Рейтинг@Mail.ru

<Письмо> ФССП России от 23.12.2011 N 12/01-31392-АП

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

ПИСЬМО

от 23 декабря 2011 г. N 12/01-31392-АП

О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ВИДЕОСЪЕМКИ

ПРИ СОВЕРШЕНИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ И ПРИМЕНЕНИИ МЕР

ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ

Законодательство Российской Федерации, регламентирующее деятельность по принудительному исполнению судебных решений и актов иных уполномоченных органов, не содержит запрет на производство видеосъемки при совершении исполнительных действий и применении мер принудительного исполнения.

Производство видеосъемки в указанных случаях может являться подтверждением законности действий судебного пристава-исполнителя. Кроме того, размещение в средствах массовой информации сюжетов о принудительном исполнении социально значимых исполнительных производств оказывает профилактическое и воспитательное воздействие на должников, способствует формированию правовой культуры у населения, выступает дополнительным мотивационным фактором исполнения должниками требований исполнительных документов в установленные законом для добровольного исполнения сроки.

Вместе с тем при производстве видеосъемки необходимо руководствоваться положениями законодательства Российской Федерации, в том числе статьи 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации и Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.06.2010 N 16 (далее - Постановление Пленума). Установлено, что обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина.

Такое согласие не требуется в случаях, когда использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах; изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования; гражданин позировал за плату.

При этом следует учесть позицию Заволжского районного суда г. Твери по делу N 2-2069/2011 и делу N 2-2070/2011. В рамках указанных дел судом частично удовлетворены иски о взыскании компенсации морального вреда, причиненного неправомерными действиями должностных лиц Службы судебных приставов должнику по исполнительному производству А. и представителю должника Н.

В ходе судебных разбирательств установлено, что помощником руководителя Управления ФССП России по Тверской области производилась видеосъемка исполнительных действий по вселению в жилое помещение К. и его несовершеннолетних детей, а также видеосъемка лиц, подлежащих выселению.

В дальнейшем материалы видеосъемки переданы Тверской государственной телевизионной и радиовещательной компании.

Суд указал, что данные действия должностных лиц Службы судебных приставов нарушили права и законные интересы истцов и нанесли им моральный вред, поскольку согласно статье 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина допускаются только с согласия этого гражданина.

Заслуживает внимания позиция суда в части обнародования и дальнейшего использования изображения гражданина без его согласия в случаях, когда использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах. По мнению суда, в общем виде использование изображения гражданина в общественных, государственных и иных публичных интересах означает использование такого изображения в связи с тем и постольку, поскольку либо такой гражданин является публичной фигурой (то есть занимает государственную должность и (или) пользуется государственными ресурсами, играет определенную роль в общественной жизни в области политики, экономики, искусства, социальной сфере, спорте и т.п.), либо информация о нем и его деятельности так или иначе затрагивает интересы общественной и государственной безопасности.

Кроме того, в соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума к общественным интересам следует относить не любой интерес, проявляемый аудиторией, а, например, потребность общества в обнаружении и раскрытии угрозы демократическому правовому государству и гражданскому обществу, общественной безопасности, окружающей среде.

При этом необходимо проводить разграничение между сообщением о фактах (даже весьма спорных), способным оказать положительное влияние на обсуждение в обществе вопросов, касающихся, например, исполнения своих функций должностными лицами и общественными деятелями, и сообщением подробностей частной жизни лица, не занимающегося какой-либо публичной деятельностью. В то время как в первом случае средства массовой информации выполняют общественный долг в деле информирования граждан по вопросам, представляющим общественный интерес, во втором случае такой роли они не играют.

С учетом изложенного в целях исключения случаев предъявления исковых требований к территориальным органам ФССП России целесообразно учитывать следующие требования к проведению видеосъемки деятельности судебных приставов:

приглашать на исполнительные действия, действия по обеспечению установленного порядка деятельности судов, а также для съемок иной деятельности судебных приставов телевизионные средства массовой информации с профессиональной видеоаппаратурой. При проведении видеосъемки по месту жительства граждан, а также в местах, не являющихся местами общего пользования, осуществлять видеосъемки только с согласия граждан, изображаемых в кадре;

в случае невозможности проведения видеосъемки с привлечением телевизионных СМИ осуществлять собственные служебные видеосъемки посредством имеющейся в территориальных органах ФССП России видеотехники с учетом требований действующего законодательства. При проведении служебной видеосъемки избегать изображения сторон исполнительного производства крупным планом, проводить только видеосъемку деятельности судебных приставов;

при передаче материалов служебной видеосъемки территориальных органов ФССП России в СМИ и размещении в сети Интернет необходимо исключить передачу сведений конфиденциального характера, персональных данных граждан без их согласия, указывать представителям СМИ на необходимость соблюдения прав и законных интересов граждан при обнародовании и дальнейшем использовании изображений граждан.

Прошу довести указанное поручение до сведения сотрудников структурных подразделений территориального органа ФССП России и обеспечить его надлежащее исполнение.

Директор Федеральной службы

судебных приставов -

главный судебный пристав

Российской Федерации

А.О.ПАРФЕНЧИКОВ

Другие документы по теме
"О позиции Минэкономразвития России, Минпромторга России, Минздрава России и ФАС России по вопросу применения положений постановления Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2015 г. N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
<О проведении экспертизы промышленной безопасности>
"О включении ценных бумаг в Ломбардный список Банка России"
<Об Инструкции по составу и учету затрат, включаемых в себестоимость перевозок (работ, услуг) предприятий основной эксплуатационной деятельности морского транспорта> (вместе с Инструкцией, утв. Минтрансом РФ 29.04.1994 N ВА-6/259)
Ошибка на сайте