Рейтинг@Mail.ru

"Временные рекомендации по организации и проведению трудового арбитража при разрешении коллективных трудовых споров"

Утверждаю

Руководитель Службы разрешения

коллективных трудовых конфликтов

при Министерстве труда

Российской Федерации

В.Н.ПЕТРОВ

Первый заместитель директора

Института труда

Министерства труда

Российской Федерации

А.Ф.ЗУБКОВА

ВРЕМЕННЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ТРУДОВОГО АРБИТРАЖА

ПРИ РАЗРЕШЕНИИ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ

Раздел I. Общие положения

Статья 1. Сфера применения Рекомендаций

Настоящие Рекомендации применяются при рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже в случае недостижения согласия в разрешении коллективного трудового спора с участием примирительной комиссии или посредников.

Основными принципами деятельности трудового арбитража являются законность, независимость, коллегиальность и гласность.

Трудовой арбитраж разрешает коллективные трудовые споры по вопросам социально-трудовых отношений между коллективом работников предприятий, профсоюзом (объединений профсоюзов), иными уполномоченными работниками представительными органами, с одной стороны, и работодателем (объединениями работодателей), с другой.

Статья 2. Функции Службы разрешения коллективных трудовых конфликтов при Министерстве труда Российской Федерации при проведении трудового арбитража

В соответствии с Временным положением Служба, ее региональные отделения выполняют следующие функции разрешения коллективных трудовых споров применительно к трудовому арбитражу:

- участвуют в формировании трудового арбитража, контролируют соглашения, достигнутые в ходе проведения трудового арбитража, и его решения;

- организуют работу по подготовке, обучению, повышению квалификации и созданию резерва кадров арбитров, а также работу по созданию института арбитров из негосударственных структур.

Вносят предложения по совершенствованию работы арбитража: по подготовке, изменению, дополнению законодательных и иных нормативных актов, регулирующих вопросы трудового арбитража, и участия в этой работе Службы и ее региональных отделений. Изучают и распространяют положительный опыт работы трудового арбитража.

Раздел II. Правовая база организации трудового арбитража

Правовой базой организации и проведения трудового арбитража при разрешении коллективных трудовых споров являются:

Конституция Российской Федерации;

Рекомендации МОТ 1951 г. N 92 "О добровольном примирении и арбитраже";

Закон СССР "О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)" от 20.05.91;

Указ Президента Российской Федерации от 15.11.91 N 212 "О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)";

Положение о Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, утвержденное Постановлением Правительства от 01.12.94 N 1323;

Временное положение о Службе разрешения коллективных трудовых конфликтов при Минтруде России, утвержденное Приказом Минтруда РФ 17.02.94 N 6;

Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 4 ноября 1993 г. N 1133.

Раздел III. Подбор кандидатур трудовых арбитров

Подбор состава трудовых арбитров проводится с участием региональных отделений Службы. При определении кандидатур необходимо взаимодействовать с территориальными трехсторонними комиссиями, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (как правило, местными органами по труду).

В состав трудовых арбитров включаются ученые, общественные деятели, представители органов исполнительной власти, предприятий, профессиональных союзов, работодателей с учетом основных данных по полу, возрасту, месту работы, должности, образованию, национальности, адресу, телефону и т.п.

От работников в число арбитров рекомендуется включать профсоюзных деятелей, представителей СТК, стачкомов и т.д.

Со стороны работодателей в состав трудовых арбитров включаются уполномоченные представители предприятий независимо от форм собственности.

В число арбитров также должны входить специалисты, имеющие соответствующую подготовку и профессиональный авторитет в области трудовых отношений.

Организация обучения трудовых арбитров осуществляется Службой и ее региональными отделениями во взаимодействии с территориальными трехсторонними комиссиями и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Раздел IV. Формирование трудового арбитража

Трудовой арбитраж создается сторонами спора в десятидневный срок со дня обращения одной из сторон коллективного трудового спора в Службу в случае недостижения согласия с участием примирительной комиссии или посредников.

Количественный и персональный состав арбитров (по количеству нечетное число членов) по каждому коллективному трудовому спору определяется сторонами спора с участием Службы.

Служба или ее региональные отделения предлагают сторонам кандидатуры арбитров из рекомендуемого состава, стороны определяют приемлемых для них арбитров.

Председатель трудового арбитража избирается из числа членов данного трудового арбитража.

В состав трудового арбитража не могут входить лица, являющиеся представителями сторон, вовлеченных в конфликт, либо по должностному статусу заинтересованные в его одностороннем решении. Посредник, участвовавший в рассмотрении коллективного трудового спора, не может быть трудовым арбитром при рассмотрении того же спора.

В случае необходимости трудовой арбитраж обращается по вопросам разрешения коллективного трудового спора за консультациями в соответствующие компетентные органы.

Расходы, связанные с проведением трудового арбитража, в том числе на выплату среднего заработка и на дополнительную оплату труда трудовых арбитров в связи с выполнением ими функций по урегулированию коллективного трудового спора, оплачиваются по соглашению сторон коллективного трудового спора за счет их средств.

Раздел V. Порядок работы арбитража

Трудовой арбитраж при разрешении спора руководствуется законами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и другими нормативными актами.

Трудовой арбитраж рассматривает коллективный трудовой спор на основе письменного заявления одной из сторон или ее представителей.

По вопросам, переданным на рассмотрение трудового арбитража, стороны до заседания должны представить свои письменные предложения председателю арбитража. Необходимые дополнительные материалы по требованию председателя арбитража должны быть ему представлены в сроки, им установленные.

Председатель арбитража имеет право приглашать на заседание комиссии экспертов.

Решение трудового арбитража принимается большинством голосов и оформляется в письменной форме в семидневный срок со дня его создания, а при отсутствии согласия - председателем. Арбитр, не согласный с решением, излагает свое особое мнение, которое прилагается к решению.

В отдельных случаях, когда необходимо получение дополнительных материалов или производство обследования, рассмотрение трудового спора откладывается на необходимый срок, установленный председателем арбитража.

В случае, если на заседание арбитража не явилась сторона, по инициативе которой организован арбитраж, процедура прекращается. В случае неявки другой стороны по неуважительным причинам председатель арбитража может вынести решение в отсутствие этой стороны, в случае неявки по уважительным причинам рассмотрение спора откладывается.

Новые вопросы, не предусмотренные в первоначальных предложениях сторон, могут выноситься на рассмотрение арбитража на самом заседании при наличии следующих условий:

- по инициативе одной из сторон при наличии согласия другой стороны;

- по инициативе председателя при наличии согласия обеих сторон.

После принятия решения каждой стороне спора должен быть передан экземпляр решения, подписанный членами трудового арбитража.

Трудовой арбитраж может вынести решение о прекращении рассмотрения трудового спора:

- если сторона достигла соглашения о прекращении трудового спора;

- спор не является трудовым и не подлежит рассмотрению трудовым арбитражем.

Решение арбитража является обязательным для исполнения сторонами коллективного трудового спора.

Протокол заседания и решения арбитража оформляются по определенной форме (вариант дается в Приложении).

Раздел VI. Информация о работе трудового арбитража

Организация данной работы возможна с помощью территориальных трехсторонних комиссий, органов по труду, через средства массовой информации.

Раздел VII. Обучение арбитров

Программа подготовки арбитров разрабатывается Службой (с привлечением научных организаций), корректируется на местах ее региональными отделениями с учетом мнения территориальной трехсторонней комиссии и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (как правило, органы по труду).

Программа обучения может включать в себя следующие разделы:

- правовая сторона арбитража;

- содержание соглашений и коллективных договоров, относящихся к данному региону;

- опыт арбитражного разрешения конфликтов;

- интересы сторон, их сходство и различие в области социальных и экономических проблем;

- психологические аспекты осуществления арбитража и т.д.

Раздел VIII. Заключительные положения

Настоящие Рекомендации составлены Службой совместно с Институтом труда Министерства труда Российской Федерации (НИИ труда) с учетом имеющейся правовой базы, социально-экономической ситуации и изученного опыта становления и развития социального партнерства в других странах и в Российской Федерации.

Приложение

Другие документы по теме
Ошибка на сайте