору, заключенному в е-форме, взносы начисляют как обычно

Если договор об оказании услуг заключен в электронной форме, налогоплательщик все равно должен удерживать страховые взносы с выплат по нему. Понесенные расходы по такому соглашению также можно учитывать в общеустановленном порядке, утверждают чиновники.



Петербургский правовой портал

PPT.RU - Власть. Право. Налоги. Бизнес


Вопрос юристу
Связь с редакцией
Tweet
Поделиться
+1
Like!
Класс
Свернуть
Наверх

Вопрос-ответ

Помощь опытных
юристов и адвокатов

Экспертный совет

Решение бухгалтерских и правовых
вопросов в профессиональном сообществе

Лучшие специалисты
Более одного ответа
Вы можете задать вопрос бесплатно

ЗАДАЙТЕ ВОПРОС здесь и сейчас