Перейти на мобильную версию
Помогаем преодолевать трудности

Что такое РСБУ и МСФО и какие между ними различия

Отправить на печать Распечатать
/ Источник: Петербургский правовой портал
Что такое РСБУ и МСФО и какие между ними различия

Смотрите также:

Язык бухгалтеров для обычного человека часто кажется почти иностранным. «Сальдо», «бульдо», «сторно», ПБУ и, наконец, даже МСФО и РСБУ. Что означают все эти термины, как их использовать на практике? Чтобы понять это все до конца, нужно принадлежать к бухгалтерскому сообществу. Но в этой статье мы все же постараемся разъяснить отличие МСФО от РСБУ, а также рассказать, для чего они вообще нужны.

Такие понятия, как:

  • Российские стандарты бухгалтерского учета (РСБУ);
  • Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО),

редко затрагивают одну и ту же компанию одновременно. Чаще всего бухгалтерам хватает национальных стандартов, которые Минфин предложил видеть в Положениях о бухгалтерском учете (ПБУ). Международные стандарты необходимы только тем организациям, которые имеют иностранные инвестиции, сами инвестируют в заграничный бизнес, представлены в других странах или реализуют свои акции на Московской и других биржах. Именно им нужно иметь возможность сформировать финансовую отчетность одновременно по РСБУ и МСФО. Ведь хотя Минфин и ввел международные стандарты в действие на территории России, Росстат и ФНС не примет отчетность, выполненную по МСФО, а инвесторы, в свою очередь, вряд ли захотят почитать отчет о финансовых результатах, составленный по нормам РСБУ. Дело в том, что прибыль по МСФО и РСБУ будет существенно различаться. Разберемся, почему так происходит.

РСБУ и МСФО: сходства и различия

Глобальные различия между международной и российской системами финансовой отчетности и бухучете заключаются в концепции составления документации. Хотя Минфин России и работает над их сближением, пока существенная разница сохраняется. Ведь у этих двух стандартов разные цели составления финансовой отчетности. Условно их можно обозначить так:

  • в МСФО — это демонстрация бухгалтерской и управленческой информации для кредиторов и инвесторов;
  • в РСБУ — это контроль уполномоченных надзорных органов за ведением учета и составлением документации.

Именно поэтому и подход, а также принципы составления отчетов различаются. В чем же заключается эта разница?

Кратко перечень основных различий этих двух систем выглядят так:

  1. Приоритет в МФСО экономического содержания над юридической документальной формой.
  2. Принципы соответствия доходов и расходов.
  3. Валюта отчетности и временная стоимость денежных средств.
  4. Консолидация отчетности.
  5. Учет обесценивания долгосрочных активов.
  6. Преобладание в МФСО профессионального мнения бухгалтера над первичным документом.
  7. Определение отчетного периода.
  8. Определение процентного дохода.
  9. Многокомпонентные соглашения и их содержание.
  10. Принципы определения налоговой базы.
  11. Принципы отчетности о движении денежных средств.

Сравнение международных и российских стандартов

Более детальное сравнение МСФО и РСБУ (таблица) выглядит так:

Принцип учета или отчетности Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) Российские стандарты бухгалтерского учета (РСБУ)
Цели сбора и систематизации информации Отчетность используется инвесторами и кредиторами для принятия инвестиционных решений. Отчетность необходима для предоставления информации контролирующим и налоговым органам.
Форма Операции отражаются в первую очередь с экономической стороны. Профессиональное суждение бухгалтера является определяющим. В РСБУ преобладает документальное оформление операций над их экономической оценкой.
Учет доходов и расходов В бухгалтерском учете по МСФО операции отражаются с соблюдением принципа соответствия доходов и расходов. В финансовых отчетах расходы указаны в отчете о совокупном доходе. Принцип соответствия доходов и расходов упоминается в ПБУ, но не используется на практике или нарушается. Также между этими принципами в РСБУ и международных стандартах есть существенные различия.
Отчетный период Финансовый год не привязан к календарному. Отчетный период может быть выбран компанией исходя из специфики работы и предпочтений инвесторов. Отчетный период установлен в рамках календарного года (с 1 января по 31 декабря).
Консолидация отчетности Доходы, расходы, имущество и обязательства учитываются как одно целое благодаря тому, что отчетность формируется по всей группе взаимозависимых компаний: по материнской и дочерним организациям вместе. Понятие консолидации отчетности в РСБУ размыто, каждая организация составляет свой баланс.
Определение налоговой базы Зависит от способа погашения балансовой стоимости активов, выбранного руководством компании. Налоговая база — это сумма дохода или расхода, облагаемая налогом на прибыль (НДФЛ и т. п.).
Валюта Отчетность составляется в той валюте, в которой организация получает выручку и производит расчеты (функциональная валюта). Отчетность можно составлять только в рублях.
Определение процентного дохода Применяется метод эффективной ставки процента. Ее расчет основан на денежных потоках, которые получит организация на протяжении периода действия договора. Если прогнозы меняются, то возможен ее перерасчет. Ставка процента устанавливается по договору. Понятие эффективной процентной ставки отсутствует.
Многокомпонентные соглашения В МСФО широко применяется принцип многокомпонентности. Ведь некоторые операции возможно верно оценить экономически, только разделив на компоненты. А другие операции можно учитывать только в блоке, если достичь нужного экономического эффекта можно только при их взаимодействии.

В РСБУ нет специальных норм, регулирующих многокомпонентные соглашения. Для каждой конкретной операции определяются критерии признания выручки.

Финансовые инструменты

В зависимости от сущности и ожидаемых денежных потоков производные финансовые инструменты классифицируются как:

  • капитал;
  • активы;
  • обязательства.

Все конвертируемые инструменты разделены на два компонента:

  • обязательства;
  • капитал.

Компонент «обязательства» подлежит учету по справедливой стоимости. Компонент «капитал» учитывается как остаточная стоимость без возможности переоценки.

Производные финансовые инструменты не выделяются как особый вид имущества и учитываются на забалансовых счетах. В балансе определяется итоговый расчет по операциям с ними. Для конвертируемых инструментов общие специальные правила отсутствуют. Они могут быть как капиталом (акции), так и и обязательством (облигации).

Классификация аренды Аренду в МСФО классифицируют по тому, как распределяются между арендатором и арендодателем риски и вознаграждения от владения активом. В РБСУ аренду классифицируют не как взаимоотношение сторон сделки, а как форму договора.
Справедливая стоимость активов Понятие «справедливая стоимость» часто применяется в МСФО при оценке стоимости активов. Это связано с тем, что главные пользователи финансовой отчетности хотят иметь информацию о текущей стоимости активов, обязательств и самой компании. При этом балансовая стоимость активов не может быть выше той суммы, которую возможно получить в текущий период времени от их продажи или использования. Это позволяет инвесторам делать объективные выводы о состоянии дел и принимать оперативные инвестиционные решения. Основные средства в процессе работы оценивают по исторической стоимости. Поэтому в отчетах РСБУ нередко происходит завышение балансовой стоимости основных средств и другого имущества в текущей экономической ситуации. Справочно в некоторых ПБУ используется понятие «текущая рыночная стоимость» активов организации.

Преимущества МСФО перед РСБУ в рыночных условиях

Таким образом мы видим, что сходств между этими стандартами на сегодняшний день действительно мало. А вот отличия МСФО от РСБУ (таблица) видны очень явно. В России к финансовой отчетности до сих пор сохраняется более формальный подход, основанный на множестве инструкций и правил, не дающих бухгалтеру проявлять гибкость в оценке происходящего в компании. Отчеты о финансовых результатах и движении денежных средств готовятся практически независимо друг от друга. Отдельно от них находится и сам баланс, показывающий всю финансовую картину. Его обычно компании составляют первым. Это связано с тем, что современная бухгалтерия мало реформировалась, по сравнению с недавним советским прошлым, основанном на монополии государства и плановой экономике.

В МСФО все три основные отчетные формы:

  • баланс;
  • отчет о движении денежных средств;
  • отчет о финансовых результатах;

составляются последовательно, и между ними существует прочная связь. Первым делом бухгалтер должен составить отчет о финансовых результатах и отразить в нем доходы и расходы от всех видов деятельности компании. Только после этого составляется отчет о движении денежных средств, задачей которого является распределение полученной прибыли на все неденежные статьи. Только на основе данных из первых двух отчетов составляется бухгалтерский баланс. Такой подход позволяет получить максимально полную и достоверную информацию о финансовом состоянии организации, что особенно важно для кредиторов и инвесторов.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Мы расскажем о последних новостях и публикациях. Читайте нас, где удобно. Будьте всегда в курсе главного!
icon-telegram-white Подписаться
e-mail рассылка
Подпишитесь на новости для бухгалтера!
Раз в неделю мы будем отправлять самые важные статьи вам на электронную почту
Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Для этого выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и исправим её.
Поделиться:

комментарии

Чтобы оставить комментарий нужно авторизоваться

Актуально на портале

Петербургский правовой портал

PPT.RU - Власть. Право. Налоги. Бизнес


Вопрос юристу
Связь с редакцией
Tweet
Поделиться
+1
Like!
Класс
Свернуть
Наверх

Правовой совет

Помощь опытных
юристов и адвокатов

Экспертный совет

Решение бухгалтерских и правовых
вопросов в профессиональном сообществе

Лучшие специалисты
Более одного ответа
Вы можете задать вопрос бесплатно

ЗАДАЙТЕ ВОПРОС здесь и сейчас