Рейтинг@Mail.ru

<Письмо> Минэкономразвития России от 27.02.2013 N ОГ-Д23-833

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 27 февраля 2013 г. N ОГ-Д23-833

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее - Департамент недвижимости), рассмотрев обращение, сообщает.

В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Вместе с тем по затронутым в обращении вопросам полагаем возможным отметить следующее.

Решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета (далее - решение об отказе) принимаются органом кадастрового учета в соответствии с правилами статьи 27 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре).

Согласно пункту 9 части 3 статьи 27 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка в случае, если граница земельного участка, о государственном кадастровом учете которого представлено заявление, не считается согласованной.

Учитывая положения частей 2, 3 статьи 40 Закона о кадастре, местоположение границ земельного участка считается согласованным:

при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей;

если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием.

В соответствии с частью 8 статьи 39 Закона о кадастре в случае согласования местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ вручается данным лицам или их представителям под расписку, направляется по их почтовым адресам посредством почтового отправления с уведомлением о вручении и по адресам их электронной почты в соответствии с кадастровыми сведениями, предусмотренными пунктами 8 и 21 части 2 статьи 7 Закона о кадастре (при наличии таких сведений), либо опубликовывается в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования.

При этом опубликование извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ допускается, если в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о почтовом адресе любого из заинтересованных лиц или получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения.

Указанная норма части 8 статьи 39 Закона о кадастре действует в том числе и для публичных лиц: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Заинтересованными в согласовании местоположения границ земельных участков лицами являются лица, обладающие смежными земельными участками на праве, указанном в части 3 статьи 39 Закона о кадастре.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Закона о кадастре местоположение границ земельных участков подлежит в установленном Законом о кадастре порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 статьи 39 Закона о кадастре, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.

Таким образом, в порядке, установленном Законом о кадастре, должно быть согласовано местоположение границ земельных участков, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (независимо от наличия в государственном кадастре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на указанные земельные участки либо сведений о координатах характерных точек их границ или иного описания местоположения границ), если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ таких земельных участков.

Более подробно позиция Минэкономразвития России по вопросу порядка согласования местоположения границ земельного участка изложена в письме от 14 декабря 2012 г. N 27701-ПК/Д23и (размещено в информационно-справочной системе "КонсультантПлюс").

Учитывая изложенное, если граница земельного участка, о государственном кадастровом учете которого представлено заявление, считается согласованной в соответствии с Законом о кадастре, у органа учета нет оснований для отказа в постановке на государственный кадастровый учет земельного участка.

В соответствии с положениями частей 1, 2 статьи 20 Закона о кадастре с заявлениями о постановке на государственный кадастровый учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости, их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, или любые иные лица.

Порядок представления заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости и необходимых для такого учета документов в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, установлен приказом Минэкономразвития России от 28 декабря 2009 г. N 555 "О порядке представления в орган кадастрового учета при постановке на кадастровый учет объекта недвижимости заявления о кадастровом учете и необходимых для кадастрового учета документов в форме электронных документов с использованием сетей связи общего пользования, подтверждения получения органом кадастрового учета указанных заявления и документов, а также засвидетельствования верности электронного образа документа, необходимого для кадастрового учета объекта недвижимости".

Если заявление о государственном кадастровом учете земельного участка представляется в орган кадастрового учета в форме электронного документа, оформление межевого плана в виде бумажного документа не требуется (пункт 16 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. N 412).

В дополнение сообщаем, что поскольку административного порядка признания незаконными решений, принимаемых органом кадастрового учета, Законом о кадастре не предусмотрено, учитывая положения статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 13 статьи 27 Закона о кадастре, урегулирование указанных вопросов возможно в судебном порядке.

Кроме того, отказ в осуществлении государственного кадастрового учета не препятствует повторному обращению в орган кадастрового учета с соответствующим заявлением о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости.

Также сообщаем, что Минэкономразвития России Росреестру указано на необходимость усиления контроля за деятельностью подведомственных Росреестру государственных бюджетных учреждений и принятия мер к устранению причин и условий, способствующих нарушению прав и охраняемых законом интересов граждан, вызывающих поступление обращений по вопросам, связанным с принимаемыми органами кадастрового учета неправомерными решениями об отказе в осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости.

Заместитель директора

Департамента недвижимости

В.А.ЯЦКИЙ

Другие документы по теме
"О некоторых вопросах регистрации транспортных средств"
"Об особенностях контроля территориальными учреждениями Банка России исполнения кредитными организациями требований Банка России о доформировании резервов на возможные потери"
"О централизации земельного налога"
"О направлении типовой спецификации"
Ошибка на сайте