Перейти на мобильную версию
Помогаем преодолевать трудности

Налоги и справочная информация

402 ФЗ – О бухгалтерском учете

Отправить на печать распечатать

Регион: Российская Федерация

Бухгалтерский учет в Российской Федерации регулируется на федеральном уровне рядом правовых документов. Основополагающим документом в этой сфере является Федеральный закон 06.12.2011 № 402-ФЗ - он так и называется «О бухгалтерском учете». Этот закон - относительно новый, он действует с 1 января 2013 года. До его принятия в конце 2011 года бухучет в России регулировал другой документ - Федеральный закон от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ с аналогичным названием. Кратко специалисты привыкли называть и первый, и второй документы просто — ФЗ о бухгалтерском учете.

Новый закон «О бухгалтерском учете» - это более современный документ, пришедший на смену закону 15-летней давности. В нем обновлен понятийный аппарат (обновлены старые, введены новые и переименованы устаревшие термины), уточнены ключевые моменты ведения учета, например, порядок изменения учетной политики, состав первичных учетных документов, состав отчетности. В нем также содержатся новые нормы, связанные с получением информации от контролирующих органов, например, использование электронного документооборота в учете, внутренний мониторинг в экономических субъектах и многое другое. В действующем ФЗ о бухгалтерском учете заложены основы сближения российских правил ведения учёта и международных стандартов финансовой отчётности. 402 ФЗ «О бухгалтерском учете» состоит из четырех объемных глав.

Первая глава - «Общие положения» - устанавливает цели, предмет и сферу действия самого закона. В ней также вводятся ключевые термины, используемые в документе. Так, бухгалтерская отчетность определена как «информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями закона». А международный стандарт описан, как «стандарт бухгалтерского учета, применение которого является обычаем в международном деловом обороте независимо от конкретного наименования такого стандарта».

Вторая глава закона устанавливает общие требования к бухгалтерскому учету. Она состоит из 14 статей и рассматривает все основные аспекты: учетная политика, первичные документы, регистры бухучета, инвентаризация, отчетность и т. п.

Именно в законе 402-ФЗ, в главе второй, устанавливаются квалификационные требования к претенденту на должность главного бухгалтера, которые обязательны для исполнения в ОАО, ПИФах, государственных органах, участниках рынка ценных бумаг. Эти требования касаются высшего образования, определенного стажа работы и отсутствия судимости по экономическим статьям.

Важное нововведение закона 402-ФЗ, которое активно обсуждалось в процессе принятия документа, - право организации самостоятельно утверждать формы первичных учетных документов. Оно закреплено в статье 9, которая так и называется - «Первичные учетные документы». Практика показывает, что этим правом пользуются очень немногие компании, однако забывать о нем не стоит. Еще одно интересное новшество закона 402-ФЗ - внутренний контроль. Новый ФЗ о бухгалтерском учете обязывает предприятие организовывать и осуществлять внутренний контроль фактов своей хозяйственной жизни.

Глава третья говорит о регулировании бухгалтерского учета в России в целом. Она устанавливает принципы, определяет субъектов регулирования, распределяет функции государственного и негосударственного регулирования бухучета. В этой главе отдельно отметим статью, посвященную разработке федеральных стандартов в области бухгалтерского учета. Эти стандарты разрабатываются госорганами или негосударственными организациями в сфере регулирования бухучета по специальной программе и определенным правилам (закреплены приказом Минфина). Проекты этих стандартов публикуются в Интернете и выносятся на общественное обсуждение, после чего дорабатываются, принимаются и вводятся в действие.

И, наконец, глава четвертая содержит заключительные положения закона. Но в ней есть одна важная для всех статья - посвященная хранению бухгалтерских документов. В ней закреплен срок хранения - не менее пяти лет.

Отметим, что ФЗ о БУ - это не единственный правовой акт, регулирующий учет в организациях. Особое практическое значение также имеют ПБУ - положения о бухгалтерском учете (всего их сейчас 26), каждое из которых устанавливает стандарты ведения учета тех или иных активов, обязательств или фактов хозяйственной деятельности. Также важными и обязательными к исполнению являются приказы Минфина и ФНС.

Поделиться:

Показать устанавливающие правовые акты

402 ФЗ – О бухгалтерском учете в новостях:

20 апреля 2016

12 апреля 2016

Минфин рассказал как будет наказывать за нарушения в бухучете

10 апреля 2016 года вступил в силу новый порядок привлечения к административной ответственности должностных лиц организаций за нарушение требований к бухгалтерскому учету и финансовой отчетности. Минфин рассказал о том, как будут применяться новые нормы на практике.

25 марта 2016

Для малого бизнеса изменится порядок учета нематериальных активов и основных средств

Организации малого бизнеса, ведущие упрощенный бухучет, будут учитывать расходы на нематериальные активы, управленческие нужды и материально-производственные запасы в полном объеме в том отчетном периоде, в котором они фактически возникли. Новый порядок также коснется участников проекта «Сколково».

9 марта 2016

Росстат обещает штрафовать за несдачу аудиторского заключения

До конца месяца предприниматели обязаны сдать в органы статистики бухгалтерскую отчетность и аудиторское заключение о ней. Если документы не поступят в срок, чиновники обещают обращаться в мировые суды с требованием штрафовать нарушителей.

12 февраля 2016

22 января 2016

Совет по стандартам бухгалтерского учета создан при Минфине

Министерство финансов России создало обновленный Совет по стандартам бухгалтерского учета. В его состав вошли пятнадцать квалифицированных бухгалтеров, представляющих Минфин, Банк России, учебные заведения, государственные организации и коммерческие структуры.

16 декабря 2015

Налоговики будут принимать бухгалтерскую отчетность на бумажных носителях

В ФНС напомнили, как должна выглядеть бухгалтерская отчетность, где можно скачать шаблоны для ее заполнения, какие требования предъявляются к бумажным форматам в случае их подачи в налоговые органы.

2 декабря 2015

Минфин одобрил общие принципы установления упрощенных способов ведения бухгалтерского учета

Минфин России опубликовал основные принципы ведения упрощенного бухучета. Субъектам малого предпринимательства рекомендовано руководствоваться этими принципами при работе по совершенствованию порядка ведения бухгалтерского учета.

11 ноября 2015

Некредитные финансовые организации получили новые стандарты бухучета

Банк России утвердил сразу три новых стандарта отраслевого бухгалтерского учета для некредитных финансовых организаций. В соответствие с Международным стандартом финансовой отчетности (IAS) приведены стандарты по учету вознаграждения работникам, операций с ценными бумагами и хеджирования.

15 сентября 2015

Минфин рассказал о правилах и сроках хранения бухгалтерских документов

Все предприниматели и организации обязаны хранить первичную бухгалтерскую документацию в течение минимум 5 лет после окончания отчетного периода. При этом за организацию такого хранения и сохранность документов отвечают сами бизнесмены. Такие разъяснения о порядке хранения бухгалтерской документации дало Министерство финансов РФ.

17 августа

Как провести инвентаризацию без ошибок: составляем акты

Все активы и обязательства организации подлежат учету и контролю. Такой порядок диктует закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». В статье рассмотрим порядок проведения инвентаризации, а также заполнения актов по учету инвентаризации и других необходимых документов.

Заполняем накладную ТОРГ-12 по образцу

Товарная накладная ТОРГ-12 — это документ, которым сопровождается поставка товарно-материальных ценностей. Форма не является обязательной для применения.

8 августа

Как заполнить документ: авансовый отчет 2017

Какая организация сегодня не составляет авансовые отчеты? Заполним авансовый отчет вместе, с учетом всех изменений 2017 года. Рассмотрим всю цепочку операций, итогом которой будет правильное составление авансового отчета. Скачать бланк авансового отчета можно будет в конце этой статьи.

3 августа

ИП на ОСНО — учет и КУДиР

Учет и отчетность ИП напрямую зависят от выбранной системы налогообложения. В случае если предприниматель выбрал общую систему налогообложения, эта статья поможет разобраться с трудностями учета ИП с учетом изменений 2017 года. В статье будут рассмотрены правила перехода и применение ОСНО для ИП в 2017 году, способы ведения бухгалтерского учета и книги учета доходов и расходов. Дадим ответы на часто задаваемые вопросы.

31 июля

Минфин рассказал о новеллах бухучета

Минфин России рассказал бухгалтерам об изменениях в учете, внесенных новым законом, а также прокомментировал отнесение ПБУ к федеральным стандартам бухучета.

19 июля

Как заполнить универсальный передаточный документ

УПД - это универсальная форма бланка, которая объединяет в себе сразу несколько документов, что существенно упрощает деловой документооборот и снижает издержки. Такая потребность назрела давно, но получила правовую поддержку только после вступления в силу Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Как заполнить товарно-транспортную накладную

В настоящее время и обычные организации и крупные транспортные компании всё чаще сталкиваются с проблемами оформления документов, сопровождающих груз. Как избежать сложности с контролирующими органами и корректно заполнить товарно-транспортную накладную рассмотрим в данной статье

Кому и зачем нужен товарный чек

Оправдательным документом, подтверждающим покупку и оплату товара, служит товарный чек вместе с фискальным. Разберемся, достаточно ли товарного чека для списания подотчетных сумм и оприходования товарно-материальных ценностей (ТМЦ) и как его правильно оформить.

18 июля

Как без ошибок оформить акт приемки передачи товара

Приём товара по накладной подтверждает только тот факт, что поставка ТМЦ осуществлена по наименованиям в указанном количестве. Иногда для оптимальной приёмки-передачи ТМЦ реквизитов в накладной не достаточно. Складываются ситуации, требующие детальной констатации всех передаваемых активов. Рассмотрим, в каких случаях необходим акт приемки передачи товаров и какие особенности следует учитывать при его оформлении.



Петербургский правовой портал

PPT.RU - Власть. Право. Налоги. Бизнес


Вопрос юристу
Связь с редакцией
Tweet
Поделиться
+1
Like!
Класс
Свернуть
Наверх

Вопрос-ответ

Помощь опытных
юристов и адвокатов

Экспертный совет

Решение бухгалтерских и правовых
вопросов в профессиональном сообществе

Лучшие специалисты
Более одного ответа
Вы можете задать вопрос бесплатно

ЗАДАЙТЕ ВОПРОС здесь и сейчас