Рейтинг@Mail.ru

"Методические рекомендации для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по организации подготовки к паводкоопасному периоду"

Утверждаю

Заместитель Министра

Российской Федерации

по делам гражданской обороны,

чрезвычайным ситуациям

и ликвидации последствий

стихийных бедствий

В.В.СТЕПАНОВ

4 декабря 2014 г. N 2-4-87-40-14

Согласовано

Заместитель руководителя

Федерального агентства

по гидрометеорологии

и мониторингу окружающей среды

И.А.ШУМАКОВ

Заместитель руководителя

Федерального агентства

водных ресурсов

В.А.НИКАНОРОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ

К ПАВОДКООПАСНОМУ ПЕРИОДУ

Перечень принятых сокращений

АО - автономный округ

АСДНР - аварийно-спасательные и другие неотложные работы

ГОК - горно-обогатительный комбинат

ГТС - гидротехническое сооружение

ДМРЛ-С - доплеровский метеорологический радиолокатор

ЕДДС - единая дежурно-диспетчерская служба

КУ - комплексные учения

КШУ - командно-штабное учение

КЧС и ОПБ - комиссия по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности

ТСУ - тактико-специальное учение

ТБО - твердые бытовые отходы

МО - муниципальное образование

НЦУКС - Национальный центр управления в кризисных ситуациях

ОАО - открытое акционерное общество

ОДС - оперативная дежурная смена

ОГМЯ - опасное гидрометеорологическое явление

ПВР - пункт временного размещения

РСЧС - единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

ФО - федеральный округ

ФГБУ - федеральное государственное бюджетное учреждение

Глава 1. Общие положения

Настоящие методические рекомендации разработаны для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по организации подготовки к паводкоопасному периоду, выработки единых подходов и повышения эффективности.

Положения Методических рекомендаций предлагается применять исходя из ситуации, складывающейся при возникновении конкретной предпаводковой (паводковой) обстановки, с учетом территориальных и климатических особенностей субъектов Российской Федерации.

Методические рекомендации разработаны с учетом требований, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, федеральных законов, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, руководящих документов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), а также других документов, регламентирующих деятельность органов управления и сил РСЧС в различных режимах функционирования. Также учтен положительный опыт работы МЧС России и других министерств и ведомств при ликвидации ЧС, возникающих в период весеннего половодья на территории Российской Федерации.

Основные термины и определения:

Опасное гидрологическое явление - событие гидрологического происхождения или результат гидрологических процессов, возникающих под действием различных природных или гидродинамических факторов или их сочетаний, оказывающих поражающее воздействие на людей, сельскохозяйственных животных и растения, объекты экономики и окружающую природную среду.

К опасным (стихийным) гидрологическим явлениям относятся явления (при половодьях, паводках, заторах, зажорах, нагонах и т.д.), сопровождающиеся высоким уровнем воды в водоемах (озерах, водохранилищах, прудах) и водотоках (реках, каналах, ручьях), превышающим величины особо опасных (критических) уровней воды для конкретных населенных пунктов и хозяйственных объектов.

Наводнение - затопление территории водой, являющееся стихийным бедствием.

Наводнение может происходить в результате подъема уровня воды во время половодья или паводка, при заторе, зажоре, вследствие нагона в устье реки, а также при прорыве гидротехнических сооружений.

Половодье - фаза водного режима реки, ежегодно повторяющаяся в данных климатических условиях в один и тот же сезон, характеризующаяся наибольшей водностью, высоким и длительным подъемом уровня воды и вызываемая снеготаянием или совместным таянием снега и ледников.

Паводок - фаза водного режима реки, которая может многократно повторяться в различные сезоны года, характеризующаяся интенсивным, обычно кратковременным, увеличением расходов и уровней воды и вызываемая дождями или снеготаянием во время оттепелей.

Катастрофический(ое) паводок (половодье) - выдающийся по величине и редкий по повторяемости паводок (половодье), способный вызвать жертвы и разрушения.

Затор - скопление льдин в русле реки во время ледохода, вызывающее стеснение водного сечения и связанный с этим подъем уровня воды.

Зажор - скопление шуги с включением мелкобитого льда в русле реки, вызывающее стеснение водного сечения и связанный с этим подъем уровня воды.

Ветровой нагон - подъем уровня воды в морских устьях крупных рек, а также у подветренных побережий морей, крупных озер и водохранилищ, вызванный воздействием ветра на водную поверхность.

Затопление - образование свободной поверхности воды на территории в результате паводков, нагонов волн и повышения уровней водоемов и водотоков.

Катастрофическое затопление - гидрологическое явление, возникающее вследствие повреждения или прорыва крупного гидротехнического сооружения, сопровождаемое образованием волны прорыва, значительным затоплением местности, повреждением и разрушением материальных ценностей, нанесением ущерба окружающей среде, а также возникновением реальной угрозы массовой гибели людей и сельскохозяйственных животных.

Зона затопления - территория, покрытая водой в результате превышения притока воды по сравнению с пропускной способностью русла реки (водотока).

Зона вероятного затопления - территория, в пределах которой возможно или прогнозируется образование зоны затопления.

Зона катастрофического затопления - зона затопления, на которой произошла гибель людей, сельскохозяйственных животных и растений, повреждены или уничтожены здания, сооружения и другие материальные ценности, а также нанесен ущерб окружающей природной среде.

Подтопление - повышение уровня грунтовых вод, нарушающее нормальное использование территории, строительство и эксплуатацию расположенных на ней объектов.

Подтопление территории - комплексный процесс, проявляющийся под действием техногенных и, частично, естественных факторов, при котором в результате нарушения водного режима и баланса территории за расчетный период времени происходит повышение уровня подземных вод, достигающее критических значений, требующих применения защитных мероприятий.

Критический уровень воды - уровень воды в створе ближайшего гидрологического поста, с превышением которого начинается затопление данного населенного пункта или хозяйственного объекта. Особо опасные уровни воды устанавливаются Управлением гидрометеослужбы.

Мониторинг гидрологических явлений - постоянное наблюдение за состоянием водных объектов (морей, рек, водоемов), осуществляемое визуально и посредством измерения необходимых параметров (уровней и расхода воды, толщины льда и величины снежного покрова, количества осадков, температуры воздуха и т.д.).

Прогнозирование чрезвычайных ситуаций, вызванных наводнениями (затоплениями), - заблаговременное предсказание сроков начала наводнения (затопления), его масштабов и последствий.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций, вызванных наводнениями (затоплениями), - комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на уменьшение риска возникновения чрезвычайной ситуации, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь.

Превентивные противопаводковые мероприятия - мероприятия, осуществляемые заблаговременно и направленные на предотвращение или уменьшение негативных последствий наводнений (затоплений).

Плавучие спасательные средства - самоходные плавающие машины, паромы, лодки, катера, используемые для ведения разведки зоны затопления, доставки спасателей к местам нахождения пострадавших в зоне затопления при ведении спасательных работ и эвакуации пострадавших из зоны затопления.

Оповещение населения - экстренное доведение до населения сигналов оповещения и оперативной информации о выполнении мероприятий по защите, которые проводятся с целью подготовки их к действиям в условиях ЧС, недопущения возникновения при этом паники и беспорядков, обеспечения эвакуационных мероприятий.

Информирование населения - доведение до населения в процессе повседневной жизнедеятельности информации о мероприятиях по обеспечению безопасности при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, приемах и способах защиты от воздействия вредных факторов чрезвычайных ситуаций и порядке действий с использованием средств массовой информации.

Глава 2. Мониторинг и прогнозирование паводковой

обстановки на территории субъекта РФ

Основными задачами системы мониторинга и прогнозирования паводковой обстановки на территории субъектов РФ являются: оперативный сбор, обработка и представление в органы исполнительной власти субъектов РФ информации о потенциальных источниках гидрологических явлений; создание и поддержание банка статистических данных по чрезвычайным ситуациям; прогнозирование возникновения, характера развития чрезвычайных ситуаций и их последствий; заблаговременная разработка состава и содержания мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и смягчению их социально-экономических последствий.

К организациям, осуществляющим мониторинг ОГМЯ и прогнозирование затоплений, подтоплений на территории субъектов РФ, относятся следующие организации и оперативно-производственные учреждения Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, в первую очередь Росгидромет и Росводресурсы в части их полномочий:

территориальные гидрометеорологические центры (ГМЦ) управлений гидрометеорологической службы (УГМС) Росгидромета;

территориальные управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

гидрометеорологические обсерватории (ГМО);

гидрометеорологические бюро (ГМБ);

авиаметеорологические центры и станции (АМЦ и АМСГ);

гидрометеорологические станции (ГМС);

гидрометеорологические пункты наблюдения и гидрологические посты;

региональные (бассейновые) и территориальные органы МПР России.

Границы зон затопления определяются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 N 360 "Об определении границ зон затопления, подтопления".

Прогнозирование чрезвычайных ситуаций в зонах возможных подтоплений на территории субъектов Российской Федерации осуществляется территориальными центрами мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций ЦУКС ГУ МЧС России по субъектам РФ, территориальными органами мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций при исполнительных органах государственной власти субъектов РФ на основании прогностической информации территориальных органов Росгидромета.

Органами исполнительной власти субъектов РФ организуется обследование зон возможного затопления, проверка готовности к пропуску паводка гидротехнических сооружений с привлечением представителей органов Минприроды России, Ростехнадзора, Росводоресурсов, территориальных органов МЧС России и собственников водохозяйственных объектов (прудов и водохранилищ).

Прогнозы наводнений природного происхождения по заблаговременности их составления подразделяются на:

краткосрочные гидрологические прогнозы, которые охватывают период до двух суток;

среднесрочные гидрологические прогнозы, которые охватывают период от двух до десяти суток;

долгосрочные гидрологические прогнозы, которые относятся к периоду заблаговременности более 10 суток.

Прогноз развития паводковой ситуации на территории субъекта РФ проводится на основании статистических данных по населенным пунктам, подвергшимся затоплению (подтоплению), а также основных параметрах гидрометеорологической обстановки.

В прогнозе указываются следующие гидрометеорологические параметры:

1. Снегозапасы, превышающие норму в водосборных бассейнах паводкоопасных рек (определяется в %).

2. Глубина промерзания почвы. Норма глубины промерзания почвы определяется наличием или отсутствием превышения от среднемноголетних значений.

3. Толщина льда, превышающая норму среднемноголетних значений (определяется в %).

4. Уровни воды на реках в период ледостава. Определяются в период установления ледостава в процентном отношении от среднемноголетних значений.

5. Температура воздуха в период весеннего снеготаяния. Определяется на основе долгосрочного прогноза территориальных подразделений Росгидромета.

6. Количество и вид осадков в период весеннего снеготаяния. Определяются на основе долгосрочного прогноза территориальных подразделений Росгидромета. В соответствии с прогнозом делаются выводы. В выводах указываются сведения:

сроки, границы и размеры (площади) зон возможного затопления;

численность населения и объектов инфраструктуры, попадающих в зону возможного затопления, подтопления;

количество социально значимых объектов, в том числе с круглосуточным пребыванием людей;

протяженность участков автомобильных дорог; количество автомобильных мостов; количество железнодорожных мостов;

источники потенциального загрязнения водных объектов или их частей, расположенные в зонах возможного затопления: кладбища, скотомогильники, хвостохранилище, фермы, летние лагеря крупного рогатого скота, склады минеральных удобрений, накопительных промышленных отходов, навозохранилища, нефтебазы, склады горюче-смазочных масел (ГСМ) и автозаправщики (АЗС), автомойки, очистительные сооружения и другие источники потенциального загрязнения водных объектов или их частей;

количество объектов экономики, в том числе потенциально опасных.

Глава 3. Превентивные мероприятия по предупреждению

паводка и смягчению возможных последствий в период

прохождения весеннего половодья

Своевременное выполнение противопаводковых мероприятий позволяет существенно снизить размеры вредного воздействия паводковых вод.

Предупредительные меры, направленные на эти цели, могут быть разделены на три группы:

1 группа - меры прогнозно-аналитического характера;

2 группа - меры организационно-оперативного характера;

3 группа - инженерно-технические и другие профилактические мероприятия.

К мероприятиям 1 группы относятся: гидрологическое прогнозирование видов (типов) и масштабов затопления, анализ обстановки, выявление источников и возможных сроков затопления, оповещение органов управления и населения об угрозе затопления;

организация проведения плановых и внеплановых мероприятий по надзору ГТС и водохозяйственных объектов, находящихся на территории субъектов РФ, с участием представителей органов Минприроды России, Ростехнадзора, Росводоресурсов, территориальных органов МЧС России и собственников объектов, с составлением актов оценки готовности ГТС к безаварийному прохождению паводков; осуществление контроля режимов их работы в предпаводковый период и в период прохождения паводков;

организация проведения обследования зон возможного затопления в паводковых районах, подготовка паспортов гидрологической безопасности по каждому населенному пункту;

осуществление контроля за соблюдением процедур, установленных законодательством о градостроительной деятельности для подготовки и утверждения документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, градостроительных планов земельных участков с учетом зон затопления, подтопления;

обеспечение страховой защиты инженерных сооружений, объектов дорожного и жилищного хозяйства, подвергаемых повышенному риску затопления, подтопления, на паводкоопасных территориях в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";

доведение до органов местного самоуправления информации о существующих ограничениях использования территории на землях, подверженных затоплению;

организация формирования банка данных участков водных объектов с опасными эрозионными процессами и зонами периодического затопления;

обмен информацией с территориальными органами МЧС России, Ростехнадзора, Росгидромета, Росводресурсов;

планирование мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод, осуществление ремонтных работ на ГТС;

планирование и организация строительства систем и сооружений инженерной защиты паводкоопасных районов;

определение прав собственности муниципальных и сельских образований на бесхозяйные ГТС, что позволит привести в порядок документацию по эксплуатации ГТС, а также организация служб эксплуатации ГТС и/или ликвидация сооружений, утративших хозяйственную значимость;

создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

назначение ответственных за каждый пруд до наступления паводка;

формирование дежурных бригад;

составление графиков их работы;

проведение инструктажей по технике безопасности;

проверка наличия зафиксированных отметок нормального, форсированного и предельно допустимого горизонтов воды у сооружений;

ведение журнала пропуска паводка для каждого из прудов, в котором должны быть отражены схематический план пруда, сооружений и их описание с указанием местоположения в каскаде прудов на водотоке; результаты обследования; рекомендации противопаводковой комиссии; составы и графики работы дежурных бригад, их должностные обязанности; обеспечение инструментами, приспособлениями и механизмами; сведения о выполнении ремонтно-эксплуатационных работ, времени начала пика и спада уровней воды и их количественные показатели; сведения об экстренных мероприятиях, выполняемых бригадами в случаях возникновения аварийных ситуаций при согласовании с противопаводковыми комиссиями.

К мероприятиям 2 группы относятся:

заблаговременная подготовка проектов распорядительных документов для принятия должностными лицами органов исполнительной власти субъектов, органов местного самоуправления, организаций и объектов решений на проведение предупредительных мероприятий и ликвидацию последствий наводнения (о порядке эвакуации, охране имущества граждан, привлечении населения к работам, порядке движения транспорта, санитарно-эпидемических мероприятиях и т.д.);

планирование конкретных предупредительных инженерно-технических мероприятий, мер защиты и других профилактических работ, организация их выполнения;

уточнение планов в части действий органов управления и сил при наводнении (планы мероприятий по смягчению и реагированию на чрезвычайные ситуации в паводкоопасном периоде на территории субъекта Российской Федерации и муниципальных образований на год);

корректировка существующих генеральных планов, правил землепользования и застройки поселений и документации по планировке территорий с учетом зон затопления, подтопления с соответствующим нанесением границ зон затопления, подтопления территории 1% и 10% обеспеченности в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 N 360 "Об определении границ зон затопления, подтопления" с учетом инвентаризации объектов недвижимости в этих зонах;

разработка, ежегодная корректировка совместно с территориальными органами Ростехнадзора, Росводоресурсов и Росгидромета, органами местного самоуправления и утверждение решением КЧС и ОПБ субъекта реестра рисков затопления населенных пунктов, попадающих в зону затопления, подтопления, вызванных различными гидрологическими и гидродинамическими явлениями и процессами;

постановка задач органам управления, службам и силам ТП РСЧС, приведение их, в случае необходимости, в готовность;

уточнение конкретного порядка взаимодействия органов управления ТП РСЧС с органами военного командования, предприятиями, учреждениями, общественными организациями и средствами массовой информации;

проведение проверок готовности сил и средств ТП РСЧС;

проведение необходимых инструктажей и тренировок органов управления и аварийно-спасательных формирований ТП РСЧС;

подготовка системы связи и оповещения, организация взаимодействия со средствами массовой информации по оповещению населения по радио и телевидению, разработка текстов сообщений на случай наводнения;

постоянное уточнение количества плавсредств, других материально-технических ресурсов, пригодных для использования при осуществлении предупредительных мер и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ;

частичное ограничение или прекращение функционирования предприятий, учебных заведений, других организаций, расположенных в зонах возможного затопления, при возникновении угрозы затопления;

материально-техническое обеспечение предупредительных мероприятий;

организационная подготовка к использованию материальных резервов на случай чрезвычайных ситуаций;

информирование граждан о прогнозе наводнения и проведение разъяснительной работы по действиям населения в предвидении и ходе половодья (паводка).

Мероприятия 3 группы базируются в основном на типовых способах снижения последствий наводнений, к которым следует отнести:

уменьшение максимального расхода воды в реке путем перераспределения стока во времени;

своевременное закрытие и ослабление (разрушение) ледовых переправ силами и средствами эксплуатирующих организаций, органов местного самоуправления, в зависимости от форм собственности, в особенности при наличии затороопасных участков ниже по течению водного объекта;

подготовка ливневой канализации, оборудование водоотводных канав, расчистка существующих дорожных водоотводных сооружений и увеличение их пропускной способности;

устройство дамб, обвалований;

искусственное повышение поверхности территории;

спрямление и углубление русел, их расчистка, заключение в коллектор;

подсыпка территорий;

проведение берегоукрепительных и дноуглубительных работ;

регулирование русел и стока малых рек;

регулирование стока и отвод поверхностных и подземных вод;

регулирование спуска льда на участок водотока, к которому примыкают затапливаемые территории;

дренажные системы и отдельные дренажи;

устройство дренажных прорезей для обеспечения связи "верховодки" и техногенного горизонта, имеющего хорошие условия разгрузки;

применение комбинированного способа профилактических мероприятий (устройств постоянных и временных водостоков и дорог с водотоками и т.д.).

Часть практических мероприятий, реализующих перечисленные способы, может проводиться только на долговременной основе, часть - в оперативном порядке в предвидении конкретного наводнения, часть - и оперативно и долговременно. Кроме мероприятий, соответствующих типовым способам, существует ряд других мер, направленных на снижение потерь и ущерба от наводнений.

К общему составу предупредительных мероприятий могут быть отнесены следующие активные и пассивные меры:

посадка лесозащитных полос в бассейнах рек;

распашка земли поперек склонов;

сохранение древесной и кустарниковой растительности в пределах прибрежных защитных полос и водоохранных зон;

террасирование склонов;

строительство прудов и других искусственных водоемов в логах, балках и оврагах для перехвата талых и дождевых вод;

перевод систематически затопляемых пашен в луга и пастбища;

создание запасных летних лагерей для скота и мобильных доильных установок;

сооружение или ремонт ограждающих дамб, сплошного и поучасткового обвалования;

закладка в проекты гидроузлов резервных объемов создаваемых водохранилищ;

организация и проведение срезки максимума половодья (паводка) за счет частичного сброса воды через напорный гидроузел в нижний бьеф и одновременного затопления резервной емкости водохранилища;

проведение, в случае необходимости, заблаговременной эвакуации населения, сельскохозяйственных животных, материальных и культурных ценностей из потенциально затапливаемых зон;

оперативное возведение простейших защитных сооружений (дамб) и принятие других мер для предохранения от затопления незащищенных объектов жизнеобеспечения, потенциально опасных объектов (объектов здравоохранения, энергетики, водоснабжения, теплоснабжения, канализации, очистных, пищевой промышленности, содержащих АХОВ и др.), а также объектов, имеющих высокую материальную и культурную ценность;

заблаговременная эвакуация населения, сельскохозяйственных животных, материальных и культурных ценностей из потенциально затапливаемых районов;

частичное ограничение или прекращение функционирования предприятий, организаций и учреждений, расположенных в зонах возможного затопления;

санитарная очистка предполагаемых районов затопления;

техническая подготовка выявленных заранее плавсредств для использования при аварийно-спасательных и других неотложных работах во время наводнения;

оборудование объездных маршрутов для автотранспорта;

очистка дренажных дорожных труб, водостоков;

расширенная продажа населению водозащитной одежды и обуви и др.

Накопленный опыт проведения мероприятий по уменьшению последствий наводнений свидетельствует, что наименьшие материальные затраты и более надежная защита пойменных территорий от затопления достигается лишь при использовании комплексного сочетания активных мер защиты (регулирование водостока и др.) с пассивными мерами (обвалование, руслоуглубление и т.п.), когда они проводятся оперативно и своевременно.

Рассмотренные выше меры представляют собой содержание работы органов управления, служб и сил территориальных подсистем РСЧС и в своей совокупности являются типовым комплексом мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с наводнениями.

3.1. Особенности подготовки и организации проведения

предупредительных мероприятий при угрозе

катастрофического затопления

При катастрофическом затоплении угрозу жизни и здоровью людей, помимо непосредственного воздействия волны прорыва, представляют аспирация воды, пребывание в холодной воде, нервно-психологическое перенапряжение, а также затопление (разрушение) систем, обеспечивающих жизнедеятельность населения.

Последствия катастрофического затопления могут усугубляться авариями на потенциально опасных и других объектах экономики, попадающих в зону затопления.

В случае угрозы катастрофического наводнения необходимо провести следующие мероприятия:

привести органы управления, силы и средства ТП РСЧС субъекта РФ в готовность к применению по предназначению в условиях ЧС;

незамедлительно оповестить население об угрозе катастрофического затопления и принять необходимые меры защиты;

принять меры по самостоятельному выходу населения из зоны возможного катастрофического затопления до прихода волны прорыва;

организовать эвакуацию населения в безопасные районы за пределы зоны возможного катастрофического затопления до прихода волны прорыва;

уточнить наличие пунктов временного проживания и питания, организовать размещение и обеспечение пострадавших граждан;

организовать мероприятия по проведению первоочередных работ в целях обеспечения жизнедеятельности пострадавшего населения;

проверка планирующей документации, уточнение состава сил и средств ТП РСЧС, проверка запасов материальных и технических средств.

При возможном воздействии вторичных поражающих факторов, возникающих при разрушении потенциально опасных объектов, попадающих в зону затопления, перечень основных мероприятий увеличивается за счет мероприятий, определяемых спецификой этих факторов.

Жители зон регулярно повторяющихся наводнений должны быть заранее проинформированы об этой опасности, обучены и подготовлены к действиям при угрозе и во время наводнения.

3.2. Особенности подготовки и организации взрывных работ

по предупреждению и ликвидации заторов льда

К особенностям подготовки и организации взрывных работ по предупреждению и ликвидации заторов льда следует отнести следующее:

дополнительная подготовка технических карт взрывных работ (ВР) и другой проектной документации о проведении взрывных работ на затороопасных участках рек;

подготовка проектной документации о проведении взрывных работ, обрабатываемой в ходе ликвидации ледовых заторов, простота ее использования (паспорта взрывных работ, схемы взрывных работ), проведение расчетов опытными специалистами;

разработка проектов (паспорта, схемы) взрывных работ, согласование с администрацией региона и утверждение руководителем производства взрывных работ;

доведение информации установленным порядком о месте, времени и характере взрывных работ до территориальных органов Ростехнадзора.

Основная опасность затора льда заключается в значительном подъеме уровня воды в реке, при котором вода выходит из берегов и затопляет прилегающую местность. При отсутствии возможности ликвидации заторов необходимо их ослабить или переместить в другое место. Организация постоянного регулирования стока ледового материала.

Также необходимо применять на практике (особенно для защиты мостов) предварительное ослабление ледового покрова.

Производство предварительного ослабления ледового покрова путем взрывов за 10 - 15 дней до вскрытия реки применяется довольно часто. Наибольший эффект достигается при закладке зарядов на некоторую глубину под ледяным покровом - тем большую, чем толще ледяной покров. При толщине льда 0,5; 1,0; 1,5 м значение глубины закладки зарядов находится соответственно в диапазонах 1,0 - 1,5; 2,0 - 2,5; 3,0 - 3,5 м.

Затор на широких реках разрушают, дробя его постепенно снизу вверх по течению. Разрушение затора следует начинать с подрыва ледяных полей ниже затора. Подрыв льда начинают вдоль берегов. Ледяные поля раскалывают взрывами подводных зарядов, проводя взрывы сериями против течения.

На узких и средних реках лед подрывают сверху вниз по течению или одновременно по длине затора.

Химический способ разрушения льда основан на понижении температуры плавления льда за счет распределения соли по его поверхности. Расход соли при этом для ориентировочных расчетов принимается в 7 - 10 раз меньше массы протаиваемого льда. Применяют хлориды кальция, натрия, аммония, калия, а также сульфид натрия, фторид натрия и бикарбонат калия.

В некоторых случаях в момент устойчивого перехода дневной температуры через 0 °C лед посыпают шлаком с добавкой соли продольными полосами шириной 5 - 10 м в местах будущих трещин и прежде всего у берегов. Мероприятие проводится за 15 - 25 дней до вскрытия реки. Нормы расхода зачерняющего материала, как правило, составляют 1 - 3 т/га. Однако желаемый эффект достигается лишь при солнечной погоде.

Бомбометание, как средство разрушения ледяного покрова и заторных масс, малоэффективно вследствие трудностей прицельного попадания и заглубления боеприпаса - бомба пробивает лед и взрывается не у дна, а подо льдом, способствуя иногда еще большему уплотнению заторных масс. Также малоэффективно разрушение затора посредством артиллерийского обстрела.

Применение ледоколов и ледокольных средств может оказаться эффективным на судоходных реках. Ледяные поля разрушаются за счет создания с помощью ледоколов зигзагообразного канала в теле затора снизу вверх по руслу реки. Взламывание льда возможно в пределах судоходных глубин и толщин льда, не превышающих ледопроходимость ледоколов. К речным ледоколам относят рейдовые буксиры ледокольного типа, ледоколы-буксиры и линейные ледоколы. Суда на воздушной подушке могут применяться для разрушения ледового покрова небольшой толщины.

Необходимо контролировать уровень водохранилищ в верхнем бьефе и управлять расходом воды с помощью ГЭС. Маневрирование расхода воды через ГЭС - весьма эффективная мера борьбы с заторами льда на зарегулированных реках. Попуски ГЭС способствуют разрушению ледяного покрова и заторных масс вследствие увеличения скоростей течения и уровней воды. Эффективность этого метода зависит от мощности затора, объема и продолжительности пропуска, ледовой обстановки и погодных условий.

Следует провести комплекс мероприятий по вскрытию водных объектов от ледяного покрова, помимо перечисленных взрывных, ледокольных и других работ, путем простого удаления снега с ледяного покрова и бороздованием льда ледорезными машинами и стругами. Задержание сроков вскрытия можно получить за счет увеличения толщины снега на поверхности льда, искусственным намораживанием толщи льда, применением термоизоляционных материалов (опилки, песок и т.п.). Для задержания ледового материала можно применять такие меры, как создание искусственных заторов, создание полузапруд, зарегулирование русел рек.

Для сбора в короткие сроки достоверных данных, необходимых для выработки обоснованных решений на применение взрывных работ, следует проводить общую и инженерную разведку во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и МЧС России.

Глава 4. Действия органов управления при угрозе

возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с наводнением

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти при организации защиты населения и территорий от опасных последствий весеннего половодья и паводков осуществляют свою деятельность в рамках полномочий, установленных Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и другими нормативными актами Российской Федерации.

К основным направлениям деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по предупреждению и ликвидации последствий, связанных с паводковыми явлениями, относятся:

планирование и оперативное проведение предупредительных мероприятий по защите от затопления, подтопления паводковыми водами населенных пунктов и объектов экономики, оказанию экстренной медицинской помощи населению с использованием в установленном порядке на эти цели средств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также сил и средств заинтересованных организаций;

обеспечение соблюдения режима хозяйственной деятельности в зонах периодического затопления, подтопления паводковыми водами;

организация проведения необходимых наблюдений за развитием паводковой обстановки, возможными местами образования ледовых заторов, повышением уровня воды на водных объектах и состоянием гидротехнических сооружений в период прохождения весеннего половодья и паводков;

создание и обеспечение готовности резервов финансовых и необходимых материальных ресурсов, а также сил промышленных и транспортных организаций для предупреждения и локализации аварий на гидротехнических сооружениях и других чрезвычайных ситуаций, вызванных прохождением весеннего половодья и паводков;

регулярное рассмотрение вопросов, требующих принятия экстренных мер по уменьшению социально-экономических последствий весеннего половодья и паводков;

руководство работами по ликвидации последствий, связанных с паводковыми явлениями, эвакуации (временного отселения) пострадавшего населения и его жизнеобеспечение.

Подготовка к проведению мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию последствий, связанных с паводковыми явлениями, осуществляется в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми документами субъекта РФ, решениями КЧС и ОПБ (председателя комиссии) органа исполнительной власти субъекта РФ.

В соответствии со статьей 7 постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" определено, что координирующими органами управления единой системы являются комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ).

В соответствии со статьей 10 этого же постановления к постоянно действующим органам управления единой системы относятся:

- на региональном уровне - территориальные органы МЧС России;

- на муниципальном уровне - органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны, при органах местного самоуправления.

В период весеннего половодья и паводков на водных объектах территорий субъектов РФ должны быть организованы и проведены следующие мероприятия:

определение границ и размеров (площади) зон затопления, количества административных районов, населенных пунктов, объектов экономики, площади сельскохозяйственных угодий, дорог, мостов, скотомогильников, линий связи и электропередач, попадающих в зоны подтоплений и затоплений;

определение количества пострадавшего населения, а также временно отселяемых из зоны затопления;

определение разрушенных (аварийных) домов, построек и т.п.;

объемы откачки воды из затопленных сооружений;

количество голов погибших сельскохозяйственных животных;

местоположение и размеры сооружаемых дамб, запруд, обвалований, креплений откосов берегов, водоотводных каналов, ям (сифонов);

определение предварительного размера материального ущерба;

численность привлекаемых сил и средств (личного состава, техники и т.п.);

непосредственные мероприятия по защите населения.

При угрозе возникновения ЧС в период весеннего половодья, связанного с наводнением (подтоплением, затоплением и т.д.), органами управления организуется следующий порядок действий:

оценка сложившейся обстановки;

прогнозирование возможного развития обстановки;

подготовка данных для принятия решения руководителем органа исполнительной власти;

принятие решения на проведение комплекса организационных, инженерно-технических и других мероприятий по предупреждению ЧС или уменьшению ее воздействия на население, объекты экономики и окружающую природную среду.

Органы управления частично или полностью приводятся в готовность и выполняют мероприятия, предусмотренные планом действий для данного режима функционирования.

В условиях угрозы затопления, подтопления основной задачей органов исполнительной власти всех уровней является предотвращение или минимизация ущерба от затопления, а также обеспечение защиты населения и объектов экономики, в том числе мероприятий по жизнеобеспечению населения (ЖОН).

Меры защиты от наводнений подразделяются на оперативные (срочные) и технические (предупредительные).

Организация технических мер.

Заблаговременными (техническими) мерами борьбы с наводнениями являются:

регулирование стока в русле реки;

отвод паводковых вод;

регулирование поверхностного стока на водосбросах;

обвалование;

спрямление русел рек и дноуглубление;

строительство берегозащитных сооружений;

подсыпка застраиваемой территории;

ограничение строительства в зонах возможных затоплений и др.

Использовать комплекс мероприятий в сочетании активных методов защиты (регулирование водостока) с пассивными методами (обвалование, руслоуглубление и т.п.).

Основными направлениями действий органов исполнительной власти субъектов РФ при угрозе затопления являются:

анализ обстановки, выявление источников и возможных сроков затопления;

прогнозирование видов (типов), сроков и масштабов возможного затопления;

планирование и подготовка комплекса типовых мероприятий по предупреждению затоплений;

планирование и подготовка к проведению аварийно-спасательных работ в зонах возможного затопления.

4.1. Последовательность действий органов управления ТП РСЧС

в различных режимах функционирования

N п/п

Наименование мероприятий

Характеристика мероприятий

Режим повседневной деятельности

Режим повышенной готовности

Режим чрезвычайной ситуации

Органы управления ТП РСЧС

1.

Определение основных параметров на паводкоопасный период

Уточнение списков должностных лиц от функциональных и территориальных подсистем по их привлечению в оперативные штабы, совместные оперативные и рабочие группы.

Подготовка пакета рабочих документов для работы КЧС и ОПБ субъектов РФ в паводкоопасный период (формализованные документы, проекты распоряжений о введении режимов функционирования).

Определение сроков и порядка получения прогнозов.

Определение сроков и порядка получения оперативной гидрометеорологической информации.

Определение сроков, границ и размеров (площади) зон возможного затопления.

Определение количества административных районов, населенных пунктов, домов, населения, объектов экономики, дорог, мостов, линий связи и электропередачи, скотомогильников и площади сельскохозяйственных угодий и других объектов, попадающих в зоны возможных подтоплений и затоплений.

Определение сроков и порядка представления информации из муниципальных образований, указанных в прогнозе.

2.

Создание резервов

Создание резерва ГСМ, продовольствия, медикаментов, предметов первой необходимости и финансовых средств для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных паводком, на основе анализа порядка и номенклатуры используемых материально-технических ресурсов при ликвидации ЧС для районов с частой повторяемостью по данным многолетних наблюдений.

3.

Определение необходимых сил и средств

Утверждение необходимой по численности группировки сил и средств на выполнение мероприятий по ликвидации угрозы возникновения ЧС, связанных с паводком.

Организация комплекса мероприятий по обводнению торфяников, снего- и водозадержанию, завозу снежных масс на торфяники, устройству плотин, перемычек, недопущению подтопления жилых дачных построек и дорог в целях удержания паводковых вод.

Организация завоза и накопления на тепловырабатывающих объектах, находящихся в зонах возможного подтопления, нормативных запасов жидкого и твердого топлива.

Организация регулярного проведения предупредительных мероприятий и разъяснительной работы по предотвращению гибели на водных объектах, принятие мер безопасности на водоемах в период весеннего половодья и паводка через СМИ.

Утверждение необходимой по численности группировки сил и средств на выполнение мероприятий по ликвидации угрозы возникновения ЧС, связанных с паводком.

4.

Определение и утверждение превентивных мероприятий

Определение собственников, находящихся на территории муниципального образования, бесхозяйных гидротехнических сооружений и приведение аварийных гидротехнических сооружений в безопасное состояние.

5.

Планирование эвакуации (населения из зон возможного наводнения и заблаговременное ее проведение при угрозе наводнения).

Уточнение планов эвакуации населения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Подготовка к развертыванию пунктов временного размещения (ПВР) для приема населения, выведенного из зоны чрезвычайной ситуации. Уточнение количества автотранспортных средств, привлекаемых для эвакуации населения в ПВР, а также возможности по эвакуации животных. Проверка готовности ПВР к первоочередному жизнеобеспечению (продуктами питания, питьевой водой, предметами первой необходимости). Определение источника финансирования на проведение мероприятий по эвакуации населения из зоны ЧС, временному размещению и первоочередному жизнеобеспечению населения в ПВР.

6.

Организация работы КЧС и ОПБ субъекта РФ

В соответствии с Методическими рекомендациями по организации деятельности оперативных штабов ликвидации чрезвычайных ситуаций и оперативных групп территориальных органов МЧС России, местных гарнизонов пожарной охраны (исх. от 01.11.2013 N 2-4-87-34-14). Необходимо осуществлять следующие мероприятия:

Отправление и организация работы в зоне ЧС межведомственных оперативных и рабочих групп. Распределение и направление в район ЧС сил и средств РСЧС для проведения аварийно-спасательных работ.

Контроль доведения оперативного прогноза до муниципальных районов и городских округов. Организация мониторинга границ и размеров (площадей) зон возможного затопления.

Организация учета административных районов, населенных пунктов, количества населения, объектов экономики, дорог, мостов, линий связи и электропередачи, площади сельскохозяйственных угодий, скотомогильников, свалок твердых бытовых отходов, потенциально опасных и других объектов, попавших в зоны подтоплений и затоплений.

Контроль выполнения комплекса инженерно-технических мероприятий по проведению АСДНР в зоне ЧС.

7.

Оповещение населения

Задействование региональных и локальных систем оповещения в случае возникновения реальной угрозы.

Использование ручного и автоматизированного способов оповещения, централизованное управление объектов экономики, принудительное переключение программ вещания радиотрансляционных узлов, радиовещательных и телевизионных станций на передачу сигнала оповещения.

8.

Санитарно-эпидемиологическая защита

Контроль выполнения комплекса санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение заболевания населения, попавшего в зоны затопления, острыми кишечными инфекциями.

Контроль за выполнением мероприятий, направленных на снижение вторичных факторов, мероприятий по контролю за санитарной обстановкой, противоэпидемиологических и восстановительных мероприятий.

9.

Финансовое обеспечение пострадавшего населения

Организация:

определения размера материального ущерба для осуществления компенсационных выплат из федерального и субъектового бюджетов и контроль за их работой;

подготовки списков пострадавшего населения, а также установленных законодательством документов для осуществления компенсационных выплат из федерального и субъектового бюджетов.

Органы управления муниципального звена ТП РСЧС

1.

Определение основных параметров на паводкоопасный период

Уточнение списков должностных лиц от функциональных и территориальных подсистем по их привлечению в оперативные штабы, совместные оперативные и рабочие группы.

Определение состава межведомственных оперативных групп муниципального образования.

Подготовка пакета рабочих документов для работы КЧС и ПБ в паводкоопасный период (формализованные документы, проекты распоряжений о введении режимов функционирования).

Определение сроков и порядка получения оперативной гидрометеорологической информации.

Определение сроков, границ и размеров (площади) зон возможного затопления.

Определение количества населенных пунктов, домов, населения, объектов экономики, дорог, мостов, скотомогильников, линий связи и электропередачи, площади сельскохозяйственных угодий и других объектов, попадающих в зоны возможных подтоплений и затоплений.

Определение сроков и порядка представления информации из населенных пунктов, указанных в прогнозе.

2.

Определение опасных параметров на паводкоопасный период в режиме повседневной деятельности

Разработка планов по постановке на учет и определению собственников, находящихся на территории муниципального образования, бесхозяйных гидротехнических сооружений и по приведению аварийных гидротехнических сооружений в безопасное состояние с согласованием в ГУ МЧС России по субъекту РФ.

Проведение мероприятий по накоплению на тепловырабатывающих объектах, находящихся в зонах возможного затопления, подтопления, нормативных запасов жидкого и твердого топлива.

Проведение предупредительных мероприятий и разъяснительной работы по предотвращению гибели людей на водных объектах, мерам безопасности на водоемах в период весеннего половодья и паводка.

3.

Определение и утверждение превентивных мероприятий

Утверждение комплекса инженерно-технических мероприятий по укреплению берегов и устоев мостов, подсыпке защитных дамб, транспортных коммуникаций и линий электропередач, дноуглубительных, берегоукрепительных, русловыпрямительных работ, спрямления русел (для малых рек и водотоков) и т.д.

Утверждение объемов и мест работ по предварительному ослаблению ледяного покрова для предотвращения образования заторов и зажоров (распиловки, чернения льда, взрывных работ и т.д.).

4.

Создание резервов

Создание резерва ГСМ, продовольствия, медикаментов, предметов первой необходимости и финансовых средств для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных паводком, на основе анализа порядка и номенклатуры используемых материально-технических ресурсов при ликвидации ЧС для районов с частой повторяемостью по данным многолетних наблюдений.

5.

Проведение учений и тренировок

Проведение тренировки с межведомственными оперативными группами муниципальных образований на границах зон ответственности.

Проведение тренировки по приведению в готовность пунктов временного размещения (ПВР) пострадавшего населения (лицеи, санатории, училища, техникумы, колледжи, школы).

Проведение тренировок по задействованию системы оповещения.

6.

Проверка готовности населенных пунктов

Организация проверки готовности населенных пунктов, указанных в прогнозе, к дождевому паводку.

Направление результатов проверки готовности населенных пунктов на заседание КЧС и ОПБ субъекта.

7.

Определение необходимых сил и средств

Утверждение необходимой по численности группировки сил и средств на выполнение мероприятий по ликвидации угрозы возникновения ЧС, связанных с паводком.

Проверка имеющихся сил и средств для проведения аварийно-спасательных работ.

Проверка готовности и оснащения оперативных групп, сил и средств муниципального образования и готовность их к реагированию на ЧС, связанные с паводком.

Утверждение необходимой по численности группировки сил и средств на выполнение мероприятий по ликвидации угрозы возникновения ЧС, связанных с паводком.

Проверка имеющихся сил и средств для проведения аварийно-спасательных работ.

Проверка готовности и оснащения оперативных групп, сил и средств муниципального образования и готовность их к реагированию на ЧС, связанные с паводком.

8.

Планирование эвакуации (населения из зон возможного наводнения) и заблаговременное ее проведение при угрозе наводнения

Уточнение планов эвакуации населения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Подготовка к развертыванию пунктов временного размещения (ПВР) для приема населения, выведенного из зоны чрезвычайной ситуации. Уточнение количества автотранспортных средств, привлекаемых для эвакуации населения в ПВР, а также возможности по эвакуации животных. Проверка готовности ПВР к первоочередному жизнеобеспечению (продуктами питания, питьевой водой, предметами первой необходимости). Определение источника финансирования на проведение мероприятий по эвакуации населения из зоны ЧС, временному размещению и первоочередному жизнеобеспечению населения в ПВР. Доведение до населения порядка действий и правил поведения в случае осуществления эвакуации.

9.

Организация работы КЧС и ОПБ

В соответствии с Методическими рекомендациями по организации деятельности оперативных штабов ликвидации чрезвычайных ситуаций и оперативных групп территориальных органов МЧС России, местных гарнизонов пожарной охраны (исх. от 01.11.2013 N 2-4-87-34-14) следует осуществлять:

Отправление и организацию работы в зоне ЧС межведомственных оперативных и рабочих групп. Распределение и направление в район ЧС сил и средств РСЧС для проведения аварийно-спасательных работ.

Контроль доведения оперативного прогноза до населенных пунктов.

Организация мониторинга границ и размеров (площадей) зон возможного затопления.

Организация учета населенных пунктов, количества населения, объектов экономики, дорог, мостов, линий связи и электропередачи, площади сельскохозяйственных угодий, скотомогильников, свалок твердых бытовых отходов, потенциально опасных и других объектов, попавших в зоны подтоплений и затоплений.

Контроль выполнения комплекса инженерно-технических мероприятий по проведению АСДНР в зоне ЧС.

10.

Оповещение населения

Задействование местных и локальных систем оповещения в случае возникновения реальной угрозы.

Использование ручного и автоматизированного способов оповещения, централизованное управление объектов экономики, принудительное переключение программ вещания радиотрансляционных узлов, радиовещательных и телевизионных станций на передачу сигнала оповещения.

11.

Эвакуация населения

Уточнение планов эвакуации населения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Подготовка по развертыванию пунктов временного размещения (ПВР) для приема населения, выведенного из зоны чрезвычайной ситуации.

Уточнение количества автотранспортных средств, привлекаемых для эвакуации населения в ПВР, а также возможности по эвакуации животных. Проверка готовности ПВР к первоочередному жизнеобеспечению (продуктами питания, питьевой водой, предметами первой необходимости).

Определение источника финансирования на проведение мероприятий по эвакуации населения из зоны ЧС, временному размещению и первоочередному жизнеобеспечению населения в ПВР.

Доведение до населения порядка действий и правил поведения в случае осуществления эвакуации.

12.

Санитарно-эпидемиологическая защита

Контроль выполнения комплекса санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение заболевания населения, попавшего в зоны затопления, острыми кишечными инфекциями.

Контроль за выполнением мероприятий по санитарной обстановке, направленных на снижение вторичных факторов, и противоэпидемиологических и восстановительных мероприятий.

13.

Финансовое обеспечение пострадавшего населения

Организация:

определения размера материального ущерба для осуществления компенсационных выплат из федерального и субъектового бюджетов и контроль их работы;

подготовки списков пострадавшего населения, а также установленных законодательством документов для осуществления компенсационных выплат из федерального и субъектового бюджетов.

14.

Ограничение использования некоторых объектов

Принятие решения по результатам обследования или данных прогноза. Производится оценка последствий ограничений для населения и экономики. Компенсация продукции или услуг за счет внешних поступлений. Согласование порядка введения ограничений и получения компенсаций.

15.

Ограничение (прекращение) деятельности предприятий и организаций

Прекращение деятельности потенциально опасных производств или введение ограничения по мощности (объему выпуска продукции) с целью защиты персонала, ценного оборудования, недопущения возникновения вторичных факторов поражения в соответствии с планом функционирования в ЧС для потенциально опасных производств. Решение согласуется на местном и региональном уровнях.

Глава 5. Порядок планирования и применения

группировки сил и средств РСЧС при ликвидации наводнения

в период весеннего половодья

Общая группировка сил и средств, привлекаемая к проведению мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с половодьем, состоит из:

группировки сил и средств, привлекаемых к проведению противопаводковых мероприятий, АСДНР и ЖОН;

группировки сил и средств, привлекаемых для обеспечения проведения противопаводковых мероприятий;

группировки сил и средств, привлекаемых к организации управления и координации действий при проведении противопаводковых мероприятий.

При определении группировки сил и средств РСЧС учитываются характер чрезвычайной ситуации, связанной с высокими уровнями воды (половодье, зажор, затор, дождевой паводок), и особенности региона, при этом рассчитывается необходимое количество плавательных транспортеров (ПТС) при наихудшем развитии сценария паводковой обстановки.

5.1. Силы и средства, привлекаемые к проведению

противопаводковых мероприятий, ЛСДНР и ЖОН

1. Силы и средства функциональных подсистем РСЧС:

а) подразделения МЧС России в соответствии с приказом МЧС России от 22.01.2013 N 32 "Об утверждении Положения о порядке приведения подразделений МЧС России в готовность к применению по предназначению":

ОГ территориальных органов МЧС России, привлекаемых к проведению мероприятий, АСДНР и ЖОН;

силы и средства гарнизонов пожарной охраны (отряд (управление)), служба пожаротушения, пожарные части, специальные части, специальные управления ФПС, ПТЦ, ОТС и другие подразделения (учитывается 90% от списочного состава);

б) подразделения Министерства обороны России:

подрывные команды, эвакуационно-спасательные группы, аварийно-спасательные команды (из состава инженерных подразделений, мотострелковых подразделений), привлекаемые к проведению взрывных работ (по мере необходимости) в соответствии с планами взаимодействия между территориальными органами МЧС России и органами военного управления;

в) подразделения МВД России:

подразделения, выполняющие в соответствии с планами взаимодействия между территориальными органами МЧС России и органами управления задачи по эвакуации населения и материальных ценностей, организации первоочередного жизнеобеспечения населения;

дежурные службы и экипажи ППС, ГИБДД, УВД, задействованные в выполнении АСДНР;

подразделения ВВ МВД России, задействованные в выполнении АСДНР;

г) подразделения Минприроды:

формирования и предприятия Росводресурсов, задействованные в проведении АСДНР;

д) подразделения Минсельхоза России:

аварийные бригады по обеспечению эксплуатации гидроузлов и каналов, задействованные в проведении АСДНР;

е) подразделения Минкомсвязи России:

аварийно-восстановительные бригады ("Ростелеком", сотовые операторы и т.д.);

ж) от Роспотребнадзора:

отделы надзора в субъектах РФ по проведению комплекса санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний населения, попавшего в зоны затопления, подтопления;

и) от Минздрава России:

подразделения медицинской помощи по проведению медицинского обеспечения в зоне подтопления;

подразделения территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, привлекаемые к выполнению мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения на территории субъекта РФ, развертыванию и обслуживанию пунктов временного размещения, городков жизнеобеспечения населения.

При определении численности группировки сил, привлекаемой от территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, также учитываются другие силы, которые могут дополнительно привлекаться к проведению АСДНР в соответствии с решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти.

Органам исполнительной власти субъекта РФ совместно с соответсвующими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти (МЧС России, Министерство обороны России, Минрегион РФ, Росрезерв) необходимо рассчитать требуемое количество ПТС, водоналивных дамб для проведения АСДНР при наихудшем развитии сценария паводковой обстановки.

2. Силы и средства территориальной подсистемы РСЧС:

а) рабочие (оперативные) группы КЧС и ОПБ субъекта РФ, муниципальных районов (городских округов), находящиеся в местах проведения АСДНР;

б) аварийные, аварийно-восстановительные бригады от муниципальных организаций и учреждений, привлекаемые к проведению АСДНР;

г) специализированные ДРСУ (дорожно-ремонтные пункты), привлекаемые к проведению АСДНР;

д) подразделения противопожарной службы субъектов РФ, поисково-спасательные формирования;

е) организации, учреждения, осуществляющие свою деятельность в составе ТП РСЧС по первоочередному жизнеобеспечению населения.

При определении численности группировки сил, привлекаемой от звеньев ТП РСЧС к проведению АСДНР, учитываются другие силы, которые могут дополнительно привлекаться в соответствии с решениями КЧС и ОПБ субъектов РФ.

5.2. Силы и средства, привлекаемые для обеспечения

проведения противопаводковых мероприятий

1. Силы и средства функциональных подсистем РСЧС (территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти):

а) от МЧС России:

оперативные группы, высылаемые в район возникновения ЧС для координации работы КЧС и ОПБ, а также сил муниципальных образований при проведении мероприятий, направленных на смягчение последствий ЧС, обусловленных высокими уровнями воды (в главных управлениях МЧС России по субъектам РФ могут формироваться 3 - 5 оперативных групп, численностью до 8 человек каждая. Оперативные группы могут усиливаться спасателями ПСО, а также другими структурными подразделениями ТП РСЧС);

оперативные группы местных гарнизонов пожарной охраны (нештатные органы ГУ МЧС России по субъектам РФ) формируются решениями начальников местных гарнизонов пожарной охраны в соответствии с приказом МЧС России от 26.10.2012 N 640 "О мероприятиях по организации оперативного управления МЧС России при реагировании на чрезвычайные ситуации" на базе подразделений отрядов, пожарных частей ФПС. Оперативные группы, решениями начальников главных управлений МЧС России по субъектам РФ, высылаются в район ЧС для координации работы сил муниципальных образований при проведении мероприятий, направленных на смягчение последствий ЧС, обусловленных высокими уровнями воды (в гарнизоне пожарной охраны формируются 2 - 4 оперативные группы, численностью до 4 человек каждая);

б) от Министерства обороны России:

подразделения обеспечения сил и средств, количество ПТС, участвующих в АСДНР; авиация Министерства обороны России, привлекаемая к проведению воздушной разведки, бомбометания, переброске личного состава и материально-технических средств в соответствии с планами взаимодействия между территориальными органами МЧС России и органами военного управления;

в) от МВД России:

дежурные службы и экипажи ППС, ГИБДД, которые могут быть задействованы в сопровождении перевозки опасных грузов, их охране в местах складирования, охране общественного порядка в районе ЧС;

подразделения ВВ МВД России, задействованные в оцеплении и охране общественного порядка в районе ЧС в соответствии с планами взаимодействия между территориальными органами МЧС России и органами управления ВВ МВД России;

г) от Минприроды России:

Росводресурсы:

очередные дежурные смены Бассейнового водного управления (БВУ), задействованные в контроле за состоянием гидрологической обстановки;

отдел водных ресурсов БВУ (средняя численность отдела составляет 7 - 10 человек), задействованный в организации работы гидротехнических сооружений при возникновении ЧС, связанной с высокими уровнями воды, в том числе выполнении мероприятий, направленных на смягчение последствий ЧС;

формирования и предприятия Росводресурсов, осуществляющие механизацию работы объектов в период паводка и половодья (команды механизации работ), средняя численность данного структурного подразделения составляет до 25 человек;

Росгидромет:

дежурные смены гидропостов, территориальных центров Росгидромета, привлекаемые к контролю за состоянием гидрологической и метеообстановки;

д) от Минтранса:

подразделения Росморречфлота:

ОДС территориального подцентра ГМСКЦ, экипажи ледоколов в соответствии с заключенными договорами с органами исполнительной власти субъектов РФ, собственниками объектов для проведения ледокольных работ в период паводка и половодья (по мере необходимости);

подразделения Ространснадзора:

отделы надзора за судоходными и портовыми ГТС управлений Госморречнадзора, привлекаемые к ликвидации последствий ЧС;

е) от Ростехнадзора:

отделы Ростехнадзора в субъектах РФ, привлекаемые в паводковый период к проведению мероприятий по ликвидации последствий ЧС;

ж) от Минсельхоза России:

диспетчерские службы, аварийные бригады ФГБУ (филиалов ФГБУ) по обеспечению эксплуатации гидроузлов и каналов, привлекаемые к выполнению работ по смягчению последствий ЧС в период паводка и половодья;

з) от Минэнерго России:

аварийно-восстановительные бригады филиалов ОАО "РусГидро", ОАО ФСК ЕЭС, МРСК на территории субъекта РФ.

При определении численности группировки сил и средств, привлекаемой от территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, также учитываются другие силы, которые могут дополнительно привлекаться к выполнению обеспечения АСДНР в соответствии с решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти.

2. Силы и средства территориальной подсистемы РСЧС:

а) бригады от муниципальных организаций и учреждений, производящие необходимые работы по смягчению последствий ЧС в период паводка и половодья;

г) воздушные суда, летный состав, технический состав по обслуживанию воздушных судов различных организаций и собственников, привлекаемых к проведению воздушной разведки, переброске личного состава и материально-технических средств в соответствии с заключенными договорами с органами исполнительной власти субъекта РФ для проведения воздушной разведки;

д) плавательные транспортные суда, личный состав, необходимые для работы по смягчению последствий ЧС в период паводка и половодья;

е) специализированные ДРСУ (дорожно-ремонтные пункты), привлекаемые к обеспечению мероприятий в паводковый период.

При определении численности группировки сил и средств, привлекаемой от звеньев ТП РСЧС, также учитываются другие силы, которые могут дополнительно привлекаться к выполнению мероприятий по обеспечению в соответствии с решениями КЧС и ОПБ соответствующего уровня.

5.3. Силы и средства, привлекаемые к организации управления

и координации противопаводковых мероприятий

1. Силы и средства функциональных подсистем РСЧС:

а) главные управления МЧС России по субъектам РФ - в полном составе (включая ОШ, без ОГ), ЦУКС ГУ МЧС России в субъекте РФ - в полном составе (без учета ОГ);

б) подразделения МО России на территории субъекта РФ: органы управления;

в) подразделения МВД России на территории субъекта РФ: органы управления;

г) подразделения Минприроды на территории субъекта РФ: органы управления;

д) от Минсельхоза России на территории субъекта РФ: диспетчерские службы;

е) от Минэнерго:

оперативные дежурные службы филиалов ОАО "РусГидро", ОАО ФСК ЕЭС, МРСК на территории субъекта РФ.

При определении численности группировки сил, привлекаемой от территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, также учитываются другие силы, которые могут дополнительно привлекаться к координации сил и средств, участвующих в АСДНР.

2. Силы и средства территориальной подсистемы РСЧС:

а) КЧС и ОПБ субъекта РФ, муниципальных районов (городских округов) в полном составе (без РГ (ОГ));

б) информационные центры, ДДС органов исполнительной власти субъектов РФ, ЕДДС муниципальных образований и объектов.

При определении численности группировки сил, привлекаемой от звеньев ТП РСЧС, также учитываются другие силы, которые могут дополнительно привлекаться к управлению в соответствии с решениями КЧС и ОПБ соответствующего уровня.

Глава 6. Организация управления и взаимодействия

6.1. Порядок организации управления

Управление силами и средствами, предназначенными для проведения мероприятий по ликвидации последствий ЧС в паводковый период на территории субъекта Российской Федерации, организуется в общей системе управления мероприятиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории субъекта Российской Федерации.

Координация деятельности органов управления и сил РСЧС при ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных паводком на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъекта Российской Федерации, комиссиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов местного самоуправления, комиссиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций, межведомственными оперативными группами по ликвидации чрезвычайных ситуаций в паводковый период.

Органы управления территориальной подсистемы субъекта РФ и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, находящихся в сфере их деятельности, организуют непосредственное обеспечение и несут ответственность за полноту и качество обеспечения мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации, вызванной прохождением паводка.

Для организации и обеспечения устойчивого управления силами функциональных и территориальных подсистем РСЧС, организации и поддержания взаимодействия между органами управления и силами при ликвидации ЧС решением органа исполнительной власти субъекта РФ может быть организована работа оперативного штаба (иной аналогичной структуры) как рабочего органа комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъекта РФ (ОШ ЛЧС субъекта).

Руководитель ОШ ЛЧС субъекта назначается решением руководителя органа исполнительной власти субъекта РФ.

Создание ОШ ЛЧС субъекта целесообразно заблаговременно регламентировать нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (Методические рекомендации по организации деятельности оперативных штабов ликвидации чрезвычайных ситуаций и оперативных групп территориальных органов МЧС России, местных гарнизонов пожарной охраны, исх. от 01.11.2013 N 2-4-87-34-14).

6.2. Порядок организации взаимодействия

Организация межведомственного взаимодействия при ликвидации последствий подтоплений возлагается на органы повседневного управления РСЧС на территории субъекта РФ.

Взаимодействие органов управления и сил РСЧС на региональном уровне организуют органы исполнительной власти субъектов РФ.

Осуществляют взаимодействие органов управления и сил РСЧС на региональном уровне центры управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам РФ, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов РФ и территориальных органов ФОИВ; на муниципальном уровне - единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований; на объектовом уровне - дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).

Силы и средства РСЧС, участвующие в ликвидации чрезвычайной ситуации по планам взаимодействия, поступают в оперативное подчинение руководителя работ по ликвидации ЧС.

Взаимодействие по видам обеспечения организуется и поддерживается в целях наиболее полного удовлетворения потребностей задействованных сил и средств РСЧС и пострадавшего населения необходимыми материальными, техническими средствами и другими ресурсами.

Глава 7. Организация оповещения и информирования населения

Одним из главных мероприятий по защите населения от ЧС является его своевременное оповещение и информирование о возникновении или угрозе возникновения какой-либо опасности. Оповещение населения включает в себя своевременное предупреждение его о надвигающейся опасности, создавшейся обстановке и информирование о порядке поведения в этих условиях.

Основным способом оповещения и информирования населения о ЧС является передача кратких информационных сообщений по всем электронным средствам массовой информации.

Оповещение и информирование населения городского округа Карпинск об угрозе и возникновении ЧС включает в себя доведение в сжатые сроки заранее установленных сигналов, распоряжений и информации соответствующих органов исполнительной власти.

7.1. Организация оповещения населения

При угрозе возникновения затопления организуется оповещение должностных лиц РСЧС, а также привлекаемых подразделений АСС по системе централизованного оповещения и сетям действующей связи. Оповещение населения осуществляется по РАСЦО, сетям проводного, радио и телевизионного вещания, с помощью ОКСИОН, подвижных пунктов оповещения, а также посыльными от жилищно-эксплуатационных органов и других организаций.

Передача сигналов оповещения и кратких информационных сообщений осуществляется по всем средствам связи и вещания вне всякой очереди.

Для привлечения внимания населения перед передачей речевой информации, включаются электросирены на три минуты, что означает подачу предупредительного сигнала "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!", по которому население обязано включать приемники проводного вещания, радио и телевизионные приемники, принимать другие меры для прослушивания экстренного сообщения.

По указанному сигналу немедленно приводятся в готовность к передаче информации все расположенные на оповещаемой территории узлы проводного вещания, радиовещательные и телевизионные студии, включаются сети наружной звукофикации (уличных громкоговорителей), привлекаются спецмашины, оборудованные установками громкоговорящей связи.

Речевая информация передается населению с перерывом программ вещания длительностью не более 5 минут. Допускается 2 - 3-кратное повторение передачи речевого сообщения.

Алгоритм работы системы оповещения населения:

1. Включаются сирены, установленные на жилых и административных зданиях.

2. После этого по громкоговорителям и радиоточкам, установленным на улицах, в жилых зданиях и на объектах города, гражданам сообщается о том, что нужно предпринимать в сложившейся ситуации.

3. На участках муниципального образования, где не установлены стационарные громкоговорители и радиоточки, задействуются автомобили, оборудованные системами громкоговорящей связи (ГГС).

4. После сигнала "Внимание всем!" информацию о дальнейших действиях в условиях ЧС необходимо транслировать по каналу ТВ.

5. Информацию об оповещении необходимо транслировать и на телевизионных панелях ОКСИОН, установленных в местах массового пребывания людей, и на информационных телеэкранах транспортных средств.

6. Необходимо информировать население об опасности и по мобильной связи - при помощи СМС.

Оповещение населения производится централизованно на всей территории городского округа в соответствии с единым порядком передачи сигналов или речевой информации оповещения. Оповещение о начале эвакуации населения организуется установленным порядком на объектах экономики руководителями данных объектов и руководителями жилищно-эксплуатационных органов.

7.2. Организация информирования населения

Информирование населения должно носить достоверный и объективный характер, исключающий искажения, распространение домыслов, ложных слухов и возникновение паники.

Информационное обеспечение населения осуществляется органами оперативного информирования с использованием автомобилей с громкоговорящей связью, радио и других средств информации о сложившейся обстановке и порядке действия.

Создание информационных групп до 3-х человек из ответственных работников исполнительных и законодательных органов власти для выяснения проблемных вопросов, нужд пострадавшего населения и доведения до него оперативной информации.

Информирование населения об обстановке, мерах безопасности, о возможностях обеспечения водой, питанием, предметами первой необходимости, о местах размещения медицинских пунктов и лечебных учреждений, о порядке обеспечения коммунально-бытовыми услугами; организация информационного центра с привлечением всех средств массовой информации, определение периодичности информирования населения, создание справочно-информационной службы.

Глава 8. Организация и проведение эвакуации населения

Проведение эвакуации населения из зоны затопления в каждом конкретном случае определяется условиями ее возникновения и развития, характером и пространственно-временными параметрами.

При получении достоверного прогноза возникновения затопления проводятся подготовительные мероприятия, цель которых заключается в создании благоприятных условий для организованного вывоза или вывода людей из зоны ЧС. К их числу относятся:

приведение в готовность эвакоорганов и уточнение порядка их работы;

уточнение численности населения, подлежащего эвакуации, в том числе пешим порядком и транспортом, распределение транспортных средств по станциям (пунктам) посадки, уточнение расчетов маршевых колонн и закрепление их за пешими маршрутами;

подготовка маршрутов эвакуации, установка дорожных знаков и указателей, оборудование мест привалов;

подготовка к развертыванию СЭП, пунктов посадки-высадки;

проверка готовности систем оповещения и связи;

приведение в готовность имеющихся защитных сооружений.

С получением сигнала на проведение эвакуации осуществляются следующие мероприятия:

оповещение руководителей эвакоорганов, предприятий и организаций, а также населения о начале и порядке проведения эвакуации;

развертывание и приведение в готовность эвакоорганов;

сбор и подготовка к отправке в безопасные районы населения, подлежащего эвакуации;

формирование и вывод к исходным пунктам на маршрутах пеших колонн, подача транспортных средств к пунктам посадки и посадка населения на транспорт;

прием и размещение эваконаселения в заблаговременно подготовленных по первоочередным видам жизнеобеспечения безопасных районах.

Глава 9. Организация материально-технического обеспечения

Материально-техническое обеспечение действий органов управления, сил и средств РСЧС по ликвидации последствий ЧС, связанной с весенним половодьем, осуществлять в целях своевременного и полного обеспечения их продовольствием, вещевым имуществом, горюче-смазочными материалами, водой и другими материальными средствами, а также поддержания автомобильной техники и иных технических средств в готовности к действиям по предназначению.

Организаторами материально-технического обеспечения являются органы исполнительной власти субъектов, территориальные органы местного самоуправления, руководство организаций.

Материально-техническое обеспечение мероприятий по ликвидации ЧС, организация первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения в субъектах и муниципальных образованиях осуществляется комиссиями по чрезвычайным ситуациям и ОПБ через начальников соответствующих служб, на территориях которых проводились аварийно-спасательные и другие неотложные работы.

Основной задачей органов исполнительной власти субъектов РФ по организации материально-технического обеспечения при ликвидации ЧС на территории субъекта РФ является:

организация материально-технического обеспечения органов управления и сил функциональных и территориальных подсистем РСЧС, участвующих в ликвидации последствий ЧС;

обеспечение продовольствием, водой, горячим питанием и вещевым имуществом пострадавшего населения, функциональных звеньев и структурных подразделений территориальных подсистем РСЧС, подразделений спасателей, прибывших из других регионов;

организация первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения;

обеспечение ГСМ воздушных и морских судов, инженерной специальной и автомобильной техники, привлекаемых для ликвидации последствий ЧС;

обеспечение готовности автомобильной техники и технических средств к действиям по предназначению (функциональная и территориальная подсистемы РСЧС);

подготовка стационарных ремонтных средств к выполнению текущих ремонтов и обслуживанию техники, участвующей в АСДНР (функциональная и территориальная подсистемы РСЧС - каждая по своему направлению);

обеспечение запасными частями и агрегатами ремонтных подразделений спасательных воинских формирований, территориальных органов МЧС России и ремонтных предприятий субъектов (функциональная и территориальная подсистемы РСЧС - каждая по своему направлению);

эвакуация неисправной (поврежденной) техники в места ремонта и на сборные пункты поврежденных машин (СППМ).

Для ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с паводковыми явлениями, создается резерв финансовых и материальных ресурсов.

Глава 10. Финансирование мероприятий по ликвидации ЧС,

связанных с паводковыми явлениями

Особое внимание при организации первоочередного жизнеобеспечения населения должно быть обращено на санитарно-гигиеническое и противоэпидемическое обеспечение.

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ определяет источники возмещения ущерба и выделяет по заявкам необходимые ресурсы.

Порядок финансирования мероприятий по ликвидации ЧС определен пунктами 5, 7, 8 постановления Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года N 110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий".

При отсутствии или недостаточности указанных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций выделяются средства Резервного Фонда Правительства Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (статья 24 Федерального закона 1994 года).

Данным Законом предписано создание и использование резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления. Они создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Порядок создания и использования резервов и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (статья 25 Федерального закона).

В соответствии с данным Федеральным законом за счет средств федерального бюджета создан Резервный фонд Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, объем которого ежегодно определяется Федеральным законом о бюджете.

Средства Резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансирование следующих мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций:

проведение поисковых и аварийно-спасательных работ в зонах чрезвычайных ситуаций по перечню согласно подпункту "а" пункта 2 приложения 1 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением от 15.02.2014 N 110;

проведение неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, промышленности, сельского хозяйства, энергетики, транспорта и связи, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации;

развертывание и содержание пунктов временного размещения и питания для эвакуируемых пострадавших граждан в течение необходимого срока, но не более месяца;

погашение государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайной ситуации (на общую сумму не более 25% средств Резервного фонда Правительства Российской Федерации).

На основании постановления от 15 февраля 2014 г. N 110 выплата единовременного пособия производится:

членам семей (супруге (супругу), детям, родителям и лицам, находившимся на иждивении) граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, в размере 1 млн. рублей на каждого погибшего (умершего) в равных долях каждому члену семьи;

семьям граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, установленному законодательством Российской Федерации;

гражданам, получившим в результате чрезвычайной ситуации вред здоровью, с учетом степени тяжести вреда здоровью из расчета степени тяжести вреда (тяжкий вред или средней тяжести - в размере 400 тыс. рублей на человека, легкий вред - 200 тыс. рублей на человека).

Другие документы по теме
Ошибка на сайте