Рейтинг@Mail.ru

Выписка из протокола заседания ЦИК России от 08.06.2016 N 10-3-7

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА ЗАСЕДАНИЯ

от 8 июня 2016 г. N 10-3-7

О РЕКОМЕНДАЦИЯХ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ГОЛОСОВАНИЯ ИЗБИРАТЕЛЕЙ

В ТРУДНОДОСТУПНЫХ ИЛИ ОТДАЛЕННЫХ МЕСТНОСТЯХ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ

ВЫБОРОВ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО

СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СЕДЬМОГО СОЗЫВА

На основании пункта 3 статьи 27 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" Центральная избирательная комиссия Российской Федерации решила:

1. Одобрить Рекомендации по организации и проведению голосования избирателей в труднодоступных или отдаленных местностях при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва (прилагаются).

2. Опубликовать настоящую выписку из протокола в официальном печатном органе Центральной избирательной комиссии Российской Федерации - журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации" и официальном сетевом издании "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".

Председатель

Центральной избирательной комиссии

Российской Федерации

Э.А.ПАМФИЛОВА

Исполняющий обязанности секретаря

Центральной избирательной комиссии

Российской Федерации

С.М.ШАПИЕВ

Приложение

к выписке из протокола заседания

Центральной избирательной комиссии

Российской Федерации

от 8 июня 2016 г. N 10-3-7

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ГОЛОСОВАНИЯ ИЗБИРАТЕЛЕЙ

В ТРУДНОДОСТУПНЫХ ИЛИ ОТДАЛЕННЫХ МЕСТНОСТЯХ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ

ВЫБОРОВ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО

СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СЕДЬМОГО СОЗЫВА

1. Общие положения

1.1. Вопросы организации и проведения голосования граждан Российской Федерации, находящихся в труднодоступных или отдаленных местностях на территории Российской Федерации при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, регулируются Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об основных гарантиях) и Федеральным законом от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о выборах депутатов), актами Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

1.2. Вопросы единообразного применения норм избирательного законодательства, регулирующих организацию голосования избирателей, находящихся в местах временного пребывания избирателей при проведении выборов на территории Российской Федерации, регламентируются Методическими рекомендациями по организации голосования отдельных категорий избирателей при проведении выборов на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 7 апреля 2015 года N 278/1649-6.

1.3. В соответствии с частью 1 статьи 82 Федерального закона о выборах депутатов голосование избирателей на избирательных участках, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, может проводиться по разрешению избирательных комиссий субъектов Российской Федерации (далее - ИКСРФ) досрочно, но не ранее чем за 20 дней до дня голосования.

1.4. В случае создания руководителем исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации рабочей группы по оказанию содействия в организации и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва (далее - выборы депутатов Государственной Думы) ИКСРФ может вносить предложения о включении в ее состав руководителей организаций (объектов), находящихся в труднодоступных или отдаленных местностях, либо их представителей.

1.5. ИКСРФ во взаимодействии с руководителями организаций (объектов), расположенных в труднодоступных или отдаленных местностях, может разработать план организационных мероприятий по обеспечению избирательных прав граждан Российской Федерации, находящихся в таких местностях, и возложить контроль за выполнением данного плана на одного из членов ИКСРФ с правом решающего голоса.

2. Представление сведений об избирателях, находящихся

в труднодоступных или отдаленных местностях. Определение

транспортных маршрутов для доставки избирательной

документации, организации и проведения голосования

2.1. ИКСРФ заблаговременно, до дня назначения выборов депутатов Государственной Думы, определяет сроки и объем информации, необходимой для организации и проведения голосования избирателей, находящихся в труднодоступных или отдаленных местностях, запрашиваемой от территориальных избирательных комиссий (далее - ТИК), глав муниципальных образований, руководителей организаций (объектов), расположенных в труднодоступных или отдаленных местностях.

2.2. Данная информация (в зависимости от того, кому направлен запрос) должна содержать следующие сведения:

об избирательных участках, образованных в соответствии со статьей 19 Федерального закона об основных гарантиях в труднодоступных или отдаленных местностях, и количестве избирателей;

о необходимости образования новых избирательных участков в труднодоступных или отдаленных местностях и примерном количестве избирателей;

о наименовании населенного пункта (либо объекта с указанием его месторасположения), в котором планируется образовать избирательный участок;

о расстоянии между населенным пунктом, в котором находится ТИК, и населенным пунктом (объектом), в котором находится либо планируется образовать избирательный участок;

об используемых видах транспорта для организации и проведения досрочного голосования и (или) доставки избирательной документации;

о видах технической связи между ТИК и участковыми избирательными комиссиями (далее - УИК), между ТИК и населенными пунктами (объектами), в том числе в которых планируется образовать избирательные участки;

об отдельных группах избирателей, находящихся в значительно удаленных от помещения для голосования местах (далее - отдельные группы избирателей), с указанием населенного(ных) пункта(ов) либо объекта(ов), его (их) месторасположения, в котором(ых) планируется проведение досрочного голосования отдельных групп избирателей;

о планируемом количестве избирателей в каждой отдельной группе избирателей;

о роде (виде) деятельности избирателей, входящих в каждую отдельную группу избирателей;

о расстоянии между населенным пунктом, в котором находится соответствующая УИК, проводящая досрочное голосование, и каждым населенным пунктом (объектом), в котором планируется проведение досрочного голосования;

о возможных видах транспорта для обеспечения проведения досрочного голосования отдельных групп избирателей, планируемых датах проведения досрочного голосования, времени нахождения в пути;

о видах технической связи между УИК и избирателями в месте проведения досрочного голосования либо населенным пунктом (объектом), в котором будет проходить досрочное голосование;

другие сведения.

Примерная форма запроса в ТИК приведена в приложении N 1.

2.3. При организации транспортного обеспечения проведения голосования избирателей в труднодоступных или отдаленных местностях применяются Рекомендации по организации избирательными комиссиями транспортного обеспечения проведения досрочного голосования избирателей в труднодоступных или отдаленных местностях, одобренные выпиской из протокола заседания ЦИК России от 1 апреля 2015 года N 277-1-6.

2.4. ИКСРФ при разработке транспортных маршрутов:

необходимо обратиться в территориальные органы МЧС России с просьбой об оказании содействия в обеспечении на безвозмездной основе транспортными средствами, находящимися в ведении МЧС России, в соответствии с Соглашением о порядке взаимодействия Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, иных избирательных комиссий и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, его территориальных органов от 27 февраля 2009 года;

организовать взаимодействие с руководителями органов военного управления, командирами воинских частей, расположенными на территориях соответствующих субъектов, на основании Соглашения о порядке взаимодействия Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации от 19 августа 2014 года.

3. Особенности образования избирательных

участков и формирования участковых избирательных комиссий

в труднодоступных или отдаленных местностях

3.1. Избирательные участки в труднодоступных или отдаленных местностях могут образовываться ТИК по согласованию с ИКСРФ и по согласованию соответственно с руководителем объекта, расположенного в труднодоступной или отдаленной местности, не позднее чем за 30 дней до дня голосования, а в исключительных случаях - не позднее чем за три дня до дня голосования (часть 3 статьи 14 Федерального закона о выборах депутатов). Примерная форма решения ТИК приведена в приложении N 2.

Согласование с руководителями объектов, расположенных в труднодоступных или отдаленных местностях, осуществляется в письменной форме. При этом ТИК необходимо предварительно согласовать с руководителями таких объектов вопрос о предоставлении помещений для работы УИК и проведения голосования и запросить необходимые сведения о таких помещениях: адрес, общая площадь, этаж, количество выходов, наличие средств связи и др.

3.2. Информация об избирательных участках, образованных в порядке и сроки, указанные в пункте 3.1 настоящих Рекомендаций, должна быть опубликована (обнародована) в соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона о выборах депутатов непосредственно после образования избирательного участка, но не позднее чем за 2 дня до дня голосования (досрочного голосования).

3.3. В случае образования избирательных участков в труднодоступных или отдаленных местностях в сроки, указанные в пункте 3.1 настоящих Рекомендаций, УИК формируются в порядке, установленном частью 2 статьи 23 Федерального закона о выборах депутатов, в сроки, обеспечивающие организацию и проведение досрочного голосования избирателей на соответствующих избирательных участках.

3.4. Срок полномочий УИК, сформированной на избирательном участке, образованном в труднодоступной или отдаленной местности, устанавливается сформировавшей ее ТИК, но не может истекать ранее чем через 10 дней со дня официального опубликования результатов выборов, если в вышестоящую комиссию не поступили жалобы (заявления) на действия (бездействие) данной комиссии, в результате которых были нарушены порядок голосования и (или) порядок подсчета голосов либо если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования итогов голосования на соответствующем избирательном участке полномочия такой УИК прекращаются со дня принятия вышестоящей комиссией решения либо со дня вступления в законную силу судебного решения по жалобе (заявлению).

Полномочия УИК могут быть прекращены досрочно решением сформировавшей ее ТИК в случае ликвидации избирательного участка в связи с уточнением перечня избирательных участков (пункт 2 статьи 27 Федерального закона об основных гарантиях).

4. Особенности составления и уточнения списков избирателей

на избирательных участках, образованных в труднодоступных

или отдаленных местностях

4.1. Список избирателей по соответствующему избирательному участку составляется УИК не позднее чем за 10 дней до дня голосования, а в исключительных случаях - не позднее чем в день сформирования УИК.

В случае проведения досрочного голосования избирателей список избирателей по соответствующему избирательному участку составляется УИК не позднее чем за 21 день до дня голосования (часть 4 статьи 16 Федерального закона о выборах депутатов).

Список избирателей составляется и уточняется в порядке, установленном инструкцией о составлении, уточнении и использовании списков избирателей на выборах депутатов Государственной Думы седьмого созыва, утверждаемой постановлением ЦИК России.

4.2. В случае включения избирателя, находящегося в труднодоступной или отдаленной местности, в список избирателей на избирательном участке, образованном в труднодоступной или отдаленной местности, УИК, принявшая такое решение, передает незамедлительно в вышестоящую ТИК уведомление о включении избирателя в список избирателей по такому избирательному участку в труднодоступной или отдаленной местности с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения избирателя (в возрасте 18 лет - дополнительно дня и месяца рождения), адреса его места жительства, номера избирательного участка, на котором избиратель включен в список избирателей в труднодоступной или отдаленной местности. Примерная форма уведомления приведена в приложении N 3.

5. Обеспечение участковых избирательных комиссий

избирательных участков, образованных в труднодоступных

или отдаленных местностях избирательной документацией

5.1. ТИК в соответствии с утвержденным ИКСРФ графиком (примерная форма графика приведена в приложении N 4) организует доставку и передачу в УИК избирательных участков, находящихся в труднодоступных или отдаленных местностях, документов, связанных с подготовкой и проведением выборов депутатов Государственной Думы, в частности:

избирательных бюллетеней для голосования по федеральному и одномандатному избирательным округам;

специальных знаков (марок);

бланков списков избирателей;

бланков протоколов участковых комиссий об итогах голосования и их увеличенных форм;

информационных материалов (плакатов) обо всех федеральных списках кандидатов в депутаты Государственной Думы, внесенных в избирательный бюллетень, и о выдвинувших их политических партиях, о каждом зарегистрированном кандидате, внесенном в избирательный бюллетень по соответствующему одномандатному избирательному округу, о фактах представления кандидатами сведений, оказавшихся недостоверными, сведений о судимости;

других документов и материалов, установленных частями 3 - 12 статьи 78 Федерального закона о выборах депутатов, для размещения на информационных стендах.

5.2. В исключительных случаях (в случае невозможности своевременной доставки избирательных документов (сложные погодные условия, отсутствие транспорта и т.д.) в соответствии с частью 18 статьи 79 Федерального закона о выборах депутатов на избирательных участках, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, УИК по согласованию с соответствующей ТИК принимает решение об изготовлении документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, включая самостоятельное изготовление избирательных бюллетеней при наличии технических средств, утверждая при этом необходимый тираж и сроки изготовления избирательных бюллетеней. В этом случае для защиты избирательных бюллетеней от подделки может не использоваться специальный знак (марка).

5.3. Для передачи утвержденных форм и текстов избирательных бюллетеней по федеральному и одномандатному избирательным округам, форм протоколов участковой комиссии об итогах голосования, форм других документов ТИК может использовать технические каналы связи, обеспечивающие передачу копий документов (факсимильная связь, электронная почта и др.) в соответствии с Порядком и сроками передачи, обработки и использования информации о выборах, переданной по техническим каналам связи при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва на избирательных участках, образованных на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, на полярных станциях, в отдаленных или труднодоступных местностях либо за пределами территории Российской Федерации, утвержденным постановлением ЦИК России от 27 апреля 2016 года N 5/43-7.

При отсутствии возможности передачи копий избирательных документов ТИК на основании соответствующих постановлений ЦИК России готовит и согласовывает с ИКСРФ описание форм и текстов избирательных бюллетеней, форм протоколов участковой комиссии об итогах голосования, форм иных документов и обеспечивает передачу этих описаний в УИК с использованием технических каналов связи.

В описании форм избирательных бюллетеней наименования политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, фамилии, имена и отчества зарегистрированных кандидатов по одномандатным округам должны быть размещены строго в утвержденной последовательности.

Описание избирательных бюллетеней в соответствии с частью 14 статьи 79 Федерального закона о выборах депутатов должно быть передано ТИК в УИК с таким расчетом, чтобы обеспечить их изготовление не позднее чем за один день до дня голосования (досрочного голосования).

В описании формы протокола участковой комиссии об итогах голосования количество, наименование и последовательность строк протокола должны соответствовать количеству, наименованию и последовательности строк в форме протокола участковой комиссии об итогах голосования, утверждаемой соответствующим постановлением ЦИК России.

5.4. После получения форм и текстов избирательных бюллетеней или их описания УИК изготавливает утвержденный своим решением тираж избирательных бюллетеней в установленный ею срок. Контроль за изготовлением избирательных бюллетеней осуществляет председатель УИК.

После изготовления избирательных бюллетеней председатель (а в его отсутствие - заместитель председателя либо секретарь) и два члена УИК составляют акт об изготовлении избирательных бюллетеней, который передается в ТИК вместе с первым экземпляром протокола об итогах голосования и другими избирательными документами.

Формы решения УИК и акта о самостоятельном изготовлении бюллетеней установлены Порядком изготовления и доставки избирательных бюллетеней для голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, утвержденным постановлением ЦИК России от 25 мая 2016 года N 8/72-7.

Примерная форма решения УИК об изготовлении иной избирательной документации приведена в приложении N 5.

6. Организация голосования. Досрочное голосование

избирателей на избирательных участках, образованных

в труднодоступных или отдаленных местностях

6.1. Голосование на избирательных участках, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, проводится с 8 до 20 часов по местному времени в порядке, установленном статьей 81 Федерального закона о выборах депутатов.

Если на территории избирательного участка расположено место жительства (место работы) избирателей, рабочее время которых совпадает со временем голосования (при работе на предприятиях с непрерывным циклом работы или вахтовым методом), решением ИКСРФ время начала голосования на этом избирательном участке может быть перенесено на более раннее время, но не более чем на два часа (часть 1 статьи 81 Федерального закона о выборах депутатов).

УИК может объявить голосование законченным раньше указанного времени, если проголосовали все избиратели, включенные в список избирателей (часть 3 статьи 81 Федерального закона о выборах депутатов).

При этом итоги такого голосования (в случае, если оно закончено ранее установленного законом времени) на избирательных участках, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, не могут быть обнародованы (доведены до сведения избирателей, кандидатов, избирательных объединений, опубликованы в средствах массовой информации и так далее) до окончания времени голосования в день голосования на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

6.2. ИКСРФ вправе разрешить провести досрочно (но не ранее чем за 20 дней до дня голосования) голосование всех избирателей на одном или нескольких избирательных участках, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях (часть 1 статьи 82 Федерального закона о выборах депутатов).

Данное решение целесообразно принимать по обращению ТИК.

В решении ИКСРФ должны быть указаны дата либо период проведения досрочного голосования и номера избирательных участков, на которых оно проводится. Примерная форма такого решения приведена в приложении N 6.

6.3. Решение ИКСРФ о проведении досрочного голосования направляется в соответствующие ТИК, публикуется в средствах массовой информации, а также в обязательном порядке доводится до сведения уполномоченных представителей каждой политической партии, зарегистрировавшей федеральный список кандидатов, кандидатов, зарегистрированных по соответствующему одномандатному избирательному округу, а также иных лиц, указанных в части 5 статьи 32 Федерального закона о выборах депутатов и имеющих право присутствовать при проведении досрочного голосования.

6.4. О дне, времени и месте проведения досрочного голосования в труднодоступных или отдаленных местностях ТИК и УИК обязаны оповестить избирателей через средства массовой информации или иным способом не позднее чем за пять дней до дня досрочного голосования (часть 2 статьи 81 Федерального закона о выборах депутатов).

6.5. При проведении досрочного голосования в помещении для голосования используются стационарные ящики для голосования.

7. Организация досрочного голосования отдельных

групп избирателей, находящихся в значительно удаленных

от помещения для голосования местах, транспортное

сообщение с которыми отсутствует или затруднено

7.1. ИКСРФ вправе разрешить провести досрочно (но не ранее чем за 20 дней до дня голосования) голосование в течение нескольких дней отдельных групп избирателей, включенных в список избирателей на соответствующем избирательном участке и находящихся в значительно удаленных от помещения для голосования местах, транспортное сообщение с которыми отсутствует или затруднено, и в связи с этим невозможно провести досрочное голосование по избирательному участку в целом. Голосование проводится в порядке, установленном частями 3 - 9 статьи 82 Федерального закона о выборах депутатов (часть 2 статьи 82 Федерального закона о выборах депутатов).

Указанное решение ИКСРФ принимается на основании обращения соответствующей ТИК, и в нем указываются планируемые даты (либо период) проведения досрочного голосования отдельных групп избирателей и номера избирательных участков, на которых оно проводится. Примерная форма решения приведена в приложении N 7.

7.2. Решение ИКСРФ о разрешении проведения досрочного голосования отдельных групп избирателей публикуется в средствах массовой информации, размещается на сайте ИКСРФ, а также доводится до сведения соответствующих ТИК, уполномоченных представителей каждой политической партии, зарегистрировавшей федеральный список кандидатов, кандидатов, зарегистрированных по соответствующим одномандатным избирательным округам, а также иных лиц, указанных в части 5 статьи 32 Федерального закона о выборах депутатов и имеющих право присутствовать при проведении досрочного голосования.

7.3. ТИК должна незамедлительно довести решение ИКСРФ до сведения соответствующих УИК, которым на основании вышеуказанного решения целесообразно принять собственное решение о дате (периоде), времени и месте проведения досрочного голосования отдельных групп избирателей. УИК должна оповестить вышестоящую ТИК о принятии данного решения. Примерная форма решения УИК приведена в приложении N 8.

О дате, времени и месте проведения досрочного голосования отдельных групп избирателей ТИК и УИК обязаны не позднее чем за пять дней до дня досрочного голосования оповестить избирателей, а также лиц, указанных в части 5 статьи 32 Федерального закона о выборах депутатов, через средства массовой информации или иным способом (часть 2 статьи 81, часть 11 статьи 82 Федерального закона о выборах депутатов). Данную информацию целесообразно также довести до сведения руководителей объектов, на которых работают избиратели.

7.4. Для проведения досрочного голосования отдельных групп избирателей используются переносные ящики для голосования, количество которых определяется соответствующей УИК. Переносные ящики для голосования изготавливаются из прозрачного или полупрозрачного материала в соответствии с нормативами технологического оборудования, утвержденными постановлением ЦИК России от 29 января 2014 года N 214/1405-6 (часть 3 статьи 82 Федерального о выборах депутатов). Примерная форма решения УИК об определении количества переносных ящиков для голосования приведена в приложении N 9.

7.5. Для проведения досрочного голосования отдельных групп избирателей пустые переносные ящики для голосования перед выездом на голосование предъявляются в помещении УИК большинству членов УИК, а также присутствующим лицам, указанным в части 5 статьи 32 Федерального закона о выборах депутатов, о чем составляется соответствующий акт (часть 3 статьи 82 Федерального закона о выборах депутатов). После этого пустые переносные ящики для голосования опечатываются (пломбируются). Примерная форма акта приведена в приложении N 10.

Каждому переносному ящику для голосования УИК присваивается порядковый номер. В случае, если досрочное голосование на одном маршруте проводят несколько УИК, необходимо на переносных ящиках также указать номера избирательных участков.

7.6. Досрочное голосование отдельных групп избирателей проводят не менее двух членов УИК с правом решающего голоса, назначенных ее решением. Они должны иметь при себе предварительно опечатанный (опломбированный) в УИК переносной ящик для голосования, необходимое количество избирательных бюллетеней установленной формы по федеральному и одномандатному избирательным округам с наклеенными специальными знаками (марками) (за исключением случаев, указанных в пункте 5.2 настоящих Рекомендаций), выписку из списка избирателей, содержащую сведения об избирателях, к которым члены комиссии выезжают для проведения досрочного голосования, либо список избирателей, необходимые письменные принадлежности (кроме карандашей) для заполнения избирателем избирательных бюллетеней, а также информационные материалы обо всех федеральных списках кандидатов, внесенных в избирательный бюллетень, и о выдвинувших их политических партиях, о каждом зарегистрированном кандидате, внесенном в избирательный бюллетень для голосования по соответствующему одномандатному избирательному округу. Члены УИК, проводящие досрочное голосование отдельных групп избирателей, при получении избирательных бюллетеней расписываются в их получении в ведомости выдачи избирательных бюллетеней для проведения досрочного голосования.

Досрочное голосование может быть проведено одним членом УИК с правом решающего голоса при условии, что при этом присутствуют не менее двух лиц из числа лиц, указанных в части 10 статьи 82 Федерального закона о выборах депутатов (часть 5 статьи 82 Федерального закона о выборах депутатов).

7.7. При проведении досрочного голосования отдельных групп избирателей с использованием переносных ящиков для голосования УИК должна обеспечить не менее чем двум лицам из числа ее членов с правом совещательного голоса, наблюдателей, назначенных разными кандидатами, политическими партиями, равные с выезжающими для проведения досрочного голосования членами УИК с правом решающего голоса возможности прибытия к месту досрочного голосования (часть 10 статьи 82 Федерального закона о выборах депутатов).

7.8. Досрочное голосование отдельных групп избирателей проводится с соблюдением требований, предусмотренных частями 3 - 9 статьи 82 Федерального закона о выборах депутатов.

Избиратель, голосующий досрочно, расписывается в получении каждого выдаваемого ему избирательного бюллетеня в выписке из списка избирателей либо в списке избирателей, а также проставляет серию и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. С согласия избирателя либо по его просьбе эти сведения могут быть внесены в выписку из списка избирателей либо в список избирателей членом УИК с правом решающего голоса, проводящего досрочное голосование.

Члены комиссии, проводящие досрочное голосование, делают отметку "Проголосовал досрочно" в выписке из списка избирателей либо в списке избирателей, указывают дату и время голосования.

В случае если избиратель расписался в выписке из списка избирателей, то после окончания проведения досрочного голосования, по возвращении в УИК члены УИК с правом решающего голоса, проводившие досрочное голосование, переносят отметки (в том числе серию и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина) из выписки из списка избирателей в список избирателей. Указанная выписка хранится вместе со списком избирателей (часть 6 статьи 82 Федерального закона о выборах депутатов).

7.9. Избиратель заполняет избирательные бюллетени и опускает их в переносной ящик для голосования в порядке, установленном статьей 81 Федерального закона о выборах депутатов.

При обращении избирателя с просьбой выдать ему новый избирательный бюллетень взамен испорченного член УИК выдает ему новый бюллетень взамен испорченного в порядке, установленном частью 11 статьи 81 Федерального закона о выборах депутатов.

Избиратель, который не может самостоятельно расписаться в получении избирательных бюллетеней и заполнить их, имеет право устно известить члена УИК о намерении воспользоваться помощью другого лица, не являющегося членом избирательной комиссии, зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, доверенным лицом или уполномоченным представителем политической партии, в том числе по финансовым вопросам, уполномоченным представителем регионального отделения политической партии по финансовым вопросам, уполномоченным представителем кандидата по финансовым вопросам, наблюдателем, иностранным (международным) наблюдателем (часть 10 статьи 81 Федерального закона о выборах депутатов).

7.10. При проведении досрочного голосования отдельных групп избирателей УИК обязана обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателей, обеспечить сохранность избирательных бюллетеней и учет голосов избирателей при установлении итогов голосования (часть 12 статьи 82 Федерального закона о выборах депутатов).

7.11. О проведении досрочного голосования отдельных групп избирателей составляется акт, в котором указываются дата и время голосования, число избирателей, получивших избирательные бюллетени для участия в досрочном голосовании, фамилии членов УИК, иных лиц, присутствовавших при голосовании. В акте также можно указать количество полученных для проведения досрочного голосования избирательных бюллетеней и возвращенных после его проведения. Указанный акт хранится вместе с переносным ящиком для голосования (часть 8 статьи 82 Федерального закона о выборах депутатов). Примерная форма акта приведена в приложении N 11.

7.12. С момента окончания досрочного голосования отдельных групп избирателей (после возвращения членов УИК, проводящих досрочное голосование) прорези для избирательных бюллетеней в переносных ящиках для голосования незамедлительно опечатываются председателем УИК. При этом на месте печати могут поставить свои подписи члены УИК, проводящие досрочное голосование, и иные лица, присутствовавшие при его проведении. Хранение переносных ящиков обеспечивается секретарем УИК в помещении комиссии или в ином охраняемом помещении. Переносные ящики для голосования не вскрываются до начала непосредственного подсчета голосов избирателей на избирательном участке.

Переносные ящики для голосования с находящимися в них избирательными бюллетенями, которые заполнили проголосовавшие досрочно избиратели, запрещается использовать для проведения голосования в день голосования (часть 9 статьи 82 Федерального закона о выборах депутатов).

7.13. Для контроля за проведением досрочного голосования отдельных групп избирателей с использованием воздушного транспорта и иных видов транспорта (вездеходов, автомобилей, лодок и др.) ТИК может составить график проведения такого голосования, согласованный с ИКСРФ, а также контрольный лист за исполнением этого графика. Для удобства контроля за полетами (поездками) каждому маршруту можно присвоить номер. Примерные формы графика контроля и контрольного листа приведены в приложениях N 12 и 13.

7.14. В период проведения досрочного голосования отдельных групп избирателей ТИК целесообразно вести учет и контроль затраченного времени на каждом специальном маршруте. Примерная форма листа учета и контроля приведена в приложении N 14.

Указанные сведения могут периодически передаваться в ИКСРФ в установленные ею сроки и представляться средствам массовой информации.

8. Подсчет голосов избирателей на избирательных участках,

образованных в труднодоступных или отдаленных местностях,

и особенности подсчета голосов избирателей, связанных

с голосованием отдельных групп избирателей

8.1. Подсчет голосов избирателей на избирательных участках проводится в соответствии с требованиями статьи 85 Федерального закона о выборах депутатов.

8.2. В случае если на избирательном участке проводилось досрочное голосование отдельных групп избирателей, то при подсчете голосов избирателей в первую очередь вскрываются переносные ящики для голосования с избирательными бюллетенями, которые заполнили досрочно проголосовавшие в труднодоступных или отдаленных местностях избиратели (часть 14 статьи 85 Федерального закона о выборах депутатов).

8.3. Перед вскрытием каждого переносного ящика для голосования оглашается число избирателей, досрочно проголосовавших в труднодоступных или отдаленных местностях с использованием данного переносного ящика для голосования, проверяется неповрежденность печатей (пломб) на нем, в том числе неповрежденность опечатывания прорези для опускания бюллетеней, в чем председатель УИК предлагает удостовериться членам указанной комиссии, иным лицам, присутствующим при подсчете голосов избирателей (часть 14 статьи 85 Федерального закона о выборах депутатов).

9. Особенности внесения в протокол участковой

избирательной комиссии об итогах голосования сведений

о досрочно проголосовавших избирателях в труднодоступных

или отдаленных местностях

9.1. При заполнении протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования следует учитывать, что:

при досрочном голосовании всех избирателей на избирательном участке сведения о таком голосовании учитываются в протоколе участковой избирательной комиссии об итогах голосования так же, как при голосовании избирателей в день голосования: в строке 4 - "число избирательных бюллетеней, выданных участковой избирательной комиссией избирателям в помещении для голосования в день голосования" и в строке 8 - "число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования";

при досрочном голосовании отдельных групп избирателей на избирательном участке, сведения о таком голосовании учитываются в строке 3 - "число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно" и в строке 7 - "число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования".

10. Передача протоколов участковых избирательных

комиссий об итогах голосования с избирательных участков,

образованных в труднодоступных или отдаленных местностях

10.1. В случае невозможности передачи протокола об итогах голосования УИК, сформированной на избирательном участке, образованном в труднодоступной или отдаленной местности, непосредственно в ТИК в установленные сроки (до установления итогов голосования), данные протоколов передаются УИК сразу после их подписания при наличии соответствующего оборудования по техническим каналам связи (часть 30 статьи 85 Федерального закона о выборах депутатов) в соответствии с Порядком и сроками передачи, обработки и использования информации о выборах, переданной по техническим каналам связи при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва на избирательных участках, образованных на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, на полярных станциях, в отдаленных или труднодоступных местностях либо за пределами территории Российской Федерации, утвержденными постановлением ЦИК России от 27 апреля 2016 года N 5/43-7.

10.2. В случае передачи данных протоколов участковой комиссии об итогах голосования по техническим каналам связи УИК обязана предпринять все необходимые меры, чтобы при первой возможности способом, обеспечивающим сохранность избирательной документации, передать в ТИК первые экземпляры протоколов об итогах голосования по федеральному и одномандатному избирательным округам и другие избирательные документы, предусмотренные частью 28 статьи 85 Федерального закона о выборах депутатов (часть 30 статьи 85 Федерального закона о выборах депутатов).

11. Обеспечение безопасности членов избирательных

комиссий и лиц, имеющих право присутствовать при проведении

досрочного голосования избирателей и доставке избирательной

документации в труднодоступные или отдаленные местности

11.1. В целях обеспечения безопасности членов комиссий и лиц, имеющих право присутствовать при проведении досрочного голосования избирателей и доставке избирательной документации в труднодоступные или отдаленные местности, соответствующие комиссии должны:

заблаговременно проинформировать территориальные органы МЧС России о планируемых маршрутах, используемых видах транспортных средств и средств связи, а в случае необходимости обратиться с просьбой о предоставлении соответствующего технического оборудования, средств безопасности и связи на безвозмездной основе;

совместно с территориальными органами МЧС России определить механизм оперативной связи в случае возникновения чрезвычайной ситуации.

11.2. В случае доставки протоколов УИК в ТИК непосредственно из труднодоступной или отдаленной местности по решению и в порядке, установленном ЦИК России, могут использоваться спутниковые навигационные технологии ГЛОНАСС и спутниковые системы связи, которые позволят в реальном масштабе времени передавать информацию о маршруте движения и продолжительности остановок.

12. Передача сведений о проведении досрочного

голосования избирателей, отдельных групп избирателей

в труднодоступных или отдаленных местностях

12.1. Сведения о проведении досрочного голосования избирателей на избирательных участках, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, а также отдельных групп избирателей в труднодоступных или отдаленных местностях передаются из ТИК в вышестоящие избирательные комиссии по окончании проведения досрочного голосования (но не позднее дня, предшествующего дню голосования) с указанием общего количества избирателей, проголосовавших в труднодоступных или отдаленных местностях, общего количества отдельных групп избирателей и иных сведений, указанных в приложении N 15.

12.2. Указанные в пункте 12.1 настоящих Рекомендаций сведения передаются ИКСРФ в ЦИК России по ее запросу.

Приложение N 1

к Рекомендациям по организации

и проведению досрочного голосования

избирателей в труднодоступных или

отдаленных местностях при проведении

выборов депутатов Государственной Думы

Федерального Собрания Российской

Федерации седьмого созыва

(примерная форма)

Номер избирательного участка <**>

Количество избирателей

Наименование населенного пункта (объекта)

Расстояние от населенного пункта (объекта) до ТИК

Наличие постоянных транспортных маршрутов

Постоянные виды транспорта для доставки избирательной документации

Планируемый вид транспорта для доставки избирательной документации

Виды технической связи

Номер избирательного участка (для включения в список избирателей)

Количество избирателей

Наименование населенного пункта (объекта)

Род (вид) деятельности избирателей

Расстояние от УИК до населенного пункта (объекта) (км)

Планируемый вид транспорта для обеспечения голосования

Планируемая дата (даты) проведения досрочного голосования

Время в пути (час., мин.)

Виды технической связи

Приложение N 2

к Рекомендациям по организации

и проведению досрочного голосования

избирателей в труднодоступных или

отдаленных местностях при проведении

выборов депутатов Государственной Думы

Федерального Собрания Российской

Федерации седьмого созыва

(примерная форма)

Приложение N 3

к Рекомендациям по организации

и проведению досрочного голосования

избирателей в труднодоступных или

отдаленных местностях при проведении

выборов депутатов Государственной Думы

Федерального Собрания Российской

Федерации седьмого созыва

(примерная форма)

Номер избирательного участка, на котором избиратель включен в список избирателей

Номер избирательного участка по месту жительства избирателя <*>

Фамилия, имя, отчество избирателя

Год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения)

Адрес места жительства

--------------------------------

<*> Заполняется при наличии указанных сведений.

Приложение N 4

к Рекомендациям по организации

и проведению досрочного голосования

избирателей в труднодоступных или

отдаленных местностях при проведении

выборов депутатов Государственной Думы

Федерального Собрания Российской

Федерации седьмого созыва

(примерная форма)

N п\п

Номер избирательного участка

Наименование населенного пункта (объекта)

Наименование документа

Дата доставки

Вид транспорта, которым осуществляется доставка

план

факт

Приложение N 5

к Рекомендациям по организации

и проведению досрочного голосования

избирателей в труднодоступных или

отдаленных местностях при проведении

выборов депутатов Государственной Думы

Федерального Собрания Российской

Федерации седьмого созыва

(примерная форма)

Приложение N 6

к Рекомендациям по организации

и проведению досрочного голосования

избирателей в труднодоступных или

отдаленных местностях при проведении

выборов депутатов Государственной Думы

Федерального Собрания Российской

Федерации седьмого созыва

(примерная форма)

Приложение N 7

к Рекомендациям по организации

и проведению досрочного голосования

избирателей в труднодоступных или

отдаленных местностях при проведении

выборов депутатов Государственной Думы

Федерального Собрания Российской

Федерации седьмого созыва

(примерная форма)

Приложение N 8

к Рекомендациям по организации

и проведению досрочного голосования

избирателей в труднодоступных или

отдаленных местностях при проведении

выборов депутатов Государственной Думы

Федерального Собрания Российской

Федерации седьмого созыва

(примерная форма)

Приложение N 9

к Рекомендациям по организации

и проведению досрочного голосования

избирателей в труднодоступных или

отдаленных местностях при проведении

выборов депутатов Государственной Думы

Федерального Собрания Российской

Федерации седьмого созыва

(примерная форма)

Приложение N 10

к Рекомендациям по организации

и проведению досрочного голосования

избирателей в труднодоступных или

отдаленных местностях при проведении

выборов депутатов Государственной Думы

Федерального Собрания Российской

Федерации седьмого созыва

(примерная форма)

Приложение N 11

к Рекомендациям по организации

и проведению досрочного голосования

избирателей в труднодоступных или

отдаленных местностях при проведении

выборов депутатов Государственной Думы

Федерального Собрания Российской

Федерации седьмого созыва

(примерная форма)

--------------------------------

<*> Акт хранится вместе с переносным ящиком для голосования.

Приложение N 12

к Рекомендациям по организации

и проведению досрочного голосования

избирателей в труднодоступных или

отдаленных местностях при проведении

выборов депутатов Государственной Думы

Федерального Собрания Российской

Федерации седьмого созыва

(примерная форма)

ГРАФИК КОНТРОЛЯ

проведения досрочного голосования отдельных групп

избирателей в труднодоступных или отдаленных местностях

на выборах депутатов Государственной Думы Федерального

Собрания Российской Федерации седьмого созыва <*>

______________________________________________________

(наименование территориальной избирательной комиссии)

Номер избирательного участка

Дата досрочного голосования

По графику

Фактически <**>

Планируемое количество избирателей

Фактически проголосовало

--------------------------------

<*> Данный график контроля ведет соответствующая территориальная избирательная комиссия.

<**> В случае невыполнения запланированного специального маршрута (или его части) указываются причины.

Приложение N 13

к Рекомендациям по организации

и проведению досрочного голосования

избирателей в труднодоступных или

отдаленных местностях при проведении

выборов депутатов Государственной Думы

Федерального Собрания Российской

Федерации седьмого созыва

(примерная форма)

Номер УИК

Местонахождение избирателей

Номер маршрута

Количество избирателей

Дата досрочного голосования

Вид транспорта

включенных в список (план)

проголосовавших (факт)

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

--------------------------------

<*> Графы 5 и 7 заполняются в ходе проведения досрочного голосования отдельных групп избирателей.

Приложение N 14

к Рекомендациям по организации

и проведению досрочного голосования

избирателей в труднодоступных или

отдаленных местностях при проведении

выборов депутатов Государственной Думы

Федерального Собрания Российской

Федерации седьмого созыва

(примерная форма)

Дата полета, номер конкретного маршрута

Пункты голосования (местонахождение, номер изб. участка)

Расстояние между пунктами, км

Время отправления из каждого пункта маршрута (час., мин)

Время стоянки в пункте голосования (час., мин)

Полетное время до каждого пункта голосования (час., мин)

Время возврата в конечный пункт маршрута (час., мин)

ФИО членов УИК, проводивших голосование

ФИО лиц, присутствующих при проведении голосования

По графику - 25.11.16, маршрут N 1

(начальная точка маршрута)

(10 час.)

1 час

(бригада охотников)

(180)

(11 час. 10 мин.)

(10 мин.)

1 час

(стойбище)

(180)

(12 час. 40 мин.)

(30 мин.)

1 час 30 мин.

(конечная точка маршрута)

(270)

(14 час. 10 мин.)

Фактически - 27.11.16, маршрут N 1

(начальная точка маршрута)

(12 час.)

1 час

(бригада охотников)

(180)

(13 час. 10 мин.)

(10 мин.)

(стойбище)

(голосование не проводилось в связи с пургой в местонахождении стойбища)

(конечная точка маршрута)

(180)

(14 час. 10 мин.)

Приложение N 15

к Рекомендациям по организации

и проведению досрочного голосования

избирателей в труднодоступных или

отдаленных местностях при проведении

выборов депутатов Государственной Думы

Федерального Собрания Российской

Федерации седьмого созыва

(примерная форма)

Наименование комиссии

Избирательные участки, голосующие досрочно в целом

Досрочное голосование отдельных групп избирателей

Виды транспорта, используемые для организации досрочного голосования

Технические виды связи, используемые для передачи данных протоколов об итогах голосования/количество участков, с которых передавались протоколы по техническим каналам связи

кол-во участков

кол-во избирателей

кол-во участков, на которых голосовали отдельные группы

кол-во отдельных групп

кол-во проголосовавших избирателей

--------------------------------

<*> Сведения о проведении досрочного голосования передаются участковой избирательной комиссией в территориальную, территориальной - в вышестоящие избирательные комиссии по окончании проведения досрочного голосования избирателей в труднодоступных или отдаленных местностях (но не позднее установленного избирательной комиссией субъекта Российской Федерации времени в день, предшествующий дню голосования). Данные сведения передаются избирательной комиссией субъекта Российской Федерации в ЦИК России по ее запросу.

Другие документы по теме
"О Разъяснениях по некоторым вопросам применения законодательства, устанавливающего дополнительные требования к лицам, выдвигающимся кандидатами на выборах в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов"
"О Рекомендациях по организации финансового обеспечения деятельности избирательных комиссий муниципальных образований, имеющих статус юридического лица"
"О Рекомендациях по обеспечению избирательных прав граждан Российской Федерации на судах, находящихся в день голосования в плавании, при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и выборов Президента Российской Федерации"
Ошибка на сайте