Рейтинг@Mail.ru

<Письмо> Минэкономразвития РФ от 31.03.2010 N Д05-919

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 31 марта 2010 г. N Д05-919

ПО ВОПРОСУ ПРИМЕНЕНИЯ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 26 ДЕКАБРЯ 2008 Г. N 294-ФЗ

"О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО

КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) И МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ"

Департамент развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России рассмотрел обращение о применении Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) и сообщает.

1. Закон N 294-ФЗ регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц при осуществлении ими предпринимательской деятельности и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

В соответствии со статьей 2 Закона N 294-ФЗ государственный контроль (надзор) - это деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

В этой связи полагаем, что осуществление Росимуществом контроля (надзора) за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, должно осуществляться в соответствии с требованиями Закона N 294-ФЗ.

При этом отмечаем, что осуществление контроля за целевым использованием земель, лесов и водных объектов осуществляется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и объектом проверок органа муниципального контроля является исполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем существенных условий договора аренды (лесов, земель, водных объектов), сторонами которых выступают арендатор-природопользователь и арендодатель-собственник или другой владелец природного ресурса, и иные виды договоров - концессии, долгосрочного, краткосрочного, бесплатного пользования, установления сервитутов. На данные правоотношения действие Закона N 294-ФЗ не распространяется, т.к. основанием прекращения права природопользования являются юридические факты, которые содержатся в земельном, водном, лесном и ином законодательстве применительно к особенностям использования отдельных видов природных ресурсов. Использование природного объекта не по целевому назначению является одним из оснований принудительного прекращения права пользования природными ресурсами и соответственно основанием для расторжения договора аренды или иных видов договоров.

2. В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Закона N 294-ФЗ особенности организации и проведения проверок при осуществлении антимонопольного контроля, касающиеся вида, предмета, оснований проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомления о проведении внеплановой выездной проверки, могут устанавливаться другими федеральными законами.

Согласно нормам Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" субъектами контроля за размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд являются государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

В этой связи, учитывая, что субъекты контроля указанных нормативных правовых актов не совпадают, действие Закона N 294-ФЗ не может распространяться на порядок организации и проведения мероприятий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и должно осуществляться в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и в рамках гражданско-правовых отношений.

Обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти в случае, если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России - федеральный орган исполнительной власти ни действующим законодательством, ни Положением о Министерстве, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделен компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Заместитель директора

Департамента развития малого

и среднего предпринимательства

Н.И.ЛАРИОНОВА

Другие документы по теме
"О применении Закона о рекламе в связи с вступлением в силу Закона о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"
"О рассмотрении обращения"
"Об определении налоговой базы" (вместе с <Письмом> Минфина России от 10.11.2015 N 03-04-07/64620)
"О проведении подготовительных мероприятий по изготовлению бланков деклараций по налогу на доходы физических лиц"
Ошибка на сайте