Рейтинг@Mail.ru

Письмо МЧС РФ от 07.06.2007 N 12/1-6-349

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ

ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ

ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ ПО МАЛОМЕРНЫМ СУДАМ

ПИСЬМО

от 7 июня 2007 г. N 12/1-6-349

В целях организации работы ГИМС МЧС России по осуществлению контроля на водных объектах направляю для руководства Порядок осуществления контроля на водных объектах государственными инспекциями по маломерным судам МЧС России по субъектам Российской Федерации, утвержденный заместителем министра по ЧС.

Начальник

Управления ГИМС МЧС России -

главный государственный инспектор

по маломерным судам

ПОРЯДОК <*>

ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ

--------------------------------

<*> Утверждено заместителем министра по ЧС 06.06.2007.

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок определяет организацию подготовки и проведения государственными инспекциями по маломерным судам МЧС России по субъектам Российской Федерации (далее - ГИМС МЧС России по субъектам РФ) контроля за выполнением юридическими и физическими лицами правил пользования маломерными судами и требований правил охраны жизни людей на водных объектах (далее - контроль на водных объектах).

1.2. Контроль на водных объектах является одним из основных направлений деятельности Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по субъекту РФ по поддержанию правопорядка на водоемах, обеспечению безопасности плавания поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России судов, решению задач по обеспечению безопасности и охране жизни людей на воде и пресечению нарушений требований законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующих порядок пользования водными объектами и обеспечения безопасности плавания на них.

1.3. ГИМС МЧС России по субъектам РФ при планировании и проведении мероприятий по контролю на воде руководствуются водным законодательством, Положением о ГИМС МЧС России, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.12.2004 N 835, Правилами плавания по внутренним водным путям Российской Федерации (ППВП), Международными правилами предупреждения столкновения судов в море (МППСС), Правилами пользования маломерными судами на водных объектах РФ, утвержденными Приказом МЧС России от 29.06.2005 N 502 (зарегистрирован в Минюсте России 24.08.2005 N 6940), КоАП Российской Федерации, Порядком пользования должностными лицами ГИМС правами, предусмотренными Положением о Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, утвержденным Приказом МЧС России от 29.06.2005 N 499 (зарегистрирован в Минюсте России 29.07.2005 N 6841), и настоящим Порядком.

Кроме того, при планировании и проведении мероприятий по контролю на воде ГИМС МЧС России по субъектам Российской Федерации руководствуются также Правилами пограничного режима, утвержденными Приказом ФСБ РФ от 28.09.2006 N 452 (зарегистрирован в Минюсте России 10.11.2006 N 8463).

1.4. При проведении контроля на водных объектах, расположенных на территории смежных субъектов Российской Федерации, порядок взаимодействия подразделений Государственной инспекции по маломерным судам, осуществляющих контроль, устанавливается главными госинспекторами по маломерным судам этих субъектов Российской Федерации.

2. Формы контроля на воде, участвующие силы и средства

2.1. Контроль на воде осуществляется в форме патрулирований, рейдов, наблюдения с плавучих или стационарных береговых контрольных постов, а также при служебных выходах на плавсредствах госинспекторов по маломерным судам на водные объекты.

2.2. Патрулирование - систематическое обследование определенных (назначенных) водных районов интенсивного судоходства (отдыха на маломерных судах, рыбалки, водного туризма и т.д.) путем регулярного движения по ним патрульных судов ГИМС с целью осуществления наблюдения за правопорядком в них, поиска нарушителей правил, регламентирующих безопасность плавания маломерных судов.

Целями патрулирования также являются:

контроль за состоянием баз (сооружений) для стоянок маломерных судов, пляжей, переправ (кроме паромных переправ), на которых используются маломерные суда, ледовых переправ и наплавных мостов;

проведение профилактических мероприятий по обеспечению безопасности населения в местах массового отдыха на водных объектах (на необорудованных пляжах, туристических маршрутах, местах подледного лова рыбы и т.д.).

Патрулирование проводится в назначенные дни и часы в пределах одного водоема (участка водоема) или, при необходимости, с выходом в смежный водоем этого же инспекторского отделения, инспекторского участка по разработанному старшим госинспектором - руководителем инспекторского отделения, инспекторского участка, а при наличии группы патрульной службы - ее руководителем (далее - старший госинспектор) маршруту.

Патрулирование проводится на катере или моторной лодке патрульной группой в составе не менее 3 человек под руководством старшего госинспектора, а также может осуществляться путем наблюдения с береговых стационарных постов или методом патрулирования по берегу на транспортных средствах или пешим порядком с использованием технических средств наблюдения.

2.3. Рейд - выдвижение патрульной группы в водные районы, значительно удаленные от мест постоянной дислокации структурных подразделений Государственной инспекции по маломерным судам МЧС и мест систематического патрулирования, в которых возможны нарушения судоводителями поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам судов, а также юридическими лицами и гражданами правопорядка и правил, регламентирующих безопасность плавания маломерных судов, охрану жизни людей и окружающей среды на водных объектах.

Руководителем рейда является старший госинспектор либо начальник отдела или заместитель начальника отдела Государственной инспекции по маломерным судам в составе ГУ МЧС России по субъекту РФ (далее - старший патрульной группы).

Выход в рейд осуществляется, как правило, не менее чем на 2 судах (катерах, моторных лодках) с экипажами в составе 3 - 4 человек на каждом из них. Для участия в рейде, при необходимости, привлекаются суда внештатных общественных инспекторов ГИМС МЧС России или других судовладельцев с их согласия.

В периоды рейдов одновременно с контролем на воде, при необходимости, осуществляется госрегистрация и техническое освидетельствование маломерных судов, баз (сооружений) для их стоянок, пляжей, переправ и наплавных мостов, а также проводится профилактическая и агитационно-пропагандистская работа среди жителей прибрежных населенных пунктов.

2.4. К патрулированию и участию в рейдах, как правило, привлекаются представители госорганов и общественных организаций, участвующих в обеспечении безопасности населения, укреплении правопорядка и охране окружающей природной среды на водных объектах (МВД, органы погранслужбы, природоохранные органы, рыбоохрана, охотинспекция, Всероссийское общество спасания на водах), а также спасатели, представители СМИ.

2.5. Плавучий контрольный пост, состоящий из катера или моторной лодки с госинспектором на борту, решает задачу по обеспечению безопасности людей и плавания маломерных судов на заданном ограниченном участке акватории.

Плавучие контрольные посты выставляются в назначенные дни и часы на маршрутах интенсивного движения маломерных судов в местах, сложных в навигационном отношении, в районах переправ, на подходах к шлюзам и др., а также в местах массовых мероприятий на водоемах (спортивных соревнований, праздников на воде и т.п.).

2.6. В помощь государственным инспекторам по маломерным судам привлекаются внештатные общественные инспекторы ГИМС.

3. Планирование контроля на воде

3.1. Проекты годовых планов контрольно-надзорной деятельности Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по субъекту Российской Федерации разрабатываются Центром ГИМС МЧС России по субъекту РФ (далее - Центр) либо отделом Государственной инспекции по маломерным судам в составе главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации, где Центр отсутствует (далее - отдел ГИМС), согласовываются главным госинспектором субъекта Российской Федерации и утверждаются начальником главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации.

На основании годовых планов составляются квартальные планы контрольно-надзорной деятельности, разрабатываемые и утверждаемые в вышеуказанном порядке, в которых мероприятия по контролю на воде конкретизируются для расположенных на территории субъекта Российской Федерации водных объектов. В них предусматриваются в обобщенном виде мероприятия по контролю на водных объектах, указываются сроки проведения, используемые силы и средства, привлекаемые к участию в контроле на водных объектах государственные органы и общественные организации, порядок взаимодействия с госорганами, обеспечивающими правопорядок, контроль за безопасностью судоходства и охраной окружающей среды на водных объектах.

3.2. Во исполнение годовых и квартальных планов разрабатываются месячные планы инспекторских подразделений (отделений, участков, групп патрульной службы) с графиками патрулирований (рейдов), которые согласовываются главным госинспектором субъекта РФ и утверждаются начальником Центра ГИМС.

В этих планах и графиках конкретизируются контролируемые водные объекты (участки водоемов), формы, сроки и периодичность контроля, количество выделяемых плавсредств и лица, ответственные за их выделение, участвующие в контроле государственные органы и общественные организации соответствующих районов и городов.

Графики контроля на водных объектах согласовываются с госорганами и общественными организациями, принимающими участие в патрулированиях и рейдах. На основании месячных планов и графиков патрулирований и рейдов инспекторских подразделений разрабатываются индивидуальные месячные планы и графики контроля на водных объектах для каждого госинспектора, которые утверждаются руководителями этих подразделений.

3.3. В соответствии с утвержденными месячными планами и графиками в навигационный период руководителями инспекторских подразделений утверждаются для каждого госинспектора недельные графики проведения рейдов и патрулирований (по дням недели), в которых указываются: даты, время и маршруты проведения рейдов и патрулирований, даты, время и места работы контрольных постов на водных объектах (в том числе плавучих постов для обеспечения массовых мероприятий и постов на берегу); наименование выделяемых плавсредств, составы экипажей судов, участвующих в рейдах, патрулировании (далее - патрульные группы), должности, фамилии и инициалы старших патрульных групп; место и время проведения инструктажей патрульных групп; должностные лица, ответственные за проведение каждого мероприятия и за контроль на данном водном объекте в целом.

4. Подготовка и проведение контроля на воде

4.1. За подготовку судов, участвующих в контроле на воде, несут ответственность руководители инспекторских подразделений, от которых формируется состав групп по осуществлению контроля на водных объектах.

4.2. Каждое судно ГИМС, участвующее в контроле на воде, имеет отличительный знак на лобовом стекле - эмблему и на носовой части судна - вымпел ГИМС МЧС России. Судно, не принадлежащее ГИМС, несет на лобовом стекле эмблему внештатного общественного инспектора. Отличительные знаки на патрульных судах должны быть хорошо различимы.

Патрульное судно, кроме обычного оборудования, предусмотренного нормами, должно быть укомплектовано дополнительными спасательными и сигнальными средствами (двумя-тремя комплектами). Все патрульные суда должны находиться в исправном состоянии.

4.3. На каждое судно, участвующее в контроле на воде, старшему патрульной группы выдается план-задание, в котором указывается: N плана-задания, наименование Центра ГИМС МЧС России по субъекту Российской Федерации (инспекторского отделения, инспекторского участка, группы патрульной службы), тип и бортовой номер судна, состав патрульной группы и должность, фамилия и инициалы старшего группы, маршрут рейда или патрулирования (район для контрольного поста), краткое изложение задания, организация связи, дата и время начала и окончания контроля.

Планы-задания подписываются и заверяются соответствующей печатью: для выходящих в рейд - начальниками отделов ГИМС ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации, их заместителями, а в остальных случаях - старшими госинспекторами. По окончании патрулирования (рейда, работы контрольного поста и т.д.) на обратной стороне плана-задания старший патрульной группы делает запись о проделанной работе.

4.4. Перед выходом судов для контроля на воде с личным составом патрульных групп проводится инструктаж, на котором объявляется маршрут движения (место и район ответственности контрольного поста), время начала и окончания несения службы, ставятся задачи на проведение контроля, обращается внимание на особенности обстановки на маршруте (в районе), доводится прогноз погоды на период проведения контроля на воде, при необходимости намечаются места укрытия от непогоды и определяется время прохождения контрольных точек на маршрутах, устанавливаются способы и средства связи между группами и с органом управления Центра ГИМС или отделом ГИМС ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации (радиосвязь, сигнальные ракеты и другие способы).

При проведении инструктажа инструктирующий убеждается в знании личным составом патрульной группы особенностей конкретного водоема (лоции, особенностей гидрологии, гидрометеоусловий, судоходной обстановки, других факторов), выборочно проверяет знание личным составом группы своих прав, Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, местных правил плавания и пользования водными объектами для плавания на маломерных судах, Правил охраны жизни людей на водных объектах и требований техники безопасности.

О получении инструктажа старшие патрульных групп расписываются в специальном журнале.

Инструктаж личного состава патрульных групп, выходящих в рейд, проводится начальниками отделов ГИМС главного управления МЧС России по субъектам Российской Федерации, их заместителями, а во всех других случаях - старшими госинспекторами.

4.5. Выходящий на водные объекты для контроля на воде личный состав патрульной группы должен быть опрятно одет (госинспекторы в форменной одежде с нагрудным служебным знаком), иметь: удостоверение госинспектора (внештатного общественного инспектора ГИМС, спасателя и т.д.), судовые и судоводительские документы, исправные снаряжение, средства наблюдения и связи (бинокли, радиостанции, ракетницы и др.), Правила пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, Правила охраны жизни людей на водных объектах, КоАП Российской Федерации (выписку), бланки необходимых процессуальных документов, в том числе:

протоколов об административных правонарушениях;

протоколов о направлении на медицинское освидетельствование;

протоколов о задержании маломерного судна;

актов на передачу маломерного судна на специализированную стоянку;

протоколов о досмотре маломерного судна;

протоколов об изъятии вещей и документов;

протоколов о доставлении;

постановления по делу об административном правонарушении;

предупреждения.

4.6. Старший патрульной группы руководит работой группы и при проведении контроля на воде обязан:

знать оперативную, навигационную и гидрометеорологическую обстановку на патрулируемых водных объектах;

знать дислокацию ближайших постов МВД и подразделений МЧС России, пограничных нарядов, общественных формирований по охране правопорядка и систему связи с ними;

осуществлять контроль за выполнением судоводителями требований Правил пользования маломерными судами на водных объектах РФ, Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах и действующих в данном районе правил плавания;

проверять у судоводителей наличие предусмотренных правилами документов;

при возникновении необходимости установленным порядком направлять судоводителей в медучреждения для проверки их на состояние опьянения;

в необходимых случаях останавливать и осматривать суда, техсостояние которых вызывает сомнение, и при обнаружении неисправностей, с которыми невозможна эксплуатация судна, запрещать его эксплуатацию;

при обнаружении нарушений правил пользования маломерными судами принимать меры по их пресечению и составлять протоколы о нарушении, руководствуясь КоАП Российской Федерации;

в случаях, предусмотренных КоАП Российской Федерации, отстранять судоводителей от управления судном, а судно по акту передавать на хранение за счет судовладельца на соответствующую спецстоянку;

осуществлять контроль за выполнением на водоемах правил охраны жизни людей на водных объектах и принимать меры по пресечению нарушений этих правил;

осуществлять контроль за соблюдением на водных объектах природоохранительного законодательства, пресекать случаи его нарушения и при первой же возможности информировать о них природоохранные органы;

оказывать помощь терпящим бедствие на воде и принимать меры по скорейшей доставке пострадавших для оказания им медпомощи, привлекая в установленном порядке для этих целей, при необходимости, оказавшиеся поблизости плавсредства юридических и физических лиц.

4.7. Решение об остановке и осмотре судов (плавсредств) принимает старший патрульной группы. Остановка судна производится подачей сигнала:

- повторяющимся горизонтальным движением флага;

- отмашкой белого цвета в сторону судна;

- командой голосом: "Катеру (парусному судну, мотолодке) бортовой номер (название) застопорить ход (остановиться, лечь в дрейф, подойти к борту) для проведения осмотра органами Государственной инспекции по маломерным судам". С целью обращения внимания судоводителя могут дополнительно подаваться сигналы судовой сиреной, прожектором, фарой-искателем или пиротехническими средствами с использованием сигнальных ракет.

Госинспектор с прибытием на борт остановленного судна обязан:

представиться судоводителю (капитану) судна по форме: "Государственный инспектор по маломерным судам", назвать свою фамилию, имя и отчество;

предъявить служебное удостоверение;

объявить причину остановки судна и потребовать от судоводителя (капитана) установленные судоводительские, судовые, грузовые и иные необходимые документы;

произвести осмотр судна на предмет технической исправности и выполнения экипажем и пассажирами правил охраны жизни людей на водных объектах, правил пользования маломерными судами и иных правил, обеспечивающих безопасность плавания.

Остановка судна и подход его к борту патрульного судна должны производиться вне судового хода, в безопасном месте с соблюдением мер предосторожности. Осмотр судна и проверка судоводительских и судовых документов, как правило, должны осуществляться у берега. Ответственность за безопасность маневрирования при остановке маломерного судна несет старший патрульной группы.

4.8. Взаимоотношения должностных лиц, проводящих контроль на воде, с судоводителями должны основываться на строгом соблюдении законности, четком исполнении своих обязанностей, сочетании решительности и принципиальности в выявлении правонарушений с внимательным, доброжелательным и уважительным отношением к судоводителю.

Разъяснения правонарушителю о неправомерности его действий необходимо давать без нравоучений, доброжелательно, убедительно и ясно, со ссылкой на соответствующие положения правил и других нормативных документов, действующих в сфере безопасности плавания и пользования маломерными судами.

В случае, если судоводитель, совершивший правонарушение, на замечания реагирует возбужденно, ему необходимо дать время успокоиться и предоставить возможность объяснить обстоятельства его неправомерных действий.

Старший патрульной группы при возникновении конфликтной ситуации, претензиях со стороны судоводителя (гражданина) должен разъяснить ему его право и порядок обжалования действий госинспектора, сообщить (повторить) свои должность, фамилию и номер нагрудного служебного знака, телефон и адрес инспекторского подразделения и органа управления Центра Государственной инспекции по маломерным судам или отдела Государственной инспекции по маломерным судам главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации.

4.9. По окончании каждого мероприятия по контролю на водных объектах старшие патрульных групп составляют письменные отчеты, в которых указываются: дата, время выхода и возвращения судов, участвующих в мероприятии, составы патрульных групп, маршрут, пройденное расстояние, количество осмотренных маломерных судов, количество выявленных нарушений, количество составленных протоколов, краткое описание нарушений и принятых мер. Отчеты представляются в установленном порядке лицу, утвердившему план-задание для принятия необходимых решений.

Во всех инспекторских подразделениях должен быть организован учет выявленных нарушений и принятых мер в журналах по форме, указанной в приложении. Анализу подлежат все случаи правонарушений на водных объектах, принятые меры по ним и профилактическая работа по их предупреждению. На основании анализа разрабатываются методы повышения эффективности контроля на воде.

Материалы о результатах контроля за безопасностью плавания маломерных судов систематически доводятся до широкого круга общественности и судоводителей с использованием для этого средств массовой информации. Сведения о результатах контроля на воде отражаются в Контрольно-наблюдательном деле водного объекта (наименование водного объекта) на территории деятельности инспекторского подразделения (наименование подразделения) Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по (наименование субъекта Российской Федерации).

Примечание: Не рекомендуется преследовать суда с не подчиняющимися требованиям госинспектора нетрезвыми гражданами и вооруженными лицами, если действия патрульной группы не обеспечиваются нарядом работников милиции. В подобном случае об опасной ситуации, возникшей на водоеме, ставится в известность ближайший орган внутренних дел и дальнейшие действия согласовываются с ним.

Другие документы по теме
"О направлении письма Минфина России" (вместе с <Письмом> Минфина РФ от 09.02.2012 N 03-07-15/17)
"О данных, необходимых для исчисления НДПИ в отношении нефти, за октябрь 2011 года"
"Об информировании таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения и таможенных брокеров (представителей) о выполнении условий включения в реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела"
Ошибка на сайте