Рейтинг@Mail.ru

<Письмо> Госкомстата РФ от 04.11.1995 N 17-1-18/1939

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТАТИСТИКЕ

ПИСЬМО

от 4 ноября 1995 г. N 17-1-18/1939

Госкомстат России направляет Указания о порядке заполнения сведений федерального государственного статистического наблюдения по труду за 1995 год и в 1996 году и просит территориальные органы статистики довести соответствующие разъяснения до предприятий, учреждений, организаций.

В.В.ДАЛИН

Утверждаю

Первый заместитель Председателя

Госкомстата России

В.В.ДАЛИН

04.11.95

УКАЗАНИЯ

О ПОРЯДКЕ ЗАПОЛНЕНИЯ СВЕДЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО

ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ ПО ТРУДУ

ЗА 1995 ГОД И В 1996 ГОДУ

1. Для предприятий, учреждений, организаций (кроме малых) независимо от форм собственности Госкомстатом России утверждены следующие первичные формы годовых сведений по труду за 1995 год:

1.1. Для промышленных предприятий - форма N 2-т, утвержденная Постановлением от 21.07.95 N 104.

1.2. Для строительных подрядных организаций и предприятий, осуществляющих строительство хозспособом (кроме колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, отчитывающихся по форме N 5-АПК годовая) - форма N 3-т, утвержденная Постановлением от 31.07.95 N 115.

1.3. Для проектно - изыскательских организаций - форма N 4-кс, утвержденная Постановлением от 31.07.95 N 115.

1.4. Формы N N 1-т типовая и специализированные, 5-т (потребсоюз), 8-т, 11-т - Постановлением от 05.07.95 N 86.

Отменены формы N 1-т (автотранспорт) сводная и N 1-т (обл - рай - горздрав). Юридические лица, ранее отчитывавшиеся по этим формам, представляют годовые сведения по форме N 1-т.

1.5. Для сельскохозяйственных предприятий Минсельхозпродом России утверждена форма N 5-АПК в составе годового отчета сельхозпредприятий за 1995 год.

Несельскохозяйственные предприятия и организации агропромышленного комплекса (промышленные, строительные, снабженческие и другие) представляют годовой отчет по соответствующим отраслевым формам по труду (N N 2-т, 3-т, 1-т и др.).

2. Для заполнения в 1996 году утверждены формы текущих сведений по труду (Постановление от 11.07.95 N 90):

2.1. для предприятий, учреждений, организаций всех отраслей экономики:

N 1-т месячная (за первые два месяца квартала) "Сведения о численности и заработной плате работников";

N 1-т квартальная "Сведения о численности, заработной плате и движении работников".

Предприятия, осуществляющие строительство хозяйственным способом (кроме колхозов, совхозов и других сельхозпредприятий), составляют отдельные сведения на этих работников по формам N 1-т месячная и N 1-т квартальная;

2.2. для предприятий, учреждений, организаций промышленности, строительства, транспорта, сельского хозяйства, здравоохранения, образования, культуры, искусства, имеющих просроченную задолженность по выдаче средств на заработную плату, - N 3-ф месячная "Сведения о просроченной задолженности по выдаче средств на заработную плату " и Инструкция по ее заполнению;

2.3. для совместных и иностранных предприятий - форма N 1-вэс квартальная (Постановление от 26.07.95 N 106).

Отменены с заполнения за январь 1996 года формы N N 1-т (сводная), Приложение к форме N 1-т (сводная), 1-тм (сводная).

3. При составлении годовых и текущих сведений по труду списочная и среднесписочная численность работников, численность принятых и выбывших работников, число отработанных человеко - часов определяются в соответствии с Инструкцией по статистике численности и заработной платы рабочих и служащих на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Госкомстатом СССР 17.09.87 N 17-10-0370 и следующими разъяснениями.

3.1. Совместители (без внутренних) и работники, выполнявшие работы по договорам подряда и другим договорам гражданско - правового характера, не включаются в среднесписочную численность работников, а показываются в форме N 1-т квартальная отдельно в строках 17, 18 (в отличие от методологии, принятой для расчета налога с суммы превышения фактических расходов на оплату труда работников по сравнению с их нормируемой величиной).

3.2. Численность совместителей (строка 17) показывается на конец I квартала, I полугодия, 9 месяцев и года. В эту численность не включаются внутренние совместители.

Работник, получающий в одном учреждении две, полторы ставки или оформленный в одном предприятии как внутренний совместитель, учитывается в среднесписочной численности как один человек (целая единица).

3.3. Средняя численность работников, выполнявших работы по договорам подряда и другим договорам гражданско - правового характера (строка 18), исчисляется по методологии определения среднесписочной численности (пункты 18 и 21 Инструкции по статистике численности и заработной платы рабочих и служащих). Причем эти работники учитываются за каждый календарный день как целые единицы в течение всего срока действия договора.

Средняя численность этих работников за период с начала года определяется путем суммирования средней численности за все месяцы, истекшие с начала года, и деления полученной суммы на число месяцев, т.е. на 3, 6, 9, 12.

Если работник, состоящий в штате предприятия, заключил договор гражданско - правового характера с этим же предприятием, то он также показывается в строке 18.

3.4. Работники, принятые на работу на полное рабочее время в соответствии с заключенным трудовым договором (контрактом), но временно переведенные по инициативе администрации на работу на неполное рабочее время в связи с отсутствием сырья, сокращением объема производства (работ), а также работники, находящиеся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы по инициативе администрации, не исключаются из среднесписочной численности и учитываются как целые единицы. Работники исключаются из среднесписочной численности в соответствии с приказом об увольнении.

При заполнении строк 11, 12 следует иметь в виду, что если один и тот же работник в течение отчетного периода имел более одного отпуска по инициативе администрации, то он показывается один раз.

3.5. При заполнении строки 09 в число фактически отработанных человеко - часов включаются отработанные человеко - часы, включая сверхурочные. Время внутрисменного простоя по различным причинам в строке 09 не учитывается.

4. При заполнении данных о средствах, направленных на потребление, на оплату труда, суммах предоставленных социальных льгот за 1995 год следует руководствоваться Инструкцией о составе средств, направляемых на потребление, утвержденной Госкомстатом России 13.10.92 N 6-3/124, и следующими разъяснениями.

4.1. В фонд оплаты труда при заполнении сведений по труду включаются денежные суммы независимо от источника их выплаты, то есть премии, вознаграждения и другие виды оплаты труда, начисленные за счет прибыли, средств специального назначения и целевых поступлений. Таким образом, данные фонда оплаты труда в статистических сведениях по труду могут быть больше расходов, относимых к затратам на оплату труда в соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг).

4.2. Комиссионное вознаграждение, а также оплата услуг работников бухгалтерий за выполнение ими письменных поручений работников по перечислению страховых взносов из заработной платы, включаются в фонд оплаты труда предприятий, учреждений, организаций. Страховые организации, перечислившие средства на оплату услуг бухгалтеров, не включают эти средства при заполнении сведений по труду.

4.3. Единовременные поощрения своим работникам, включая стоимость подарков, следует учитывать в фонде оплаты труда работников списочного состава.

4.4. Просьба обратить внимание на правильность учета отпускных сумм, особенно учреждениями образования в период массовых отпусков. В сведения должны включаться суммы за дни отпуска, приходящиеся только на дни отчетного месяца. Суммы, причитающиеся за дни отпуска в следующем месяце, включаются в фонд оплаты труда следующего месяца.

4.5. Оплату труда или доплату работникам за счет средств Государственного фонда занятости не следует включать в фонд оплаты труда и в сведения по труду (аналогично пособиям и пенсиям работающим из внебюджетных фондов).

Также за счет средств Государственного фонда занятости могут производиться предприятиям компенсационные выплаты как краткосрочная мера материальной поддержки работников, находящихся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы. Эти финансовые средства органами службы занятости могут выделяться на безвозвратной либо на возвратной основе.

В случае, если предприятие возмещает органам службы занятости средства на выплату заработной платы своим работникам, то эта заработная плата включается в фонд оплаты труда.

4.6. В средства, направленные на потребление, включаются доходы по акциям и другие доходы от участия своих работников в собственности предприятия (дивиденды, проценты, выплаты по долевым паям и т.д.), начисленные к выплате только работникам предприятия. Суммы дивидендов по акциям, приобретенным другими предприятиями, сторонними лицами, а также выплачиваемые неработающим пенсионерам, в средства, направленные на потребление, не включаются.

4.7. Стоимость бесплатно выдаваемых работникам в качестве поощрения акций или льгот по приобретению акций работникам и за счет средств предприятий в отчете за 1995 год включается в сумму социальных льгот.

4.8. Вознаграждения членам совета акционерного общества, учредителям, не состоящим в списочном составе работников акционерного общества, показываются в фонде оплаты труда работников несписочного состава и не включаются в среднюю заработную плату.

4.9. Материальная помощь, поощрения и другие социальные льготы (кроме доходов по акциям), выплачиваемые неработающим пенсионерам, включаются в средства, направленные на потребление.

4.10. Материальную помощь, оплату стоимости питания работников и оплату их проезда к месту работы при заполнении сведений по труду за 1995 год как хозрасчетными предприятиями, так и бюджетными учреждениями, включая центральный аппарат министерств и ведомств, следует показывать только в средствах, направленных на потребление, и не включать в фонд оплаты труда. С 1996 года этот порядок изменяется (смотри пункт 6 настоящих Указаний).

4.11. В средства, направленные на потребление, не включаются расходы по содержанию жилья, дошкольных учреждений, находящихся на балансе предприятия или содержащихся на условиях долевого участия.

В средства, направленные на потребление, включаются только те суммы, которые предприятие заплатило за своих работников, например, возмещение платы родителей за детей в дошкольных учреждениях, оплата жилья, квартплаты и т.п.

5. При заполнении годовых сведений следует иметь в виду следующее.

5.1. В выплатах по районному регулированию оплаты труда показываются районные коэффициенты, надбавки за работу в районах Крайнего Севера и других районах, имеющих аналогичные льготы, коэффициенты за работу в пустынных, безводных и высокогорных местностях.

5.2. Данные граф с 1 по 7 раздела II должны быть равны данным графы 5 строки 1 раздела I.

5.3. Следует иметь в виду, что выделенные во втором разделе, графах 9 - 12 отдельные виды социальных льгот в сумме могут быть меньше данных графы 8 "сумма социальных льгот" за счет невыделенных отдельно в форме других видов льгот.

6. Постановлением Госкомстата России от 10.07.95 N 89 утверждена Инструкция о составе фонда заработной платы и выплат социального характера, согласованная с Минэкономики России, Минфином России, Минтрудом России и Центральным Банком России. Инструкция распространяется на юридические лица, их обособленные подразделения независимо от формы собственности, осуществляющие деятельность во всех отраслях экономики, и применяется для проведения федерального государственного статистического наблюдения по труду.

Инструкция вводится в действие, начиная с заполнения сведений за январь 1996 года, и в связи с этим утрачивает силу Инструкция о составе средств, направляемых на потребление, утвержденная Госкомстатом России 13.10.92 N 6-3/124.

Необходимость пересмотра связана с изменениями в организации оплаты труда на предприятиях и расширением различных видов выплат работникам, что потребовало обеспечения более точного измерения средней заработной платы работников. Утвержденная Инструкция не ориентирована на методологию финансовых и налоговых органов.

Основные изменения в утвержденной Инструкции по сравнению с действующей в настоящее время следующие.

6.1. Все начисленные предприятиями выплаты работникам (независимо от источника) сгруппированы в три раздела: фонд заработной платы, выплаты социального характера и расходы, не относящиеся к фонду заработной платы и выплатам социального характера.

Фонд заработной платы включает: оплату за отработанное время; оплату за неотработанное время; единовременные поощрительные выплаты и выплаты на питание, жилье, топливо.

В фонд заработной платы (в состав единовременных поощрительных выплат) включена материальная помощь, предоставленная всем или большинству работников, так как она носит премиальный характер, в отличие от материальной помощи, предоставленной отдельным работникам по семейным обстоятельствам, на погребение, отнесенной к выплатам социального характера.

В составе фонда заработной платы новой является группировка выплат на питание, жилье, топливо. В настоящее время в фонд оплаты труда и среднюю заработную плату включается только стоимость бесплатно предоставленных в соответствии с законодательством работникам отдельных отраслей экономики питания, топлива, жилья и коммунальных услуг.

6.2. Исключены из фонда заработной платы и, следовательно, из средней заработной платы работников следующие выплаты:

- надбавки за подвижной и разъездной характер работы, вахтовый метод работы, полевое довольствие. Эти расходы, выплачиваемые взамен суточных, включены в раздел IV;

- стоимость форменной одежды и обмундирования;

- компенсации женщинам, находившимся в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком;

- выходное пособие при прекращении трудового договора и суммы уволенным работникам на период трудоустройства в связи с ликвидацией предприятия, сокращением численности или штата работников;

- стоимость льгот по проезду работников железнодорожного, авиа-, морского, речного, автомобильного транспорта и городского электротранспорта, транспортного строительства;

- оплата стоимости проезда работников предприятий Крайнего Севера к месту отдыха и обратно в соответствии с законодательством.

6.3. Доходы (дивиденды, проценты и т.д.) от участия работников в собственности предприятия не включаются в фонд заработной платы и выплаты социального характера.

7. В связи с методологическими изменениями, изложенными в пункте 6, при заполнении сведений в 1996 году по формам N 1-т месячная и N 1-т квартальная данные о фонде заработной платы и выплатах социального характера за соответствующий период прошлого (1995) года следует привести в методологии отчетного (1996) года.

8. Средняя заработная плата работников по предприятию, учреждению, организации в 1996 году исчисляется, исходя из фонда заработной платы работников списочного состава (включая совместителей) и среднесписочной численности работников.

На основании данных о фонде заработной платы работников списочного состава (включая совместителей) и выплат социального характера для анализа может быть исчислен доход работника от оплачиваемой работы на предприятии, учреждении, организации.

9. При заполнении в 1996 году колхозами сведений по формам N 1-т показываются следующие данные о работавших во всех отраслях хозяйства колхоза:

строка 01 - численность колхозников и наемного персонала в колхозах;

строки 03 и 06 - фонд заработной платы (строка 03) и выплаты социального характера (строка 06) колхозников, наемного персонала и привлеченных лиц на сельскохозяйственные работы;

строка 04 - фонд заработной платы колхозников и наемного персонала.

10. Совхозами, колхозами и другими сельскохозяйственными предприятиями при заполнении сведений по формам N 1-т месячная и N 1-т квартальная в строки 03, 18 следует включить студентов и учащихся, привлеченных на сельхозработы по договору подряда или другому договору гражданско - правового характера (например, на выполнение объема работ), заключенному с учебным заведением.

11. При заполнении Справки 1 формы N 1-т квартальная следует иметь в виду следующее.

По строке 10 показывается численность работников, работавших неполное рабочее время по инициативе администрации, на конец отчетного периода.

По строке 11 показывается численность работников, находившихся в отпусках без сохранения или с частичным сохранением заработной платы по инициативе администрации. Если работнику в течение отчетного периода отпуск по инициативе администрации предоставлялся два раза и более, то по строке 11 этот работник показывается один раз.

По строке 13 показывается число человеко - дней отпусков по инициативе администрации, которое определяется как сумма дней отпусков каждого работника, находившегося в таком отпуске в отчетном периоде.

По строке 15 показывается число человеко - часов, не отработанных работниками (по сравнению с установленной продолжительностью рабочего дня) в связи с переводом их на работу с неполным рабочим временем по инициативе администрации (в связи с сокращением объемов производства, работ, услуг), которое определяется как сумма часов, не отработанных каждым работником по этой причине в отчетном периоде. Учет неотработанного времени в течение отчетного периода ведется только по дням возможной фактической работы (без ежегодных, учебных и др. отпусков, дней неявок по болезни и т.п.).

12. В разделе II формы N 1-т квартальная "Движение работников и предполагаемое высвобождение":

По строке 21 показываются лица, зачисленные в отчетном периоде на данное предприятие приказом о приеме на работу.

По строке 23 в число выбывших включаются все работники, оставившие работу на данном предприятии независимо от причин выбытия, уход которых оформлен приказом.

По строке 24 показывается численность сокращенных за отчетный период работников.

По строке 25 в численность выбывших по собственному желанию включаются работники, выбывшие с предприятия по инициативе самого работника. В соответствии с действующим КЗОТом к уволенным по собственному желанию также относятся увольнения работника по причинам:

- перевода супруга в другую местность, за границу, переезд в другую местность;

- болезни, препятствующей продолжению работы или проживанию в данной местности;

- необходимости ухода за больными членами семьи или инвалидами I группы;

- переезда в другую местность в порядке организованного набора рабочих, сельскохозяйственного переселения, общественного призыва;

- избрания на должности, замещаемые по конкурсу;

- зачисления в высшее, среднее специальное или иное учебное заведение, в аспирантуру или клиническую ординатуру;

а также:

- увольнение по собственному желанию инвалидов, пенсионеров по старости, беременных женщин, женщин, имеющих детей в возврате до 14 лет, одиноких матерей - при наличии у них ребенка в возврате до 14 лет или ребенка - инвалида до 16 лет.

Разницу между строкой 23 и строками 24 и 25 составляет численность работников, уволившихся, в частности, по причинам:

- истечения срока найма на работу;

- призыва или поступления на военную или альтернативную службу;

- перевода работника с его согласия на другое предприятие, учреждение, организацию или перехода на выборную должность;

- отказа работника от перевода на работу в другую местность вместе с предприятием, учреждением, организацией;

- вступления в законную силу приговора суда, которым работник осужден к лишению свободы, исправительным работам не по месту работы либо иному наказанию, исключающему возможность продолжения данной работы;

- увольнение работника по инициативе администрации в связи в нарушением трудовой дисциплины.

13. В случае изменения в отчетном периоде структуры предприятия данные за соответствующий период прошлого года приводятся по структуре, принятой в отчетном периоде.

Во избежание недоучета при заполнении сводных сведений по территории в данные "с начала года" должны быть включены данные по ликвидированным в 1996 году предприятиям.

14. В связи с тем, что статорганы годовые сведения по труду, полученные от предприятий, учреждений и организаций, будут разрабатывать по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономной области и округам, районам, городам и отраслям экономики с выделением отдельно данных по предприятиям и организациям, расположенным в городских поселениях и сельской местности, следует иметь в виду:

а) учреждения, организации, представляющие в статистические органы сводные сведения по всем подведомственным им предприятиям, учреждениям и организациям (отделы образования, культуры и др.), представляют сводные годовые сведения по труду:

- по всем подчиненным им предприятиям, учреждениям и организациям;

- по предприятиям, учреждениям и организациям, расположенным в городах и городских поселениях.

При этом указанные организации к сводным сведениям прилагают списки предприятий, учреждений и организаций, включенных в сведения, с указанием по каждому из них за 1995 год: среднесписочной численности; средств, направленных на потребление и на оплату труда, с указанием административного района и названия населенного пункта, в котором они расположены.

Распределение работников на работающих на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в городских поселениях, производится, исходя из места нахождения предприятия, учреждения, организации. К городским поселениям относятся населенные пункты, утвержденные законодательными актами как города и поселки городского типа;

б) если межобластные организации, представляющие сводные сведения, имеющие в своем подчинении предприятия, учреждения, организации, расположенные на территории других республик, краев и областей, и эти предприятия, учреждения и организации не обязаны представлять сведения в статистические органы по месту своего нахождения, то сводные сведения и списки предприятий, учреждений, организаций с указанными выше данными составляются отдельно на каждую республику, край, область, район, город и представляются в статистические органы по месту нахождения межобластной организации. Статистические органы, получившие такие сведения, пересылают их вместе со списками статорганам соответствующих республик, краев, областей.

Управление статистики труда

Другие документы по теме
"О налоге на добавленную стоимость" (вместе с <Письмом> Минфина России от 26.06.2012 N 03-07-15/67)
"О рублевых эквивалентах показателей в соответствии с Указанием Банка России от 11 декабря 2006 года N 1755-У"
<О доведении лимитов бюджетных обязательств на субсидирование процентной ставки по кредитам, полученным в российских кредитных организациях сельскохозяйственными товаропроизводителями, предприятиями и организациями АПК>
"Об особенностях применения Банком России мер к кредитным организациям после выявления фактов формирования собственных средств (капитала) (их части) с использованием ненадлежащих активов"
Ошибка на сайте