Перейти на мобильную версию
Помогаем преодолевать трудности

Авторская колонка "Записки об учётной политике"

В данной колонке автор вместе с вами порассуждает об учётной политике организации - что это, для чего она нужна, как НАДО и как НЕ НАДО её составлять, что в неё нужно включать, как выбрать правильный вариант для вашей организации... и многое другое, связанное с проблематикой формирования учётной политики.
Учёт расходов, уменьшающих облагаемую базу по налогу на прибыль
Амортизация имущества (часть 3)

Теперь обратимся к выбору способа начисления амортизации. Этот момент мы уже обсуждали при рассмотрении ПБУ 6/01.

Учёт расходов, уменьшающих облагаемую базу по налогу на прибыль
Амортизация имущества (часть 2)

С подходом к выбору одного из способов определения сроков полезного использования мы определились. И тут перед нами вырастает ещё один вопрос – а какой срок выбрать лучше? У нас же, как мы помним, существует «вилка» между минимальным и максимальным сроком по амортизационной группе. Как поступить? Хотите растянуть во времени или, наоборот, списать побыстрее? Вот тут и вступает в свои права налоговое планирование.

Учёт расходов, уменьшающих облагаемую базу по налогу на прибыль
Амортизация имущества (часть 1)

Теперь поговорим о расходах. Что можно по их поводу сказать? Ну, первое и самое главное – структура расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль, та же, что и в бухгалтерском учёте. Ничего необычного нет – видим всё те же амортизацию, материальные расходы, расходы на оплату труда, прочие расходы (например, проценты за пользование заёмными средствами).

Общие положения о порядке формирования информации о доходах и расходах для целей налогового учёта по налогу на прибыль
(окончание)

И, наконец, перед тем, как всерьёз и надолго перейти к вопросам, связанным с налоговым учётом расходов, давайте ещё немного поговорим о доходах. Точнее говоря – о том, как их признавать для целей налогового учёта.

Общие положения о порядке формирования информации о доходах и расходах для целей налогового учёта по налогу на прибыль
(продолжение)

Следующий шаг после определения методики налогового учёта – это вопрос о том, каким образом следует формировать данные о доходах и расходах – по мере их признания таковыми вне зависимости от фактической оплаты (метод начисления) либо по факту поступления средств в кассу и на расчётные счета организации (кассовый метод).

Налог на прибыль

Общие положения о порядке формирования информации о доходах и расходах для целей налогового учёта по налогу на прибыль

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Поговорим немного и об этом налоге. Понятно, что вопросы, связанные с особенностями учёта НДПИ, касаются крайне узкой прослойки организаций (если брать в количественном выражении по отношению к общему числу коммерческих организаций в России). Но обойти данный налог всё-таки не хотелось бы. Ведь для того, чтобы правильно исчислять НДПИ, организациям, являющимся плательщиком указанного налога, необходимо указать в своей учётной политике несколько крайне существенных аспектов.

Налоговый учёт НДС
(продолжение)

Разделение вычетов по НДС при наличии облагаемого и необлагаемого оборота имеет особенности в части, касающейся приобретения основных средств и нематериальных активов, приобретаемых в первом или втором месяце квартала.

НДС

Итак, поговорим о раскрытии в учётной политике организации вопросов, связанных с НДС. Что у нас выходит на первый план? Правильно – способ оформления документов. В том смысле, что организация сама должна принимать решение, каким образом ей оформлять счета-фактуры и вести регистры учёта по НДС (книги покупок и продаж, а также журналы учёта полученных и выставленных счетов-фактур).

Учётная политика для целей налогообложения
Немного о налоговом учёте

Переходим к следующему этапу формирования учётной политики организации. Остались позади организационные вопросы, вопросы организации документооборота и внутреннего контроля – мы всё для себя определили. Закрепили порядок ведения бухгалтерского учёта и раскрытие на основании его данных информацию о фактах хозяйственной жизни в бухгалтерской отчётности… А теперь? А теперь на повестке дня налоговый учёт.

Раскрытие отдельных аспектов информации о деятельности организации в бухгалтерской отчётности
(продолжение)

В соответствии с пунктом 5 раздела I ПБУ 23/2011 при заполнении «Отчёта о движении денежных средств» в нём необходимо отражать движение не только денежных средств (по кассе, расчётным и валютным счетам), но и денежных эквивалентов, то есть высоколиквидных финансовых вложений, которые могут быть легко обращены в заранее известную сумму денежных средств и которые подвержены незначительному риску изменения стоимости, например, открытые в кредитных организациях депозиты до востребования.

Раскрытие отдельных аспектов информации о деятельности организации в бухгалтерской отчётности
(продолжение)

Дошли мы ещё до одного интересного момента, в бухгалтерском просторечии именуемом «сворачиванием оборотов».

Раскрытие отдельных аспектов информации о деятельности организации в бухгалтерской отчётности

Ну, вот, наконец-то мы добрались и до отчётности! Информация в регистрах бухгалтерского учёта сформирована в том порядке, который мы выбрали при составлении учётной политики.

Учёт оценочных резервов и обязательств (продолжение)

Что там дальше? Резерв по сомнительным долгам. Ух, как его бухгалтеры ненавидят!

Кассовые операции и расчёты с подотчётными лицами

Порядок учёта наличных денежных средств в настоящее время регламентирован «Положением о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации», утверждённым Банком России 12.10.2011 № 373-П.

Учёт готовой и отгруженной продукции (продолжение)

Произведённая продукция попадает в категорию готовой, которую тоже нужно как-то оценивать. Как именно? Да всё также – либо по плановой себестоимости, либо по фактической (согласно пункту 59 раздела III Положения № 34н). Кстати, выбор между плановой и фактической оценкой нужно также делать и для отгруженной, но ещё неоплаченной продукции (пункт 61 раздела III Положения № 34н).

Расходы будущих периодов, учёт готовой и отгруженной продукции, расходы на продажу

Вспомним о таком интересном учётном объекте, как расходы будущих периодов (РБП).

Учёт расходов по основной деятельности
(продолжение)

Разумеется, что ведение некоторых счетов по учёту расходов может быть необязательно уже по той причине, что у организации именно таких расходов может и не быть. Ну, скажем, предприятие не является производственным либо производство продукции не предусматривает изготовления промежуточных изделий. Само собой разумеется, что балансовый счёт 21 «Полуфабрикаты собственного производства» либо специальный субсчёт к балансовому счёту 20 для учёта полуфабрикатов такому предприятию открывать не надо. Аналогично и с общепроизводственными расходами.

Учёт расходов по основной деятельности

А теперь вдохнули поглубже… Открываем один из самых важных (если не самый важный) разделов бухгалтерского учёта – учёт расходов по основной деятельности. В принципе, к данному разделу мы уже подбирались, разбирая, в частности, учёт МПЗ и основных средств. Теперь займёмся расходами вплотную. Как таковыми.

Учёт доходов организации

Поговорим о доходах организации, а, точнее, о том, как их информацию об их учёте следует раскрывать в учётной политике. На первый взгляд кажется, что никак – есть ПБУ 9/99 «Доходы организации», в котором чётко расписано деление доходов на доходы от основной деятельности и прочие.

Петербургский правовой портал

PPT.RU - Власть. Право. Налоги. Бизнес


Вопрос юристу
Связь с редакцией
Tweet
Поделиться
+1
Like!
Класс
Свернуть
Наверх

Задайте вопрос юристу

Отвечают
живые люди
Вам не нужно оставлять телефон
Вы можете задать вопрос бесплатно

Опишите вашу проблему или вопрос

Выберите тип вопроса: