Рейтинг@Mail.ru

<Письмо> ФСФР РФ от 15.06.2011 N 11-ДП-05/15533

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ФИНАНСОВЫМ РЫНКАМ

ПИСЬМО

от 15 июня 2011 г. N 11-ДП-05/15533

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

В ОТНОШЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 27.07.2010 N 224-ФЗ

"О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ НЕПРАВОМЕРНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ

ИНСАЙДЕРСКОЙ ИНФОРМАЦИИ И МАНИПУЛИРОВАНИЮ РЫНКОМ

И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ

АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

ФСФР России рассмотрела обращения в отношении Федерального закона от 27.07.2010 N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Обращение) и в пределах компетенции, установленной Положением о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 317, сообщает следующее.

Как следует из Обращения, поставленные в нем вопросы касаются переноса срока вступления в силу отдельных норм Федерального закона от 27.07.2010 N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 224-ФЗ), Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также внесения изменений в некоторые другие нормативные правовые акты.

1. Обращаем внимание, что статья 185.3 Уголовного кодекса Российской Федерации введена Федеральным законом от 30.10.2009 N 241-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" и вступила в силу 14.11.2009, то есть более чем за один год до вступления в силу Закона N 224-ФЗ. ФСФР России полагает, что само по себе появление новой редакции статьи 185.3 УК РФ не может рассматриваться как основание для переноса срока введения ее в действие.

Содержащиеся в Обращении утверждения о неопределенности в толковании положений Закона N 224-ФЗ и возможности многочисленных случаев привлечения к уголовной и административной ответственности, а также об отсутствии математических критериев выявления признаков манипулирования в совершаемых профессиональными участниками сделках представляются необоснованными по следующим причинам.

Законом N 224-ФЗ предусмотрена система мер по контролю за операциями с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, осуществляемыми на организованных торгах. Так, согласно статье 12 Закона N 224-ФЗ в целях предотвращения, выявления и пресечения неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком организатор торговли осуществляет контроль за операциями с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, осуществляемыми на организованных торгах. Данный контроль осуществляется на основе устанавливаемых организатором торговли правил предотвращения, выявления и пресечения случаев неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком, в том числе критериев сделок (заявок), имеющих признаки неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком. Уведомления обо всех выявленных в течение каждого торгового дня нестандартных сделках (заявках) и о результатах проведенных проверок организатор торговли обязан направлять в ФСФР России.

ФСФР России полагает, что изложенная система мер не носит неопределенного характера и, вопреки доводам Обращения, способствует отграничению случаев противоправных действий от не являющихся таковыми.

Следует отметить, что одно лишь существенное отклонение цены, спроса, предложения или объема торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром состава противоправных действий не образует. Действия, относящиеся к манипулированию рынком, определены в статье 5 Закона N 224-ФЗ.

В настоящее время Приказом ФСФР России от 19.05.2011 N 11-21/пз-н утверждены Методические рекомендации по установлению критериев существенного отклонения цены ликвидных ценных бумаг; в течение II - III квартала 2011 г. планируется утверждение методических рекомендаций по установлению соответствующих критериев существенного отклонения цены, спроса, предложения или объема торгов в отношении финансовых инструментов, иностранной валюты и товаров (в соответствии с частью 2 статьи 5 Закона N 224-ФЗ).

2. В отношении подлежащих принятию в связи со вступлением в силу Закона N 224-ФЗ подзаконных нормативных актов сообщаем, что Приказом ФСФР России от 23.09.2010 N 10-236/пз утвержден План подготовки нормативных правовых актов структурными подразделениями ФСФР России в целях реализации Федерального закона от 27.07.2010 N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - План). Таким образом, в Обращении содержится не соответствующее действительности утверждение о том, что в связи с изменением функций ФСФР России работа над подготовкой необходимых нормативных актов ведется только с декабря 2010 г.

Все подлежащие принятию в пределах компетенции ФСФР России нормативные правовые акты, а также акты рекомендательного характера включены в План, разработка и принятие ведется на основе Плана.

Так, к настоящему моменту утверждены:

- Положение о порядке уведомления лиц об их включении в список инсайдеров и исключении из такого списка (Приказ ФСФР России от 21.01.2011 N 11-3/пз-н, зарегистрирован в Минюсте России 01.04.2011 N 20382);

- Положение о передаче списков инсайдеров организаторам торговли, через которых совершаются операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товаром (Приказ ФСФР России от 21.01.2011 N 11-3/пз-н, зарегистрирован в Минюсте России 01.04.2011 N 20382);

- Положение о порядке и сроках направления уведомлений инсайдерами о совершенных ими операциях (Приказ ФСФР России от 21.01.2011 N 11-3/пз-н, зарегистрирован в Минюсте России 01.04.2011 N 20382);

- Перечень информации, относящейся к инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1 - 4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Приказ ФСФР России от 12.05.2011 N 11-18/пз-н, находится на государственной регистрации в Минюсте России);

- Положение о порядке и сроках раскрытия инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1 - 4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Приказ ФСФР России от 12.05.2011 N 11-18/пз-н, находится на государственной регистрации в Минюсте России);

- утверждены Методические рекомендации по установлению критериев существенного отклонения цены ликвидных ценных бумаг (Приказ ФСФР России от 19.05.2011 N 11-21/пз-н, находится на государственной регистрации в Минюсте России);

- утверждены Методические рекомендации об утверждении органами и организациями, указанными в пункте 9 статьи 4 Федерального закона "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", нормативных актов, содержащих исчерпывающие перечни инсайдерской информации (Приказ ФСФР России от 24.05.2011 N 11-22/пз-н, находится на государственной регистрации в Минюсте России).

Кроме того, по результатам обобщения вопросов, поступающих в связи с Законом N 224-ФЗ, издано информационное письмо ФСФР России от 27.01.2011 "О мерах по реализации Федерального закона от 27.07.2010 N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Проекты всех вышеуказанных нормативных правовых актов и методических рекомендаций размещались в установленном порядке на сайте ФСФР России, осуществлялся прием замечаний, представители ФСФР России принимали участие в мероприятиях, посвященных обсуждению проектов актов. Вопреки доводам обращений разработка нормативной базы ведется с привлечением профессионального сообщества.

3. Приведенные в Обращении примеры якобы противоречивых требований Закона N 224-ФЗ не являются таковыми.

Так, в отношении подпункта 1 пункта 4 Обращения следует отметить, что сотрудник профессионального участника рынка ценных бумаг приобретает статус инсайдера на основании пункта 13 статьи 4 Закона N 224-ФЗ в связи с наличием доступа к инсайдерской информации профессионального участника рынка ценных бумаг на основании трудового договора, заключенного с профессиональным участником рынка ценных бумаг. Смысл данной нормы в том, что в силу трудовых отношений у сотрудника профессионального участника возникает доступ к инсайдерской информации профессионального участника рынка ценных бумаг, и связывать наличие или отсутствие статуса инсайдера у такого сотрудника только лишь с исполнением отдельного клиентского поручения (в период времени "менее суток") некорректно.

В отношении подпункта 2 пункта 4 Обращения отмечаем, что в соответствии с пунктом 6 статьи 4 Закона N 224-ФЗ лица, которые владеют не менее чем 25 процентами голосов в высшем органе управления лиц, указанных в пунктах 1 - 4 данной статьи, являются инсайдерами.

Согласно пункту 2 статьи 9 Закона N 224-ФЗ в список инсайдеров юридических лиц, указанных в пунктах 1 - 4 статьи 4 Закона N 224-ФЗ, включаются лица, указанные в пунктах 5, 7 и 11 - 13 статьи 4 Закона N 224-ФЗ.

ФСФР России полагает, что противоречия между данными нормами не имеется: в силу прямой нормы статьи 4 Закона N 224-ФЗ лица, которые владеют не менее чем 25 процентами голосов в высшем органе управления лиц, указанных в пунктах 1 - 4 данной статьи, являются инсайдерами (и соответственно обязаны выполнять сопутствующие данному правовому статусу обязанности, предусмотренные, в частности, статьями 6, 9, 11 Закона N 224-ФЗ), но не включаются в список инсайдеров, например, эмитента, и таким образом на них не возлагается связанных с включением в список инсайдеров эмитента обязанностей (в частности, предусмотренных статьей 10 Закона N 224-ФЗ).

4. В отношении предложений о создании "единой точки входа" направляемой информации об инсайдерах ФСФР России готова рассмотреть обоснованные предложения по совершенствованию процедур, связанных с реализацией предусмотренных главой II Закона N 224-ФЗ мер по предотвращению, выявлению и пресечению неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком, раскрытием или предоставлением инсайдерской информации.

5. Отмечаем, что в устанавливающие передачу письменного согласия на обработку персональных данных нормы Положения о передаче списков инсайдеров организаторам торговли, через которых совершаются операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товаром, утвержденного Приказом ФСФР России от 21 января 2011 г. N 11-3/пз-н, планируется внесение изменений в связи с признанием того, что в рассматриваемом случае обработка персональных данных осуществляется на основании Закона N 224-ФЗ и в силу статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" не требует согласия субъекта персональных данных. ФСФР России направлен запрос в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) и получены разъяснения о том, что обработка персональных данных лиц, указанных в Законе N 224-ФЗ, подпадает под исключения, установленные пунктом 1 части 2 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", и не требует согласия субъектов на обработку персональных данных (письмо Роскомнадзора от 27.05.2011 N ШР-11093).

6. ФСФР России подготовлены разъяснения в отношении применения Приказа ФСФР России от 21.01.2011 N 11-3/пз-н, которые будут в ближайшее время размещены на сайте Службы.

На основании изложенного, полагаем, что предложения, содержащиеся в пунктах 1 - 4 Обращения, являются необоснованными; предложения, содержащиеся в пунктах 5 - 7 Обращения, будут учтены в дальнейшей работе над проектами нормативных правовых актов в пределах компетенции ФСФР России.

Дополнительно отмечаем, что принятие Закона N 224-ФЗ, установление административной и уголовной ответственности за противоправные деяния, связанные с использованием инсайдерской информации и манипулированием рынком, является одним из основных критериев для присоединения к многостороннему меморандуму IOSCO, а также выполнением рекомендаций Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

Обращаем внимание, что ФСФР России принимаются меры, предоставляющие возможность участникам правоотношений, регулируемых Законом N 224-ФЗ, провести своевременную подготовку в целях исполнения требований законодательства. Так, согласно пункту 4 Приказа ФСФР России от 12.05.2011 N 11-18/пз-н (находится на государственной регистрации в Минюсте России) "Об утверждении Перечня информации, относящейся к инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1 - 4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также порядка и сроков раскрытия такой информации" установлено, что лица, указанные в пунктах 1 - 4, 11 и 12 статьи 4 Закона N 224-ФЗ, должны привести свою деятельность в соответствие с данным Приказом до 1 января 2012 г.

Д.В.ПАНКИН

Другие документы по теме
"О налоге на доходы физических лиц"
"О налоге на добычу полезных ископаемых"
"О приеме в вуз на второй и последующий курсы, восстановлении студентов в высшие учебные заведения"
"О доведении письма Министерства финансов Российской Федерации от 03.02.2015 N 02-07-07/4545"
Ошибка на сайте