Рейтинг@Mail.ru

"Организационно-методические указания по подготовке органов управления в области гражданской обороны и предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2017 год"

Утверждаю

Заместитель Министра

промышленности и торговли

Российской Федерации

Г.В.КАЛАМАНОВ

29 января 2017 г.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ПОДГОТОВКЕ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ

ОБОРОНЫ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

НА 2017 ГОД

Главной задачей по подготовке органов управления в области гражданской обороны и предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций считать совершенствование знаний, навыков и умений, направленных на реализацию единой государственной политики в области гражданской обороны (далее - ГО), защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - ЧС), снижение рисков и смягчения последствий ЧС для обеспечения безопасности Минпромторга России подведомственных организаций и организаций сферы деятельности Минпромторга России (далее - организации Минпромторга России), совершенствования системы защиты и устойчивого функционирования производственных объектов в мирное и военное время.

В целях совершенствования подготовки органов управления в области гражданской обороны и предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Минпромторга России предлагаю:

I. Основные задачи

1. Основными задачами считать

В области гражданской обороны:

продолжение работы по совершенствованию нормативной правовой и методической базы в области ГО с учетом современных взглядов на защиту населения, материальных и культурных ценностей;

повышение готовности нештатных аварийно-спасательных формирований и формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне организаций Минпромторга России, отнесенных к категории по ГО, и организаций, не имеющих категорию по ГО и продолжающих работу в военное время;

обеспечение органов управления и сил ГО современной отечественной техникой и экипировкой, авиационно-спасательными технологиями и медицинским оборудованием;

подготовку органов управления и сил ГО с учетом развития и внедрения новых приемов и способов организации и проведения аварийно-спасательных работ, а также работ, связанных с решением других задач ГО;

активизацию работ по накоплению, хранению и использованию в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

совершенствование организации учета, содержания и использования средств коллективной и индивидуальной защиты персонала предприятий, а также подготовку мероприятий по их эвакуации, а также материальных ценностей в безопасные районы, внедрение новых современных технических средств и технологий для выполнения мероприятий по ГО и защите персонала предприятий;

выполнение мероприятий по повышению готовности систем централизованного оповещения персонала предприятий и населения;

принятие мер по соблюдению требуемого уровня обеспеченности средствами индивидуальной защиты персонала предприятий;

активизацию работы по переработке и внедрению новых программ и методов подготовки и обучения должностных лиц и персонала предприятий в области ГО, в том числе с использованием компьютерных технологий и тренажеров по развитию навыков поведения и осуществления действий в ЧС;

проведение обязательного обучения соответствующих групп персонала предприятий в образовательных организациях, учебно-методических центрах и на курсах ГО;

повышение качества и эффективности командно-штабных учений и тренировок (далее - КШУ (ШТ)) по ГО, а также тактико-специальных учений (далее - ТСУ) с органами управления и силами ГО;

проведение организациями Минпромторга России уточнения категорий по гражданской обороне в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2016 г. N 804 "Об утверждении Правил отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения" и приказом МЧС России от 28.11.2016 N 632дсп "Об утверждении показателей для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения".

В области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:

подготовку соответствующих руководителей к принятию решений при угрозе и возникновении ЧС и происшествий, направленных на организацию аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее - АСДНР), эффективное управление силами и средствами, оказание помощи пострадавшим, а также восстановление объектов экономики;

развитие единой системы подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС, внедрение современных методик и технических средств обучения;

совершенствование законодательной и нормативной правовой базы, направленной на актуализацию задач и способов защиты персонала предприятий и населения прилегающих к ним территорий с учетом современных социально-экономических реалий;

внедрение комплексной системы профилактики, предупреждения и максимального смягчения последствий природных и техногенных ЧС;

развитие комплексной системы экстренного оповещения персонала предприятий и населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС;

повышение готовности органов управления и сил РСЧС к реагированию на крупномасштабные ЧС и пожары, внедрение современных методов и технологий ведения АСДНР;

создание резервов финансовых и материальных ресурсов предприятий для ликвидации ЧС;

совершенствование взаимодействия постоянно действующих органов управления Минпромторга России и организаций Минпромторга России при выполнении ими задач по предназначению в ЧС (происшествиях) различного уровня;

участие в реализации проектов по созданию на базе единых дежурно-диспетчерских служб объектов организаций системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер "112";

участие в развитии общероссийской комплексной системы информирования в местах массового пребывания персонала предприятий (далее - ОКСИОН) на территориях объектов;

при подготовке к пожароопасному сезону 2017 года:

обеспечение готовности органов управления Минпромторга России к действиям по предупреждению и ликвидации ЧС в пожароопасном сезоне 2017 года;

разработку (корректировку) установленных планирующих документов;

проведение комплексных учений по отработке вопросов ликвидации ЧС, связанных с природными пожарами, защите объектов организаций Минпромторга России от лесных пожаров;

обеспечение готовности критически важных и потенциально опасных объектов, граничащих с лесными массивами, к защите от природных пожаров;

при подготовке к паводкоопасному периоду 2017 года:

обеспечение готовности органов управления Минпромторга России к действиям по предупреждению и ликвидации ЧС в паводкоопасный период 2017 года;

проведение превентивных мероприятий, направленных на обеспечение готовности критически важных и потенциально опасных объектов к защите от паводков.

В области обеспечения пожарной безопасности:

осуществление комплекса мероприятий, направленных на снижение количества пожаров и гибели людей при пожарах, совершенствование технологий тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, внедрение современных технических средств профилактики пожаров и пожаротушения;

совершенствование технической подготовки персонала предприятий при действиях на пожарной технике и с пожарно-техническим оборудованием;

участие в дальнейшем развитии и совершенствовании нормативной правовой базы по вопросам пожарной безопасности;

внедрение современных форм и методов обеспечения пожарной безопасности.

В области обеспечения безопасности людей на водных объектах:

участие в дальнейшем развитии и совершенствовании нормативной правовой базы в области обеспечения безопасности персонала предприятий на водных объектах;

повышение эффективности профилактических мероприятий по предупреждению аварийности судов и несчастных случаев с персоналом предприятий на водных объектах.

В области обеспечения единой информационной политики:

формирование и совершенствование культуры безопасности персонала предприятий при производственном процессе и во время ЧС, пожаров и других оперативных событий;

совершенствование форм и методов информационного обеспечения деятельности в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, пожаров, пожарной безопасности и безопасности персонала предприятий на водных объектах, активное использование возможностей электронных, печатных средств массовой информации, наружной рекламы.

2. Руководителям структурных подразделений Минпромторга России и Росстандарта основные усилия по подготовке органов управления и сил ГО Минпромторга России сосредоточить на:

совершенствовании нормативной правовой и методической базы, а также механизмов ее практической реализации в области ГО, защиты персонала предприятий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности, повышения защищенности критически важных объектов, создания резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

повышении эффективности мероприятий по предупреждению ЧС, террористических проявлений за счет разработки и внедрения новейших технологий и технических средств, применения методов программно-целевого планирования;

совершенствовании деятельности органов управления Минпромторга России и организаций;

формировании "культуры безопасности" персонала предприятий организаций Минпромторга России, повышении уровня знаний и совершенствовании навыков действий в условиях ЧС или угрозы ЧС;

реализации новых подходов к повышению готовности ГО, совершенствованию защиты персонала предприятий и населения ЧС, улучшению системы обеспечения пожарной безопасности;

поддержании в готовности и использовании по предназначению систем оповещения;

строгом соблюдении требований инженерно-технических мероприятий ГО и предупреждения ЧС, мероприятий радиационной, химической и медико-биологической защиты персонала предприятий, обратив особое внимание на поддержание в готовности ЗС ГО, создание и содержание в соответствии с установленными правилами и требованиями запасов (резервов) средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ), приборов радиационной, химической разведки и контроля и иных материально-технических средств;

организации разработки планирующих и распорядительных документов по обучению в области безопасности работников центрального аппарата Министерства, Росстандарта и органов управления организаций Минпромторга России;

проведении работы по накоплению в организациях Минпромторга России резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС природного и техногенного характера;

организации разработки и уточнения Планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации ЧС, обратив особое внимание на вопросы предупреждения и ликвидации ЧС;

развитии информационного обмена между органами повседневного управления Минпромторга России и организаций Минпромторга России;

организации взаимодействия и информационного обмена с использованием ресурсов ФКУ "Национальный центр управления в кризисных ситуациях" (НЦУКС);

проведение обязательной подготовки должностных лиц органов управления и сил ГО;

организация проведения КШУ (ШТ), комплексных и других учений и тренировок с органами управления и силами ГО Минпромторга России;

качественное обучение работников центрального аппарата Минпромторга России и организаций Минпромторга России в области ГО, защиты от ЧС и пожарной безопасности в соответствии с требованиями действующего законодательства;

проведение на критически важных объектах с участием инженерных служб этих объектов пожарно-тактических учений по отработке действий специальных подразделений федеральной противопожарной службы при тушении сложных пожаров и ликвидации техногенных аварий, в том числе с привлечением сил и средств пожарно-спасательных гарнизонов. Срок - 20 июня, 20 декабря.

II. Задачи по оперативной подготовке

Основными мероприятиями оперативной подготовки считать:

Всероссийский сбор по подведению итогов деятельности РСЧС, выполнению мероприятий гражданской обороны в текущем году и постановке задач на следующий год;

Всероссийское совещание с руководителями ФОИВ и ОИВ субъектов Российской Федерации по проблемам ГО и защиты населения;

учебно-методические сборы по подведению итогов деятельности в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в текущем году и постановке задач на следующий год;

КШУ по ликвидации природных и техногенных ЧС межрегионального и федерального характера;

Всероссийская тренировка по ГО;

подведение итогов деятельности органов управления по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера;

учебно-методические сборы с руководителями постоянно действующих органов управления и органов повседневного управления;

КШУ, комплексные тренировки (далее - КТ) с рабочей группой Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, КТ с органами управления и силами РСЧС, КШТ с органами управления и силами ГО и РСЧС.

Основными формами оперативной подготовки органов управления РСЧС и ГО определить КШУ и КШТ (ШТ), тренировки НЦУКС, а также сборы, групповые и практические занятия.

Периодичность мероприятий определить:

для центрального аппарата Минпромторга России:

участие во Всероссийском сборе по подведению итогов деятельности РСЧС, выполнению мероприятий ГО в текущем году и постановке задач на следующий год (один раз в год);

участие во Всероссийском совещании с руководителями ФОИВ и ОИВ субъектов Российской Федерации по проблемам ГО и защиты населения (один раз в год);

участие должностных лиц, ответственных за организацию работы органов повседневного управления и реагирования на ЧС в подведении итогов деятельности органов управления и сил РСЧС по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера под руководством заместителя Министра МЧС России на базе НЦУКС (два раза в год);

участие руководителей постоянно действующих органов управления и органов повседневного управления в учебно-методических сборах под руководством заместителя Министра МЧС России (ежеквартально);

участие во Всероссийской тренировке по ГО (один раз в год, 4 квартал);

участие в КТ с рабочей группой Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, органами управления силами функциональных и территориальных подсистем РСЧС (далее - ФП и ТП РСЧС) по ликвидации природных и техногенных ЧС межрегионального и федерального характера (ежеквартально (по отдельному плану), кроме квартала, когда проводится КШУ и Всероссийская тренировка по ГО);

участие органов повседневного управления Минпромторга России в тренировках по обмену информацией под руководством НЦУКС.

В ходе учебно-методических (учебных) сборов проводить:

центральному аппарату Минпромторга России - практические занятия по действиям членов КЧС Минпромторга России при ликвидации аварий на потенциально опасных объектах и организации защиты персонала предприятий в ЧС;

руководителям организаций Минпромторга России - показные занятия с аварийно-спасательными формированиями (далее - АСФ) по ликвидации ЧС и организации эвакуации персонала предприятий;

руководителям предприятий (учреждений, организаций) с негосударственной формой собственности - занятия с персоналом предприятий по действиям при возникновении ЧС.

КШУ, тактико-специальные (специальные) учения, КШТ (ШТ) проводить по комплексным темам, рассматривая вопросы ликвидации ЧС, прогнозируемые на соответствующей территории, перевода ГО в высшие степени готовности и ведения ГО.

При проведении практических мероприятий обеспечить соблюдение мер безопасности.

Для органов управления и сил ГО началом учебного года считать первый рабочий день января, окончанием учебного года считать последний рабочий день ноября.

III. Задачи по подготовке органов повседневного управления

Продолжить работу по:

организации взаимодействия Службы ответственных дежурных Министерства (СОД) и Дежурно-диспетчерских служб организаций сферы деятельности Минпромторга России;

повышению оперативности взаимодействия СОД с ФКП "Национальный центр управления в кризисных ситуациях" (НЦУКС) МЧС России;

повышение оперативности действий по повседневному взаимодействию с оперативными дежурными службами федеральных органов исполнительной власти при ликвидации ЧС, тушении пожаров;

разработка (корректировка) алгоритмов действий, инструкций и справочных материалов для СОД и дежурного персонала ДДС по каждому виду ЧС, которые могут возникнуть на объектах организаций Минпромторга России;

организация тесного взаимодействия СОД (ДДС) с диспетчерскими службами по вопросам приема, обработки, передачи и перераспределения информации между диспетчерскими службами и АСФ, реагирования на возникающие ЧС и происшествия;

оснащение ДДС современными средствами связи.

Подготовку специалистов СОД (ДДС) осуществлять:

в ходе проведения занятий по профессиональной подготовке, для СОД - один день в квартал по 4 - 6 часов, для ДДС - один день в месяц по 6 - 8 часов, тематику определять, исходя из решаемых вопросов и характерных ЧС, а также личной подготовленности специалистов;

в ходе проведения ежедневных инструктажей заступающих дежурных смен;

в ходе проведения тренировок со сменами СОД (ДДС), при проведении различных учений и тренировок с органами управления и силами РСЧС, на которые привлекаются СОД (ДДС).

В ходе подготовки персонала СОД (ДДС) особое внимание сосредоточить на организации приема информации об угрозе возникновения или возникновении ЧС, своевременном оповещении органов управления, населения, а также доведения сигналов оповещения ГО.

Не реже одного раза в полгода принимать зачеты, по результатам которых принимать решение о допуске специалистов СОД (ДДС) к работе.

IV. Задачи по подготовке органов управления,

аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных

формирований РСЧС

Основные усилия при подготовке органов управления, аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований (далее - АСС (АСФ)) направить на поддержание их постоянной готовности к применению по предназначению и дальнейшее совершенствование практических навыков при проведении аварийно-спасательных работ в различных ситуациях, углубления ими знаний тактики действий, возможностей АСС (АСФ) и организации взаимодействия в сложных условиях.

Руководителям организаций Минпромторга России проводить подготовку АСС (АСФ) в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1091 "О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя" и от 04.09.2003 N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Программой первоначальной подготовки спасателей Российской Федерации и ведомственными программами подготовки спасателей.

При подготовке АСФ и профессиональных спасателей, независимо от ведомственной принадлежности, особое внимание уделять специальной, физической и морально-психологической подготовке личного состава к действиям в ЧС.

При проведении тактико-специальных учений, тренировок с АСС (АСФ) создавать обстановку, максимально приближенную к реальным условиям при возникновении ЧС.

В год, когда не проводятся тактико-специальные учения, проводить тренировки с АСС (АСФ) или отдельно со всеми структурными подразделениями АСС (АСФ) в течение года.

В ходе проведения тактико-специальных учений отрабатывать вопросы организации взаимодействия АСС (АСФ) с подразделениями органов внутренних дел, медицинскими организациями, поисково-спасательными формированиями МЧС России (далее - ПСФ), подразделениями пожарной охраны, СВФ, ВГСЧ и ГИМС, общественными спасательными организациями и спасателями-общественниками.

Обучение специалистов АСС (АСФ) с целью повышения квалификации проводится в учебно-методических центрах или иных образовательных организациях на договорной основе.

Начальники АСС (АСФ) осуществляют организационное и методическое руководство профессиональным обучением спасателей и организуют контроль его проведения.

Отраслевой комиссии по аттестации в металлургической промышленности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя (ОАК N 5/8), и Отраслевой комиссии по аттестации в металлургической промышленности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя (ОАК N 5/8), при первичной и периодической аттестации проводить проверки знания руководителями и личным составом АСС (АСФ) правил, норм и инструкций по проведению аварийно-спасательных работ, их практических навыков, физических и морально-волевых качеств по соответствующим квалификациям.

Особое внимание при аттестации обращать на техническую оснащенность АСС (АСФ), уровень подготовленности спасателей и наличие соответствующих аттестационных документов на право ведения аварийно-спасательных работ.

Обеспечить качественную подготовку аварийно-спасательных формирований путем проведения практических занятий по изучению нормативной правовой базы, регламентирующей отношения в области по направлению деятельности и предназначению в мирное и военное время.

V. Особенности подготовки нештатных аварийно-спасательных

формирований и нештатных формирований по обеспечению

выполнения мероприятий по гражданской обороне

Создавать и готовить НАСФ и НФГО, руководствуясь Федеральными законами от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", постановлением Правительства Российской Федерации от 04.11.2000 N 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской защиты", приказом МЧС России от 23.12.2005 N 999 "Об утверждении порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований" (зарегистрирован в Минюсте России 19.01.2006, регистрационный номер 7383), приказом МЧС России от 18.12.2014 N 701 "Об утверждении типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне" (зарегистрирован в Минюсте России 16.02.2015, регистрационный номер 36034).

Основные усилия сосредоточить на подготовке сил ГО на потенциально опасных объектах.

Уточнение реестров проводить ежегодно после проведения текущей корректировки планов ГО.

В обучении руководителей и личного состава НАСФ и НФГО основное внимание уделять организации и проведению практических занятий на объектах экономики и специальных полигонах учебно-материальной базы субъекта. С этой целью допускается увеличение количества учебных часов на изучение практических вопросов с учетом местных условий.

Обучение руководителей НАСФ и НФГО проводить в учебно-методических центрах по ГО и ЧС субъектов Российской Федерации и других образовательных организациях, осуществляющих свою деятельность по дополнительным профессиональным программам в области ГО, а также на курсах ГО муниципальных образований, в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 N 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны" и от 04.09.2003 N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Подготовку личного состава НАСФ осуществлять:

по программам подготовки к ведению аварийно-спасательных работ и рабочим программам подготовки НАСФ в организациях и ОМСУ, разработанным в соответствии с Примерной программой, рекомендованной МЧС России;

путем проведения учений, тренировок, соревнований, а также практических мероприятий по ликвидации последствий аварий и катастроф.

Подготовка НАСФ и НФГО включает:

повышение квалификации руководителей НАСФ и НФГО по программам обучения должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС;

проведение аттестации НАСФ в соответствии с требованиями Положения о проведении аттестации АСС, АСФ, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1091.

Основой проверки готовности НАСФ и НФГО к действиям по предназначению считать качественную организацию и проведение учений (практических тренировок) на реальном объекте или полигоне с выполнением необходимых для данного предприятия задач и нормативов.

Периодичность проведения учений (тренировок) с привлечением НАСФ и НФГО осуществлять в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". С этой целью иметь перспективные планы проверки готовности сил ГО к действиям по предназначению.

Ежегодно в период сборов с руководящим составом для всех категорий органов управления и организаций проводить под руководством территориальных органов МЧС России показные учения с привлечением НАСФ и НФГО.

Планировать на учениях с НАСФ и НФГО отработку задач по ликвидации последствий террористических актов, при переводе экономики с мирного на военное время, во взаимодействии с другими силами ГО и формированиями министерств и ведомств. В ходе учений отрабатывать учебные вопросы в СИЗ с использованием приборов радиационной и химической разведки.

Состояние готовности НАСФ и НФГО к действиям по предназначению осуществлять в ходе проверок, проводимых МЧС России и его территориальными органами, органами управления субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, уполномоченных на решение вопросов в области ГО и защиты населения:

согласно планам основных мероприятий на текущий год;

при проведении КШУ с органами управления с привлечением территориальных и объектовых НАСФ и НФГО.

При определении готовности НАСФ и НФГО к действиям по предназначению, также оценивать:

обеспеченность формирований СИЗ, техникой, имуществом и спецодеждой, порядок хранения материально-технических средств и их готовность к использованию;

состояние пунктов управления, время сбора формирований и выхода в районы сосредоточения или к объектам проведения работ.

VI. Задачи по подготовке подразделений пожарной охраны

Профессиональную подготовку и проведение занятий в подразделениях пожарной охраны организовывать ежегодно до начала нового учебного года в соответствии с Планом профессиональной подготовки подразделений пожарной охраны.

Подготовка личного состава подразделений пожарной охраны включает в себя следующие виды обучения:

профессиональную подготовку;

подготовку личного состава дежурных смен;

специальную подготовку по должности рядового и младшего начальствующего состава;

служебную подготовку среднего и старшего начальствующего состава;

стажировку;

повышение квалификации;

профессиональную переподготовку;

самостоятельную подготовку.

Подготовку личного состава дежурных смен подразделений пожарной охраны проводить в период дежурства.

Специальную подготовку по должности рядового и младшего начальствующего состава подразделений пожарной охраны организовывать ежегодно и осуществлять в форме специальных семинаров или инструкторско-методических занятий.

Специальную и служебную подготовку начальствующего состава подразделений пожарной охраны организовывать в органах управления и подразделениях пожарной охраны по месту службы.

В документах планирования учитывать вопросы подготовки личного состава дежурных караулов (дежурных смен) подразделений пожарной охраны на год, проведение пожарно-тактических учений, занятий с пожарными расчетами по решению пожарно-тактических задач, тренировок со звеньями газодымозащитной службы, подготовки технических служб пожарной охраны.

Совместную подготовку подразделений пожарной охраны в масштабах местных и территориальных пожарно-спасательных гарнизонов проводить в ходе пожарно-тактических учений и тренировок под руководством старшего должностного лица соответствующих гарнизонов.

Тактическую подготовку начальствующего состава пожарной охраны проводить в соответствии с Организационно-методическими указаниями по тактической подготовке начальствующего состава ФПС МЧС России, утвержденными установленным порядком.

Занятия по решению пожарно-тактических задач проводить в количестве, устанавливаемом начальниками подразделений пожарной охраны, по не реже 1-го раза в месяц с каждым дежурным караулом (в дневное и ночное время) пожарного подразделения, в районе выезда которого расположен изучаемый объект, планируются расписанием занятий.

Руководителем занятий по решению пожарно-тактических задач является начальник, заместитель начальника пожарного подразделения.

Начальникам подразделений пожарной охраны при проведении занятий с выездом на объекты проводить корректировку планов тушения пожаров, а также проверку исправности систем пожарного водоснабжения не реже 2-х раз в год: весна и осень.

Пожарно-тактические учения проводить на конкретных объектах или населенных пунктах в условиях и темпе, наиболее приближенных к реальной обстановке на пожаре.

На учения привлекать силы и средства более одного караула пожарно-спасательного гарнизона, службы жизнеобеспечения района (города) и т.д., а также приспособленную для целей пожаротушения или другую технику.

На учениях совершенствовать тактическое мышление и навыки начальствующего состава по руководству действиями пожарных подразделений при исполнении ими обязанностей различных должностных лиц на пожаре, отрабатывать вопросы работы штаба пожаротушения, тыла и связи на пожаре, взаимодействие пожарных подразделений с инженерно-техническими работниками объекта и специальными службами, а также приемы и способы тушения пожаров, наиболее полно совершенствовать физическую подготовку и морально-волевые качества личного состава.

Тренировочные учения проводить под руководством начальников (заместителей начальников) подразделений пожарной охраны (не менее одного учения в зимний и летний периоды на каждого, но не реже чем 1 раз в квартал).

Контрольно-проверочные пожарно-тактические учения проводить при инспектировании деятельности подразделений пожарной охраны или при подведении итогов подготовки за год (т.е. не реже 1-го раза в год).

Обеспечить качественную подготовку подразделений пожарной охраны путем проведения практических занятий по изучению нормативной правовой базы, регламентирующей отношения в области по направлению деятельности и предназначению в мирное и военное время.

Показные пожарно-тактические учения проводить с подразделениями пожарной охраны в масштабе пожарно-спасательных гарнизонов не реже 1-го раза в полугодие (по одному в зимний и летний периоды обучения). На показные учения привлекать весь начальствующий состав, свободный от несения службы.

Количество пожарно-тактических учений и занятий по решению пожарно-тактических задач в границах территориального или местного пожарно-спасательного гарнизона ФПС определяется Программой подготовки.

Привлекать по возможности добровольную пожарную охрану к учениям подразделений пожарной охраны.

VII. Доведение Организационно-методических указаний

В целях осуществления своих полномочий Министерству промышленности и торговли Российской Федерации по координации и методическому руководству подготовкой органов управления Минпромторга России в области ГО, защиты персонала и объектов от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также своевременной и качественной подготовки на всех уровнях управления организационно-плановых документов настоящие Организационно-методические указания, а также План основных мероприятий Минпромторга России в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности на 2017 год (прилагается) до 20 февраля 2017 г. довести до руководства Росстандарта, заинтересованных структурных подразделений Министерства и организаций в установленном порядке.

На основе настоящих Организационно-методических указаний организовать разработку:

организационно-методических указаний по подготовке органов управления организаций Минпромторга России, а также в установленном порядке ввести в действие планы основных мероприятий в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

О ходе выполнения Организационно-методических указаний организациям Минпромторга России ежегодно докладывать в Минпромторг России к 1 декабря в материалах ежегодного государственного доклада о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и докладе о состоянии гражданской обороны (форма N 3/ДУ).

Руководителям организаций Минпромторга России обратить внимание на необходимость неукоснительного соблюдения требований нормативных и правовых документов в области защиты государственной тайны при направлении материалов в адрес Министерства.

Другие документы по теме
Ошибка на сайте