Рейтинг@Mail.ru

"Методические рекомендации по реализации квалификационными коллегиями судей норм законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции"

Утверждены

решением ВККС РФ

от 26.01.2017

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО РЕАЛИЗАЦИИ КВАЛИФИКАЦИОННЫМИ КОЛЛЕГИЯМИ СУДЕЙ НОРМ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ

Введение

Методические рекомендации по реализации квалификационными коллегиями судей норм законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции (далее - Методические рекомендации) подготовлены Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации во исполнение пункта 7 Указа Президента Российской Федерации от 1 апреля 2016 г. N 147 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы".

Целью разработки Методических рекомендаций является обеспечение правильного и единообразного применения законодательства Российской Федерации при реализации квалификационными коллегиями судей своих полномочий в сфере противодействия коррупции.

Задачами Методических рекомендаций являются:

информирование квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации:

1) о нормативно-правовом регулировании противодействия коррупции в сфере деятельности квалификационных коллегий судей;

2) о требованиях антикоррупционного законодательства в отношении судей и ответственности за их нарушения;

3) о вопросах, возникающих при рассмотрении материалов о нарушении судьями требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, и оказание методической помощи квалификационным коллегиям судей субъектов Российской Федерации;

определение основных направлений деятельности квалификационных коллегий судей по противодействию коррупции;

повышение эффективности форм контроля со стороны квалификационных коллегий судей за соблюдением судьями антикоррупционных обязанностей.

Методические рекомендации основаны на анализе практики применения квалификационными коллегиями судей дисциплинарных взысканий к судьям за несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции в 2010 - 2016 годах.

Ожидаемыми результатами использования Методических рекомендаций являются:

обеспечение правильного и единообразного применения квалификационными коллегиями судей законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции при рассмотрении заявлений претендентов на должности судей;

обеспечение правильного и единообразного применения квалификационными коллегиями судей дисциплинарных взысканий к судьям за несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции;

повышение эффективности деятельности квалификационных коллегий судей по противодействию коррупции в установленной сфере.

Раздел I. Правовые основы и направления

деятельности квалификационных коллегий судей в сфере

противодействия коррупции

1.1. Правовое регулирование противодействия коррупции

Правовые нормы, направленные на противодействие коррупции, относятся к различным отраслям права и располагаются в нормативных правовых актах различного уровня. Наряду с положениями Конституции Российской Федерации правовую основу противодействия коррупции составляют международные договоры Российской Федерации и нормы законодательства Российской Федерации. Основополагающим нормативным правовым актом, устанавливающим основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений, является Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон "О противодействии коррупции").

Применительно к деятельности квалификационных коллегий судей нормативными правовыми и иными актами в сфере противодействия коррупции также являются:

Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации";

Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (далее - Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации");

Федеральный закон от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации");

Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам";

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами";

Указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. N 1066 "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации";

Указ Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. N 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" (вместе с "Положением о порядке направления запросов в Федеральную службу по финансовому мониторингу при осуществлении проверок в целях противодействия коррупции");

Указ Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 г. N 460 "Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации";

Кодекс судейской этики, утвержденный VIII Всероссийским съездом судей 19 декабря 2012 г. (далее - Кодекс судейской этики), в редакции постановления IX Всероссийского съезда судей "О внесении изменений в Кодекс судейской этики" от 8 февраля 2016 г. N 2;

Положение о порядке работы квалификационных коллегий судей, утвержденное Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации 22 марта 2007 г.;

постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 апреля 2016 г. N 13 "О судебной практике применения законодательства, регулирующего вопросы дисциплинарной ответственности судей";

Положение о порядке проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера судьи суда общей юрисдикции, военного и арбитражного суда, мирового судьи, его супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, утвержденное постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 18 марта 2015 г.;

Методические рекомендации по заполнению судьями и работниками аппаратов судов справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденные постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2015 г.

1.2. Термины и определения

Квалификационные коллегии судей - Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации, квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации.

Претенденты - лица, в том числе судьи, обратившиеся в квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации кандидатом на должность судьи, руководителя суда.

Судьи (для целей настоящих методических рекомендаций) - председатели, заместители председателей, судьи федеральных судов Российской Федерации и мировые судьи субъектов Российской Федерации, в отношении которых распространяется компетенция квалификационных коллегий судей.

Коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Коррупцией также является совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица (пункт 1 статьи 1 Федерального закона "О противодействии коррупции").

Противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений

(пункт 2 статьи 1 Федерального закона "О противодействии коррупции").

Деятельность квалификационных коллегий судей по противодействию коррупции - реализация квалификационными коллегиями судей в рамках имеющихся полномочий положений антикоррупционного законодательства в отношении судей и претендентов на должности судей.

Конфликт интересов - ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) судьи влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью судьи и правами и законными интересами граждан, организаций, общества, муниципального образования, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества, муниципального образования, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации (пункт 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации").

Личная заинтересованность судьи - возможность получения судьей при исполнении должностных обязанностей доходов в виде материальной выгоды либо иного неправомерного преимущества непосредственно для судьи, членов его семьи или иных лиц и организаций, с которыми судья связан финансовыми или иными обязательствами (пункт 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации").

Близкие родственники и свойственники - супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов (пункт 8 статьи 5 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации").

Члены семьи судьи - супруг, супруга, родители, дети, любой другой близкий родственник (усыновитель, усыновленный, родные брат и сестра, дедушка, бабушка, внук), проживающий совместно с судьей (статья 3 Кодекса судейской этики).

Дисциплинарная ответственность судьи - вид юридической ответственности, урегулированной нормами Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации". Основания и порядок привлечения судьи к дисциплинарной ответственности предусмотрены Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и Федеральным законом "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации".

Дисциплинарный проступок - совершение судьей виновного действия (бездействия) при исполнении служебных обязанностей либо во внеслужебной деятельности, в результате которого были нарушены положения Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и (или) кодекса судейской этики, утверждаемого Всероссийским съездом судей, что повлекло умаление авторитета судебной власти и причинение ущерба репутации судьи (статья 12.1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации").

Коррупционное правонарушение - нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, влекущее уголовную, гражданско-правовую, административную и дисциплинарную ответственность. Дисциплинарная ответственность за совершение судьей коррупционного правонарушения урегулирована нормами Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".

Повторность - совершение двух или более самостоятельных дисциплинарных проступков, отделенных друг от друга во времени.

1.3. Основные направления деятельности квалификационных

коллегий судей в сфере противодействия коррупции

1.3.1. Квалификационная коллегия судей рассматривает вопросы, отнесенные к ее компетенции, и принимает мотивированные решения по различным вопросам в отношении определенного (исчерпывающего) круга лиц. При этом квалификационной коллегией судей реализуются также полномочия по противодействию коррупции, что осуществляется в следующих основных направлениях.

1.3.2. Квалификационная коллегия судей в соответствии с пунктом 2 статьи 22 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" проводит проверки жалоб и сообщений граждан и организаций (далее - жалобы), содержащих сведения о совершении судьями дисциплинарных проступков, о несоблюдении требований антикоррупционного законодательства судьями и судьями в отставке.

Проверка жалоб осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 27 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей. При наличии в жалобе сведений о совершении судьей дисциплинарного проступка председатель квалификационной коллегии судей либо президиум квалификационной коллегии судей принимает решение о проверке жалобы путем образования комиссии или о направлении жалобы для проверки председателю соответствующего или вышестоящего суда.

Отказ либо уклонение судьи от участия в проверке не являются препятствием для ее проведения. По результатам проверки жалобы комиссией составляется заключение. Заключение комиссии о наличии в действиях (бездействии) судьи признаков дисциплинарного проступка является поводом для возбуждения дисциплинарного производства.

1.3.3. Квалификационная коллегия судей в соответствии с подпунктом 2.2 пункта 2 статьи 17 и подпунктом 1.3 пункта 2 статьи 19 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" проводит в обязательном порядке проверки опубликованных в средствах массовой информации сведений о поведении судьи, не соответствующем требованиям, предъявляемым кодексом судейской этики, и подрывающем авторитет судебной власти, а также о несоблюдении судьей требований антикоррупционного законодательства. Квалификационная коллегия судей проводит мониторинг печатных и электронных средств массовой информации на предмет выявления публикаций такого рода.

Под средством массовой информации согласно Закону Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием).

Проверка опубликованных в средствах массовой информации сведений о несоблюдении судьей требований антикоррупционного законодательства осуществляется квалификационной коллегией судей в порядке, определенном статьей 27 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей; может проводиться членом квалификационной коллегии или путем образования комиссии. По результатам проверки квалификационная коллегия судей принимает меры реагирования в соответствии с требованиями федеральных законов и Кодекса судейской этики.

1.3.4. Квалификационная коллегия судей в соответствии с пунктами 7 и 8 статьи 5 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", пунктом 2 статьи 17, подпунктом 4 пункта 2 статьи 19 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" организует проверку достоверности биографических и иных сведений, представленных претендентами на вакантные должности (в том числе сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера претендента на должность судьи), при необходимости запрашивает по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, у органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, и других государственных органов данные, необходимые для принятия решения по заявлению о рекомендации на вакантную должность судьи.

1.3.5. Квалификационная коллегия судей в соответствии со статьями 8.1, 12.1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", подпунктом 8 пункта 2 статьи 17, подпунктом 8 пункта 2 статьи 19 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" рассматривает вопросы о привлечении судей к дисциплинарной ответственности за допущенные нарушения требований законодательства о противодействии коррупции.

1.3.6. Квалификационная коллегия судей в соответствии с подпунктом 7.1 пункта 6 статьи 6, пунктом 1 статьи 14, пунктом 6 статьи 15 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", подпунктом 4 пункта 2 статьи 17, подпунктом 5 пункта 2 статьи 19 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" рассматривает вопросы о прекращении полномочий судьи либо о прекращении отставки судьи за допущенные нарушения требований законодательства о противодействии коррупции.

1.3.7. Квалификационная коллегия судей в соответствии с подпунктом 11 пункта 3 статьи 3 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", подпунктом 13 пункта 2 статьи 17, подпунктом 9 пункта 2 статьи 19 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" рассматривает ходатайства судей о разрешении принять почетные и специальные (за исключением научных и спортивных) звания, награды и иные знаки отличия иностранных государств, политических партий, иных общественных объединений и других организаций.

1.3.8. Квалификационная коллегия судей в соответствии с пунктом 3 статьи 16 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", подпунктом 13 пункта 2 статьи 17, подпунктом 9 пункта 2 статьи 19 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" рассматривает представления Председателя Следственного комитета Российской Федерации о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо на привлечение его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу (в том числе по признакам состава преступления коррупционной направленности).

1.3.9. Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации в соответствии с подпунктом 10.1 пункта 2 статьи 17 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" (введен Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 274 в связи с принятием закона о противодействии коррупции) рассматривает жалобы на решения и заключения квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации.

1.3.10. В целях повышения эффективности противодействия коррупции квалификационные коллегии судей ежегодно разрабатывают и утверждают соответствующие планы. Об исполнении плана квалификационная коллегия судей субъекта Российской Федерации информирует Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации в сроки, предусмотренные для представления статистической отчетности.

Раздел II. Реализация норм законодательства

о противодействии коррупции при рассмотрении заявлений

претендентов на должности судей и руководителей судов

2.1. Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе.

2.2. Квалификационная коллегия судей осуществляет в установленном порядке проверку сведений, представленных претендентом (в том числе сведений о его доходах, об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и обязательствах имущественного характера), оценивает профессиональный уровень претендента, его соответствие установленным квалификационным и иным требованиям к кандидатам на замещение должности судьи.

2.3. Претендент на должность судьи представляет в соответствующую квалификационную коллегию судей справку о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера претендента, а также справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей претендента (далее - Справка).

2.4. В целях минимизации представления неполных и недостоверных сведений квалификационная коллегия судей размещает на своем интернет-сайте методические рекомендации по заполнению претендентами на должности судей справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Соответствующий работник аппарата квалификационной коллегии судей при приеме от претендента справки о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера принимает меры к выявлению неточностей, описок или ошибок, в целом не искажающих достоверность представленных претендентом сведений, и к их устранению путем получения от претендента уточняющей информации и внесения ее претендентом в Справку.

2.5. В анкете претендент указывает, в том числе сведения о месте работы и занимаемой должности в отношении своих и своей супруги (супруга) родственников и свойственников.

Кандидатом на должность судьи не может быть лицо, состоящее в близком родстве или свойстве с председателем или заместителем председателя того же суда.

2.6. Квалификационная коллегия судей организует проведение проверки достоверности биографических и иных сведений, представленных претендентами, вправе обратиться с требованием о проверке достоверности представленных ей документов и сведений в соответствующие органы, которые обязаны сообщить о результатах проверки в установленный коллегией срок, но не позднее чем через два месяца со дня поступления указанного требования (пункт 7 статьи 5 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"), при необходимости запрашивает по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, у органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, и других государственных органов данные, необходимые для принятия решения по заявлению о рекомендации на вакантную должность судьи (статья 15, подпункт 4 пункта 2 статьи 19 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации").

2.7. Запросы с приложением копий необходимых документов претендента направляются для проверки в государственные органы:

1) Генеральную прокуратуру Российской Федерации и прокуратуры субъектов Российской Федерации;

2) МВД России и его территориальные органы (управления МВД России по субъектам Российской Федерации);

3) ФСБ России и территориальные органы безопасности (управления (отделы) ФСБ России по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации);

4) ФНС России и управления ФНС России по субъектам Российской Федерации;

5) ФССП России и управления ФССП России по субъектам Российской Федерации;

6) Федеральную службу по финансовому мониторингу и ее территориальные органы (межрегиональные управления Росфинмониторинга по федеральным округам);

7) ФКУ "ГИАЦ МВД России" и информационные центры в субъектах Российской Федерации.

Круг компетентных органов, в которые вправе обратиться квалификационная коллегия судей, законом не ограничен. При необходимости запросы могут быть направлены, например, в МИД России (по вопросу об отсутствии у претендента гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства), Главную военную прокуратуру (по вопросу соблюдения обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву), другие органы.

2.8. В случае выявления расхождений в сообщенных претендентом сведениях, он представляет в квалификационную коллегию судей пояснения с приложением подтверждающих документов.

2.9. Представленные претендентом документы и сведения, результаты проверочных мероприятий изучаются на предмет наличия препятствий для рекомендации на должность судьи, в том числе с точки зрения недопущения конфликта интересов. Имеющаяся информация обсуждается на заседании коллегии при рассмотрении заявления претендента, решение принимается с учетом всех обстоятельств.

2.10. Если в результате проверки выявлена недостоверность представленных претендентом документов и сведений, он не может быть рекомендован кандидатом на должность судьи (пункт 8 статьи 5 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"). В случае выявления информации, содержащей сведения о признаках административного правонарушения или состава преступления, она может быть направлена в компетентные органы в соответствии с пунктом 14 статьи 21 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей.

2.11. В случае выявления сведений о несоблюдении претендентом из числа судей требований антикоррупционного законодательства, обязанностей по урегулированию конфликта интересов, иных требований, предъявляемых к судье Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", информация об этом направляется председателю соответствующего или вышестоящего суда или в соответствующий совет судей для рассмотрения согласно имеющейся компетенции.

2.12. Квалификационная коллегия судей в случае выявления нарушения требований к кандидатам на должность судьи, предусмотренных пунктами 1 и 5 статьи 4 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", после принятия решения о рекомендации соответствующего лица на должность судьи немедленно отменяет указанное решение и сообщает об этом лицу или органу, уполномоченному решать вопрос о назначении кандидата на должность судьи, и лицу, заключение о рекомендации которого на должность судьи отменено (пункт 10 статьи 5 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации").

2.13. В случае выявления факта назначения (избрания) на должность судьи лица, не соответствовавшего на момент назначения (избрания) требованиям, предусмотренным пунктом 1 статьи 4 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", соответствующая квалификационная коллегия судей в установленном федеральным законом порядке рассматривает вопрос о прекращении полномочий такого судьи (подпункт 7.1 пункта 6 статьи 6 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации").

Раздел III. Применение дисциплинарных взысканий

к судьям за несоблюдение требований законодательства

Российской Федерации о противодействии коррупции

3.1. Общие положения

3.1.1. Несменяемость и неприкосновенность судьи являются средством защиты публичных интересов и предполагают повышенную ответственность судьи за выполнение им профессиональных обязанностей, соблюдение законов и правил судейской этики.

Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", иными нормативными правовыми актами, Кодексом судейской этики к судьям предъявляются квалификационные и иные требования (запреты, ограничения, обязанности), в том числе в целях реализации мероприятий противодействия коррупции. Краткое содержание основных требований, основания их предъявления и необходимые действия приведены в приложении N 1.

Судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности за несоблюдение антикоррупционных требований по основаниям и в порядке, предусмотренными Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и Федеральным законом "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации".

За совершение дисциплинарного проступка на судью может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде замечания, предупреждения, досрочного прекращения полномочий судьи (пункт 1 статьи 12.1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации").

3.1.2. Судья считается не привлекавшимся к дисциплинарной ответственности, если он в течение года после наложения дисциплинарного взыскания не совершил нового дисциплинарного проступка (пункт 8 статьи 12.1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"). Данный срок исчисляется со дня принятия квалификационной коллегией судей решения, в соответствии с которым судья был привлечен к дисциплинарной ответственности.

3.1.3. Наложение ранее на судью дисциплинарного взыскания в виде замечания либо предупреждения само по себе при повторном совершении дисциплинарного проступка не влечет за собой обязательного наложения на него дисциплинарного взыскания в виде досрочного прекращения полномочий судьи (в том числе и в случае, если установленный пунктом 8 статьи 12.1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" срок не истек).

3.1.4. Дисциплинарное взыскание в виде замечания может налагаться на судью при малозначительности совершенного им дисциплинарного проступка, если по результатам голосования квалификационная коллегия судей придет к выводу о возможности ограничиться устным порицанием виновного действия (бездействия) судьи (пункт 3 статьи 12.1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации").

В частности, малозначительным может быть признан дисциплинарный проступок, последствия которого не повлекли существенного нарушения прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций.

Случаи несоблюдения судьями требований антикоррупционного законодательства, по которым квалификационные коллегии судей принимали решения о наложении дисциплинарного взыскания в виде замечания, приведены в приложении N 2.

3.1.5. Дисциплинарное взыскание в виде предупреждения может налагаться на судью в тех случаях, когда по результатам голосования квалификационная коллегия судей придет к выводу о невозможности применения к нему дисциплинарного взыскания в виде замечания (например, совершенный судьей дисциплинарный проступок не признан коллегией малозначительным) или когда судья ранее подвергался дисциплинарному взысканию за совершение дисциплинарного проступка (пункт 4 статьи 12.1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации").

Случаи несоблюдения судьями требований антикоррупционного законодательства, по которым квалификационные коллегии судей принимали решения о наложении дисциплинарного взыскания в виде предупреждения, приведены в приложении N 3.

3.1.6. Дисциплинарное взыскание в виде досрочного прекращения полномочий судьи может налагаться на судью, если в результате тайного голосования квалификационная коллегия судей придет к выводу о наличии исключительных обстоятельств, указанных в пункте 5 статьи 12.1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".

Дисциплинарное взыскание в виде досрочного прекращения полномочий может применяться к судье как за неоднократные нарушения, допущенные им в результате недобросовестного исполнения функции по отправлению правосудия или неисполнения (ненадлежащего исполнения) требований, установленных законодательством о противодействии коррупции, когда исчерпаны все иные средства воздействия, направленные на предупреждение дальнейших нарушений с его стороны, и принятые к нему меры не дают оснований рассчитывать на добросовестное и профессиональное выполнение им обязанностей судьи в будущем, так и за совершенное однократное грубое нарушение требований законодательства о противодействии коррупции или однократное грубое нарушение при исполнении им служебных обязанностей либо во внеслужебной деятельности, которые дискредитируют судебную власть, причиняют ущерб репутации судьи и несовместимы с его статусом судьи.

Однократным грубым нарушением требований законодательства о противодействии коррупции является, например, непредставление сведений о доходах, непредставление сведений о расходах и т.д. При этом решение квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий судьи за совершение им дисциплинарного проступка должно основываться на имеющихся в материалах доказательствах, подтверждающих наличие указанных выше исключительных обстоятельств.

3.1.7. Основанием для прекращения полномочий судьи в соответствии с положениями пункта 1 статьи 14 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" является не только совершение судьей дисциплинарного проступка, за который на него наложено дисциплинарное взыскание в виде досрочного прекращения полномочий судьи (подпункт 13), но также:

прекращение гражданства Российской Федерации, приобретение гражданства иностранного государства либо получение вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства (подпункт 6);

нарушение судьей, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами (подпункт 6.1);

занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи (подпункт 7). При этом виды деятельности, которой судья заниматься не вправе, приведены в пункте 3 статьи 3 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации";

отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда, а также если судья оказывается состоящим в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя того же суда (подпункт 11).

Особенностями вышеназванных норм является их императивный характер.

В этой связи производство по вопросу о прекращении полномочий судьи по указанным основаниям имеет свои особенности, заключающиеся в том, что, установив факт наличия обстоятельств, указанных в подпунктах 6, 6.1, 7, 11 пункта 1 статьи 14 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", квалификационная коллегия судей не переходит к выбору вида дисциплинарного взыскания, а принимает решение о досрочном прекращении полномочий судьи путем тайного голосования.

3.1.8. При прекращении полномочий судьи по основаниям, предусмотренным статьей 12.1, подпунктом 7 и 8 пункта 1 статьи 14 Закона Российской Федерации "О статусе судей Российской Федерации", соответствующая квалификационная коллегия судей принимает решение о лишении судьи квалификационного класса.

При прекращении полномочий судьи по основаниям, предусмотренным подпунктом 6 пункта 1 статьи 14 Закона Российской Федерации "О статусе судей Российской Федерации", судья, полномочия которого прекращены, утрачивает квалификационный класс.

3.1.9. Случаи несоблюдения судьями требований антикоррупционного законодательства, по которым квалификационные коллегии судей принимали решения о наложении дисциплинарного взыскания в виде досрочного прекращения полномочий судьи, приведены в приложении N 4.

3.2. Особенности производства по вопросам привлечения судей

к дисциплинарной ответственности

3.2.1. Производство в квалификационной коллегии судей по вопросам привлечения судей к дисциплинарной ответственности осуществляется в соответствии Федеральным законом "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", статьей 28 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей.

Поводом для возбуждения квалификационной коллегией судей дисциплинарного производства являются представление председателя соответствующего или вышестоящего суда согласно его полномочиям либо обращение соответствующего совета судей о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности, либо составленное по результатам проверки жалобы заключение комиссии квалификационной коллегии судей о наличии в действии (бездействии) судьи признаков дисциплинарного проступка (пункты 1 и 2 статьи 22 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации").

3.2.2. Если квалификационная коллегия судей выявит обстоятельства, свидетельствующие о совершении судьей дисциплинарного проступка, не указанные в представлении или обращении, она вправе в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 22 Федерального закона "Об органах судейского сообщества" провести дополнительную проверку. Проведение дополнительной проверки может быть поручено члену квалификационной коллегии судей. Результаты дополнительной проверки оформляются в виде справки, копия которой направляется судье, и учитываются при рассмотрении представления, обращения в качестве дополнительных оснований привлечения судьи к дисциплинарной ответственности.

3.2.3. В ходе дисциплинарного производства судье должна быть предоставлена возможность реализации его прав на ознакомление с имеющимися в квалификационной коллегии судей материалами проверки, на представление возражений и замечаний и других прав, установленных статьей 21 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" и статьей 28 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей.

3.2.4. По результатам рассмотрения представления председателя суда либо обращения органа судейского сообщества о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности, либо заключения комиссии о наличии в действиях (бездействии) судьи признаков дисциплинарного проступка квалификационная коллегия судей решает вопрос, установлен ли факт совершения судьей дисциплинарного проступка.

Установление факта совершения судьей дисциплинарного проступка определяется по результатам открытого голосования членов квалификационной коллегии судей. Выводы квалификационной коллегии судей о совершении судьей дисциплинарного проступка должны быть основаны на доказательствах, учитываемых квалификационной коллегией судей при принятии такого решения.

3.2.5. Принятие квалификационной коллегией судей решения по вопросу о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности осуществляется в порядке, установленном пунктами 1 - 2.1 статьи 23 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации".

3.2.6. Решение по результатам рассмотрения вопроса о досрочном прекращении полномочий судьи в связи с совершением им дисциплинарного проступка или вопроса о прекращении отставки судьи в связи с осуществлением им деятельности, не совместимой с должностью судьи, либо совершением поступков, его порочащих, принимается тайным голосованием членов квалификационной коллегии судей. Порядок тайного голосования установлен пунктом 4 статьи 18 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей.

Решение о прекращении либо приостановлении полномочий судьи или его отставке считается принятым, если за него проголосовали не менее двух третей членов квалификационной коллегии судей, принимавших участие в заседании.

Иное решение считается принятым, если за него проголосовали более половины членов квалификационной коллегии судей, принимавших участие в заседании.

3.2.7. В качестве обстоятельств, не образующих дисциплинарный проступок, могут рассматриваться в частности:

1) представление судьей в установленный законодательством срок уточненных и достоверных сведений о доходах и имуществе при условии, что судья самостоятельно обнаружил в представленных им справках не отраженные или не полностью отраженные сведения;

2) заполнение судьей Справки в ином, не общепринятом, орфографическом порядке, при котором сохраняется смысловое содержание данных в Справке, либо когда заполнены разделы, графы Справки, не подлежащие заполнению. Например:

некорректное указание почтового адреса (вместо правильного написания "проспект Строителей" или "пр-т Строителей" указывается "пр. Строителей", вместо правильного написания "г. Волгоград" указывается "Волгоград" и т.д.);

некорректное указание наименования, адреса кредитной организации с учетом правильного предоставления иной информации по соответствующему разделу Справки (например, указан не юридический адрес банка, а фактический адрес его филиала, в котором открыт счет, неправильно указана организационно-правовая форма кредитной организации - вместо ПАО "ВТБ 24" указано ВТБ 24, ВТБ и т.п.);

указание сведений о расходах, о сумме поступивших на счет денежных средств в отсутствие правовых оснований для представления данных сведений;

указание срочных обязательств финансового характера на сумму менее 500 тыс. рублей и т.д.;

3) ненадлежащее соблюдение требований антикоррупционного законодательства судьей вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (стихийные бедствия или иные чрезвычайные обстоятельства: пожар, наводнение, тяжелая болезнь и т.д.), которые объективно препятствовали представлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в установленный законодательством срок или получению информации (документов), необходимых для достоверного и полного отражения данных сведений;

4) ошибочное (неточное) указание сведений в Справке вследствие ошибок и неточностей, допущенных государственным органом или иной организацией в выданных судье документах (выписках), на основании которых им заполнялась Справка (ошибка в справке формы 2-НДФЛ, выписке по счету и т.п.), а также иных причин, когда неточность в представленных сведениях возникла по причинам, не зависящим от судьи;

5) явные ошибки, не влекущие утаивание какой-либо информации (например, на титульном листе Справки указывается квартира как место регистрации, но в разделах 3.1 или 6.1 Справки в качестве объекта собственности или объекта, находящегося в пользовании, эта квартира не указана);

6) иные обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии умысла в сокрытии сведений либо их недостоверности, в предоставленной Справке.

Обстоятельства, указанные в подпунктах 3 - 6 настоящего пункта, должны быть отражены в письменных пояснениях судьи и подтверждены соответствующими документами.

3.2.8. Истечение срока привлечения судьи к дисциплинарной ответственности не является основанием для прекращения дисциплинарного производства.

Если квалификационная коллегия судей придет к выводу о том, что факт совершения судьей дисциплинарного проступка установлен, но при этом срок привлечения к дисциплинарной ответственности истек, то в резолютивной части решения квалификационная коллегия судей указывает, что решила признать совершение судьей дисциплинарного проступка, дисциплинарное взыскание на судью не накладывать в связи с истечением срока привлечения к дисциплинарной ответственности.

3.2.9. В случае, когда квалификационная коллегия судей придет к выводу, что факт совершения судьей дисциплинарного проступка установлен и срок привлечения к дисциплинарной ответственности не истек, коллегия переходит к выбору вида дисциплинарного взыскания (пункты 1 и 6 статьи 12.1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации").

3.3. Определение вида дисциплинарного взыскания

3.3.1. Решая вопрос о виде дисциплинарного взыскания, налагаемого на судью, квалификационная коллегия судей руководствуется принципом соразмерности (вид дисциплинарного взыскания должен соответствовать тяжести совершенного судьей дисциплинарного проступка) и не связана мнением, изложенным в представлении председателя суда или обращении органа судейского сообщества.

3.3.2. При определении тяжести совершенного дисциплинарного проступка квалификационная коллегия судей учитывает характер этого проступка, обстоятельства и последствия его совершения, форму вины судьи, степень нарушения его виновным действием (бездействием) прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также данные, характеризующие личность судьи и его профессиональную деятельность (морально-нравственные качества судьи, обстоятельства, связанные с его семейной жизнью, стаж работы в должности судьи, результаты судебной деятельности, принятие в отношении судьи мер по предотвращению нарушений и т.п.).

3.3.3. Оценивая степень влияния допущенного судьей нарушения на авторитет судебной власти и репутацию самого судьи, квалификационным коллегиям судей следует учитывать, что в соответствии с Бангалорскими принципами поведения судей (одобрены резолюцией Экономического и Социального Совета ООН 2006/23 от 27 июля 2006 г.) беспристрастность, честность, компетентность и добросовестность при исполнении обязанностей судьи имеют первостепенное значение для поддержания независимости судебной власти (пункт 1.6); следование высоким стандартам поведения в ходе судебного заседания и вне стен суда способствует поддержанию и росту у общества, коллег и участвующих в судопроизводстве сторон уверенности в беспристрастности как самого судьи, так и судебной власти в целом (пункт 2.2).

3.3.4. В качестве обстоятельств, влияющих на выбор более мягкого дисциплинарного взыскания, могут рассматриваться:

1) совершение судьей нарушения требований законодательства о противодействии коррупции впервые;

2) наличие поощрений (государственные и ведомственные награды, почетные грамоты, благодарности и т.п.);

3) добровольное сообщение о совершенном нарушении требований законодательства о противодействии коррупции до начала проверки, предусмотренной Положением о порядке проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера судьи суда общей юрисдикции, военного и арбитражного суда, мирового судьи, его супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, утвержденным постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 18 марта 2015 г.;

4) не указаны сведения о транспортных средствах, находящихся в угоне;

5) не указаны сведения о счете, открытом по инициативе банка на территории Российской Федерации, который использовался в отчетном периоде только для совершения сделки по приобретению объекта недвижимого имущества и (или) транспортного средства, а также банковской ячейки для этих сделок, если на данном счете имеются средства по состоянию на 31 декабря отчетного периода и при этом сведения о совершенной сделке и (или) приобретенном недвижимом имуществе и (или) транспортном средстве указаны в соответствующем разделе Справки.

3.3.5. В качестве обстоятельств, влияющих на выбор более строгого дисциплинарного взыскания, могут рассматриваться:

1) представление судьей в ходе проверки недостоверных объяснений, совершение иных действий, направленных на затруднение хода проверки;

2) одновременное нарушение двух и более требований законодательства о противодействии коррупции, которые сами по себе могут повлечь привлечение к дисциплинарной ответственности;

3) наличие неснятого дисциплинарного взыскания;

4) повторное нарушение судьей требований законодательства о противодействии коррупции;

5) представление недостоверных сведений, свидетельствующее о намерении скрыть какую-либо информацию (например, о совершении иного коррупционного правонарушения, наличии или возможности конфликта интересов и т.д.);

6) сокрытие доходов, источник происхождения которых судья не пояснил;

7) сокрытие имущества, стоимость которого не соответствует общему доходу судьи и его супруги (супруга) за три года, предшествующих его приобретению;

8) значительное завышение судьей общей суммы доходов, вкладов в кредитных организациях либо полученных кредитов с целью финансового обоснования сделок по приобретению объектов недвижимого имущества, транспортных средств и т.п.;

9) сокрытие факта наличия банковских счетов, движение денежных средств по которым в течение отчетного года судья не пояснил исходя из своих доходов;

10) сокрытие информации о фактах получения доходов от продажи имущества по цене существенно выше рыночной;

11) сокрытие информации о фактах получения кредитов на льготных условиях от банков и иных кредитных организаций, в отношении которых судья рассматривал дела;

12) иные обстоятельства, наличие которых вызывает объективные сомнения в правомерности полученных доходов или приобретении на законные доходы имущества, информация о которых была неполной либо недостоверной.

3.3.6. Наряду с перечисленными выше обстоятельствами на практике могут возникать иные, которые целесообразно учитывать квалификационной коллегии судей при выборе более мягкого или более строгого дисциплинарного взыскания.

3.3.7. При голосовании по определению вида дисциплинарного взыскания, налагаемого на судью, квалификационная коллегия судей может применять следующий порядок:

1) проводится тайное голосование с использованием бюллетеней по вопросу о досрочном прекращении полномочий судьи;

2) если по результатам голосования решение о досрочном прекращении полномочий судьи не принято, члены коллегии голосуют открыто по вопросу о наложении на судью дисциплинарного взыскания в виде замечания;

3) в тех случаях, когда квалификационная коллегия судей придет к выводу о невозможности применения к судье дисциплинарного взыскания в виде замечания, она принимает решение о наложении на него дисциплинарного взыскания в виде предупреждения.

Заключительные положения

Настоящие Методические рекомендации разработаны для использования квалификационными коллегиями судей. Судьи и лица, претендующие на должность судьи, могут использовать Методические рекомендации в целях получения сведений о нормативно-правовом регулировании в сфере противодействия коррупции и ответственности судей за совершение коррупционных правонарушений.

Методические рекомендации не формулируют и не закрепляют отдельных составов дисциплинарных проступков. Установление оснований и порядка привлечения судьи к дисциплинарной ответственности относится к полномочиям законодателя, а реализация этих законоположений - к компетенции соответствующей квалификационной коллегии судей. Разъяснения практики применения законодательства, в том числе регулирующего вопросы дисциплинарной ответственности судей, даются Верховным Судом Российской Федерации (см. постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 апреля 2016 г. N 13).

Вопрос о наличии оснований для привлечения судьи к дисциплинарной ответственности за несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции и определение вида дисциплинарного взыскания решаются квалификационной коллегией судей в каждом случае на основе закона с учетом конкретных обстоятельств допущенных нарушений и существующей дисциплинарной практики во избежание несправедливого, неравного применения мер ответственности к отдельным судьям.

Приложение 1

к Методическим рекомендациям

по реализации квалификационными

коллегиями судей норм

законодательства Российской Федерации

о противодействии коррупции

(утв. решением Высшей квалификационной

коллегии судей Российской Федерации

от 26 января 2017 г.)

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ (ОГРАНИЧЕНИЯ, ЗАПРЕТЫ, ОБЯЗАННОСТИ)

К СУДЬЯМ В ЦЕЛЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

Содержание запрета/ограничения/обязанности

Основание

Необходимые действия

1. Представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

Судья представляет сведения о своих доходах, об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, по форме, утверждаемой Президентом Российской Федерации.

Судья должен быть осведомлен о своем личном имуществе и источниках его формирования, должен принимать разумные меры в целях получения информации об имуществе и материальных интересах членов своей семьи.

пункт 1 статьи 8.1 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации";

пункт 4 статьи 6 Кодекса судейской этики;

Положение о порядке проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера судьи суда общей юрисдикции, военного и арбитражного суда, мирового судьи, его супруга (супруги) и несовершеннолетних детей (утв. постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 18.03.2015);

Методические рекомендации по заполнению судьями и работниками аппаратов судов справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 26.06.2015)

Судья ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представляет в суд, в котором он занимает должность судьи (мировой судья - в районный (городской) суд на территории нахождения судебного участка), сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Сведения о доходах судья подает председателю суда, по поручению которого работник суда ведет учет поступивших сведений в журнале регистрации, осуществляет предварительное ознакомление с поступившими сведениями и обращает внимание судьи на недочеты технического характера.

При невозможности представить сведения лично судье рекомендуется направить их по почте.

При невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении своей супруги (супруга), своих несовершеннолетних детей судье следует обратиться с соответствующим заявлением, которое должно быть направлено до истечения срока, установленного для представления судьей указанных сведений.

В случае непредставления указанных сведений в установленные сроки, а также представления заведомо недостоверных сведений судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.

В случае если судья обнаружил, что в представленных им сведениях о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не отражены или неполностью отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки, он вправе в течение одного месяца после окончания срока подачи справки представить уточненные сведения в установленном порядке.

Справочно: форма справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера утверждена Указом Президента Российской Федерации от 23.06.2014 N 460.

Претендент на должность судьи представляет сведения о своих доходах, об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и обязательствах имущественного характера претендента, а также сведения о доходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и обязательствах имущественного характера супруга (супруги) и несовершеннолетних детей по форме, утверждаемой Президентом Российской Федерации.

подпункт 8 пункта 6 статьи 5 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации"

Претендент на должность судьи представляет сведения при подаче документов о рекомендации его на вакантную должность судьи в соответствующую квалификационную коллегию судей.

2. Представление сведений о расходах

Судья обязан представлять сведения о своих расходах, а также о расходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если общая сумма сделки (сделок) превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду совершения сделки, а также об источниках получения средств, за счет которых она совершена, и основаниях приобретения.

Судья должен быть осведомлен о своем личном имуществе и источниках его формирования, должен принимать разумные меры в целях получения информации об имуществе и материальных интересах членов своей семьи.

Федеральный закон от 03.12.2012 N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам";

пункт 1.1 статьи 8.1 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации";

пункт 4 статьи 6 Кодекса судейской этики;

Положение о порядке проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера судьи суда общей юрисдикции, военного и арбитражного суда, мирового судьи, его супруга (супруги) и несовершеннолетних детей (утв. постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 18.03.2015);

Методические рекомендации по заполнению судьями и работниками аппаратов судов справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (утв. постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2015)

Ежегодно в сроки, установленные для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, судья определяет разницу между суммой сделок и общим доходом судьи и его супруги (супруга) за три года, предшествующих совершению сделок.

Если общая сумма сделок превышает общий доход судьи и его супруги (супруга), то сведения о расходах и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки, судья передает в соответствующий суд, где он осуществляет правосудие, а мировой судья - в районный (городской) суд по территории нахождения судебного участка.

Сведения о расходах судья подает председателю суда, по поручению которого работник суда ведет учет поступивших сведений в журнале регистрации, осуществляет предварительное ознакомление с поступившими сведениями и обращает внимание судьи на недочеты технического характера.

При невозможности представить сведения лично судье рекомендуется направить их по почте.

При невозможности по объективным причинам представить сведения о расходах в отношении своей супруги (супруга), своих несовершеннолетних детей судье следует обратиться с соответствующим заявлением, которое должно быть направлено до истечения срока, установленного для представления судьей указанных сведений.

В случае непредставления указанных сведений в установленные сроки, а также представления заведомо недостоверных сведений судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.

В случае если судья обнаружил, что в представленных им сведениях о расходах не отражены или неполностью отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки, он вправе в течение одного месяца после окончания срока подачи справки представить уточненные сведения в установленном порядке.

Справочно: при наличии оснований заполняется раздел 2 "Сведения о расходах" справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (утв. Указом Президента Российской Федерации от 23.06.2014 N 460).

3. Открытие (наличие) счетов (вкладов), хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владение и (или) пользование иностранными финансовыми инструментами

Судье запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами. Данный запрет установлен также в отношении супруга (супруги) и несовершеннолетних детей судьи.

статья 7.1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции";

Федеральный закон от 07.05.2013 N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами";

подпункт 5.1 пункта 3 статьи 3, подпункт 6.1 пункта 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации"

Претендент при подаче в квалификационную коллегию судей документов на замещение вакантной должности судьи представляет письменное уведомление о том, что он, его супруга (супруг) и несовершеннолетние дети не имеют счетов (вкладов), не хранят наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеют и (или) не пользуются иностранными финансовыми инструментами (пункт 5 статьи 21 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей).

В случае нарушения судьей, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами, полномочия судьи подлежат прекращению.

Справочно:

Понятие "иностранные финансовые инструменты" используется в значении, определенном Федеральным законом от 07.05.2013 N 79-ФЗ.

Под запретом владеть и пользоваться иностранными финансовыми инструментами понимается запрет на прямое и косвенное (через третьих лиц) владение и (или) пользование такими финансовыми инструментами.

4. Урегулирование конфликта интересов

Судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.

При исполнении своих профессиональных обязанностей в целях объективного рассмотрения дела судья должен быть свободен от каких-либо предпочтений, предубеждений или предвзятости и должен стремиться к исключению каких-либо сомнений в его беспристрастности.

Судья при рассмотрении дела обязан придерживаться независимой и беспристрастной позиции в отношении всех участников процесса.

пункт 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации";

статьи 21 - 26 АПК РФ, статьи 19 - 21 ГПК РФ, статьи 61, 62 КАС РФ;

статьи 2, 8, 9, пункт 3 статьи 14 Кодекса судейской этики

В случае возникновения конфликта интересов судья, участвующий в производстве по делу, обязан заявить самоотвод или поставить в известность участников процесса о сложившейся ситуации.

Судье не следует заниматься теми видами внесудебной деятельности и участвовать в тех публичных мероприятиях, которые создают препятствия судье для исполнения им своих профессиональных обязанностей, оказывают негативное влияние на независимость и беспристрастность судьи, приводят к частым заявлениям об отводе или самоотводе судьи либо выходят за рамки ограничений, установленных законодательством о статусе судей в Российской Федерации.

Если судья испытывает затруднения в определении того, будет ли его поведение в конкретной ситуации отправления правосудия либо во внесудебной деятельности соответствовать требованиям профессиональной этики и статусу судьи или если судья не уверен в том, как поступать в сложной этической ситуации, чтобы сохранить независимость и беспристрастность, он вправе обратиться с соответствующим запросом в Комиссию Совета судей Российской Федерации по этике за разъяснением, в котором ему не может быть отказано.

5. Уведомление о внепроцессуальных обращениях

Информация о внепроцессуальных обращениях, поступивших судье по делам, находящимся в его производстве, либо председателю суда, его заместителю, председателю судебного состава или председателю судебной коллегии по делам, находящимся в производстве суда, подлежит преданию гласности и доведению до сведения участников судебного разбирательства путем размещения данной информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Судья должен осуществлять судейские полномочия, исходя исключительно из оценки фактических и правовых обстоятельств дела, в соответствии с внутренним убеждением, уважая процессуальные права всех участвующих в деле лиц, независимо от какого-либо постороннего воздействия, давления, угроз или иного прямого или косвенного вмешательства в процесс рассмотрения дела, с какой бы стороны оно не оказывалось и какими бы мотивами и целями не было вызвано.

пункт 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации";

часть 2.1 статьи 5 АПК РФ, часть 4 статьи 8 ГПК РФ, статья 8.1 УПК РФ, часть 4 статьи 7 КАС РФ, 24.3.1 КоАП РФ);

статья 8 Кодекса судейской этики

О любых попытках воздействия на судью, прямого или косвенного давления на него с целью повлиять на выносимое решение судье следует поставить в известность председателя суда, судейское сообщество, а также правоохранительные органы.

Судье следует проинформировать лиц, участвующих в деле, о любых устных либо письменных обращениях непроцессуального характера, поступивших к нему в связи с рассмотрением конкретного дела, а также о наличии обстоятельств, могущих поставить его в ситуацию конфликта интересов.

Справочно: порядок размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации о внепроцессуальных обращениях устанавливается Верховным Судом Российской Федерации и Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.

6. Получение подарков, услуг, наград и иных благ

Судья не вправе получать в связи с осуществлением полномочий судьи не предусмотренные законодательством Российской Федерации вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) от физических и юридических лиц.

подпункт 10 пункта 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации"

Подарки, полученные судьей в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются федеральной собственностью или собственностью субъекта Российской Федерации и передаются судьей по акту в суд, в котором он занимает должность судьи, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Судья, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, со служебной командировкой и с другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Судья не должен использовать свое служебное положение для получения личных преимуществ в гражданско-правовых отношениях.

Судье не следует использовать свой статус при обращениях в различные государственные органы и органы местного самоуправления по личным вопросам; получать вознаграждение, связанное с выполнением обязанностей по осуществлению правосудия, из иных источников, кроме федерального бюджета, а в случаях, предусмотренных законом, - бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

пункты 2, 3 статьи 6, пункт 2 статьи 19 Кодекса судейской этики

Судье следует избегать заключения договоров, влекущих возникновение финансовых обязательств, с лицами, находящимися от него в служебной зависимости, а также с лицами, являющимися участниками судебных процессов по делам, находящимся в его производстве.

Судья не должен использовать свой статус в целях получения каких-либо благ, услуг, коммерческой или иной выгоды для себя, своих родственников, друзей, знакомых; требовать либо принимать не предусмотренные законодательством Российской Федерации льготы, выплаты и преимущества и обязан принять разумные меры к тому, чтобы указанные льготы, выплаты и преимущества не могли быть приняты членами его семьи, если это вызвано действиями, которые судья совершил или намеревается совершить, либо бездействием судьи в связи с исполнением им своих должностных обязанностей.

Судья может инвестировать средства и распоряжаться своим имуществом, включая недвижимость, а также извлекать прибыль из других источников, например, от сдачи недвижимости в аренду, если только эта деятельность не предполагает использование судейского статуса.

Судья не вправе принимать без разрешения соответствующей квалификационной коллегии судей почетные и специальные (за исключением научных и спортивных) звания, награды и иные знаки отличия иностранных государств, политических партий, иных общественных объединений и других организаций.

Данное ограничение не распространяется на судей в отставке.

подпункт 11 пункта 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации";

статья 24.1 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей

Справочно: Советом судей Российской Федерации дан ряд разъяснений по вопросам применения подпункта 11 пункта 3 статьи 3 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" (заключения Комиссии Совета судей Российской Федерации по этике от 01.12.2010 N С/КЭ-З, от 11.02.2014 (в части возможности принять медаль), от 25.05.2011 N С/КЭ-4).

Судья, получивший звание, награду либо уведомленный иностранным государством, международной организацией, политической партией, иным общественным объединением или другой организацией о предстоящем их получении, в течение трех рабочих дней направляет в соответствующую квалификационную коллегию судей ходатайство по утвержденной Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации форме.

К ходатайству прилагаются: копия нормативного акта об учреждении звания, награды, копии документов, свидетельствующих о награждении, присвоении звания.

В случае если судья получил звание, награду во время служебной командировки, отпуска, болезни, срок направления ходатайства исчисляется со дня возвращения из служебной командировки, выхода на работу.

Судья не вправе выезжать в служебные командировки за пределы территории России за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством, международными договорами, договоренностями высших судов.

Данное ограничение не распространяется на судей в отставке.

подпункт 12 пункта 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации"

7. Выполнение иной работы

Судья не вправе:

заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе принимать участие в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы;

заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать исполнению обязанностей судьи и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласия председателя соответствующего суда (для мировых судей - председателя соответствующего районного суда, для председателей судов - президиумов соответствующих судов, а в случае отсутствия таких президиумов - президиумов вышестоящих судов);

быть поверенным или представителем (кроме случаев законного представительства) по делам физических или юридических лиц.

На протяжении всего срока пребывания в должности судья не должен осуществлять никакой деятельности, которая могла бы поставить под сомнение его независимость и беспристрастность и привести к конфликту интересов.

Судья не должен консультировать некоммерческие организации, членом которых он является при соблюдении предусмотренных законом ограничений, оказывать им юридическую помощь по вопросам, которые могут стать предметом судебного разбирательства.

Запрет на замещение иной государственной должности, должности государственной службы, муниципальной должности, должности муниципальной службы, быть третейским судьей, арбитром не распространяется на судей в отставке независимо от возраста и судейского стажа. При этом судьи в отставке не вправе занимать должности прокурора, следователя и дознавателя, заниматься адвокатской и нотариальной деятельностью.

пункты 3, 4 статьи 3 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации";

статьи 5, 14, 17, 19, 20 Кодекса судейской этики

Судья должен исходить из того, что деятельность по отправлению правосудия является для него приоритетной по отношению к любой другой деятельности, которую он вправе осуществлять в соответствии с законодательством о статусе судей.

Педагогическая, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации или договоренностями на взаимной основе.

Судья вправе получать вознаграждение и возмещение расходов за осуществление внесудебной деятельности, когда это не противоречит законодательству о статусе судей в Российской Федерации и если источник этих платежей не создает видимости влияния на исполнение судьей своих профессиональных обязанностей, а размер вознаграждения судьи сопоставим с размером вознаграждения, получаемого за аналогичную деятельность другими лицами, и не превышает разумных пределов, в частности не превышает размеров денежного вознаграждения, получаемого судьей за осуществление своей профессиональной деятельности.

Судье следует воздерживаться от деятельности, предполагающей частые сделки, длительные деловые отношения с лицами, которые являются сторонами или представителями по делам, находящимся в производстве суда, где данный судья состоит в должности.

Судье не следует заниматься теми видами внесудебной деятельности и участвовать в тех публичных мероприятиях, которые создают препятствия судье для исполнения им своих профессиональных обязанностей, оказывают негативное влияние на независимость и беспристрастность судьи, приводят к частым заявлениям об отводе или самоотводе судьи либо выходят за рамки ограничений, установленных законодательством о статусе судей в Российской Федерации.

8. Родственные связи

Кандидатом на должность судьи не может быть лицо, состоящее в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя того же суда.

абзац второй пункта 8 статьи 5 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации"

Претендент указывает в анкете сведения о месте работы своих близких родственников и свойственников. Представленные сведения изучаются на предмет наличия возможного конфликта интересов и препятствий к назначению на должность судьи.

Судья не вправе замещать должность судьи, если оказывается состоящим в близком родстве или свойстве с председателем или заместителем председателя того же суда.

подпункт 11 пункта 1 статьи 14, пункт 6 статьи 19 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации"

Если судья оказывается состоящим в близком родстве или свойстве с председателем или заместителем председателя того же суда, судья может быть с его согласия переведен в другой суд. Отказ судьи от перевода в другой суд является основанием для досрочного прекращения полномочий судьи.

Председатель суда не вправе допускать ситуации, когда его близкий родственник или свойственник является гражданским служащим в том же суде, находится в непосредственной подчиненности или подконтрольности председателю суда.

пункт 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации";

пункт 6 статьи 12 Кодекса судейской этики

Председатель суда должен добросовестно использовать свое право решать кадровые вопросы, избегая необоснованных назначений, покровительства, семейственности.

Судья может являться исполнителем завещания или иным доверенным лицом только в отношении имущества или личности члена семьи судьи.

статья 20 Кодекса судейской этики

При осуществлении полномочий доверенного лица судья должен действовать в рамках тех же ограничений, которые распространяются на его деятельность в таком качестве от своего имени.

9. Использование информации и государственного имущества

Судья не вправе разглашать или использовать в целях, не связанных с осуществлением полномочий судьи, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к информации ограниченного доступа, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с осуществлением полномочий судьи.

подпункт 10 пункта 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации";

пункт 6 статьи 11 Кодекса судейской этики

Судья не вправе разглашать информацию, полученную при исполнении своих обязанностей. Конфиденциальная информация, ставшая известной судье в силу его должностного положения, не может быть использована им или раскрыта кому-либо в целях, не связанных с исполнением обязанностей судьи.

При освещении судебной деятельности в средствах массовой информации судья должен проявлять осмотрительность, не делать комментариев по существу дел, по которым не принято окончательных судебных актов.

пункт 3 статьи 13 Кодекса судейской этики

Судья вправе давать информацию о процессуальных стадиях рассмотрения дела. По рассмотренному делу судья вправе в устной или письменной форме разъяснить принятый судебный акт.

Судья не вправе использовать в целях, не связанных с осуществлением полномочий судьи, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные для служебной деятельности.

подпункт 8 пункта 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации".

Приложение 2

к Методическим рекомендациям

по реализации квалификационными

коллегиями судей норм

законодательства Российской Федерации

о противодействии коррупции

(утв. решением Высшей квалификационной

коллегии судей Российской Федерации

от 26 января 2017 г.)

СЛУЧАИ

НЕСОБЛЮДЕНИЯ СУДЬЯМИ ТРЕБОВАНИЙ АНТИКОРРУПЦИОННОГО

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПО КОТОРЫМ КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ КОЛЛЕГИИ

СУДЕЙ ПРИНИМАЛИ РЕШЕНИЯ О НАЛОЖЕНИИ ДИСЦИПЛИНАРНОГО

ВЗЫСКАНИЯ В ВИДЕ ЗАМЕЧАНИЯ

1. Председателем суда допущена ситуация, когда в аппарате суда работали его родной брат с супругой.

2. Судьей в целях, не связанных с осуществлением полномочий судьи, использован свой статус и служебный бланк при обращении в государственный орган для получения и в последующем передачи персональных данных третьим лицам (брату и его представителю для составления искового заявления).

3. Судьей в сведениях о доходах, расходах, об имуществе, принадлежащем на праве собственности, и обязательствах имущественного характера не указан доход, полученный от реализации транспортного средства.

4. Судьей в сведениях о доходах, расходах, об имуществе, принадлежащем на праве собственности, и обязательствах имущественного характера не указан находящийся в собственности его супруги земельный участок. При этом у супруги отсутствовали документы о регистрации права собственности на данный земельный участок.

5. Судьей не указан объект недвижимого имущества (квартира), находящийся в его пользовании.

6. Судьей несвоевременно представлены сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. При этом учтены сведения о нахождении судьи в отпуске по уходу за ребенком и направлении указанных сведений в суд по почте до истечения установленного законом срока для их представления.

7. Судьей не представлены сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении своих несовершеннолетних детей в связи с раздельным проживанием и отказом их матери предоставить указанные сведения. При этом судья не обратился в установленном порядке с заявлением о невозможности по объективным причинам представить эти сведения.

Приложение 3

к Методическим рекомендациям

по реализации квалификационными

коллегиями судей норм

законодательства Российской Федерации

о противодействии коррупции

(утв. решением Высшей квалификационной

коллегии судей Российской Федерации

от 26 января 2017 г.)

СЛУЧАИ

НЕСОБЛЮДЕНИЯ СУДЬЯМИ ТРЕБОВАНИЙ АНТИКОРРУПЦИОННОГО

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПО КОТОРЫМ КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ КОЛЛЕГИИ

СУДЕЙ ПРИНИМАЛИ РЕШЕНИЯ О НАЛОЖЕНИИ ДИСЦИПЛИНАРНОГО

ВЗЫСКАНИЯ В ВИДЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

1. Судьей принято к своему производству исковое заявление лица, являющегося ее супругом, возбуждено гражданское дело, проведена подготовка к судебному разбирательству и назначено судебное заседание (в дальнейшем дело передано другому судье).

2. Судьей рассмотрен ряд уголовных и гражданских дел с участием адвоката, являющегося его свойственником. При этом приговоры и решения, принятые по этим делам, оставлены вышестоящей инстанцией без изменения и не обжаловались по указанному основанию.

3. Судьей в сведениях о доходах, расходах, об имуществе, принадлежащем на праве собственности, и обязательствах имущественного характера не указаны сведения о счетах супруга в банках, расположенных на территории Российской Федерации. Согласно пояснениям судьи муж не сообщил ей о наличии у него указанных счетов.

4. Судья при рассмотрении уголовного дела допустил внепроцессуальное общение с потерпевшим и его представителем, в ходе которого высказал оценку представленным доказательствам и мнение о сути предполагаемого решения по делу, убеждая при этом потерпевшего и его представителя заранее согласиться с этим решением.

5. Судьей не отражен доход, полученный им от продажи транспортных средств, не представлены данные о том, что его родственники занимаются предпринимательской деятельностью.

6. Судьей в сведениях о доходах, расходах, об имуществе, принадлежащем на праве собственности, и обязательствах имущественного характера не указана информация о том, что его несовершеннолетнему сыну на праве собственности принадлежит доля в праве собственности на домовладение.

7. Судья, супруга которого совершила административные правонарушения, зафиксированные путем фотофиксации, обратился с заявлениями об отмене соответствующих постановлений, сообщив, что он управлял автомобилем в моменты регистрации нарушений, является судьей и к нему должен применяться особый порядок привлечения к административной ответственности. Незаконное использование судьей своего статуса (гарантий неприкосновенности) не позволило правомочному органу принять в отношении правонарушителя соответствующее решение в предусмотренный законом срок.

8. Судьей от жилищной комиссии скрыты сведения о наличии в собственности жилья, исключающие законную возможность состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении своих жилищных условий.

Приложение 4

к Методическим рекомендациям

по реализации квалификационными

коллегиями судей норм

законодательства Российской Федерации

о противодействии коррупции

(утв. решением Высшей квалификационной

коллегии судей Российской Федерации

от 26 января 2017 г.)

СЛУЧАИ

НЕСОБЛЮДЕНИЯ СУДЬЯМИ ТРЕБОВАНИЙ АНТИКОРРУПЦИОННОГО

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПО КОТОРЫМ КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ КОЛЛЕГИИ

СУДЕЙ ПРИНИМАЛИ РЕШЕНИЯ О НАЛОЖЕНИИ ДИСЦИПЛИНАРНОГО

ВЗЫСКАНИЯ В ВИДЕ ДОСРОЧНОГО ПРЕКРАЩЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ СУДЬИ

1. Судьей на возмездной основе осуществлялась педагогическая деятельность на территории Российской Федерации, финансируемая за счет средств иностранной организации.

2. Судьей, председательствующим по уголовному делу, допущено внепроцессуальное общение с подсудимым (неоднократные телефонные разговоры для дальнейших личных встреч, в том числе и по месту жительства судьи, характер которых свидетельствует о наличии дружеских, доверительных отношений). При этом также учтено, что оправдательный приговор, вынесенный судьей, отменен, дело направлено на новое рассмотрение; ранее судьей допускались нарушения требований процессуального и материального законодательства, свидетельствующие о пренебрежительном отношении к исполнению обязанностей судьи, нежелании повышать свой профессиональный уровень.

3. Мировой судья, действуя по просьбе председателя районного суда и желая оказать ему помощь, чтобы заручиться поддержкой в карьерном продвижении, допустил внепроцессуальное обращение к другому мировому судье с просьбой возвратить в органы ГИБДД поступившие к нему материалы административного производства.

4. Судьей совершены действия с целью сокрытия факта посещения судебного участка ее знакомым (в дальнейшем ставшим ее супругом): изъята расписка указанного лица о получении судебного решения, даны указания секретарю судебного заседания об изменении нумерации листов дела.

5. Судьей проявлена заинтересованность в личном рассмотрении конкретного дела с нарушением установленного в суде порядка регистрации и распределения исковых заявлений. Принятое решение отменено вследствие грубого нарушения норм процессуального права.

6. Судьей, при наличии оснований для самоотвода, рассмотрено дело об административном правонарушении в отношении гражданина, являющего ее сожителем, принятое по делу постановление о назначении административного наказания не обращено к исполнению.

7. Судьей допущены грубые нарушения норм материального и процессуального права в связи с принятием к производству искового заявления своего знакомого адвоката, приняты меры по обеспечению иска и вынесено незаконное решение о признании права собственности на недвижимость в другом субъекте Российской Федерации.

Другие документы по теме
Ошибка на сайте