Информационное письмо Банка России от 23.10.2017 N ИН-01-59/50 О рекомендациях по обеспечению доступности услуг некредитных финансовых организаций для лиц с инвалидностью, маломобильных групп населения и пожилого населения

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 23 октября 2017 г. N ИН-01-59/50
О РЕКОМЕНДАЦИЯХ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДОСТУПНОСТИ УСЛУГ НЕКРЕДИТНЫХ ФИНАНСОВЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ ДЛЯ ЛИЦ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ, МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП
НАСЕЛЕНИЯ И ПОЖИЛОГО НАСЕЛЕНИЯ
В целях повышения доступности услуг некредитных финансовых организаций для лиц с инвалидностью, маломобильных групп населения и пожилого населения (далее при совместном упоминании - ЛСИ и МГН) Банк России в дополнение к письму от 29.07.2015 N 02-31-2/6553 "О создании безбарьерной среды для инвалидов" доводит до сведения некредитных финансовых организаций и саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка следующее.
Для целей настоящего информационного письма к лицам с инвалидностью относятся лица, имеющие нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приведшими к ограничению жизнедеятельности.
Под маломобильными группами населения <1> понимаются люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации или при ориентировании в пространстве.
--------------------------------
<1> СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 (утв. приказом Минстроя России от 14.11.2016 N 798/пр) (пункт 3.21) и Закон г. Москвы от 17.01.2001 N 3 (ред. от 16.12.2015) "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы" (статья 1).
Под пожилым населением <2> понимаются женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет.
--------------------------------
<2> Согласно терминам и определениям, представленным в "СП 35-106-2003. Расчет и размещение учреждений социального обслуживания пожилых людей" (одобрен и рекомендован к применению постановлением Госстроя России от 22.09.2003 N 166).
Проанализировав имеющийся опыт ряда некредитных финансовых организаций по обеспечению доступности их услуг для ЛСИ и МГН, Банк России рекомендует некредитным финансовым организациям:
1. При дистанционном обслуживании ЛСИ и МГН:
1.1. Адаптировать программы, предоставляемые некредитной финансовой организацией ЛСИ и МГН для дистанционного взаимодействия (далее - мобильные приложения), и официальные сайты некредитных финансовых организаций в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальные сайты) для удобства использования лицами с нарушениями зрения и слуха с учетом настоящих рекомендаций и стандартов <3>:
--------------------------------
<3> Международные рекомендации Web Content Accessibility (WCAG) 2.0; Section 508 Amendment to the U.S. Rehabilitation Act Standards for Web-based content (§ 1194.24); "ГОСТ Р 52872-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению" (введен в действие приказом Росстандарта от 29.11.2012 N 1789-ст).
обеспечить возможность использования мобильных приложений и официальных сайтов совместно с программами экранного доступа, считывающими информацию с экрана компьютера или мобильного устройства и облегчающими работу ЛСИ и МГН с мобильными приложениями, а также с программами, преобразующими текстовую информацию в устную речь с четким, понятным, разборчивым звучанием, для лиц с нарушениями зрения;
дополнить аудиоканалы взаимодействия с клиентами текстовыми и графическими интерфейсами, например, при помощи внедрения технологии чата, видеозвонка и предоставления услуги сурдоперевода для лиц с нарушениями слуха;
обеспечить краткие текстовые формулировки, а также в случае необходимости доведения до сведения пользователя большого объема информации наличие нетекстовых сопроводительных элементов в виде простых и облегчающих восприятие изображений, схем, диаграмм и так далее для лиц с нарушениями ментального характера;
при разработке приложения избегать использования мерцающих элементов;
проводить тестирование официальных сайтов и мобильных приложений в отношении возможности взаимодействия с наиболее распространенными программами для адаптивных решений.
Доступность мобильных приложений для пользователей с сенсорными нарушениями (нарушения слуха и (или) зрения) обеспечивается предоставлением им той же информации и тех же функциональных возможностей, которые предоставляются пользователям без сенсорных нарушений. Для достижения указанной цели при программировании мобильных приложений рекомендуется учитывать следующее:
любой элемент интерфейса, визуально доступный и представляющий собой ценность для ЛСИ и МГН, на уровне кода должен сопровождаться аннотацией на русском языке;
каждый элемент интерфейса, требующий совершения каких-либо действий от ЛСИ и МГН, на уровне кода должен содержать указание на тип элемента, например: "заголовок", "кнопка", "поле" и так далее;
все элементы интерфейса на уровне кода должны располагаться в строгой логической последовательности для ЛСИ и МГН, являющихся пользователями программ экранного доступа, для верного восприятия предоставляемой им информации.
1.2. При заключении (изменении) договоров об оказании финансовой услуги с ЛСИ и МГН, подготовке ответов на их обращения использовать версии ответа в виде документа в формате Word для слабовидящих.
1.3. При заключении (изменении) договоров об оказании финансовой услуги предусмотреть возможность выезда работника некредитной финансовой организации по адресу места жительства ЛСИ и МГН или места, определенного ЛСИ и МГН в качестве наиболее удобного для обслуживания.
2. При обслуживании ЛСИ и МГН в офисах некредитных финансовых организаций:
оборудовать офисы некредитных финансовых организаций средствами для облегчения доступа ЛСИ и МГН (пандусами, при нахождении офиса в отдельно стоящих зданиях/сооружениях, антискользящими покрытиями, поручнями лестничных пролетов, кнопками вызова персонала некредитной финансовой организации для сопровождения указанных лиц);
назначить лицо из числа руководителей подразделения некредитной финансовой организации, ответственное за реализацию мер по повышению доступности услуг некредитных финансовых организаций ЛСИ и МГН;
обеспечить наличие контрастных маркировок, тактильных наземных указателей, звуковой информации в залах обслуживания, специальных панелей для получения талона электронной очереди, звуковых пультов у входа в офис (позволяет информировать о посещении офиса человеком, нуждающимся в поддержке) для лиц с нарушением зрения, маломобильных граждан;
с целью обслуживания лиц с нарушением слуха обеспечить наличие устройств, усиливающих звук, а также коммуникационных устройств, позволяющих вводить информацию с использованием клавиатуры для общения со специалистами некредитной финансовой организации;
обеспечить доступность информации об услугах, образцах заявлений и иной информации для ознакомления, в том числе при необходимости, за счет полного и точного доведения содержания документов работниками некредитной финансовой организации;
обеспечить для ЛСИ и МГН при необходимости возможность подписи документов при помощи факсимиле, электронной подписи или доверенным лицом;
обеспечить для ЛСИ и МГН допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика при заключении (изменении) договоров об оказании финансовой услуги в офисе некредитной финансовой организации в случае, если лицо с инвалидностью посещает офис финансовой организации в сопровождении сурдопереводчика или тифлосурдопереводчика;
информировать об адаптации офисов под потребности ЛСИ и МГН, например, путем размещения специальных логотипов при входе в офис, в информационных буклетах, а также размещать информацию об офисах, адаптированных для обслуживания лиц с ограничениями, на официальных сайтах организаций.
3. При проведении работы по повышению квалификации работников некредитной финансовой организации:
3.1. В программу обучения работников, обслуживающих клиентов некредитной финансовой организации - физических лиц, включать темы, предусматривающие изучение приемов общения с ЛСИ и МГН, а также правила оказания помощи при преодолении ими барьеров, мешающих получению услуг наравне с другими лицами, в том числе правила работы с сопровождающими указанных граждан лицами.
Также рекомендуется включить в программу обучения указанных работников изучение пунктов 5.11 и 6 письма Федеральной нотариальной палаты от 22.07.2016 N 2668/03-16-3 "О Методических рекомендациях по удостоверению доверенностей" (вместе с "Методическими рекомендациями по удостоверению доверенностей", утвержденными решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 18.07.2016, протокол N 07/16) - при отсутствии возможности клиентом самостоятельно поставить подпись вследствие полученных травм, заболеваний и их последствий, иного медицинского состояния и возрастных особенностей, статьи 14.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" - в случае подписи документов при помощи факсимиле инвалидами по зрению.
3.2. В программу обучения кассиров, осуществляющих кассовые операции с инвалидами по зрению, и работников, присутствующих при проведении указанных операций, включать темы, предполагающие изучение законодательства Российской Федерации в части регулирования использования инвалидами по зрению факсимильного воспроизведения собственноручной подписи при осуществлении кассовых операций, в том числе положений статьи 14.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статьи 84.1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1, приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24.11.2010 N 1031н "О формах справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и порядке их составления".
4. Учесть содержащиеся в настоящем письме рекомендации при разработке соответствующих должностных инструкций для работников, осуществляющих непосредственное взаимодействие с клиентами, являющимися ЛСИ и МГН.
5. Разработать внутренние регламенты (правила, положения) обеспечения доступности для ЛСИ и МГН объектов и услуг некредитной финансовой организации, адаптации каналов обслуживания, продуктов и сервисов.
Информация, изложенная в настоящем письме, носит рекомендательный характер.
Настоящее информационное письмо подлежит опубликованию в "Вестнике Банка России" и размещению на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Э.С.НАБИУЛЛИНА

Еще документы:

"Об обновленном руководстве БКБН "Эффективное управление рисками отмывания денег и финансирования терроризма"
"Об особенностях применения абзаца шестого пункта 5.6 Инструкции Банка России N 180-И"
"О порядке передачи обязательств в перестрахование АО РНПК"
"О методологии кредитного рейтингового агентства"